Программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
методическая разработка (4 класс)
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbo.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»
для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение
8 класс
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
1.2.Планируемые результаты освоения программы
1.3. Система оценки достижений планируемых результатов
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебно-тематический план
2.2.Календарно-тематическое планирование
2.3. Лист корректировки рабочей программы
2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы
2.5. Задачи индивидуальной работы
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
3.2. Условия реализации программы
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
3.4. Учебно-методический комплекс
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему миру, усвоении общепринятых норм поведения, в овладении навыками общения. Поэтому одним из важнейших принципов обучения детей с умственной отсталостью является принцип расширения социальных связей.
Данная программа направлена на формирование у детей определенных представлений о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей, правила поведения в социуме, а также формирование элементарных представлений о необходимости соблюдения правил гигиены для сохранения и укрепления здоровья. Актуальность программы связана с особенностями социальной адаптации умственно отсталых школьников, с поиском новых технологий воспитания и с профилактикой состояния физической, психической и социальной защищенности, а также с тем, что на протяжении всей жизни человек общается с другими людьми, является членом различных малых и больших социальных групп. Значимость этой сферы для человека существенна всегда.
Уроки по социально - бытовой ориентировке организуются в форме классных занятий и проходят в виде сюжетно - ролевых игр, бесед, практических работ. Именно при таком построении работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимает ведущее место в обучении детей с умеренной умственной отсталостью. Дети обучаются элементарным социально-бытовым умениям с помощью учителя, а затем и с элементами самостоятельности, используя определенный диапазон моделей коммуникативного общения. С младших лет обучения у детей с умеренной умственной отсталостью должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению путем развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми. Программа может помочь ребенку практически подготовиться к жизни и стать более самостоятельным.
Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 8 класса (обучающиеся с умеренной умственной отсталостью) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
3. Образовательная программа ГБОУ школы №
4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28.
5. Учебный план ГБОУ школы № на 2022-2023 уч. год.
6. Положение «О разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга»
Цель программы: освоение обучающимися системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
Задачи программы:
- Обучать элементарной системе информационно-бытовых знаний, обеспечивающих комфортное проживание обучающихся в обществе;
- Прививать социально-бытовые навыки и умения, операции, необходимые в течение времени, установленного определенным режимом жизнедеятельности; формировать умение планировать свою деятельность.
- Прививать невербальные и вербальные модели общения, необходимые в различных социально-бытовых ситуациях;
- Воспитывать у обучающихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
К концу учебного года у обучающихся могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:
- Иметь представление о себе как части семьи, о деятельности членов семьи, о своих посильных домашних обязанностях.
- Знать безопасный маршрут от дома до школы.
- Выполнять правила поведения в общественном транспорте, обращаться с просьбой к взрослым и сверстникам в общественных местах и пр.
- Различать и выбирать нужные продукты питания; выполнять уборку кухни, мыть посуду, иметь представление о периодичности уборки помещения.
- Иметь представление о специализированных магазинах: «Булочная», «Овощи и фрукты», «Одежда», «Обувь».
- Использовать в общении слова извинения и благодарности, соблюдать элементарные правила культуры поведения.
Система оценки достижений планируемых результатов
Система оценки достижений обучающихся индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и итоговый (в конце года).
В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон, любое из этих устройств должно иметь выход в интернет.
В этом случае для обучающихся готовятся задания с указанием контрольных сроков их выполнения, которые размещаются на официальном сайте ОУ в специальном разделе или высылаются доступными для обучающихся способами.
Для организации более эффективного обучения с применением дистанционных образовательных технологий можно использовать следующие образовательные ресурсы: «Учи.ру», «ЯКласс» «Яндекс.Учебник», «Лекториум» и др.
Информационно-коммуникационные средства, используемые в школе-интернате: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта, СМС-сообщения.
В обучении с применением дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:
· консультация;
· практическое занятие.
Использование технологий электронного обучения в образовательном процессе предполагает следующие виды учебной деятельности:
Вид учебной деятельности | Форма, режим | Этап изучения материала |
Установочные занятия | Очная, заочная, в индивидуальном или групповом режиме – в зависимости от особенностей и возможностей обучающихся (режим online или offline) | Перед началом обучения, перед началом курса, перед началом значимых объемных или сложных тем курса |
Самостоятельное изучение материала | Заочная, на основе рекомендованных информационных источников (режим online или offline) | Во время карантина или переноса учебных занятий |
Консультирование | Индивидуально или в группе, в режиме online или offline | В процессе изучения учебных курсов – по мере возникновения затруднений у обучающегося |
Контроль | Заочно (в режиме online или offline) | По завершении отдельных тем или курса в целом |
Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе.
Текущий контроль при организации освоения образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий может организовываться в следующих формах:
• выполнение практического задания (индивидуально или в группах);
• выполнение индивидуального или группового творческого задания
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Семья | 1.5 |
2 | Жилище | 1.5 |
3 | Одежда и обувь | 2 |
4 | Транспорт | 1 |
5 | Питание | 3,5 |
6 | Торговля | 2,5 |
7 | Культура поведения | 1,5 |
8 | Средства связи | 2 |
9 | Учреждения и организации | 0,5 |
10 | Экономика домашнего хозяйства | 1 |
Итого | 17 |
Содержание тем учебного курса
Семья
- Члены семьи и рассказы о них
- Помощь семье в выполнении бытовых действий
- Адрес проживания
Жилище
- Квартира, количество комнат
- Многоэтажный дом
- Уход за жилищем
- Посуда и уход за ней
Одежда и обувь
- Самостоятельный уход за одеждой (складывание, развешивание, выворачивание, очищение от загрязнений с помощью ролика)
- Выбор одежды по сезону и назначению
- Самостоятельный уход за обувью (очищение/защита с использованием губки)
- Выбор обуви по сезону и назначению
Транспорт
- Виды наземного транспорта, подземный транспорт
- Поведение в транспорте
- Виды оплаты за проезд: жетон, проездной билет, билет
Питание
- Режим питания
- Правила приема пищи
- Правила хранения продуктов
Торговля
- Продуктовый магазин
- Виды магазинов и отделов магазинов
- Правила поведения в магазине
- Оплата товара
Культура поведения
- Использование слов благодарности, умение обратиться с просьбой, извиниться.
- Воспитание опрятности: причесывание, использование косметических и гигиенических средств при необходимости (гигиеническая помада, дезодорант, влажные салфетки, платочки), уход за ногтями.
Средства связи
- Использование мобильного телефона по назначению
- Разговор по мобильному телефону, умение начать и завершить вызов
Учреждения и организации
- Детская поликлиника. Назначение, поведение в поликлинике.
2.2. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Коммуникативные навыки. Работа по социализации |
1 четверть | ||||
1 | 0,5 | 06.09 | Обращение, просьба. | Развивать умение взаимодействовать с другим человеком. Дать представление о правилах поведения |
2 | 0,5 | 13.09 | Слова благодарности | Развивать умение взаимодействовать с другим человеком. Дать представление о правилах поведения |
3 | 0,5 | 20.09 | Извинение. | Развивать умение взаимодействовать с другим человеком. Дать представление о правилах поведения |
4 | 0,5 | 27.09 | Правила приема пищи | Соблюдение правил поведения за столом, очередности блюд. |
5 | 0,5 | 04.10 | Мобильный телефон. | Использование по назначению. Умение начать вызов. |
6 | 0,5 | 11.10 | Личная гигиена | Элементарные правила ухода за собой. |
7 | 0,5 | 18.10 | Выбор одежды. | Умение выбрать одежду по сезону и назначению. |
8 | 0,5 | 25.10 | Уход за одеждой Итоговый урок | Умение пользоваться роликом для одежды, сложить, вывернуть вещи. Систематизация полученных знаний |
Итого: 4 часа | ||||
2 четверть | ||||
9 | 0,5 | 08.11 | Моя семья | |
10 | 0,5 | 15.11 | Мои домашние обязанности | |
11 | 0,5 | 22.11 | Посуда для приготовления пищи. | Формировать представление о назначении посуды. |
12 | 0,5 | 29.11 | Посуда для сервировки. | Формировать представление о назначении посуды. |
13 | 0,5 | 06.12 | Уход за посудой | Мытье посуды, хранение посуды. |
14 | 0,5 | 13.12 | Мобильный телефон | Использование по назначению. Умение начать вызов. |
15 | 0,5 | 20.12 | Моя квартира. | Название комнат, их назначение. Мебель |
16 | 0,5 | 27.12 | Итоговый урок | Систематизация полученных знаний |
Итого: 4 часа | ||||
3 четверть | ||||
17 | 0,5 | 10.01 | Режим питания. | Количество приемов пищи, соотнесение с частями суток. |
18 | 0,5 | 17.01 | Правила хранения продуктов | Хранение основных групп продуктов (молочные, мясные, хлебо-булочные изделия). |
19 | 0,5 | 24.01 | Виды магазинов. | Назначение, поведение в магазине, ориентировка. |
20 | 0,5 | 31.02 | Покупка товаров. Поведение в магазине. | Назначение, поведение в магазине, ориентировка. |
21 | 0,5 | 07.02 | Деньги. Оплата товаров | Назначение денег. |
22 | 0,5 | 14.02 | Банковская карта. Оплата товара. | Назначение банковской карты |
23 | 0,5 | 21.02 | Мой адрес | Отличать свой дом от других. Знать свой адрес. |
24 | 0,5 | 28.02 | Мобильный телефон. | Использование по назначению. Умение начать вызов. |
25 | 0,5 | 07.03 | Электроприборы. | . Виды приборов, их безопасное использование. |
26 | 0,5 | 14.03 | Режим дня | Соотнесение времени суток и режимных моментов |
27 | 0,5 | 21.03 | Итоговый урок. Повторение пройденного материала | Систематизация полученных знаений |
Итого: 5,5 часов | ||||
4 четверть | ||||
28 | 0,5 | 04.04 | Посещение поликлиники. | Правила поведения в поликлинике |
29 | 0,5 | 11.04 | Правила поведения в автомобиле | Спокойное поведение в автомобиле, необходимость использования ремней безопасности |
30 | 0,5 | 18.04 | Маршрут в школу. | Безопасный маршрут в школу, запоминание. |
31 | 0,5 | 25.04 | Выбор одежды по сезону. | Правильный выбор одежды по сезону и назначению, размеру. |
32 | 0,5 | 02.05 | Поведение на прогулке. | Спокойное и безопасное поведение на улице и в общественных местах. |
33 | 0,5 | 16.05 | Мобильный телефон | Использование по назначению. Умение начать вызов. |
34 | 0,5 | 23.05 | Хобби, увлечения. Итоговый урок | Систематизация полученных знаний |
Итого: 3,5 часа |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
На изучение «СБО» по учебному плану ГБОУ школы № в 8 классе отводится 0,5 часа в неделю.
Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю), с учетом календарного графика.
По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.
3.2. Условия реализации программы
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся.
Виды и формы организации учебного процесса
Для реализации программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; систематизации и обобщению изученного материала), нетрадиционные уроки (уроки-игры и т.д.)
Формы работы на уроке: фронтальная, с индивидуальным и дифференцированным подходом, групповая и индивидуальная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные, интеграционные.
3.3. Материально-техническое оснащение программы
Дидактические пособия
Демонстрационные:
Предметные и сюжетне картинки по темам, натуральне предметы, макеты, тематические игрушки, игры.
Раздаточные: игрушечные и настоящие предметы, тематически еигры, канцелярские принадлежности.
Оборудования для мультимедийных демонстраций:
Ноутбук, магнитофон.
Видеоматериалы и аудиоматериалы:
Презентации к урокам по разделам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"
Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс...
Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...
Программа по предмету "Окружающий природный мир", для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями, 2 вариант, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "РАзвитие речи и окружающий мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...