Программа по предмету "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
методическая разработка по обж (4 класс)
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzh.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение
8 класс
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
1.2.Планируемые результаты освоения программы
1.3. Система оценки достижений планируемых результатов
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебно-тематический план
2.2.Календарно-тематическое планирование
2.3. Лист корректировки рабочей программы
2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы
2.5. Задачи индивидуальной работы
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
3.2. Условия реализации программы
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
3.4. Учебно-методический комплекс
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
На уроках по предмету «Здоровье и ОБЖ» у обучающихся с умеренной умственной отсталостью формируются элементарные навыки самообслуживания с частичной помощью учителя, а затем и самостоятельно, культурно-гигиенические навыки, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Особое внимание также уделяется формированию навыков безопасного поведения дома, в школе, на улице, в общественных местах. Учитель обучает детей использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур (сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае затруднений).
Обучающиеся в доступной форме получают представления о том, что безопасность окружающего мира – необходимое условие существования каждого человека. Наряду с формированием представлений о собственной безопасности учащимся в доступной форме раскрываются основы безопасности окружающего мира природы.
Овладение обучающимися основами безопасности жизнедеятельности напрямую связано с формированием у них социальных представлений, а именно к ним относятся представления о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения у водоемов и во время пребывания в них. Для воспитания интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения с обучающимися организуются наблюдения, проводятся сюжетно-дидактические и сюжетно-деловые игры. Важной задачей учителя является формирование у обучающихся умений переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения (при активном участии учителя).
Программа может помочь ребенку практически подготовиться к жизни и стать более самостоятельным.
Рабочая программа по учебному предмету «Здоровье и ОБЖ» для 8 класса (учащиеся с умеренной умственной отсталостью) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
3. Образовательная программа ГБОУ школы №
4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28.
5. Учебный план ГБОУ школы № на 2022-2023 уч. год.
6. Положение «О разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга»
Цель программы: освоение обучающимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
Задачи программы:
- ознакомление обучающихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилам поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности;
- формирование речевой среды, речевой активности, интереса к предметному миру и человеку;
- формирование основы безопасности собственной жизнедеятельности;
- формирование навыков осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям;
- развитие интереса к изучению себя, своих физических возможностей;
- развитие умения элементарно описывать свое самочувствие, способности привлечь внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания;
- воспитание положительного настроя на выполнение элементарных гигиенических процедур, чувства радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
К концу учебного года у обучающихся могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:
- показывать и называть части тела, выделять части тела по названию;
- показывать и называть основные органы чувств: глаза, нос, рот, уши;
- ухаживать за собственным телом, волосами;
- пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи;
- соблюдать гигиену воздуха, проветривать помещение, производить его влажную уборку;
- показывать и называть предметы одежды, обуви, предметы ухода за ними (стиральный порошок, мыло, щетка, крем, утюг);
- пользоваться щеткой для одежды и обуви.
- пользоваться бытовой техникой и уборочным инвентарем;
- пользоваться простейшими замками.
Система оценки достижений планируемых результатов
Система оценки достижений обучающихся индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и итоговый (в конце года).
В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон, любое из этих устройств должно иметь выход в интернет.
В этом случае для обучающихся готовятся задания с указанием контрольных сроков их выполнения, которые размещаются на официальном сайте ОУ в специальном разделе или высылаются доступными для обучающихся способами.
Для организации более эффективного обучения с применением дистанционных образовательных технологий можно использовать следующие образовательные ресурсы: «Учи.ру», «ЯКласс» «Яндекс.Учебник», «Лекториум» и др.
Информационно-коммуникационные средства, используемые в школе-интернате: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта, СМС-сообщения.
В обучении с применением дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:
· консультация;
· практическое занятие.
Использование технологий электронного обучения в образовательном процессе предполагает следующие виды учебной деятельности:
Вид учебной деятельности | Форма, режим | Этап изучения материала |
Установочные занятия | Очная, заочная, в индивидуальном или групповом режиме – в зависимости от особенностей и возможностей обучающихся (режим online или offline) | Перед началом обучения, перед началом курса, перед началом значимых объемных или сложных тем курса |
Самостоятельное изучение материала | Заочная, на основе рекомендованных информационных источников (режим online или offline) | Во время карантина или переноса учебных занятий |
Консультирование | Индивидуально или в группе, в режиме online или offline | В процессе изучения учебных курсов – по мере возникновения затруднений у обучающегося |
Контроль | Заочно (в режиме online или offline) | По завершении отдельных тем или курса в целом |
Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе.
Текущий контроль при организации освоения образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий может организовываться в следующих формах:
• выполнение практического задания (индивидуально или в группах);
• выполнение индивидуального или группового творческого задания
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Уход за собой. | 7 |
2 | Питание. | 8 |
3 | Уход за жилищем. | 9 |
4 | Безопасность в доме и на улице. | 18 |
Итого | 33 |
Содержание тем учебного курса
Уход за собой
- Алгоритм последовательных действий во время посещения туалета. Последовательность действий при умывании, чистке зубов
- Чтение стихов и рассказов о перечисленных действиях.
- Рассматривание предметов личной гигиены.
- Узнавание, показ частей лица, соотнесение их с пиктограммами, картинками, фотографиями.
- Способы ухода за глазами.
- Чтение потешек, стихов об уходе за полостью рта, глазами.
Питание
Полезные продукты
- рассматривание иллюстраций с молочными продуктами.
- Чтение стихов и рассказов об их пользе для здоровья и о том, что можно из них приготовить. Выбор иллюстраций с изображением молочных продуктов из множества картинок. Обучение правилам приема пищи.
- Польза овощей, блюда из овощей, значение их для здоровья человека.
Уход за жилищем
- Рассматривание иллюстраций об уборке постели.
- Рассматривание картинок, на которых изображен уход за бельем (стирка, сушка, глажение). Практические действия по уходу за комнатными растениями.
- Обучение правильному применению инвентаря для полива и опрыскивания комнатных растений.
Безопасность в доме и на улице
- Рассматривание бытовых приборов: утюга, электрического чайника, пылесоса, правила пользования данными приборами.
- Соотнесение бытовых приборов, изображенных на предметных картинках, с сюжетными картинками.
- Обучение правилам хождения по лестнице. Название деталей лестницы(перила, ступени). Рассматривание дорожных знаков (светофор, дорожный переход), правила дорожного движения. Чтение стихотворений, рассказов, в которых говорится о причинах возникновения пожара и правилах соблюдения элементарной пожарной безопасности.
2.2. Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Кол-во | Дата | Тема | Отрабатываемые умения и навыки |
1 четверть | ||||
1 | 1 | 08.09 | Роль режимных моментов | Формирование представлений о необходимости режимных моментов. |
2 | 1 | 15.09 | Части тела человека и их функции. | Формирование представлений о частях тела. |
3 | 1 | 22.09 | Как правильно чистить зубы | Формирование правильного алгоритма чистки зубов |
4 | 1 | 29.09 | Голова: органы чувств и их функции. | Формирование представлений об органах чувств |
5 | 1 | 06.10 | Предметы личной гигиены | Формирование представлений о необходимости использования предметов личной гигиены |
6 | 1 | 13.10 | Уход за бельем | Формирование представлений о необходимости ухода за бельем |
7 | 1 | 20.10 | Чтение стихов, потешек о режимных моментах | Закрепление представлений о необходимости режимных моментов. |
8 | 1 | 27.10 | Итоговый урок | Систематизация полученных знаний |
Итого: 8 часов | ||||
2 четверть | ||||
9 | 1 | 10.11 | Полезные продукты. | Формирование знаний о полезных продуктах, необходимости употребления их в пищу. |
10 | 1 | 17.11 | Продукты питания по группам. | Формирование знаний о полезных продуктах, необходимости употребления их в пищу. |
11 | 1 | 24.11 | Безопасность в комнате | Формирование знаний техники безопасности , правил поведения дома. |
12 | 1 | 01.12 | Лифт. Назначение. Правила использования | Формирование знаний техники безопасности , правил поведения дома. |
13 | 1 | 08.12 | Уборка в доме. Бытовые приборы. | Правила использования пылесоса в быту. |
14 | 1 | 15.12 | Безопасное поведение в транспорте. | Формирование навыков безопасного поведения |
15 | 1 | 22.12 | Итоговый урок | Систематизация полученных знаний |
Итого: 7 часов | ||||
3 четверть | ||||
16 | 1 | 12.01 | Охрана здоровья и безопасное поведение в школе и классе. | Правила безопасности в школе. |
17 | 1 | 19.01 | Переход улицы по пешеходному переходу | Правила дорожного движения |
18 | 1 | 26.01 | Переход улицы по пешеходному переходу | Правила дорожного движения |
19 | 1 | 02.02 | Безопасное поведение дома | Формирование навыков безопасного поведения |
20 | 1 | 09.02 | Безопасное поведение дома | Формирование навыков безопасного поведения |
21 | 1 | 16.02 | Личная гигиена | Формирование представлений о необходимости использования предметов личной гигиены |
22 | 1 | 02.03 | Личная гигиена | Формирование представлений о необходимости использования предметов личной гигиены |
23 | 1 | 09.03 | Профилактика простудных заболеваний. | Представление о вирусах и микробах и мерах профилактики против них |
24 | 1 | 16.03 | Правила поведения на детской площадке | Формирование навыков безопасного поведения |
25 | 1 | 23.03 | Итоговый урок | Систематизация полученных знаний |
Итого: 10 часов | ||||
4 четверть | ||||
26 | 1 | 06.04 | Уход за комнатными растениями | Формирование знаний о бережном обращении с комнатными растениями |
27 | 1 | 13.04 | Овощи и фрукты – источник витаминов! | Формирование представлений о пользе овощей и фруктов. |
28 | 1 | 20.04 | Мытье овощей и фруктов. | Формирование представлений о необходимости мыть фрукты и овощи перед едой. |
29 | 1 | 27.04 | Чтение стихов, рассказов о пользе овощей и фруктов. | Закрепление знаний о пользе овощей и фруктов. |
30 | 1 | 04.05 | Окна и балконы – источник опасности. | Формирование навыков безопасного поведения. |
31 | 1 | 11.05 | Аптека. | Формирование представления о назначении аптеки |
32 | 1 | 18.05 | Безопасное поведение летом | Формирование навыков безопасного поведени |
1 | 25.05 | Итоговый урок | Систематизация полученных знаний | |
Итого: 8 часов |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Здоровье и ОБЖ» по учебному плану ГБОУ школы № в 8 классе отводится 1 час в неделю.
Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 33 часа в год (1 ч в неделю), с учетом календарного графика.
По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.
3.2. Условия реализации программы
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся.
Виды и формы организации учебного процесса
Для реализации программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; систематизации и обобщению изученного материала), нетрадиционные уроки (уроки-игры и т.д.)
Формы работы на уроке: фронтальная, с индивидуальным и дифференцированным подходом, групповая и индивидуальная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные, интеграционные.
3.3. Материально-техническое оснащение программы
Дидактические пособия
Демонстрационные:
Предметные и сюжетне картинки по темам, натуральные предметы, макеты, тематические игрушки, игры.
Раздаточные: игрушечные и настоящие предметы, тематические игры, канцелярские принадлежности.
Оборудования для мультимедийных демонстраций:
Компьютер, магнитофон.
Видеоматериалы и аудиоматериалы:
Презентации к урокам по разделам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"
Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс...
Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...
Программа по предмету "Окружающий природный мир", для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями, 2 вариант, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...