Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
методическая разработка (4 класс)
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЧЕЛОВЕК»
для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
5 класс
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения программы
- Система оценки достижений планируемых результатов
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебно-тематический план
- Календарно-тематическое планирование
- Лист корректировки рабочей программы
- Лист оценки выполнения рабочей программы
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Место предмета в учебном плане
- Условия реализации программы
- Материально-техническое оснащение образовательного процесса
- Учебно-методический комплекс
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» 5 класса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании:
1. закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.
3. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школа №
4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Учебного плана ГБОУ школа № на 2022 -2023 уч. год.
6. Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №
Формирование элементарных представлений о человеке является важным направлением работы в 5 классе.
Цель данной программы - повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
С учетом уровня психофизического развития обучающихся данного класса основными задачами являются:
Образовательные:
- формирование знаний, умений, навыков сопутствующих социальной адаптации;
- повышение адаптивных возможностей детей благодаря улучшению их социальной ориентировки;
- обогащение жизненного опыта детей путем организации предметно-практической и продуктивной деятельности.
Коррекционно-развивающие:
- развивать основные мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ и т.д.);
- формировать навыки группировки и классификации;
- развивать внимание, памяти, восприятия, мышления;
- формировать временные представления;
- развивать моторику рук, графомоторные навыки.
Воспитательные:
- вырабатывать положительную мотивацию, поддержку интереса к учению;
- формировать нравственную и волевую готовность к обучению в школе.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
- Ответ на прикосновения, тактильный контакт.
- Участие в процессе одевания-раздевания.
- Повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Достаточный уровень:
- Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);
- Умение назвать свое имя, фамилию, возраст;
- Умение назвать имена ближайших родственников (мамы, папы, сестры, брата, бабушки, дедушки и тд.)
- Знание частей тела, называние, показывание на игрушках/себе;
- Умение выполнять гигиенические процедуры;
- Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.
Формирование базовых учебных действий
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся 5 класса на уроках по предмету «Человек», обеспечивают успешное школьное обучение и положительное отношения к учебе в целом:
Личностные:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель - класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Регулятивные:
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
1.3. Система оценки достижений планируемых результатов
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоение программы по предмету «Человек» должны учитываться психофизические возможности детей с умственной отсталостью, ситуативность эмоциональных состояний.
Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка динамики образовательных достижений обучающихся.
Реализация учебной программы по предмету «Человек» обеспечивается через оснащение уроков необходимыми демонстрационными пособиями, наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон, любое из этих устройств должно иметь выход в интернет.
В этом случае для обучающихся готовятся задания с указанием контрольных сроков их выполнения, которые размещаются на официальном сайте ОУ в специальном разделе или высылаются доступными для обучающихся способами.
Для организации более эффективного обучения с применением дистанционных образовательных технологий можно использовать следующие образовательные ресурсы: «Учи.ру», «ЯКласс» «Яндекс.Учебник», «Лекториум» и др.
Информационно-коммуникационные средства, используемые в школе-интернате: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта, СМС-сообщения.
В обучении с применением дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:
· консультация;
· практическое занятие.
Использование технологий электронного обучения в образовательном процессе предполагает следующие виды учебной деятельности:
Вид учебной деятельности | Форма, режим | Этап изучения материала |
Установочные занятия | Очная, заочная, в индивидуальном или групповом режиме – в зависимости от особенностей и возможностей обучающихся (режим online или offline) | Перед началом обучения, перед началом курса, перед началом значимых объемных или сложных тем курса |
Самостоятельное изучение материала | Заочная, на основе рекомендованных информационных источников (режим online или offline) | Во время карантина или переноса учебных занятий |
Консультирование | Индивидуально или в группе, в режиме online или offline | В процессе изучения учебных курсов – по мере возникновения затруднений у обучающегося |
Контроль | Заочно (в режиме online или offline) | По завершении отдельных тем или курса в целом |
Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе.
Текущий контроль при организации освоения образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий может организовываться в следующих формах:
• выполнение практического задания (индивидуально или в группах);
• выполнение индивидуального или группового творческого задания
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
Содержание тем учебного курса предполагает работу по следующим разделам:
«Представления о себе», «Семья», «Я – ученик», «Самообслуживание» («Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи»).
Представления о себе.
Направлены на формирование представлений о своем теле, о своих двигательных возможностях, ощущениях, о своих потребностях.
Семья.
Направлена на формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Обучение правилам и нормам культуры поведения и общения в семье, умению понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Я – ученик.
Направлена на формирование представлений о школе, о правилах поведения, о взаимоотношениях с другими учениками.
Самообслуживание.
Включает задачи по формированию гигиенических навыков и умений при посещении санитарных помещений; обучение навыкам приема пищи и питья, использованию во время еды столовых приборов, пользованию салфеткой; формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Планируемые результаты |
1 четверть | ||||
1 | 1 | 05.09 | Школа. Класс | Учить ориентироваться в помещении класса. |
2 | 1 | 12.09 | Парта. Школьные пренадлежности Правила поведения на уроке. | Учить выкладывать учебные принадлежности по словесной инструкции. Учить выполнять словесные инструкции учителя. |
3 | 1 | 19.09 | Одежда для школы. Уход за одеждой. | Учить различать одежду по способу использования. Учить ухаживать за одеждой. |
4 | 1 | 26.09 | Обувь. Уход за обувью. | Учить различать обувь по способу использования. Учить ухаживать за обувью. |
5 | 1 | 03.10 | Магазин "Овощи-фрукты" | Учить различать овощи и фрукты, выбирать нужное, взвешивать на весах. |
6 | 1 | 10.10 | Охрана здоровья и безопасное поведение. Что делать, если ты упал, ударился. | Учить следовать словесной инструкции учителя. |
7 | 1 | 17.10 | Охрана здоровья и безопасное поведение. Мы идем на экскурсию. | Учить следовать словесной инструкции учителя. |
8 | 1 | 24.10 | Итоговый урок. | Учить обобщать знания, полученные за четверть. |
Итого: 8 часов | ||||
2 четверть | ||||
9 | 1 | 07.11 | Семья. Семейные роли (на основе сюжета одной из сказок «Три медведя», «Репка» и др.) | Учить называть (показывать) членов семьи. С помощью картинок и пиктограмм составлять предложения об их действиях. |
10 | 1 | 14.11 | Предметы ухода за одеждой. | Учить различать одежду по способу использования. Учить ухаживать за одеждой. |
11 | 1 | 28.11 | Тело человека. Руки. Лицо. | Учить показывать/называть на игрушках /на себе (других людях) части лица, Формировать представление о строении , учить название пальцев |
12 | 1 | 05.12 | Тактильное различение свойств предметов. Холодное – горячее.
| Учить различать температуру воды, медленно поворачивать кран, меняя температуру воды. |
13 | 1 | 12.12 | Охрана здоровья и безопасное поведение. Что делать, если ты обморозил лицо и руки. | Учить объяснять причину беспокойства. |
14 | 1 | 19.12 | Охрана здоровья и безопасное поведение. Что делать, если ты обжегся | Учить объяснять причину беспокойства. |
15 | 1 | 26.12 | Итоговый урок. | Учить обобщать знания, полученные за четверть. |
Итого: 7 часов | ||||
3 четверть | ||||
16 | 1 | 12.01 | Части тела человека: туловище. | Формировать представления о скелете и мышцах. |
17 | 1 | 19.01 | Правильная осанка – здоровая спина. Польза физических упражнений | Формировать представление о правильном положении спины. Формировать представление о пользе физических упражнений. |
18 | 1 | 26.01 | Семья. Семейные роли (на основе сюжета одной из сказок «Три медведя», «Репка» и др.) | Учить называть (показывать) членов семьи. С помощью картинок и пиктограмм составлять предложения об их действиях. |
19 | 1 | 02.02 | Мы в гостях. | Учить следовать правилам поведения. |
20 | 1 | 09.02 | Правила поведения за столом. | Учить правилам поведения за столом. |
21 | 1 | 16.02 | 23 февраля | Учить называть / находить особенности праздника. |
22 | 1 | 02.03 | 8 марта | Учить называть / находить особенности праздника. |
23 | 1 | 09.03 | Правильное питание | Учить выбирать/ показывать полезные продукты. |
24 | 1 | 16.03 | Что ты ешь | Учить называть\ показывать блюда для завтрака, обеда и ужина. |
25 | 1 | 23.03 | Итоговый урок | Учить обобщать знания, полученные за четверть. |
Итого: 10 часов | ||||
4 четверть | ||||
26 | 1 | 03.04 | Неделя детской книги. | Учить внимательно слушать, рассматривать картинки. |
27 | 1 | 10.04 | Части тела человека: ноги. Движения ног | Формировать представление о строении ноги. Учить повторять за учителем движения. |
28 | 1 | 17.04 | Польза физических упражнений. | Формировать представление о пользе физических упражнений. |
29 | 1 | 24.04 | 9 мая | Учить называть / находить особенности праздника. |
30 | 1 | 15.05 | Охрана здоровья и безопасное поведение. Что делать, если потерялся. Что делать, если укусила змея | Учить выполнять действия по алгоритму. Учить находить место укуса, показывать его взрослому |
31 | 1 | 22.05 | Мой друг. Совместная игра. Итоговый урок. | Учить приглашению детей для совместной игры, следовать правилам. Учить обобщать знания, полученные за четверть. |
Итого: 6 часов | ||||
Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Количество часов | Тема | Причина корректировки | Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение) | |
По плану | По факту | ||||||
Лист оценки выполнения рабочей программы
Предмет | Четвер ти | Кол-во часов по плану | Выполнение | Отстава ние | Причина отставания | Компенсирующие мероприятия |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Человек» по учебному плану ГБОУ школы № в 5 классе отводится 1 час в неделю.
Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 31 час в год (1 ч в неделю), с учетом календарного графика.
По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.
3.2. Условия реализации программы
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).
Формы работы на уроке: основные виды учебной деятельности в 5 классе: фронтальная, парная, групповая работа, индивидуальная работа, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.
3.3. Материально-техническое оснащение программы
Дидактические пособия:
Демонстрационные:
Раздаточные:
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Оборудования для мультимедийных демонстраций:
Компьютер.
Видеоматериалы и аудиоматериалы:
- Презентации к урокам по предмету «Человек» по разделам.
3.4. Учебно-методический комплекс
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб: ЦДК проф.Баряевой Л.Б., 2011.
- Кудрина С.В. Мир природы и человека: учебник для 1-го класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Кудрина С.В. Мир природы и человека: рабочая тетрадь для 1-го класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-889117-1486223257.jpg)
Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"
Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-889117-1486223257.jpg)
Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-889117-1486223257.jpg)
Программа по предмету "Окружающий природный мир", для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями, 2 вариант, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-889117-1486223257.jpg)
Программа по предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-889117-1486223257.jpg)
Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-889117-1486223257.jpg)
Программа по предмету "РАзвитие речи и окружающий мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-889117-1486223257.jpg)
Программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...