календарно-тематическое планирование 3 класс Перспективная начальная школа
календарно-тематическое планирование по технологии (3 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnit_zapis._3_klass.doc299.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

                                                                                                                                                                        Директор ____________                                

 Шишкова Г.В.

                          «___»______2012.

Рабочая программа

Математика

3 а   класс

 

Учитель ______   Сергеева_______   

             Нонна Викторовна

МБОУ лицей №5

 г. Зарайска Московской области

2012-2013 уч. год

                               

МАТЕМАТИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа по математике для 3 класса МБОУ лицей №5 разработана на основе авторской программы Чекина А.Л. (Программы четырехлетней начальной школы Москва Академкнига/Учебник 2005): Проект «Перспективная начальная школа», в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.) для третьего класса.

Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, в том числе на проведение контрольных работ – 10 часов.

Количество часов в неделю - 4.

Количество часов в I четверти - 36.

Количество часов во II четверти - 28.

Количество часов в III четверти - 40.

Количество часов в IV четверти - 32. 

Цели и задачи обучения:

  • развитие образного и логического мышления, воображения;
  • формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. 

Формы организации урока:

  • индивидуальная,
  •  фронтальная,
  • групповая,
  • коллективная,
  • парная.

Специальные приемы и методы:

  • использование информационно-коммуникативных технологий
  • методы диагностики и самодиагностики.

Приемы и методы работы:

  • разъяснения, рассуждения, общая характеристика,
  • словесные (беседа, объяснение),
  • наглядные (наблюдения, демонстрация, телевизионные, компьютерные),
  • практические,
  • объяснительно – иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • проблемно-диалогический метод;
  • исследовательский,
  • контроля.

Система контроля знаний, умений и навыков предполагает следующее:

  1. Контрольная работа.
  2. Самостоятельная работа.
  3. Практическая  работа.
  4. Математический диктант.
  5. Тестирование.

Планируемый уровень подготовки учащихся 3 класса: 

  • Учащиеся должны знать/понимать:
  • принципы построения десятичной позиционной системы счисления;
  • соотношение между разрядами и классами;
  • ряд целых неотрицательных чисел и его геометрическую интерпретацию;
  • количественный смысл арифметических операций;
  • взаимосвязь между арифметическими операциями;
  • измерение величины углов как операции сравнения их с выбранной меркой;
  • площадь плоской фигуры;
  • измерение площади как операцию сравнения с выбранной меркой;
  • виды треугольников (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные; разносторонние и равнобедренные);
  • равносторонние треугольники как частный случай равнобедренного;
  • высоту треугольника;
  • куб и его изображение на плоскости;
  • вариативность формулировок одной и той же задачи;
  • вариативность моделей одной и той же задачи;
  • вариативность решения одной и той же задачи;
  • алгоритмический характер решения задачи;
  • таблицу разрядов и классов для первых двух классов;
  • законы и свойства арифметических действий;
  • таблицы сложения и умножения однозначных чисел;
  • правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок;
  • единицы длины — километр и миллиметр и соотношения между ними и метром (1 км = 1000 м, 1 м = 1000 мм);
  • единицы площади — квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2), квадратный километр (кв.км) и соотношения между ними (1 см2= 100 мм2,
  • 1 дм2= 100 см2, 1 м2 = 100 дм2);
  • свойство радиусов одной окружности;
  • соотношение между радиусом и диаметром одной окружности;
  • формулу площади прямоугольника (S = а ■ Ь).
  • Уметь:
  • читать и записывать все числа в пределах первых двух классов;
  • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>,<, =
  • представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых;
  • производить вычисления столбиком при сложении и вычитании  многозначных чисел;
  • воспроизводить и применять сочетательное и распределительное свойства умножения;
  • воспроизводить правила умножения и деления с нулем и единицей;
  • находить значения выражений в 2—4 действиях;
  • решать уравнения с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым;
  • распознавать виды треугольников по величине углов и по длине  сторон;
  • построить прямоугольник с заданной длиной сторон;
  • построить прямоугольник заданного периметра;
  • построить окружность заданного радиуса;
  • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел столбиком;
  • выполнять устно умножение двузначного числа на однозначное;
  • выполнять устно деление двузначного числа на однозначное и  двузначного на двузначное;
  • использовать калькулятор для проведения вычислений;
  • чертить с помощью циркуля окружности и проводить в них с помощью линейки радиусы и диаметры;
  • измерять углы в градусах с помощью транспортира;
  • определять площадь прямоугольника измерением (с помощью палетки) и вычислением (с проведением предварительных линейных измерений);
  • выражать площадь фигуры, используя разные единицы площади
  • решать простые задачи на умножение и деление;
  • записывать решение составных задач по действиям и одним выражением.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • определять длину предметов и расстояний (в метрах, километрах);
  • осуществлять переход от одних единиц длины и массы к другим;
  • выражать площадь фигуры, используя разные единицы площади;
  • определять площадь прямоугольника измерением (с помощью палетки) и вычислением (с проведением предварительных линейных  измерений);
  • измерять и сравнивать углы.

Содержание программы:

  1.        Нумерация и сравнение многозначных чисел (12 ч)

  2.        Действия над числами (32 ч)

  3.       Величины и их измерение (24 ч)

  4.        Элементы геометрии (32 ч)

  5.        Арифметические сюжетные задачи (36 ч)

 1.        Нумерация и сравнение многозначных чисел  

Получение новой разрядной единицы — тысячи. Разряды единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч. Класс единиц и класс тысяч. Принцип устной нумерации с использованием названий классов. Таблица разрядов и классов. Поразрядное сравнение многозначных чисел.

  1. Действия над числами

    Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел столбиком.

Сочетательное свойство умножения. Группировка множителей. Распределительное свойство умножения относительно сложения и  вычитания. Умножение многозначного числа на однозначное и двузначное. Запись умножения столбиком.

Деление как действие, обратное умножению. Табличные случаи деления. Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Решение уравнений с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым. Кратное сравнение чисел и величин.

Невозможность деления на 0. Деление числа на 1 и на само себя.

Деление суммы и разности на число. Приемы устного деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное.

Умножение и деление на 10, 100, 1000.

Действия первой и второй ступеней. Нахождение значения выражения в несколько действий со скобками и без скобок.

Вычисления с помощью калькулятора.

3. Величины и их измерение

Единица длины — километр. Соотношение между километром и метром (1 км = 1000 м).

Единица длины — миллиметр. Соотношение между сантиметром и миллиметром (1 см = 10 мм), между дециметром и миллиметром (1 дм = 100 мм), между метром и миллиметром (1 м = 1000 мм).

Единицы массы — грамм, тонна. Соотношение между килограммом и граммом (1 кг = 1000 г), между тонной и центнером (1 т = 10 ц), между тонной и килограммом (1 т = 1000 кг).

Сравнение углов без измерения и с помощью измерения произвольной меркой. Знакомство со стандартной единицей — градусом.

Понятие о площади. Сравнение площадей фигур без их измерения.

Измерение площадей с помощью произвольных мерок. Измерение площади с помощью палетки.

Знакомство с общепринятыми единицами площади: квадратным сантиметром, квадратным дециметром, квадратным метром, квадратным километром, квадратным миллиметром. Соотношение между единицами площади, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.

Определение площади прямоугольника непосредственным измерением, измерением с помощью палетки и вычислением на основе измерения длины и ширины.

4.Элементы геометрии

Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные и тупоугольные; разносторонние и равнобедренные. Равносторонний треугольник как частный случай равнобедренного. Высота треугольника.

Задачи на разрезание и составление геометрических фигур.

Знакомство с кубом и его изображением на плоскости.

Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге и с помощью чертежных инструментов.

5.Арифметические сюжетные задачи

Простые арифметические сюжетные задачи на умножение и деление, их решение. Использование графического моделирования при решении задач на умножение и деление. Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на умножение и деление с помощью уравнений. Задачи на кратное сравнение.

Составные задачи на все действия. Запись решения составных задач по «шагам» (действиям) и одним выражением.

Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полными данными.

Задачи с избыточными данными. Использование набора данных, приводящих к решению с минимальным числом действий. Выбор рационального пути решения.

Литература:

Литература для учащегося:

    Чекин А.Л. Математика. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.

Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2011

 Рассмотрено                                                       Согласовано

Рук. Кафедры                                                       Зам. директора        

«___»_______2012г.                                                  «___»_______2012г.          

Утверждаю

                                                                                                                                                                        Директор ____________                                

 Шишкова Г.В.

                          «___»______2012.

Рабочая программа

Русский язык

3 а   класс

 

Учитель ______   Сергеева_______   

             Нонна Викторовна

МБОУ лицей №5

 г. Зарайска     Московской области

2012-2013 уч. год

                               

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса МБОУ лицей №5 разработана на основе авторской программы Каленчук М.Л., Чураковой Н.А: Проект «Перспективная начальная школа», (Программы четырехлетней начальной школы Москва Академкнига/Учебник 2005) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004)для третьего класса.

         Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часов. Количество часов для контрольных работ: диктантов - 11.

Количество часов в неделю - 5.

Количество часов в I четверти - 45.

Количество часов во II четверти - 35.

Количество часов в III четверти - 50.                                                                                                   Количество часов в IV четверти - 40. 

Цели и задачи обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, языковой интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка, умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Формы организации урока:

  • индивидуальная,
  •  фронтальная,
  • групповая,
  • коллективная,
  • парная.

Специальные приемы и методы:

  • использование информационно-коммуникативных технологий
  • методы диагностики и самодиагностики.

Приемы и методы работы:

  • разъяснения, рассуждения, общая характеристика,
  • словесные (рассказ, беседа, объяснение, доклады),
  • наглядные (наблюдения, демонстрация, экскурсия, телевизионные, компьютерные),
  • практические (разнообразные упражнения),
  • объяснительно – иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • проблемно-диалогический метод;
  • исследовательский.

Система контроля знаний, умений и навыков предполагает следующее:

  1. Контрольный диктант.
  2. Контрольное списывание.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Творческая работа.
  5. Работа с текстом.
  6. Словарный диктант.
  7. Тестирование.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу третьего года обучения.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • что такое орфограмма;
  • разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);
  • части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
  • члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
  • названия падежей;

Уметь:

  • выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения

букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков);

  • проверять сомнительные написания, используя разные способы проверок;
  • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
  • писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных;
  • писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на -с, -з;
  • писать слова с суффиксами -ек- и -ик-;
  • различать на письме приставки и предлоги;
  • сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с по-
  • мощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
  • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
  • обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
  • изменять существительные по числам и падежам; определять их род;
  • изменять прилагательные по числам, падежам и родам;
  • писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
  • писать о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных;
  • изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам;
  • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
  • находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены; задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения;
  • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;
  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе;
  • определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;
  • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
  • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
  • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: работы со словарями; соблюдения орфоэпических норм речи; устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета; написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Словарь

Автобус, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, вагон, винегрет, вокзал, восток, герой, горох, горячий, декабрь, дорога, животное, завтрак, запад, земляника, комбайн, компьютер, космонавт, космос,

Кремль, кровать, лестница, магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток, ноябрь, обед, овощ, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, песок, пирог, пирожное, победа, погода, помидор, потом, праздник, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, растение, рисунок, север, сентябрь, сирень, соловей, солома, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство, шоссе, шофер, экскурсия, январь (всего 76 слов).

Содержание программы

Фонетика и орфография (20 часов)

 Лексика и  лексикография (15часов)

 Морфемика и словообразование (20 часов)

 Морфология   (70 часов)

Синтаксис ( 15часов)

Развитие речи с элементами культуры речи (30 часов)

 

Фонетика и орфография:

Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.

Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.

Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с-, приставок на  -с-, -з-.

Правописание предлогов.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного.

Написание суффикса –ок- после шипящих.

Звукобуквенный разбор слова.

Лексика

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Морфемика и словообразование

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Разбор слова по составу.

Морфология  

Понятие о частях речи

Имя существительное как часть речи. Категориальное значение.

Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность.

Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение.

Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.

Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание  существительных с суффиксом -ищ-.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего

времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам.

Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

Синтаксис

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

Формирование умения составлять схему предложения.

Разбор простого предложения по членам предложения.

Лексикография

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Развитие речи с элементами культуры речи

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения.

Освоение изложения как жанра письменной речи.

Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).

Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.

Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения

композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Литература:

Литература для учащегося:

Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Части 1,2, 3. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.

Байкова Т.А. Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. 3 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Литература для учителя:

Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2007

Рассмотрено                                                       Согласовано

Рук. Кафедры                                                       Зам. директора        

«___»_______2012г.                                                  «___»_______2012г.          

                                                         

                                                       

Утверждаю

                                                                                                                                                                        Директор ____________                                

 Шишкова Г.В.

                          «___»______2012.

Рабочая программа

Литературное чтение

3 а   класс

 

Учитель ______   Сергеева_______   

             Нонна Викторовна

МБОУ лицей №5

 г. Зарайска Московской области

2012-2013 уч. год

                               

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе  авторской программы  А.В.Чураковой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ (Самара: Корпорация «Федоров» 2008) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва 2008).

  Логика  изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования.

Содержание программы дополнено темами по краеведению (интегрировано).

Тематическое планирование рассчитано на 136 часов в год (по 4 часа в неделю)

Стратегическая цель курса литературного чтения - закладывание основ воспитания интеллигентного человека, образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, различая художественные и псевдо-художественные явления культуры.

Текущая цель курса - осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

Задачами начального курса являются:

1) расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

2) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём;

3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;

4) развитие разнообразных речевых навыков школьников, связанных с процессами:

     • восприятия художественных произведений (навыков осмысленного слушания и чтения);

     • их интерпретации (навыков устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);

    • собственного творчества (навыков устного и письменного высказывания на свободную тему).

Формы организации урока:

  • индивидуальная,
  •  фронтальная,
  • групповая,
  • коллективная,
  • парная.

Специальные приемы и методы:

  • использование информационно-коммуникативных технологий
  • методы  самодиагностики.

Приемы и методы работы:

  • разъяснения, рассуждения, общая характеристика,
  • словесные (рассказ, беседа, объяснение),
  • наглядные (наблюдения, демонстрация, экскурсия),
  • практические (разнообразные упражнения),
  • объяснительно – иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • проблемно-диалогический метод;
  • исследовательский,
  • контроля.

Система контроля знаний, умений и навыков предполагает следующее:

  • Техника чтения;
  • Творческая работа;
  • Работа с текстом.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Устные и письменные формы словесности. Литература и фольклор. Что такое устное народное творчество. Есть ли сегодня устное народное творчество. Связь фольклора и литературы.

Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы.

Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (выход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в легендах Древней Греции (литературные компиляции) и античных гимнах богам (реальные тексты).

Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке

Авторская сказка (Г.Х. Андерсен, Ш. Перро, С. Козлов). Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и  зарубежной литературы. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы _ к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Сказочная повесть (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»). Жанровые особенности, роднящие сказочную

повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.

Общее представление об эпосе (без введения понятий «эпос» и «эпический») как о новом типе отношений человека и мира, который пришел вслед за мифом. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в эпосе.

Былина как эпический жанр. Характеристика эпического героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями _ торговлей или ратными подвигами _ свое Отечество). Былина о Святогоре и Илье _ промежуточное явление между мифом и эпосом. Святогор как мифологический герой, Илья как эпический герой.

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура

и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, сходство структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.

Развитие представлений о жанре рассказа (К. Паустовский «Стальное колечко», В. Драгунский «Девочка на шаре»). Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.

Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (без употребления термина, называя эпитет «определением»), контраста, звукописи, неологизмов (без употребления термина), гиперболы и повтора.

Навыки чтения. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения и свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения.

 Содержание программы

по литературному чтению 3 класс (136 часов)

           Глава 1.Корни есть не только у дерева- 16 часов

            Глава 2. В жизни всегда есть место подвигу- 9 часов

            Глава 3. Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками. -11 часов

            Глава 4.Такой незнакомый знакомый мир. -11 часов

            Глава 5. Мир просит тебя: открой меня заново! -5часов

            Глава 6. Самые настоящие чудеса. -10 часов

            Глава 7. Родная сторона. – 13 часов

            Глава 8.Мир нуждается в нашей защите.- 11часов

            Глава 9.Лаборатория искусств. -9 часов

            Глава 10. Как трудно стать человеком. – 14 часов

             Глава 11. Такой хрупкий и такой прочный мир чувств – 11 часов

             Глава 12. Красота спасет мир – 15 часов

 

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное чтение» к концу третьего года обучения.

Обучающиеся должны

иметь общее представление:

– об особенностях устного народного творчества;

– об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;

– об особенностях былинного повествования;

– об особенностях жанра басни.

уметь:

– находить и различать средства художественной выразительности;

– различать сказку, басню, былину;

– характеризовать героев произведения;

– выявлять авторское отношение к героям;

– рассказывать о любимом литературном герое;

– устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного;

– добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.

- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 80 - 90 слов в минуту;

 знать:

-наизусть 10-12 стихотворений разных авторов по выбору ученика;

-имена 4-5`классиков русской и зарубежной литературы, 4-5 современных писателей (поэтов) и названия их произведений, прочитанных в классе;

-2 периодических литературно-художественных и публицистических издания.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по ее элементам;
  • самостоятельного чтения выбранных книг;
  • высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;
  • работы со словарем и справочниками.

Рассмотрено                                                       Согласовано

Рук. Кафедры                                                       Зам. директора        

«___»_______2012г.                                                  «___»___2012г


    Утверждаю

                                                                                                                                                                        Директор ____________                                

 Шишкова Г.В.

                          «___»______2012.

Рабочая программа

Окружающий мир

3 а   класс

 

Учитель ______   Сергеева_______   

             Нонна Викторовна

МБОУ лицей №5

 г. Зарайска Московской области

2012-2013 уч. год

                               

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 3 класса МБОУ лицея №5 разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2007 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.) для третьего класса.

В содержание программы внесены темы по краеведению и основам безопасности жизнедеятельности  (интегрировано).

 Программа рассчитана на 68 рабочих часов за учебный год.

Количество часов в год - 68.

Количество часов в неделю - 2.

Количество часов в I четверти - 18.

Количество часов во И четверти - 14.

Количество часов в III четверти - 20.

Количество часов в IV четверти - 16.

   Цели и задачи обучения:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;

формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Формы организации урока:

  • индивидуальная,
  •  фронтальная,
  • групповая,
  • коллективная,
  • парная.

Специальные приемы и методы:

  • использование информационно-коммуникативных технологий
  • методы диагностики и самодиагностики.

Приемы и методы работы:

  • разъяснения, рассуждения, общая характеристика,
  • словесные (беседа, объяснение),
  • наглядные (наблюдения, демонстрация, телевизионные, компьютерные),
  • практические,
  • объяснительно – иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • проблемно-диалогический метод;
  • исследовательский,
  • контроля.

Система контроля знаний, умений и навыков предполагает следующее:

  1. Контрольная работа.
  2. Самостоятельная работа.
  3. Практическая  работа.
  4. Тестирование

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец 3 класса: 

  • Учащиеся должны знать/понимать:
  • устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера,компаса;
  • понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела (на уровне первичных представлений);
  • три состояния веществ в природе;
  • основные свойства воды и воздуха;
  • источники загрязнения и простейшие способы очистки воды;
  • некоторые свойства твердых веществ на примере твердых полезных ископаемых (мрамор, песок, глина);
  • полезные ископаемые родного края;
  • значение почв в жизни человека, называть мероприятия по охране почв;
  • положение России и своего края (города, примерное положение своего села, поселка) на карте;
  • особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, использование и охранные меры родного края;
  • города Золотого кольца России (названия трех-четырех городов) и их достопримечательности;
  • достопримечательности Санкт-Петербурга.

Уметь:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и  уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  • пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер, часы и др.);
  • ориентироваться на местности по Солнцу, местным признакам  и по компасу;
  • проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;
  • измерять температуру воды и воздуха;
  • письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой,  другими природными явлениями;
  • узнавать в окружающем их мире изученные растения и животных;
  • показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы,  равнины, реки (без названий); некоторые города России (город Санкт-Петербург, города Золотого кольца России, родной город, примерное положение своего поселка, села);
  • описывать историю возникновения и строительства Санкт-Петербурга;
  • делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся вторых- третьих классов;
  • написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».
  • наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
  • выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
  • проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
  • работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
  • работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • ориентироваться на местности по компасу;
  • принимать посильное участие в охране и защите природы;
  • использовать термометр для измерения температуры воздуха;
  • оценивать воздействие человека на природу (положительное  и отрицательное);
  • выполнять правила поведения в природе;
  • рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге,  правилах поведения в природе;
  • удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска  дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках.

   

Содержание программы:

1.Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов (2 ч)

2.Планета, на которой мы живем (12 ч)

3.Неживая природа (16 ч)

4.Взаимосвязь неживой и живой природы (16 ч)

5.Природные сообщества (16 ч)

6.Наша страна Россия (6 ч) 

Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов Знакомство с устройством простейших приборов, их назначением, приемами использования: микроскоп (система увеличительных стекол), термометр, часы, флюгер, компас и др.

Примечание. Раздел программы раскрывается в процессе изучения тем, связанных с необходимостью использования тех или иных приборов.

Планета, на которой мы живем

Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.

Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.

Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).

План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта. Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас.

Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие.

Практикум

Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3-5 названий), моря, реки, озера (3-5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты.

Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края.       Неживая природа

Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ.

Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии.

Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.

Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.

Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые). Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений в нашем городе.

Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.

Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.

Практикум

Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.

Практические работы. Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твердых тел при нагревании. Сравнение минералов по твердости. Изучение свойств воздуха (расширение при нагревании, сжатие при охлаждении и др.). Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололеда. Изготовление модели термометра, компаса.

Взаимосвязь неживой и живой природы

Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.

Почва — единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края. Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.

Практикум

Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края». Практические работы: определение примерного состава почвы.

Природные сообщества

Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи всообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы).

Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества.

Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы.

Практикум

Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении.

Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем).

Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.

Наша страна Россия

Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения).

Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).

Практикум

Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени.

Экскурсия в краеведческий  музей.

Литература:

литература для учащихся:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2005.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Учебник-хрестоматия. — М,: Академкнига/Учебник, 2008.

литература для учителя:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2008.

Рассмотрено                                                       Согласовано

Рук. Кафедры                                                       Зам. директора        

«___»_______2012г.                                                  «___»_______2012г.          


  Утверждаю

                                                                                                                                                                        Директор ____________                                

 Шишкова Г.В.

                          «___»______2012.

Рабочая программа

Технология

3 а   класс

 

Учитель ______   Сергеева_______   

             Нонна Викторовна

МБОУ лицей №5

 г. Зарайска Московской области

2012-2013 уч. год

                               

Технология

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по технологии  для 3 класса МБОУ лицея №5  разработана на основе авторской программы И.Б. Мыловой «Технология», утверждённой МО РФ (Москва, 2007 г.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.) для третьего класса.

Содержание программы дополнено темами по краеведению и основам безопасности жизнедеятельности.

   Программа рассчитана на  34 учебных часа в год.                                                                               Количество часов в неделю - 1.                                                                                                                   Количество часов в I четверти-9                                                                                                   Количество часов во II четверти - 7.                                                                                                   Количество часов в II I четверти - 10.                                                                                                Количество часов в IV четверти - 8.

Цели и задачи обучения:

  • развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
  • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Формы организации урока:

  • индивидуальная,
  •  фронтальная,
  • групповая,
  • коллективная,
  • парная.

Специальные приемы и методы:

  • использование информационно-коммуникативных технологий.

Приемы и методы работы:

  • разъяснения, рассуждения, общая характеристика,
  • словесные (рассказ, беседа, объяснение),
  • наглядные (наблюдения, демонстрация, экскурсия, телевизионные),
  • практические (разнообразные упражнения),
  • объяснительно – иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • исследовательский,
  • контроля

    Система контроля знаний, умений и навыков предполагает следующее:

  1. Практическая работа.
  2. Самостоятельная работа.

 Планируемый уровень подготовки учащихся на конец 3 класса:

  • начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.);
  • начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение);
  • учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда
  • соблюдать безопасные приемы труда на компьютере.

                                             Содержание программы: 

    1. Технический труд (10 час.)

Обработка бумаги и картона -7 час.  Техническое моделирование -3 час.

    2.Бытовой труд (8 час.)

Обработка ткани - 6 час.   Уход за одеждой - 2 час.

    3.Основы художественной обработки различных материалов 12 часов.

    4. Сельскохозяйственный труд (4 час.)        Работа в классе - 4 час.

                                           ОБРАБОТКА БУМАГИ И КАРТОНА (7 ч)

Технико-технологические сведения. Виды картона, его основные свойства и назначение. Правила и приемы разметки с помощью линейки, угольника, циркуля2, циркуля-измерителя в миллиметрах по базовой линии (отступив от края листа) по образцу и заданным размерам.

Сгибание бумаги и картона по линиям разметки, резание ножом с помощью фальцлинейки. Крепление деталей различными способами: клеем, нитками, мягкой тонкой проволокой, щелевым замком.

Элементы графической грамоты: осевая линия, обозначение радиуса, диаметра. Понятие «силуэт». Правила чтения эскиза, простейшего чертежа.

Правила и приемы изготовления папье-маше. Крепление деталей из бумаги и картона клеем, нитками, проволокой, щелевым замком.

Темы для бесед. «Что делают из картона», «Различные виды бумаги и их назначение».

Опыты и наблюдения. Сравнение бумаги и картона разных видов по прочности, толщине, гибкости, ломкости, отношению к влаге. Отличие бумаги от картона по внешнему виду, строению, технологии обработки, назначению.

Практические работы. Анализ рисунка, эскиза изготавливаемых изделий, составление плана работы; исполнение трудовых действий: разметка с помощью чертежно-измеритель-ных инструментов и контроль; резание бумаги и картона ножницами и ножом вдоль фальцлинейки; сборка изделия. Проверка его в действии.

Примерный перечень изделий. Учебные пособия: предупреждающие и информационно-указательные знаки дорожного движения: «Подземный переход», «Надземный пешеходный переход»; термометр, книжка-считалка, перфокарты и др.; коробки и карточки для картотеки; ремонт брошюр из классной библиотеки; игры типа лото; настольный картонажный театр; головоломки.

              ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (3 ч)

Технико-технологические сведения. Набор металлических деталей конструктора-механика, их название, основные свойства материала, из которого изготовлены детали и инструменты: отвертка и гаечный ключ; способы крепления деталей винтами и гайками. Применение шайб. Правила и приемы работы инструментами. Правила организации рабочего места.

Элементы графической грамоты — распознавание рисунков моделей в альбоме к конструктору-механику.

Представление о трении. Виды соединений: разъемные, неразъемные.

Технические сведения о транспортирующих устройствах и машинах, их название и назначение. Приемы сборки из деталей металлического конструктора типа «Конструктор-механик» моделей технических устройств и машин и разборка их после использования моделей в играх.

Изготовление технических игрушек, моделей и макетов по образцам, рисункам, эскизам, заданным размерам, условиям, словесному описанию и конструирование по собственному замыслу учащихся.

Темы для б е с е д. «Техническое моделирование», «Транспортирующие устройства и машины».

Встреча с изобретателями.

Опыты и наблюдения. Сравнение наборов конструкторов из пластмассовых и металлических деталей: нахождении общего и различного во внешнем виде деталей, их названии и конструктивных возможностях. Выявление способов крепления деталей при разъемном и неразъемном видах соединений. Определение способов устранения трения.

Практические работы. Чтение рисунков, эскизов. Планирование предстоящей работы. Сборка технических моделей из деталей конструктора. Разборка их после обыгрывания.

Изготовление технических моделей из различных материалов, включая пластические, и использование полуфабрикатов, самостоятельно изготовленных профилей. Демонстрация технических игрушек в действии, регулировка их, обнаружение ошибок и исправление их.

Примерный перечень изделий. Макеты: «Элементы улицы с остановкой транспорта», «Дорога и ее основные части» и др.; простейшие модели: лебедка, подъемный кран, автопогрузчик, каток, тачка; сельскохозяйственная техника: самоходное шасси, стогометатель, сеялка; простейшие летающие и плавающие технические игрушки из различных материалов: кордовая модель, катамаран и др.; учебные пособия: светофор, циферблат и др.

Экскурсия. Ознакомление с трудом людей и их профессией (в микрорайоне школы), работающих на технических типовых объектах, аналогичных тем моделям, которые дети будут создавать на уроках трудового обучения для оборудования сюжетных игр, проводимых во внеурочное время, предлагаемых взрослыми или самими детьми.

БЫТОВОЙ ТРУД (8 ч)

ОБРАБОТКА ТКАНИ (6 ч)

Технико-технологические сведения. Первоначальные сведения о тканях и нитках, изготовленных из волокон животного происхождения: шелк, шерсть и их основные свойства; об изделиях текстильной промышленности: тесьма, лента, шнур и др.

Виды стежков и швов: строчка, стебельчатый, тамбурный, назначение их и способы выполнения.

Изготовление выкройки по обмерам, выполненным под руководством учителя, по эскизу, инструкционной карте. Понятие «припуск».

Темы для бесед. «Назначение шелковых и шерстяных тканей», «Какие текстильные изделия мы знаем».

Опыты и наблюдения. Рассматривание и сравнение строения тканей, ниток, ленты, шнура и т. п. Сравнение ткани и бумаги по внешнему виду, прочности, гибкости, строению, технологии обработки.

Практические работы. Изготовление выкройки, разметка ткани, сложенной вдвое, раскрой ее; сшивание деталей из ткани швом «строчка» по прямым срезам, после предварительного сметывания их.

Примерный перечень изделий. Нарукавные повязки для дежурных; мешочки для завтрака, семян, обуви, формы к урокам физкультуры; прихватка для кухни.

Экскурсия в ателье по изготовлению одежды, в мастерскую по ремонту обуви.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ (2 ч)

Технико-технологические сведения. Разнообразие кнопок, крючков, петель по размеру, материалу, форме, цвету, конструкции. Правила и приемы пришивания кнопок, крючков, петель. Изготовление петли из ниток.

Тема для б е с ед ы. «Назначение и использование кнопок, крючков и петель».

Опыты и наблюдения. Выяснение условий, от которых зависит прочность пришитых кнопок, крючков и петель. Поиск вариантов создания воздушных петель из ниток.

Практические работы. Разметка места пришивания кнопок, крючков и петель. Выбор способа пришивания их. Подбор ниток в тон ткани. Пришивание кнопок, крючков и петель.

Примерный перечень изделий. Пришивание кнопок, крючков и петель к одежде своей, кукол и изготовление дидактического пособия для детей трех лет в виде занятной игрушки.

                              ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ

                                       РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (12 ч)

Технико-технологические сведения. Местные природные и искусственные материалы: солома, мел, мех, кожа, кожезаменитель, древесина, металл — тонкая проволока.

Инструменты и приспособления для обработки древесины: буравчик, нож, ножовка и распиловочная коробка, напильник и тисочки, молоток; для проволоки: кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, киянка; назначение, приемы работы ими, правила безопасности труда и способы хранения.

Технология обработки различных материалов и сборки изделий. Художественная обработка древесины и природных материалов. Приемы работы с проволокой и фольгой. Плетение плоское и круглое.

Декоративные швы: мережка «столбик», тамбурный, стебельчатый.

Темы для бесед. «Народные художественные промыслы данной местности», «На деревообрабатывающем комбинате», «Применение папье-маше и пластических материалов в быту и технике».

Опыты и наблюдения. Выявление отличительных свойств металла (проволоки и фольги) от бумаги, ткани. Сравнение бумаги, ткани, древесины, проволоки по внешнему виду, толщине, прочности, отношению к влаге, технологии разметки, обработки, отделки.

Практические работы. Творческие игры и упражнения в приемах обработки различных материалов с целью достижения декоративно-художественного эффекта: отработка приемов лепки из глины и пластилина; обработка веток, корней; пиление, остругивание, сверление, шлифовка древесины; резание, сгибание, наматывание, скручивание проволоки; плетение из нескольких прядей, полос; вышивание стебельчатым, тамбурным швами и мережкой.

Примерный перечень изделий. Композиции; диковинные сосуды; декоративные барельефы; глиняная посуда, игрушки по образцам дымковской, каргопольской, липецкой, орловской, тульской и др.; учебные таблицы, макеты; планшет для записи и зарисовок; прыгалки, пояски; кухонное полотенце с вышивкой, вышивка метки; маски; игрушки-дергунчики для картонажного театра; игры, головоломки (кольца, цепочки); сувениры из различных материалов, аппликация из соломы.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД (4 ч)

РАБОТА В КЛАССЕ (4 ч)

Сведения по сельскохозяйственному труду. Правила и приемы размножения комнатных растений листьями и уход за ними.

Тема для беседы. «Значение размножения комнатных растений».

Опыты и наблюдения. Выявление условий для приживания черенков.

Практические работы. Организация трудовой деятельности детей. Заготовка и посадка черенков комнатных растений: традесканция, бегония, фуксия, герань и др. Уход за посаженными черенками: полив, притенение. Пересадка укоренившихся черенков в цветочные горшки — вазоны.

Литература:

Литература  для учителя: Гринева.А.а., Кузнецова И.А., Рагозина Т.М. технология. 3 класс.- Учебник. –М.: академкнига учебник, 2005г.

Литература  для учащихся:

Т.Н. Проснякова.. Уроки мастерства. .3 класс. Учебник –тетрадь. Издательство

Рассмотрено                                                       Согласовано

Рук. Кафедры                                                       Зам. директора        

«___»_______2012г.                                                  «___»_______201

Утверждаю

                                                                                                                                                                        Директор ____________                                

 Шишкова Г.В.

                          «___»______2012.

Рабочая программа

РПС

(РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ) 

3 а   класс

 

Учитель ______   Сергеева_______   

             Нонна Викторовна

МБОУ лицей №5

 г. Зарайска Московской области

2012-2013 уч. год

                             


                                                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по развитию познавательных способностей (РПС) для 3 класса МБОУ лицей №5 разработана на основе авторской программы О.В.Холодовой (программы четырехлетней начальной школы  Москва Росткнига 2002) в соответствии требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

В рабочей программе относительно авторской изменена последовать изучения тем с цель корректировки и интеграции содержания образования с темами изучаемыми в предмете математика.

Цель программы данного курса – создание действенных условий для развития познавательных способностей и организации познавательной деятельности учащихся, их интеллекта и творческого начала, расширения их математического кругозора.

Задачи:

  1. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение младших школьников;
  2. Формировать общеучебные умения и навыки.

      Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

      Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

        В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

        В данный курс, включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.

        В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько направлений:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания. К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствуют формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трёхходовые задачи.

Задания, развивающие память. В курс включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения. Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; - вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; - выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

        Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление. Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью подобраны упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

         Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект. Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие обще учебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект. Развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект. Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Основные принципы распределения материала:

  1. системность: задания располагаются в определённом порядке;          
  2. принцип «спирали»: через каждые семь занятий задания повторяются;
  3. принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
  4. увеличение объёма материала;
  5. наращивание темпа выполнения заданий;
  6. смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.                                                                                                                                             Ожидаемые результаты. Результатом работы по данному курсу можно считать повышение познавательной активности учащихся, повышение работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности 

Рассмотрено                                                       Согласовано

Рук. Кафедры                                                       Зам. директора        

«___»_______2012г.                                                  «___»_______2012г.

Утверждаю

                                                                                                                                                                        Директор ____________                                

 Шишкова Г.В.

                          «___»______2012.

Рабочая  программа

 по информатике  

для 3 класса.

                                           

Учитель Сергеева Нонна Викторовна.

                                    МБОУ лицей №5

г. Зарайска  Московской области

2012-2013 уч.год.

Информатика

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 3 класса  разработана на основе авторской программы  А.В. Горячева «Программа по информатике и ИТ,1-4 начальной общеобразовательной школы». Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

   Программа рассчитана на 34 часа.

Количество часов в неделю - 1.

Количество часов в I четверти - 10.

Количество часов во II четверти – 7.

Количество часов в III четверти - 9.

Количество часов в IV четверти - 8.

Цели программы:

●  формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как

    элементов реальной действительности;

●  знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;

●  приобретение опыта создания  и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том

    числе с помощью компьютера;

●  формирование умения  строить простейшие информационные модели и использовать их в решении при решении различных практических

    задач;

●  формирование системно-информационной картины мира в процессе создания текстов, рисунков, схем;

●  формирование умений и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном

    процессе;

●  формирование и развитие умений  использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске

    информации в электронных справочниках и библиотек;

 

Задачи:

● развивить общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать  с информацией, т.е.

   правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой;  

● формировать умения описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами;

● сформировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий  для решения учебных и практических задач;

Формы организации урока:

  • индивидуальная,
  •  фронтальная,
  • групповая,
  • коллективная,
  • парная.

Специальные приемы и методы:

  • использование информационно-коммуникативных технологий
  • методы  самодиагностики.

Приемы и методы работы:

  • разъяснения, рассуждения, общая характеристика,
  • словесные (рассказ, беседа, объяснение),
  • наглядные (наблюдения, демонстрация, экскурсия),
  • практические (разнообразные упражнения),
  • объяснительно – иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • проблемно-диалогический метод;
  • исследовательский,
  • контроля.

Система контроля знаний, умений и навыков предполагает следующее:

  • практическая работа;
  • самостоятельная работа;
  • творческая работа.

                            СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Алгоритмы (9 часов)

Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск  ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов (8 часов)

 Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием.  Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки.  Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

 Логические рассуждения (10 часов)

 Высказывания со словами “все”, “не все”, “никакие”.  Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов)

Игры.  Анализ  игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.  

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

может уметь:

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из

этого класса;

  • выполнять простые алгоритмы;
  •  находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Рассмотрено                                                       Согласовано

Рук. Кафедры                                                       Зам. директора        

«___»_______2012г.                                                  «___»_______2012г.          

Утверждаю

                                                                                                                                                                        Директор ____________                                

 Шишкова Г.В.

                          «___»______2012.

Рабочая  программа

 по курсу «Наглядная геометрия»  

для 3 класса.

                                           

Учитель Сергеева Нонна Викторовна.

МБОУ лицей №5

г. Зарайска  Московской области

2012-2013 уч.год.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по наглядной геометрии для 3 класса МБОУ лицей №5 разработана на основе авторской программы Н.Б. Истоминой.

Цели и задачи обучения.

- формирование представлений о геометрических фигурах

- развитие пространственного мышления

При разработке геометрических заданий авторы руководствовались:

  1. данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности и способах его развития в процессе обучения (И.С. Якиманская);
  2. логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н.Б. Истомина);
  3. богатейшим опытом начальног обучения геометрии, отраженным в методической литературе;
  4. результатами исследований, связанных с изучением геометрического материала в 5-6-м классах;
  5. рекомендациями ведущих методистов средней школы по поводу содержания курса геометрии.

Интегрируя все вышеназванные направления, авторы курса попытались реализовать на методическом уровне идею фузионизма (одновременное изучение плоскостных и пространственных фигур), которая нашла свое выражение в следующем содержании:

  1. Кривые и плоские поверхности. (Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.)
  2. Пересечение фигур. (Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; совершенствуются умения читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.)
  3. Шар. Сфера. Круг. Окружность. (Вводятся представления о круге как сечении шара, о связи круга с окружностью как его границ, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.)

Программа рассчитана на  34 учебных часа в год.

Количество часов в неделю - 1.

Количество часов в I четверти- 9.

Количество часов во II четверти - 7.

Количество часов в II четверти – 10.

Количество часов в IV четверти - 8.

Формы организации урока:

индивидуальная,

 фронтальная,

групповая,

коллективная,

Специальные приемы и методы:

использование информационно-коммуникативных технологий

методы диагностики и самодиагностики.

Приемы и методы работы:

разъяснения, рассуждения, общая характеристика,

словесные (рассказ, беседа, объяснение, доклады),

наглядные (наблюдения, демонстрация, телевизионные, компьютерные),

практические (разнообразные упражнения),

объяснительно – иллюстративный,

репродуктивный,

частично-поисковый,

проблемно-диалогический метод;

исследовательский.

Рассмотрено                                                       Согласовано

Рук. Кафедры                                                       Зам. директора        

«___»_______2012г.                                                  «___»_______2012г.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по технологии. 2 класс. Перспективная начальная школа

Календарно-тематическое планирование по технологии в помощь учителю начальных классов,  работающему по программе Перспективная начальная школа...

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте (чтение и письмо)" 1 класс Перспективная начальная школа

Календарно-тематическое планирование 1 класс по предмету "Обучение грамоте (чтение и письмо)"  по программе Перспективная начальная школа....

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение" 1 класс Перспективная начальная школа

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 1 класс по программе Перспективная начальная школа"...

Календарно-тематическое планирование "Математика" 1 класс Перспективная начальная школа

Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс....

Календарно-тематическо планирование УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Материал содержит календарно-тематическое планирование по предметам УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс...

Календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс (Перспективная начальная школа)

Календарно-тематическое планирование по технологии для 4 класса (УМК "Перспективная начальная школа") составлено в соответствии с требованиями ФГОС....

Календарно - тематическое планирование русский язык 2 класс "Перспективная начальная школа" (даты и домашнее задание - индивидуально)

Календарно-тематическое планированиепо русскому языку 2 класс "Перспективная начальная школа" №  урокаТема раздела урокаКол-во часовТип/форма урокаПланируемые результаты обученияВиды и ...