Программа по предметно -практической деятельности для классов особый ребенок
рабочая программа

Эта программа расчитана на детей с ОВЗ  и её использование в коррекционно - развивающих занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-prakticheskaya_deyatelnost.docx42.05 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №17 Невского района Санкт-Петербурга

192131, г. Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д.58/1

тел. 362-00-28 тел./факс362-03-77

ОКПО 53250470  ОКОГУ 23280 ОГРН 1027806078266 ИНН 7811066830 КПП 781101001 Л/С 0601063

 Протокол  педсовета  от

«___»________________

УТВЕРЖДЕНА

Приказом от  «_____»________________

№____________________

                      МП

 

Рабочая программа

образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной

отсталостью

Предметно-практическая деятельность

10 «Б»  класс VIII вид

на 2013- 2014  учебный год

Разработана: Аранович Викторией Вадимовной

Санкт- Петербург

2013 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

  1. Цели и задачи рабочей программы.

  Целью обучения в коррекционной работе является формирование, развитие и закрепление способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка).

Цель программы восполнить и коррегировать процессы восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственной ориентировки, наглядно-действенного и наглядно- образного мышления.

Задачи программы:

- Развитие целенаправленных действий с предметами в дидактических играх, элементарном конструировании, с использованием предметов по цвету, форме, величине, пространственным отношениям.

-Развитие умения соотносить действия  изображенные на картинке  с реальными действиями; изображать действия по картинкам.

-Формирование у учащихся целостного образа предметов.

-Развитие умения воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции.

-Развитие у учащихся координации руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов.

-Формировать у учащихся представления о звуках окружающей действительности.

- Развитие конструктивных навыков у учащихся из деревянного строителя, плоскостных и объемных палочек.

-Индивидуальный и дифференцированный подход в общении учителя и учащихся в процессе игр и игровых упражнений.

-Развитие устойчивого интереса к предметно- практической деятельности.

  1. Нормативные правовые документы на основании которых разработана рабочая программа:

-с приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002г.№29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных(коррекционных)образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;

-Законом Санкт-Петербурга об общем образовании в Санкт-Петербурге, принятым Законодательным собранием Санкт-Петербурга 4 июля 2007г.(в редакции Законов Санкт-Петербурга от 25.09.2009 № 409-82,от 31.05.2010 №225-74);

-с распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2008/09 учебный год»№1729-р от 24.12.2007г.;

С письмом Министерства образования РФ от 06.09.2002г. № 03-51-127 ин/13-03;

-с типовым положением о специальном (коррекционном)образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья;

С постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-с письмом Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988г.№17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;

-с Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996г. №861 «Об учреждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;

-с методическими рекомендациями по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003г. № 27/2643-6).

3. Сведения о типовой программе, на основе которой разработана данная

             Рабочая  программа:

«Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под. ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480 с.

Программа предназначена для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, детских домов-интернатов, учреждений социальной защиты. Содержание программы направлено на социализацию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и адресовано специалистам, осуществляющим образовательную деятельность с этой категорией учащихся.

  1. Определение места и роли коррекционно-развивающего занятия

Занятия предметно- практической деятельностью являются  обязательными в рамках коррекционно-развивающей области.

Они строятся и реализуются учителем через систему специальных упражнений и адаптационно- коррекционных технологий, включают большое количество практических игровых упражнений.

  1. Содержание разделов программы: информация о количестве часов, на                           которое рассчитана Рабочая Программа:

« Предметно - практическая деятельность»- 3 часа в неделю

Тематическое планирование по предмету: «предметно - практическая деятельность» - ППД (105 часов)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

I четверть:

Проект «Семья»

26

1.

Развитие зрительного внимания, формирование целостного образа предметов.

10

2.

Развитие слухового восприятия.

13

3.

Развитие зрительной памяти.

3

II четверть:

Проект «Дом, в котором я живу»

22

1.

Развитие зрительного внимания, формирование целостного образа предметов.

1

2.

Развитие зрительного восприятия и внимания.

9

3.

Развитие тактильно- двигательного восприятия.

6

4.

Работа с палочками Кюизнера.

6

III четверть:

Проекты «Мой город», «Мир животных»

30

1.

Работа с «палочками Кюизнера».

15

2.

Работа с «блоками Дьенеша».

15

IV четверть:

Проект « Красота нам всем нужна», «Дни музыки»

24

1.

Работа с кубиками «Сложи узор».

24

6  .«Информация об используемых технологиях, формах урока.

«Программой» определены средства обучения, предметно-развивающая среда, формы взаимодействия со взрослыми – участниками образовательного процесса, в соответствии с общим и национально-региональным компонентом образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные. Также используются современные технологии: различные задания и упражнения на компьютере. Занятия  с обучающимися данной категории проходят в нетрадиционной форме: чаще всего в виде игры.

  1. Виды и формы промежуточного, итогового контроля, материалы для их проведения:

     Оценка знаний производится с помощью шкалы уровня развития обучающихся:  

     Низкий уровень – обучающийся ни самостоятельно, ни с помощью взрослого не             может выполнить действие.

     Слабый уровень – обучающийся при выполнении действия опирается на значительную помощь.

     Средний уровень – большая степень самостоятельности, но нуждается в посторонней помощи.

     Хороший уровень – достаточно самостоятелен, но требует контроля.

     Высокий уровень – самостоятельно справляется с простым заданием.                                                                                                                                                             

  1. Результатом обучения  по «Программе» должно стать формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений.
  2. Характеристика класса:

  В настоящее время в классе обучается 3 человека, из которых 2 мальчика и 1  девочка. По индивидуальной программе надомного обучения обучается 3 ученика. Категория данного класса однородна. Поведение учащихся носит  у двух человек спокойный, ровный характер, а у одного человека    нестабильный, агрессивный. Учащиеся данного класса включаются в  деятельность ненадолго и без желания. Для обучающихся этого  класса характерны неустойчивые свойства внимания и памяти. Отсутствуют графомоторные навыки у 1 человека, 2 человека работают по обводке. Большинство учащихся имеют  дизартрию.

       Процесс обучения  строится по следующим принципам:

          -доступности обучения

- коррекционно-развивающей направленности

- индивидуально- личностной направленности

II         СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Календарно-тематическое планирование:

I четверть (26 часов)

Сентябрь (12 часов)

Проект «Семья»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

Развитие зрительного внимания, формирование целостного образа предметов:

Составление целостного образа предметов (из частей).

4

4.09

5.09

6.09

11.09

2.

Развитие зрительного внимания, формирование целостного образа предметов:

Закрепление умения складывать разрезные картинки из(8-12 частей)

4

12.09

13.09

18.09

19.09

3.

Развитие слухового восприятия:

Закрепление умения хлопком выделять заданное слово.

4

20.09

25.09

26.09

27.09

Октябрь (14 часов)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

Развитие зрительной памяти:

Закрепление умения запоминать изображения лото: 8-ми картинок

3

2.10

3.10

4.10

2.

Развитие слухового восприятия:

Закрепление умения определять бытовые шумы.

3

9.10

10.10

11.10

3.

Развитие слухового восприятия:

Закрепление умения различать музыку: вальс, марш, колыбельная.

6

16.10

17.10

18.10

23.10

24.10

25.10

4.

Развитие зрительного внимания, формирование целостного образа:

Закрепление умения собирать пазлы из 54 деталей.

2

30.10

31.10

II четверть (22 часа)

Ноябрь (10 часов)

Проект «Дом, в котором я живу»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

Развитие зрительного внимания, формирование целостного образа:

Закрепление умения собирать пазлы из 54 деталей.

1

1.11

2.

Развитие зрительного восприятия и внимания:

Учить соотносить изображенное на картинках с «реальным» действием.

2

13.11

14.11

3.

Развитие зрительного восприятия и внимания:

Учить производить выбор определенного действия, изображенного на картинке.

2

15.11

20.11

4.

Развитие зрительного восприятия и внимания:

Закрепление умения дифференцировать картинки по действиям.

2

21.11

22.11

5

Развитие зрительного восприятия и внимания:

 Учить узнавать предметы по описанию их.

3

27.11

28.11

29.11

Декабрь (12 часов)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

Развитие тактильно - двигательного восприятия:

Закрепление умения дифференцировать на ощупь предметы.

2

4.12

5.12

2.

Развитие тактильно - двигательного восприятия:

Закрепление умения выбирать предмет на ощупь по описанию.

2

6.12

11.12

3.

Развитие тактильно - двигательного восприятия:

Закрепление запоминать ряд различных предметов, воспринятых на ощупь.

2

     

      12.12

      13.10

4.

Работа с палочками Кюизнера:

«Дома- деревенский, городской, «Замок»; фрукты- яблоко, груша;  из сказки» По щучьему велению» Емеля

6

18.12

19.12

20.12

25.12

26.12

27.12

III четверть (30 часов)

Январь (9 часов)

Проект «Мой город»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

Работа с палочками Кюизнера:

  • Дом деревенский
  • Дом деревенский с верандой
  • Дом городской
  • Автобус
  • Трамвай
  • Троллейбус
  • Самолет
  • Замок
  • Поезд

9

9.01

10.01

15.01

16.01

17.01

22.01

23.01

24.01

29.01

Февраль (12 часов)

Проекты «Мой город», «Мир животных»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

Работа с блоками Дьенеша:

  • Дом городской
  • Дом деревенский
  • Замок с колоннами
  • Автобус, троллейбус
  • Паровозик, самолет
  • Грузовик, ракета

6

       5.02

6.02

7.02

12.02

13.02

14.02

2.

Работа с палочками Кюизнера:

  • Медведь
  • Заяц
  • Еж
  • Лиса
  • Жираф
  • Верблюд

6

19.02

20.02

21.02

26.02

27.02

28.02

Март (9 часов)

Проект «Мир животных»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

Работа с блоками Дьенеша:

  • Жираф, слон
  • Лошадка, бычок
  • Ежик, кошка
  • Медведь, черепаха
  • Верблюд, корова
  • Лягушка, зайчик
  • Чебурашка, ежик
  • Зайчик, верблюд
  • Жираф, черепаха

     9

5.03

6.03

7.03

12.03

13.03

14.03

19.03

20.03

21.03

IV четверть (24 часа)

Апрель (13 часов)

Проект « Красота нам всем нужна»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

Работа с кубиками «Сложи узор»:

  • Домик, фонарик
  • Ракета, маяк
  • Медаль, ножницы
  • Чайник, чашка
  • Солнышко, арка
  • Автомобиль, зонтик
  • Кораблик, палатка
  • Лодочка, труба
  • Ботинок, платье
  • Сапожок, елочка
  • Бегун, этажерка
  • Трамвай, забор
  • Петрушка, собака

    13

2.04

3.04

4.04

9.04

10.04.

11.04

16.04

17.04

18.04

23.04

24.04

25.04

30.04

Май (11 часов)

Проект «Дни музыки»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

Работа с кубиками «Сложи узор»:

  • Выкладывание букв алфавита:

АБВГД

  • Выкладывание букв алфавита:

ЕЖЗИК

  • Выкладывание букв алфавита:

ЛМНОПР

  • Выкладывание букв алфавита:

СТУФХ

  • Выкладывание букв алфавита:

ЦЧШЩ

  • Выкладывание букв алфавита:

ЬЭЮЯ

     

      6    

1.05

2.05

7.05

8.05

9.05

14.05

2.

Работа с кубиками «Сложи узор»:

  • Выкладывание цифр от 0 до 3
  • Выкладывание цифр от 4 до 6
  • Выкладывание цифр от 7 до 9
  • Выкладывание цифры 10  и арифметических знаков +, -, =
  • Выкладывание песочных часов, шахматной  доски.

5

15.05

16.05

21.05

22.05

23.05

                         III. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина  Л.В.Обучение грамоте детей с умеренной  и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для ученика. – СПб.: СОЮЗ, 2004.
  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: СОЮЗ, 2004.
  3. Баряева Л.Б.,Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2007.
  4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009.- №1. – С.49-53.
  5. Ковалец И.В.Азбука эмоций:  Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  6. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/ Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2000.
  7. Хилтунен Е.А. Звук и буква. –М.: Генезис, 2006.
  8. Хилтунен Е.А.Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М.Монтессори. – М.: Генезис, 2009.
  9. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: СОЮЗ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "предметно-практическая деятельность"

Программа коррекционных занятий для детей с нарушением зрения....

Рабочая программа по предмету "Музыка и движение" классы особый ребенок 2-8 год обучения

Пояснительная запискаПрограмма предназначена для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Разработана на основе современных научно-педагогических идей и предполагает использование как тради...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно – практическая деятельность» (для незрячих)

Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса«Предметно – практическая деятельность»Рабочая программа учебного курса создана на основе федерального компонента государствен...

Рабочая программа по предмету "Предметно-практическая деятельность" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии с учебным...

Предметно -практическая деятельность в работе с учащимися классов особый ребенок

Этот материал может быть использован учителями, воспитателями коррекционных учреждений в работе с детьми с ОВЗ....

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью. "Предметно-практические действия" 3 класс.

Рабочая программа по курсу «Предметно - практические действия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталост...

«Методы организации совместной предметно-практической деятельности старших школьников волонтеров и детей с ОВЗ МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10», обеспечивающей возможность их успешной социальной адаптации в рамках урочной деятельности».

       Целью проекта  является организация совместной познавательной и предметно-практической деятельности волонтеров и детей с ОВЗ, способствующей социально-личностной...