Приложение к рабочей программе по предметно-практическому обучению для глухих учащихся 3 кл
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему

Данная программа создана на основе  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (авторы: Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова. Москва. Просвещение. 2003 г.). (Допущено Министерством образования РФ,  2005 год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppo.docx47.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа создана на основе  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (авторы: Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова. Москва. Просвещение. 2003 г.). (Допущено Министерством образования РФ,  2005 год).

                          Используемый учебно-методический комплект:

Учебник: Т.С.Зыкова «Развитие речи. 3  класс.» Москва: Просвещение, 2011 г. + дидактический материал по ППО.

Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет  школы глухих детей, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно.

      ППО предполагает целенаправленное развитие (общее и речевое) глухих школьников, создающее основу для успешного овладения детьми учебным материалом, способствующее коррекции недостатков в психофизическом развитии неслышащих детей.

Общая характеристика учебного  предмета

         Большие потенциальные возможности для коррекционного обучения и воспитания глухих детей имеют уроки предметно-практического обучения.

На уроках ППО школьники занимаются различными видами предметно-практическое деятельности: лепкой, аппликацией, моделированием и конструированием, макетированием и др. в процессе изготовления изделий дети узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность. Словесная речь организует труд детей и является не только средством, но и целью обучения.

Эффективность и качество обучения обеспечиваются чётким соблюдением принципа связи ППД с речевым развитием детей, целенаправленной планомерной реализацией принципа коммуникации при обучении не только устной, но и письменной разговорной и монологической  речи, а также благодаря связи ППО с другими предметами учебного плана, систематической работе по формированию умственных действий, широкому включению в учебный процесс коллективных групповых форм деятельности, усилению индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с более полной реализацией их способностей в общем и речевом развитии.

В программу ППО включены виды предметно-практической деятельности, интересные для детей определённого возраста, и изделия, дающие возможность при их изготовлении расширять кругозор, знакомить с окружающей жизнью.

ППО включает несколько направлений обучения, каждое из которых указывает основные содержательные линии, определяющие программные требования.

Речевая деятельность

Потребность в речи. Словесная речь – средство общения. Речевое поведение. Восприятие, понимание и воспроизведение речевых образцов. Соотнесение предметных действий с речевыми образцами. Ситуативное и внеситуативное общение. Пользование речевыми образцами, построение речевого высказывания по аналогии, перенос знакомого материала в новые условия. Вариативность высказываний. Практическое овладение структурой языка, фонетикой, лексикой, синтаксисом, грамматикой.

Житейские понятия

Форма, величина предметов, пространственные, количественные, относительные, временные, природоведческие понятия. Овладение значениями понятий в конкретной ситуации, постепенное обобщение. Понимание, использование своей речи в знакомой (аналогичной, новой) ситуации. Использование в общении с окружающими.

Интеллектуальные умения

Выделение признаков конкретных предметов; различение предметов по цвету, величине; сравнение предметов с выделением сходства и различий; выделение групп сходных предметов и называние их; узнавание предметов по описаниям; установление причинно-следственных связей; определение продолжительности действий; временные связи; использование общих правил в конкретной ситуации.

Трудовые умения и навыки

 Общетрудовые умения: определение цели труда (своего коллективного); подбор материалов и инструментов, необходимых для работы; овладение видами соединений и способами скрепления деталей; планирование порядка выполнения действий; разметка детали на материале; изготовление изделий; обработка материалов; сборка, монтаж; отделка; приёмы работы инструментами; контроль, обнаружение, исправление ошибок.

Культура и организация труда: подготовка рабочего места и содержание его в порядке, экономное расходование материалов, времени.

Организационные умения: изготовление изделий по готовым инструкциям, поручениям, плану; сообщение заданий товарищам; разделение труда в паре, бригаде; руководство работой группы учеников; выбор руководителя; выполнение роли члена коллектива в общей деятельности; контроль за работой (своей и товарищей); исправление ошибок.

Воспитание

Аккуратность, быстрота выполнения заданий; взаимопомощь,  настойчивость, дружелюбие. Чувство красоты, эстетичности. Нравственное поведение. Нравственные понятия и представления.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Количество часов в год: 136 ч.

Количество часов в неделю: 4 ч.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Главная особенность уроков ППО, заключается в том, что все знания, умения школьники получают в процессе собственной предметно-практической деятельности.

Основные цели изучения данного предмета:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

 Задачи ППО:

        -формирование житейских понятий;

        -развитие мышления глухих школьников;

        -развитие разговорной и монологической речи в устной и письменной форме; совершенствование предметно-практическое деятельности  (ППД) и формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе; целенаправленное воспитание школьников.

      В задачу уроков ППО включается обучение детей навыкам коллективного труда. В процессе работы парами, бригадами, с маленьким учителем школьники овладевают разными способами поведения и речевым материалом, необходимым в коллективной работе. Для коллективной деятельности необходима общая цель работы, разделение труда внутри группы, зависимость участников труда друг от друга, общая ответственность за результаты изготовления объекта.

      Вся работа по общему и речевому развитию на уроках ППО осуществляется во время практической деятельности школьников, регулируется речью учителя в процессе его общения с детьми, содержанием которого является подготовка и осуществление процесса изготовления изделия.

 Итоговый контроль в 3 классе проводится по проверке развития речевой деятельности (разговорная речи); по проверке развития речевой и предметно-практической деятельности.

№ п/п

Тема раздела/тема урока

Кол-во ч

Дата

Приложение

план

факт

Экскурсия  на цветник и  участок.

1

Осенняя обработка цветника и участка.

1

Осенняя обработка цветника и участка.

Альбом «Сад и огород». Беседа по теме.

1

 Альбом «Сад и огород». Составление плана работы.

1

Альбом «Сад и огород». Составление заявки. Подготовка деталей

1

Изготовление альбома «Сад и огород»

1

Изготовление альбома «Сад и огород»

1

Составление отчета о проделанной работе

1

Панорама «Спортивная площадка». Ознакомление с темой. Работа над новыми словами.

1

Панорама «Спортивная площадка». План. Составление заявки.

1

Панорама «Спортивная площадка» Работа с планом

1

Панорама «Спортивная площадка» Практическая работа

1

Панорама «Спортивная площадка».  Отчет.

1

Коллекция листьев, плодов, семян. Ознакомление с темой.

1

«Коллекция листьев, плодов» Написание заявки.

1

«Коллекция листьев, плодов» Практическая работа

1

Макет «Город» План.

1

Макет «Город».  Заявка.

1

Макет «Город».  Выполнение работы.

1

Макет «Город» Написание отчёта.

1

Контрольная работа

1

План города. Экскурсия.

1

План города. Составление плана работы, заявки.

1

План города. Практическая работа.

1

План города. Отчет

1

Макет «Село» Беседа

1

Макет «Село» Составление плана

1

Макет «Село» Практическая работа

1

Макет «Село» Отчет

1

Сельскохозяйственная машина. Вводная беседа

1

Сельскохозяйственная машина. План Заявка

1

Сельскохозяйственная машина. Практическая работа

1

Сельскохозяйственная машина. Отчет

1

Модель термометра.

Беседа. Составление плана работы

1

Модель термометра. Практическая работа

1

Отчет о проделанной работе.

1

Альбом «Лес и поле». Беседа, словарная работа

1

Альбом «Лес и поле». Составление плана работы.

1

Альбом «Лес и поле». Составление заявки. Подготовка деталей

1

Изготовление альбома «Лес и поле»

1

Изготовление альбома «Лес и поле»

1

Составление отчета о проделанной работе

1

Альбом «Лес и поле». Дидактическая игра

1

Макет «Шоссейная дорога». Беседа по теме, словарная  работа. Экскурсия.

1

Макет «Шоссейная дорога». Cоставление заявки.

1

Макет «Шоссейная дорога». Составление плана работы

1

Макет «Шоссейная дорога» Изготовление макета по плану.

1

Макет «Шоссейная дорога». Изготовление макета по плану.

1

Макет «Шоссейная дорога». Отчет.

1

Макет «Железная дорога и сооружения на ней». Беседа по теме

1

Макет «Железная дорога и сооружения на ней». Заявка

1

Макет «Железная дорога и сооружения на ней». План.

1

Макет «Железная дорога и сооружения на ней». Практическая работа.

1

Макет «Железная дорога и сооружения на ней». Практическая работа.

1

Макет «Железная дорога и сооружения на ней». Составление отчета.

1

Железнодорожный вагон. Беседа. Составление плана.

1

Железнодорожный вагон. Изготовление из железного конструктора.

1

Железнодорожный вагон. Изготовление из железного конструктора.

1

Театральные маски, шапочки, игрушки. Знакомство со сложным планом

1

Изготовление масок, игрушек по плану.

1

Театральные маски, шапочки, игрушки. Описание игрушки

1

Семафор. Беседа.

1

Семафор. Изготовление из железного конструктора.

1

Семафор. Отчет о работе.

1

К.  Д. Ушинского «Четыре желания». Знакомство с текстом. Чтение текста Подбор материалов.

1

Аппликация по рассказу К. Д. Ушинского «Четыре желания». Ответы на вопросы, распределение работы.  План работы.

1

Изготовление аппликации по рассказу  

К. Д. Ушинского «Четыре желания». Отчет о работе. Описание.

1

Макет «Река и сооружения на ней». Беседа

1

Макет «Река и сооружения на ней». План работы.

1

Макет «Река и сооружения на ней». Работа по плану.

1

Отчет по теме: Макет «Река и сооружения на ней».

1

Макет «Река и сооружения на ней». Описание работы.

1

Макет «Аэропорт». Беседа по теме. 

1

Макет «Аэропорт». Составление плана работы, заявки.

1

Сооружение макета «Аэропорт»

1

Макет «Аэропорт». Выполнение работы.

1

Отчет по теме: «Аэропорт»

1

План аэропорта. Изображение аэропорта на плане.

1

План аэропорта. Выполнение работы, описание.

1

Самолет. Оставление заявки.

1

Самолет. Составление плана.

1

Самолет. Работа по плану.

1

Самолет. Составление отчета по изготовлению самолета.

1

Теплоход (баржа). Беседа. Составление плана.

1

Теплоход (баржа). Работа по плану.

1

Теплоход (баржа). Отчет.

1

Настенный календарь со знаменательными датами. Беседа.

1

Настенный календарь со знаменательными  датами. План работы.

1

Изготовление настенного  календаря со знаменательными  датами.

1

Изготовление настенного  календаря со знаменательными  датами.

1

Отчет о работе.

1

Подарок маме к 8 марта. Беседа. Составление плана.

1

Подарок маме к 8 марта. Работа по плану.

1

Подарок маме к 8 марта. Отчет.

1

Арифметическое лото. Составление плана.

1

Арифметическое лото.

1

Изготовление карточек для лото.

1

План класса. Знакомство с планом.

1

Изображение класса на плане.

1

План класса.  Вычерчивание.

1

Отличительные повязки. Беседа. Словарная работа.

1

Отличительные повязки. План. Заявка.

1

Отличительные повязки. Практическая работа. Описание работы.

1

Отличительные повязки.

1

Танк (ракета) по выбору. Беседа

1

Танк (ракета) по выбору. План работы.

1

Танк (ракета) по выбору. Работа с конструктором.

1

Таблица «Транспорт». Беседа.

1

Таблица «Транспорт». Составление плана работы и заявки.

1

Изготовление таблицы «Транспорт».

1

Панорама «Весна в поле». Беседа по теме.

1

Панорама «Весна в поле».  План.

1

Панорама «Весна в поле». Изготовление панорамы.

1

Панорама «Весна в поле». Составление отчета.

1

План местности. Знакомство с условными знаками

1

План местности. Беседа о местности.

1

План местности. Составление плана работы.

1

План местности. Зарисовка плана местности.

1

Составление отчета о проделанной работе.

1

Мешок для обуви. Беседа. Чтение текста.

1

Мешок для обуви. Составление заявки

1

Мешок для обуви.  Составление плана.

1

Мешок для обуви. Практическая часть.

1

Мешок для обуви. Практическая часть.

1

Мешок для обуви. Отчет.

1

Контрольная работа

1

Коллекция цветов, цветущих деревьев и кустов. Беседа.

1

Коллекция цветов, цветущих деревьев и кустов. План. Заявка.

1

Коллекция цветов, цветущих деревьев и кустов. Составление коллекции

1

Коллекция цветов, цветущих деревьев и кустов. Отчет.

1

Работа на пришкольном участке. Экскурсия.

1

Работа на пришкольном участке. Беседа. Ответы на вопросы

1

Работа на пришкольном участке. Посев семян.

1

Работа на пришкольном участке. Рыхление приствольных кругов

1

Работа на пришкольном участке. Отчет о работе

1

Требования к знаниям и умениям на конец учебного года

Учащиеся научатся:

  • пользоваться речью как средством общения в коллективной предметно – практической деятельности;
  • участвовать в коллективной работе группы учеников;
  •  отчитываться о проделанной работе кратко или подробно;
  • составлять  сложный план изготовления изделия;
  • составлять коллективную и индивидуальную заявки;
  • изготавливать  изделия по образцу , рисунку, устным и письменным инструкциям, по описанию, по плану;
  • выполнять обработочные и сборочно–монтажные операции;
  • соблюдать порядок на рабочем месте и правила техники безопасности;
  • работать самостоятельно, индивидуально, коллективно, группами;
  • хронометрировать время изготовления изделия, детали;
  • распознавать семена и всходы;
  • выращивать рассаду, производить пикировку;
  • готовить почву;
  • сеять семена с учетом глубины заделки;
  • ухаживать за растениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к Рабочей программе курса для учащихся 1 - 4 классов V вида "Развитие познавательных способностей"

Приложение содержит таблицы для отслеживания динамики развития познавательных способностей каждого учащегося....

Рабочая программа по литературному чтению(обучение грамоте) для учащихся 1 класса по УМК Перспектива

Рабочая программа составлена для учащихся 1 класса начальной школы на основе программы Образовательной системы «Перспектива». Тематическое планирование содержит так же уроки внеклассного чтения....

Приложение к рабочей программе для учащейся с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП) 1 – 4 класс

Настоящая рабочая программа  в целях и задачах соотносится с Государственным стандартом и концепцией образования, но по своему содержательному наполнению ориентируется на медицинские показатели з...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предметно-практическим действиям 1- б класс

Предметно-практическая деятельность является первым этапом системы трудового обучения учащихся....

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Адаптированная раб...

Предметно -практическая деятельность в работе с учащимися классов особый ребенок

Этот материал может быть использован учителями, воспитателями коррекционных учреждений в работе с детьми с ОВЗ....

Программа по предметно -практической деятельности для классов особый ребенок

Эта программа расчитана на детей с ОВЗ  и её использование в коррекционно - развивающих занятиях....