Предметно -практическая деятельность в работе с учащимися классов особый ребенок
статья
Этот материал может быть использован учителями, воспитателями коррекционных учреждений в работе с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_ppd.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно-практическая деятельность в работе с учащимися классов
для детей со сложной структурой дефекта.
Одной из основных целей при обучении и воспитании учащихся с отклонениями в развитии является интеграция их в обществе, следовательно, коррекционная работа должна быть направлена на повышение социально-адаптационных возможностей учащихся.
В свете новых представлений данная работа рассматривается в двух взаимодополняющих аспектах. Это, в первую очередь, приспособление общества к индивиду, что предполагает новый, более гуманный и прогрессивный подход к проблеме, а во-вторых, адаптация индивида к обществу путем максимально возможной компенсации и коррекции отклонений в развитии.
К сожалению, первый аспект является в данный момент в большей степени теоретическим, но постепенно обретает в общественном сознании всё большее значение.
Основное внимание в настоящее время уделяется второму аспекту – адаптации индивида в обществе: развитию собственной активности, элементарной предметной деятельности, познавательного интереса, формированию навыков общения, формированию навыков самообслуживания.
Хочется подробнее рассмотреть раздел «Предметно-практической деятельности» как Коррекционно-адаптационного занятия. Дети с отклонениями в развитии с раннего возраста нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций.
Эти условия отличаются своеобразием, которое заключается в тесной связи коррекционных мероприятий с формированием практических умений и навыков.
Основной целью работы в данном направлении является формирование конкретных умений и навыков учащихся, обеспечивающих их бытовую независимость от окружающих.
Чтобы правильно вести коррекционную работу по предметно-практической деятельности учащихся, необходимо исходить из индивидуальных особенностей познавательной деятельности каждого.
Учителю-дефектологу в повседневной деятельности можно выделить следующие задачи:
1. Исправление неверных, формирование адекватных знаний о предметах окружающей действительности.
2. Развитие навыков и умений, которые, необходимы для социальной адаптации.
3.Обучение детей умению точно, полно и дифференцированно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, различение звуков).
Как показывает опыт работы по предметно-практической деятельности, восприятие цвета труднее усваивается учащимися, чем восприятие формы и величины. Это можно объяснить тем, что в восприятии цвета участвует лишь один анализатор – зрительный, тогда как в восприятие формы и величины включаются тактильно-мышечные анализаторы..
Необходимо работу по этому направлению строить с соблюдением дидактического принципа «от простого - к сложному» и с опорой на зону ближайшего развития ребенка (по Л.С. Выготскому). Чтобы развитие учащихся в предметно-практической деятельности проходило полноценно, необходимо их учить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию. В процессе восприятия они постепенно накапливают зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Чтобы свойства и отношения предметов, которые воспринимают учащиеся, были оценены – обозначены словом, они должны быть четкими, определенными.
Учащиеся с нарушением интеллекта плохо пользуются способом зрительного соотношения. Столкнувшись с новым заданием, они сразу же переходят к хаотичным движениям, не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки – пробами и примериванием. Выработку навыков правильных действий с предметами в их взаимоотношениях и взаимном расположении призван обеспечить Коррекционно-развивающий курс «Предметно-практическая деятельность»
Основной формой воздействия на учащихся в коррекционных учреждениях являются специально организованные занятия.
Необходимы такие приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересованность каждого учащегося. Этой цели служат различные дидактические игры.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия педагога на учащегося, которая имеет две цели:
1. Обучающую – ту, которую преследует педагог.
2. Игровую – ту, в которой заинтересованно действует учащийся.
Важно чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый учащийся получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт (действенный и чувственный).
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
При отборе дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Проведение дидактических игр на занятиях предметно-практической деятельностью можно условно разделить на два этапа:
1. Узнавание целых образов предметов (что вызывает у учащихся наибольшие трудности);
2. Создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношений частей).
Предлагаем следующие дидактические игры в работе с учащимися по предметно-практической деятельности:
1. «Выбери предметы из двух контрастных цветов».
Цель: группировка предметов по цвету в коробки или другие емкости.
2. «Выбери предметы из двух контрастных форм».
Цель: группировка предметов по форме в разные коробки.
3. «Выбери одинаковые по величине предметы (большие и маленькие)».
Цель: группировка различных предметов по величине.
4. «Подбери к фону».
Цель: раскладывание мелких предметов (картинок) на цветные круги, квадраты, тарелочки соответствующие цвету.
5. «Грибки».
Цель: подбор втулок (грибков) определенного цвета к соответствующему цветовому полю.
6. «Чудесный мешочек».
Цель: узнавать на ощупь один из предметов.
7. «Куда подходит» (Доска Сегена)
Цель: поиск фигур и вкладывание в нужную прорезь.
8. «Поищи в окружающем».
Цель: находить различные предметы, похожие по форме, цвету, иным характеристикам, в классе.
Развитие пространственной ориентировки:
9. «Что лишнее?».
Цель: исключение «лишнего» предмета (по цвету, форме, величине).
10. «Светофор».
Цель: перемена вида движения по цветовому сигналу.
После проведенной целенаправленной, систематической работы по предметно-практической деятельности у учащихся появляется и развивается:
1. Интерес к занятиям.
2. Речь.
3. Понимание инструкций более сложного характера.
4. Самостоятельность.
5. Осмысленное выполнение заданий с применением приемов сравнения, самостоятельного исправления ошибок.
6. Более эффективное восприятие помощи.
Работа по формированию адекватной предметно-практической деятельности может быть как индивидуальной, так и подгрупповой.
Предметно практическая деятельность
(пример календарно-тематического планирования)
6-й класс III четверть
Январь (6 часов)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Работа с водой по методике М. Монтессори | ||
1 | Перекладывание пробок или шариков | 2 часа |
2 | Перетекание по трубочкам | 2 часа |
3 | Взбивание пены | 2 часа |
Февраль (8 часов)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Работа с водой по методике М. Монтессори | ||
1 | Выжимание губки | 2 часа |
2 | Переливание воды с помощью пипетки | 2 часа |
3 | Цветные капли | 2 часа |
4 | Мытье стола | 2 часа |
Март (6 часов)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Работа с водой по методике М. Монтессори | ||
1 | Стирка мелких вещей | 2 часа |
2 | Звенящая вода | 2 часа |
3 | Вода принимает форму | 2 часа |
Учитель-дефектолог
Аранович Виктория Вадимовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.
Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.Развитие речи тесно связано с нарушением интеллекта детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. ...
Дидактический материал к занятию по теме "Правила дорожного движения" для учащихся 1-4 классов "Особый ребенок"
Дидактический материал в форме сказки может быть полезен на занятиях по теме "Пожарная безопасность" в 1-4 классах "Особый ребенок". Вместе с любимым сказочным героем Чебурашкой дети узнают о причинах...
Статья:"Совместная работа воспитателя ГПД класса «особый» ребенок с родителями".
Совместная работа воспитателя ГПД класса «особый» ребенок с родителями....
«Связь трудовой деятельности и интеллектуальным развитием учащихся класса особый ребёнок».
В классах особый ребёнок обучаются дети со сложным дефектом развития. Трудовая деятельность имеет огромное значение для коррекции недостатков пси...
Программа по предметно -практической деятельности для классов особый ребенок
Эта программа расчитана на детей с ОВЗ и её использование в коррекционно - развивающих занятиях....
«Методы организации совместной предметно-практической деятельности старших школьников волонтеров и детей с ОВЗ МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10», обеспечивающей возможность их успешной социальной адаптации в рамках урочной деятельности».
Целью проекта является организация совместной познавательной и предметно-практической деятельности волонтеров и детей с ОВЗ, способствующей социально-личностной...
Конспект интегрированного занятия по коррекционному курсу и внеурочной деятельности (психомоторика, предметно-практическая деятельность, школа общения). Тема: «День театра»
Спектакль-игра Щуча - не просто спектакль, и не просто игра, это постоянное взаимодействие зрителей и актеров, собственно, это игра в шоу, и главные роли в этом шоу принадлежат именно зрителям. ...