Программа по предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osm.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»
для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение
5 класс
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения программы
- Система оценки достижений планируемых результатов
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебно-тематический план
- Календарно-тематическое планирование
- Лист корректировки рабочей программы
- Лист оценки выполнения рабочей программы
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
3.2. Условия реализации программы
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
3.4. Учебно-методический комплекс
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» 5 класса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании:
1. закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.
3. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школа №
4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Учебного плана ГБОУ школа № на 2022 -2023 уч. год.
6. Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №
Формирование элементарных представлений об окружающем социальном мире является важным направлением работы 5 класса.
Цель данной программы - формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
С учетом уровня психофизического развития обучающихся данного класса основными задачами являются:
Образовательные:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);
- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы.
Коррекционно-развивающие:
- развивать основные мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ и т.д.); формировать навыки группировки и классификации;
- развивать внимание, памяти, восприятия, мышления;
- формировать временные представления;
- развивать моторику рук, графомоторные навыки.
Воспитательные:
- вырабатывать положительную мотивацию, поддержку интереса к учению;
- формировать нравственную и волевую готовность к обучению в школе.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
- -Умение ориентироваться в классе, в помещениях школы.
- -Соблюдение правил учебного поведения.
Достаточный уровень:
- Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей.
- -Ориентация в помещениях школы, в распорядке школьного дня.
- - Представления о профессиях людей.
- - Представления о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.).
- - Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.
- - Представление о дружеских взаимоотношениях.
- -Соблюдение правил учебного поведения.
- -Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.
- -Ориентация в помещениях своего дома.
- -Представление о типах домов (одноэтажные /многоэтажные, каменные/ деревянные).
- -Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон).
- -Представление об убранстве дома, о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).
Формирование базовых учебных действий
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся 5 класса на уроках окружающего социального мира, обеспечивают успешное школьное обучение и положительного отношения к учебе в целом:
Личностные:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель - класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Регулятивные:
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
1.3. Система оценки достижений планируемых результатов
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоение программы по окружающему социальному миру должны учитываться психофизические возможности детей с умственной отсталостью, ситуативность эмоциональных состояний.
Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка динамики образовательных достижений обучающихся.
Реализация учебной программы «Окружающий социальный мир» обеспечивается через оснащение уроков необходимыми демонстрационными пособиями, наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон, любое из этих устройств должно иметь выход в интернет.
В этом случае для обучающихся готовятся задания с указанием контрольных сроков их выполнения, которые размещаются на официальном сайте ОУ в специальном разделе или высылаются доступными для обучающихся способами.
Для организации более эффективного обучения с применением дистанционных образовательных технологий можно использовать следующие образовательные ресурсы: «Учи.ру», «ЯКласс» «Яндекс.Учебник», «Лекториум» и др.
Информационно-коммуникационные средства, используемые в школе-интернате: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта, СМС-сообщения.
В обучении с применением дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:
· консультация;
· практическое занятие.
Использование технологий электронного обучения в образовательном процессе предполагает следующие виды учебной деятельности:
Вид учебной деятельности | Форма, режим | Этап изучения материала |
Установочные занятия | Очная, заочная, в индивидуальном или групповом режиме – в зависимости от особенностей и возможностей обучающихся (режим online или offline) | Перед началом обучения, перед началом курса, перед началом значимых объемных или сложных тем курса |
Самостоятельное изучение материала | Заочная, на основе рекомендованных информационных источников (режим online или offline) | Во время карантина или переноса учебных занятий |
Консультирование | Индивидуально или в группе, в режиме online или offline | В процессе изучения учебных курсов – по мере возникновения затруднений у обучающегося |
Контроль | Заочно (в режиме online или offline) | По завершении отдельных тем или курса в целом |
Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе.
Текущий контроль при организации освоения образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий может организовываться в следующих формах:
• выполнение практического задания (индивидуально или в группах);
• выполнение индивидуального или группового творческого задания
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
Содержание тем учебного курса представлено следующими разделами «Моя школа», «Мой город», «Моя страна», «Мир людей».
Моя школа.
Ориентация в помещениях школы, в школьной территории; в распорядке школьного дня.
Представления о школьных принадлежностях.
Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о правилах учебного поведения.
Мой город.
Представление о районах, улицах, площадях, зданиях родного города. Ориентация в городе:
умение находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места.
Представление о правилах поведения в общественных местах.
Мир людей ("Техника и транспорт", "Профессии", "Строения", "Музыкальные инструменты", "Инструменты", "Мебель", "Посуда", "Одежда и обувь").
Представление о технике и транспорте. Соблюдение правил дорожного движения. Представление о профессиях людей.
Представление о типах домов. Ориентация в помещениях своего дома. Представление о местах общего пользования в доме. Представление о помещениях квартиры. Представление о территории двора. Ориентация во дворе. Представления о предметах, изготовленных человеком.
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Планируемые результаты |
1 четверть | ||||
1 | 1 | 08.09 | Здравствуй, школа! Моя школа. | Учить подходить к другому человеку, протягивать ему руку и повторять / проговаривать приветствие. Учить узнавать / называть помещения школы. |
2 | 1 | 15.09 | Правила поведения в столовой. | Учить следовать словесным инструкциям учителя. |
3 | 1 | 22.09 | Правила поведения на лестнице. | Учить следовать словесным инструкциям учителя. |
4 | 1 | 29.09 | Правила поведения в раздевалке. | Учить следовать словесным инструкциям учителя. |
5 | 1 | 06.10 | Правила поведения в туалете. | Учить следовать словесным инструкциям учителя. |
6 | 1 | 13.10 | Правила поведения на уроке музыки. | Учить следовать словесным инструкциям учителя. |
7 | 1 | 20.10 | Правила поведения в спортивном зале. | Учить следовать словесным инструкциям учителя. |
8 | 1 | 27.10 | Итоговый урок | Учить обобщать знания, полученные за четверть. |
Итого: 8 часов | ||||
2 четверть | ||||
9 | 1 | 10.11 | Мой класс. Дружба в классе | Учить подходить к другому ученику, протягивать ему руку и повторять / проговаривать приветствие, предлагать совместную игру |
10 | 1 | 17.11 | Дома | Формировать представление о том, что любое здание-дом, показывать/называть дома на картинке |
11 | 1 | 24.11 | Мой адрес | Учить находить свой дом среди фотографий других домов, называть свой адрес. |
12 | 1 | 01.12 | Правила дорожной безопасности. Дорога в школу | Учить различать части дороги, знаки, регулирующие движение. Учить следовать с родителями от остановки до школы безопасным маршрутом. |
13 | 1 | 08.12 | Правила поведения в транспорте | Учить различать части дороги, знаки, регулирующие движение. |
14 | 1 | 15.12 | Новый год | Учить называть / находить особенности праздника. |
15 | 1 | 22.12 | Итоговый урок | Учить обобщать знания, полученные за четверть. |
Итого: 7 часов | ||||
3 четверть | ||||
16 | 1 | 12.01 | Мой дом. | Учить находить свой дом среди фотографий других домов, называть этаж и номер квартиры. |
17 | 1 | 19.01 | Прихожая | Учить называть/ показывать части своей квартиры |
18 | 1 | 26.01 | Одежда и обувь | Учить называть/ показывать мебель для хранения одежды и обуви в прихожей. |
19 | 1 | 02.02 | Комната. Мебель. | Учить называть/ показывать мебель и ее назначение. |
20 | 1 | 09.02 | Моя семья | Учить узнавать/ называть членов семьи. |
21 | 1 | 16.02 | День защитника Отечества | Учить называть / находить особенности праздника. |
22 | 1 | 02.03 | Праздник 8 марта | Учить называть / находить особенности праздника. |
23 | 1 | 09.03 | День Рождения | Учить называть / находить особенности праздника. |
24 | 1 | 16.03 | Ванная комната. Водные процедуры | Учить называть/ показывать части своей квартиры. Учить следовать алгоритму при выполнении гигиенических процедур. |
25 | 1 | 23.03 | Итоговый урок | Учить обобщать знания, полученные за четверть. |
Итого: 10 часов | ||||
4 четверть | ||||
26 | 1 | 06.04 | Режим дня | Учить различать части суток, называть/показывать действия, характерные для каждой части суток |
27 | 1 | 13.04 | День космонавтики | Учить называть / находить особенности праздника. |
28 | 1 | 20.04 | Кухня | Учить называть/ показывать части своей квартиры. |
29 | 1 | 27.04 | Посуда | Учить называть/ различать посуду на кухне, ее назначение. |
30 | 1 | 04.05 | Поведение за столом. Безопасное поведение на кухне. | Учить следовать словесным инструкциям учителя / взрослого |
31 | 1 | 11.05 | День Победы | Учить называть / находить особенности праздника. |
32 | 1 | 18.05 | Прием пищи | Учить следовать словесным инструкциям учителя / взрослого |
33 | 1 | 25.05 | Лето. Правила поведения в лесу. Итоговый урок | Учить различать времена года, запоминать правила поведения в лесу. Учить обобщать знания, полученные за четверть. |
Итого: 8 часов |
Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Количество часов | Тема | Причина корректировки | Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение) | |
По плану | По факту | ||||||
2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы
Предмет | Четвер ти | Кол-во часов по плану | Выполнение | Отставание | Причина отставания | Компенсирующие мероприятия |
Окружающий социальный мир | 1 | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
На изучение «Окружающий социальный мир» по учебному плану ГБОУ школы № в 5 классе отводится 2 часа в неделю.
Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 33 часа в год (1 ч в неделю), с учетом календарного графика.
По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.
3.2. Условия реализации программы
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).
Формы работы на уроке: основные виды учебной деятельности в 5 классе: фронтальная, парная, групповая работа, индивидуальная работа, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.
3.3. Материально-техническое оснащение программы
Дидактические пособия: Серия «Умные карточки»: Азбука дорожного движения; Машины.
Обучающая игра. Лото, Магазин.
Демонстрационные:
Раздаточные:
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Оборудования для мультимедийных демонстраций:
Компьютер.
Видеоматериалы и аудиоматериалы:
- Презентации к урокам по окружающему социальному миру по разделам.
3.4. Учебно-методический комплекс:
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб: ЦДК проф.Баряевой Л.Б., 2011.
- Горбацевич А.Д., Коноплева М.А. Речевая практика. Учебник для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2020 г.
- Горбацевич А.Д., Коноплева М.А. Речевая практика. Рабочая тетрадь для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2020г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"
Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс...
Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...
Программа по предмету "Окружающий природный мир", для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями, 2 вариант, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "РАзвитие речи и окружающий мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...