Программа по предметно -практической деятельности для классов особый ребенок
рабочая программа
Эта программа расчитана на детей с ОВЗ и её использование в коррекционно - развивающих занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-prakticheskaya_deyatelnost.docx | 42.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №17 Невского района Санкт-Петербурга
192131, г. Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д.58/1
тел. 362-00-28 тел./факс362-03-77
ОКПО 53250470 ОКОГУ 23280 ОГРН 1027806078266 ИНН 7811066830 КПП 781101001 Л/С 0601063
Протокол педсовета от
«___»________________
УТВЕРЖДЕНА
Приказом от «_____»________________
№____________________
МП
Рабочая программа
образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью
Предметно-практическая деятельность
10 «Б» класс VIII вид
на 2013- 2014 учебный год
Разработана: Аранович Викторией Вадимовной
Санкт- Петербург
2013 год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Цели и задачи рабочей программы.
Целью обучения в коррекционной работе является формирование, развитие и закрепление способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка).
Цель программы восполнить и коррегировать процессы восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственной ориентировки, наглядно-действенного и наглядно- образного мышления.
Задачи программы:
- Развитие целенаправленных действий с предметами в дидактических играх, элементарном конструировании, с использованием предметов по цвету, форме, величине, пространственным отношениям.
-Развитие умения соотносить действия изображенные на картинке с реальными действиями; изображать действия по картинкам.
-Формирование у учащихся целостного образа предметов.
-Развитие умения воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции.
-Развитие у учащихся координации руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов.
-Формировать у учащихся представления о звуках окружающей действительности.
- Развитие конструктивных навыков у учащихся из деревянного строителя, плоскостных и объемных палочек.
-Индивидуальный и дифференцированный подход в общении учителя и учащихся в процессе игр и игровых упражнений.
-Развитие устойчивого интереса к предметно- практической деятельности.
- Нормативные правовые документы на основании которых разработана рабочая программа:
-с приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002г.№29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных(коррекционных)образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;
-Законом Санкт-Петербурга об общем образовании в Санкт-Петербурге, принятым Законодательным собранием Санкт-Петербурга 4 июля 2007г.(в редакции Законов Санкт-Петербурга от 25.09.2009 № 409-82,от 31.05.2010 №225-74);
-с распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2008/09 учебный год»№1729-р от 24.12.2007г.;
С письмом Министерства образования РФ от 06.09.2002г. № 03-51-127 ин/13-03;
-с типовым положением о специальном (коррекционном)образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья;
С постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-с письмом Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988г.№17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;
-с Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996г. №861 «Об учреждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;
-с методическими рекомендациями по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003г. № 27/2643-6).
3. Сведения о типовой программе, на основе которой разработана данная
Рабочая программа:
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под. ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480 с.
Программа предназначена для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, детских домов-интернатов, учреждений социальной защиты. Содержание программы направлено на социализацию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и адресовано специалистам, осуществляющим образовательную деятельность с этой категорией учащихся.
- Определение места и роли коррекционно-развивающего занятия
Занятия предметно- практической деятельностью являются обязательными в рамках коррекционно-развивающей области.
Они строятся и реализуются учителем через систему специальных упражнений и адаптационно- коррекционных технологий, включают большое количество практических игровых упражнений.
- Содержание разделов программы: информация о количестве часов, на которое рассчитана Рабочая Программа:
« Предметно - практическая деятельность»- 3 часа в неделю
Тематическое планирование по предмету: «предметно - практическая деятельность» - ППД (105 часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
I четверть: Проект «Семья» | 26 | |
1. | Развитие зрительного внимания, формирование целостного образа предметов. | 10 |
2. | Развитие слухового восприятия. | 13 |
3. | Развитие зрительной памяти. | 3 |
II четверть: Проект «Дом, в котором я живу» | 22 | |
1. | Развитие зрительного внимания, формирование целостного образа предметов. | 1 |
2. | Развитие зрительного восприятия и внимания. | 9 |
3. | Развитие тактильно- двигательного восприятия. | 6 |
4. | Работа с палочками Кюизнера. | 6 |
III четверть: Проекты «Мой город», «Мир животных» | 30 | |
1. | Работа с «палочками Кюизнера». | 15 |
2. | Работа с «блоками Дьенеша». | 15 |
IV четверть: Проект « Красота нам всем нужна», «Дни музыки» | 24 | |
1. | Работа с кубиками «Сложи узор». | 24 |
6 .«Информация об используемых технологиях, формах урока.
«Программой» определены средства обучения, предметно-развивающая среда, формы взаимодействия со взрослыми – участниками образовательного процесса, в соответствии с общим и национально-региональным компонентом образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные. Также используются современные технологии: различные задания и упражнения на компьютере. Занятия с обучающимися данной категории проходят в нетрадиционной форме: чаще всего в виде игры.
- Виды и формы промежуточного, итогового контроля, материалы для их проведения:
Оценка знаний производится с помощью шкалы уровня развития обучающихся:
Низкий уровень – обучающийся ни самостоятельно, ни с помощью взрослого не может выполнить действие.
Слабый уровень – обучающийся при выполнении действия опирается на значительную помощь.
Средний уровень – большая степень самостоятельности, но нуждается в посторонней помощи.
Хороший уровень – достаточно самостоятелен, но требует контроля.
Высокий уровень – самостоятельно справляется с простым заданием.
- Результатом обучения по «Программе» должно стать формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений.
- Характеристика класса:
В настоящее время в классе обучается 3 человека, из которых 2 мальчика и 1 девочка. По индивидуальной программе надомного обучения обучается 3 ученика. Категория данного класса однородна. Поведение учащихся носит у двух человек спокойный, ровный характер, а у одного человека нестабильный, агрессивный. Учащиеся данного класса включаются в деятельность ненадолго и без желания. Для обучающихся этого класса характерны неустойчивые свойства внимания и памяти. Отсутствуют графомоторные навыки у 1 человека, 2 человека работают по обводке. Большинство учащихся имеют дизартрию.
Процесс обучения строится по следующим принципам:
-доступности обучения
- коррекционно-развивающей направленности
- индивидуально- личностной направленности
II СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Календарно-тематическое планирование:
I четверть (26 часов)
Сентябрь (12 часов)
Проект «Семья»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1. | Развитие зрительного внимания, формирование целостного образа предметов: Составление целостного образа предметов (из частей). | 4 | 4.09 5.09 6.09 11.09 | |
2. | Развитие зрительного внимания, формирование целостного образа предметов: Закрепление умения складывать разрезные картинки из(8-12 частей) | 4 | 12.09 13.09 18.09 19.09 | |
3. | Развитие слухового восприятия: Закрепление умения хлопком выделять заданное слово. | 4 | 20.09 25.09 26.09 27.09 |
Октябрь (14 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1. | Развитие зрительной памяти: Закрепление умения запоминать изображения лото: 8-ми картинок | 3 | 2.10 3.10 4.10 | |
2. | Развитие слухового восприятия: Закрепление умения определять бытовые шумы. | 3 | 9.10 10.10 11.10 | |
3. | Развитие слухового восприятия: Закрепление умения различать музыку: вальс, марш, колыбельная. | 6 | 16.10 17.10 18.10 23.10 24.10 25.10 | |
4. | Развитие зрительного внимания, формирование целостного образа: Закрепление умения собирать пазлы из 54 деталей. | 2 | 30.10 31.10 |
II четверть (22 часа)
Ноябрь (10 часов)
Проект «Дом, в котором я живу»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1. | Развитие зрительного внимания, формирование целостного образа: Закрепление умения собирать пазлы из 54 деталей. | 1 | 1.11 | |
2. | Развитие зрительного восприятия и внимания: Учить соотносить изображенное на картинках с «реальным» действием. | 2 | 13.11 14.11 | |
3. | Развитие зрительного восприятия и внимания: Учить производить выбор определенного действия, изображенного на картинке. | 2 | 15.11 20.11 | |
4. | Развитие зрительного восприятия и внимания: Закрепление умения дифференцировать картинки по действиям. | 2 | 21.11 22.11 | |
5 | Развитие зрительного восприятия и внимания: Учить узнавать предметы по описанию их. | 3 | 27.11 28.11 29.11 |
Декабрь (12 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1. | Развитие тактильно - двигательного восприятия: Закрепление умения дифференцировать на ощупь предметы. | 2 | 4.12 5.12 | |
2. | Развитие тактильно - двигательного восприятия: Закрепление умения выбирать предмет на ощупь по описанию. | 2 | 6.12 11.12 | |
3. | Развитие тактильно - двигательного восприятия: Закрепление запоминать ряд различных предметов, воспринятых на ощупь. | 2 |
12.12 13.10 | |
4. | Работа с палочками Кюизнера: «Дома- деревенский, городской, «Замок»; фрукты- яблоко, груша; из сказки» По щучьему велению» Емеля | 6 | 18.12 19.12 20.12 25.12 26.12 27.12 |
III четверть (30 часов)
Январь (9 часов)
Проект «Мой город»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1. | Работа с палочками Кюизнера:
| 9 | 9.01 10.01 15.01 16.01 17.01 22.01 23.01 24.01 29.01 |
Февраль (12 часов)
Проекты «Мой город», «Мир животных»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1. | Работа с блоками Дьенеша:
| 6 | 5.02 6.02 7.02 12.02 13.02 14.02 | |
2. | Работа с палочками Кюизнера:
| 6 | 19.02 20.02 21.02 26.02 27.02 28.02 |
Март (9 часов)
Проект «Мир животных»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1. | Работа с блоками Дьенеша:
| 9 | 5.03 6.03 7.03 12.03 13.03 14.03 19.03 20.03 21.03 |
IV четверть (24 часа)
Апрель (13 часов)
Проект « Красота нам всем нужна»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1. | Работа с кубиками «Сложи узор»:
| 13 | 2.04 3.04 4.04 9.04 10.04. 11.04 16.04 17.04 18.04 23.04 24.04 25.04 30.04 |
Май (11 часов)
Проект «Дни музыки»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1. | Работа с кубиками «Сложи узор»:
АБВГД
ЕЖЗИК
ЛМНОПР
СТУФХ
ЦЧШЩ
ЬЭЮЯ |
6 | 1.05 2.05 7.05 8.05 9.05 14.05 | |
2. | Работа с кубиками «Сложи узор»:
| 5 | 15.05 16.05 21.05 22.05 23.05 |
III. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для ученика. – СПб.: СОЮЗ, 2004.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: СОЮЗ, 2004.
- Баряева Л.Б.,Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2007.
- Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009.- №1. – С.49-53.
- Ковалец И.В.Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/ Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2000.
- Хилтунен Е.А. Звук и буква. –М.: Генезис, 2006.
- Хилтунен Е.А.Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М.Монтессори. – М.: Генезис, 2009.
- Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: СОЮЗ, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "предметно-практическая деятельность"
Программа коррекционных занятий для детей с нарушением зрения....
Рабочая программа по предмету "Музыка и движение" классы особый ребенок 2-8 год обучения
Пояснительная запискаПрограмма предназначена для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Разработана на основе современных научно-педагогических идей и предполагает использование как тради...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно – практическая деятельность» (для незрячих)
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса«Предметно – практическая деятельность»Рабочая программа учебного курса создана на основе федерального компонента государствен...
Рабочая программа по предмету "Предметно-практическая деятельность" (2 класс)
Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии с учебным...
Предметно -практическая деятельность в работе с учащимися классов особый ребенок
Этот материал может быть использован учителями, воспитателями коррекционных учреждений в работе с детьми с ОВЗ....
Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью. "Предметно-практические действия" 3 класс.
Рабочая программа по курсу «Предметно - практические действия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталост...
«Методы организации совместной предметно-практической деятельности старших школьников волонтеров и детей с ОВЗ МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10», обеспечивающей возможность их успешной социальной адаптации в рамках урочной деятельности».
Целью проекта является организация совместной познавательной и предметно-практической деятельности волонтеров и детей с ОВЗ, способствующей социально-личностной...