Внеклассное мероприятие Прощание с Азбукой
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Мальцева Наталья Владимировна
Внеклассное мероприятие « Прощение с Азбукой». Обучение грамоте , 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обучение грамоте, 1 класс631 КБ

Предварительный просмотр:

Прощание с Азбукой.

        Первый раз в первый класс.

Ребята, сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни, прочитанной самостоятельно книгой – Азбукой!

Давайте вспомним, как начинался у вас первый школьный день. Закройте глаза. Представьте первый осенний день, свою квартиру, своих родителей.

Сценка:

1 Сентября

Словно в армию меня

Провожала вся родня

Дед, конечно, впереди

Он вздохнул «Не подведи»

Папа выпрямился гордо,

Галстук завязать помог

А потом добавил тихо:

«Будь внимательным, сынок!»

Мама скромненько всплакнула

И слезу платком смахнула:

«Дорогой учись отлично

И веди себя прилично».

Бабушка моя совсем

Говорить не стала.

Обняла, перекрестила

И расцеловала.

Сердце вдруг разволновалось,

Как на линии огня.

Пока буду грызть науки,

Пропадет моя родня.

Вот такая история произошла с нашим учеником. И теперь этот мальчик умеет не только хорошо читать, но и красиво, грамотно писать.

Вот мы и вспомнили тот день веселый.

Что в Сентябре нас здесь собрал.

Он подружил вас всех со школой

Удачный старт учебе дал

И с первой книгой познакомил

С волшебницей – Азбукой!

Азбука:

Я – Азбука, учу читать

Меня никак нельзя не знать

Меня изучишь хорошо,

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда

А в книгах есть про всё, про всё.

Про реки и моря

И что у неба нет конца

И круглая Земля.

Про космонавтов, к облакам,

Летавших много раз

Про дождь и молнии, и гром

Про свет, тепло и газ.

Дорогая Азбука, ты сегодня наша самая почетная гостья (Азбука садится). Сегодня на нашем празднике ты поможешь создать нам цветок радости.

         Прояви сердечность.

Быстро месяцы летели

Промелькнул январь, февраль

Оглянуться не успели, а уже

Звенят капели.

И прочли теперь мы всю

Книгу первую свою.

Многому научились наши ребята, и все благодаря Азбуке. Послушайте слова благодарности от наших ребят.

Ученик 1

Мы в школе почти целый год отучились

Мы много успели и много узнали

Писать и считать мы уже научились

И первые книги свои прочитали

Ученик 2

А верным помощникам в этом нам стала

Первая главная книжка

И первые буквы она показала

Девчонкам своим и мальчишкам

Ученик 3

Буквы потом сложились в слова,

Слова – в предложениях и фразы

Огромный и красочный мир тогда

Открылся перед нами сразу

Ученик 4

Мы прочтём хороших книг немало,

Пускай года пройдут и много-много дней,

Нам Азбука хорошим другом стала, Мы этот праздник посвящаем ей !

        Азбука - ступень к мудрости.

I. Много чудес открыла для нас Азбука. Недаром говорят, что «Азбука – ступенька к мудрости». И мы с вами преодолели эту самую первую, самую трудную и самую важную ступеньку. Давайте посмотрим, чему вы научились.

Перед нами дворец. А во дворце живет Волшебница Речь.

- Какая бывает речь? (Устная и письменная). В чудесном замке Волшебницы Речи есть этажи.

- Кто же живет на первом этаже? Послушайте:

Пусть отгадают первоклассники:

Чудесные! Прекрасные!

Гласные! Согласные!

Звонкие! Глухие!

Разные такие!

Без них нельзя

Постичь науки!

Вы догадались?

Это … (Звуки)

Да! Это они, звуки Волшебницы Речи!

- А какие вы знаете звуки?

Ученик 1. Звуки эти разные – гласные согласные.

Гласные тянутся песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать

В темном лесу звать и аукать

И в колыбели сестренку баюкать

Но не желают свистеть и ворчать.

Гласных звуков – 6, а букв – 10.

Ученик 2.

А согласные согласны

Шелестеть, шипеть, скрипеть

Даже фыркать и свистеть

Но не хочется им петь

Они бывают твердые и мягкие

Звонкие и глухие.

Ученик 3.

Но мы не можем их увидеть!

Звуки – невидимки!

Таинственные гости!

Их можно лишь услышать!

А как хочется их видеть!

Как же это сделать?

Ученик 4.

Для этого существуют специальные значки – буквы алфавита, с их помощью можно обозначить звуки нашей речи 33.

Ученик 5.

На страничках Азбуки – 33 богатыря.

Мудрецов богатырей знает каждый грамотей.

Выходите наши особые буквы.

Ученик 6.

Буквы с вами изучали

Много нового узнали

Например, что буква «Е»

Это звуки [й] и [э].

Ученик 7.

В букве «Ё» - это звуки [й] и [о].

Ученик 8.

В букве «Я» – это звуки [й] и [а].

Ученик 9.

В букве «Ю» - это звуки [й] и [у].

Ученик 10.

Мы согласные особые.

«Ж» «Ш» «Ц» - всегда твердые.

«Ч» «Щ» «Й» - всегда мягкие.

 «Ъ» и «Ь» - звуков не имеем.

II. А кто же занимает второй этаж? (Слова).

Правильно!

Ну-ка, буквы,

Д Р А Ж Б У – выходите.

А вы попробуйте их в слово сложите.

Ученик 11.

Правильно, получилось слово «дружба».

С ней учеба – нам легка

С ней любое испытание

Будет по плечу всегда.

- А герои, какого мультфильма любил, повторят это слово? (Кот Леопольд)

- Какие слова он говорил? (Ребята давайте жить дружно)

- Правильно, нужно научиться дружить и тогда любые преграды вам будут по плечу.

У нас в классе есть девочка Вика Мелёхина, которая очень ценит дружбу.  Она сочинила стихотворение. (Чтение стихотворения).

Дружба.

У дружбы есть свои законы.

Она рождается не вдруг.

Вот в классе, все тебе знакомы,

Но лишь один из них твой друг.

Другие и умней, быть может.

Им в жизни многое дано.

Но быть в твоих друзьях, похоже,

Им никогда не суждено.

Друг настоящий – очень редок.

Когда он есть в твоей судьбе,

То не страшны любые беды,

Любые трудности тебе.

Давайте споем песню о дружбе.

Песня о дружбе

Если с другом вышел в путь

Если с другом вышел в путь

Веселей дорога

Без друзей меня чуть-чуть

Без друзей меня чуть-чуть

А с друзьями много.

Припев

Что мне снег, что мне зной

Что мне дождик проливной

Когда мои друзья со мной

Что мне снег, что мне зной

Что мне дождик проливной

Когда мои друзья со мной

 

Там где трудно одному

Там где трудно одному

Справлюсь вместе с вами

Где чего-то не пойму

Где чего-то не пойму

Разберём с друзьями

Припев

На медведя я друзья

На медведя я друзья

Выйду без испуга

Если с другом буду я

Если с другом буду я

А медведь без друга

Припев

Если с другом вышел в путь

Если с другом вышел в путь

Веселей дорога

Без друзей меня чуть-чуть

Без друзей меня чуть-чуть

А с друзьями много.

Припев

III. И третий этаж – это? (Предложение).

- Ребята, давайте прочитаем предложение. Ой, что-то тут не так. Что же?

мыумеемчитать

Ученик 12.

- Начало надо писать с большой буквы.

- В конце лучше поставить (!)

- Слова пишем раздельно.

Молодцы! Вот вы и заполнили все этажи дворца. Волшебница Речь благодарит вас и просит ответить на вопрос:

- Как называется учебный период, когда вы изучали Азбуку? Под лепестком зашифрована разгадка.

О Г Б Р У А Ч М Е О Н  Т И Е Е

Молодцы!

         Учиться надо весело – чтоб хорошо учиться.

Вот и мы живем в этом светлом и уютном классе весело, интересно.

Кто любит музыку и песню

Тому живется интересней.

А народ у нас в классе бедовый. Очень любит частушки и сейчас они их споют.

Частушки.

Ученик 1.

Весело гармонь играет

Эх, у нас и коллектив!

В нашем классе от мальчишек

Просто глаз не отвести!

Ученик 2.

Расцвели девчонки наши

Как ромашки на лугу

Ну, а песни распевают

Словно пташечки в саду.

Ученик 3.

Я танцую и пою,

И учусь отлично.

Да к тому же, посмотрите,

Очень симпатична.

Ученик 4.

Я скажу вам по секрету

Да про наших, про девчат:

Каждый день меняют платья,

Мы не можем их узнать.

Ученик 5.

Выходи-ка Леша ты

Не жалей ботиночек

Расскажи хороших сколько

Получил оценочек.

Ученик 6.

Разбудите меня ночью,

В самой серединочке

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!

Ученик 7.

Тыщу слов в минуту ныне,

Как машинка, я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом «проглочу»!

Ученик 8.

Мы простимся с Азбукой

И рукой помашем

И спасибо десять раз

Дружно хором скажем!

        Грамоте учиться – всегда пригодиться.

Так считают сказочные герои, которые сегодня к нам в гости пришли, и задания вам принесли.

- Вы готовы показать свои знания и выполнить их задания?

- Вы попробуйте их узнать, а о себе они говорят так.

Ученик 1.

Я с «Азбукой» шагаю в школу

Деревянный мальчуган

Попадаю вместо школы

В деревянный балаган

Как зовется эта книжка? (А. Толстой «Золотой ключик»)

Как зовется сам мальчишка? (Буратино)

Моего друга зовут Пьеро.

Ребята, скажем, какие звуки вы слышите?

В первых звуках наших имен Буратино – Пьеро.

1) Какую группу звуков они начинают?

(Группу парных согласных по глухости – звонкости: б-п; в-ф; г-к; д-т; ж-ш; з-с)

2) Давайте поиграем в игру «Превращение».

Если  первый звук заменить парным, то будешь учеником славным.

БИТЬ (ПИТЬ)        ГОД (КОТ)

ГОСТИ (КОСТИ)        ДЕЛО (ТЕЛО)

СЛОЙ (ЗЛОЙ)        ШИРОК (ЖИРОК)

Ученик 2.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пушистый хвост – краса

Кто это? (Лиса)

1) Какой первый звук вы слышите в моём имени?

Дайте ему характеристику.

2) Давайте поиграем.

Я буду называть слова, а вы будите хлопать, если есть в словах звук [л’] или [л]

Приготовили ладошки: заяц, лось, кенгуру, ёжик, лошадь, лев, зебра, белка, коза, волк.

Ученик 3.

Я весел и не злобен

Я милый чудачек,

Для меня прогулка – праздник,

И на мед особый нюх,

Я плюшевый проказник

Медвежонок …(Вини-Пух)

Здравствуйте, ребята! Я нашел буквы, хотел вам их принести, чтобы вы прочитали, а они перепутались.

Помогите мне распутать буквы.

-Что вы знаете про эти звуки и буквы? (Х, Ц, Ч, Щ – это непарные глухие согласные)

Ученик 4.

На сметане мешён

На окошке стужён

Круглый бок, румяный бок,

Покатился … (Колобок)

Ребята помогите мне слова прочитать,

Слоги лишние убрать.

С А Ж И Х А Р        Х Щ А Л В А

В А Ч А Р Е Н Ь Е         К О Щ У Н Ф Е Т Ы

П Е Ш Е Ч Е Н Ь Е        К А Ч У К А О

- Что вы можете рассказать про эти сочетания? (жи-ши пиши с гласной «И»; ча-ща пиши с гласной «А»; чу-щу пиши с гласной «У»).

Ученик 5.

Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла своё

А ну подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)

Правильно, я Красная Шапочка.

Помогите мне найти дорогу к бабушке.

Найдите слова близкие по смыслу слову дорога.

дорога        лес

        снег        тропа

дождь         девочка

        путь        стезя

- Что такое стезя? (Поэтический образ дороги).

Ученик 6.

Я рыбка не простая

Чешуёй сверкаю,

Плаваю, ныряю

Желанья исполняю. (Золотая рыбка. Сказка о рыбаке и рыбке)

Правильно, ребята!

А сейчас исполните моё желанье:

Очень часто в группе слов лишнее бывает

Кто же из вас, его сейчас узнает?

Лень        Ёлка        Машина

Тень        Сила        Карандаши

Борщ        Вата        Автобус

Ученик 7.

Красна девица грустна

Ей не нравиться весна

Ей на солнце тяжко

Слезы льёт бедняжка. (Снегурочка)

Молодцы!

Пора моя ушла

На дворе уже весна

Вы слезинки остановите

И слова мои прочтите.

зима

зимушка

зимний

зимовал

1.Читаем с ударением

2.Что эти слова объединяет?

3.Разделите на группы

4.Подберите схему к одному из слов

Назовите слова с безударной гласной в корне.

Назовите проверочные слова. (зимушка зимний)

Обратите внимание на слово зимовал.

О ком можно так сказать?

А если добавить окончания «А» и «О». Чем будут отличаться эти слова? (Родом)

А если окончание «И»? (То числом)

Молодцы! А нас встречает следующий герой.

Ученик 8.

Я злая-злая бабушка

По прозванию – Костяная нога

А зовут меня … (Баба-яга)

Точно!

Я перепутала начало и конец предложения.

Расставьте все по местам.

Огурцы        играет в прятки

Малыши        растут на грядке

Волки        плавают по дну

Щуки         воют на луну

Видишь, Баба-Яга,

Ты ребят не провела.

А у нас в гостях следующий герой.

Ученик 9.

Я дружок зверям и детям

Я – живое существо

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому, что я не птица

Не котёнок, не щенок.

Но заснят я для кино

И известно всем давно

Моя милая мордашка

А зовусь я … (Чебурашка).

Крокодил Гена просил меня узнать, знаете ли вы половицы.

Поиграем в игру. Игра называется «Составь пословицу».

Кто много читает тот много знает.

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

Молодцы! Вы справились с заданиями сказочных героев и собрали еще один лепесток для нашего цветка.

-Довольна ли ты Азбука?

Азбука:

За ребят я очень рада

Вижу, учатся всему:

Счету, грамоте, письму.

Хоть малы еще на вид

А уж много знают и многие умеют

И еще многому научатся в школе.

Песня. «Нагружать все больше нас».

Нагружать всё больше нас

Стали почему-то

Нынче в школе первый класс

Вроде института.

Нам учитель задаёт

С иксами  задачи

Кандидат науки и тот

Над задачей плачет.

          Припев

Толи ещё будет

Толи ещё будет

Толи ещё будет

Ой-ой-ой!

Мы Азбуку закончили

И вам это знакомо

Расставаться с нею жаль

Не вынесем такого.

Мы все буковки прошли

И читаем сами

Не вернуть уж эти дни

Взрослыми мы стали.

       Припев

Толи ещё будет

Толи ещё будет

Толи ещё будет

Ой-ой-ой!

        Вперед к новым знаниям.

Азбука помогла нам создать цветок радости. И каждому из вас Азбука дарит этот цветок.

- Какое у вас настроение?

Я желаю вам, чтобы каждый день с прекрасным настроением вы приходили в школу.

Ну а Азбуке мы говорим до свидания!

Ученик.

Азбуке мы говорим слова прощальные

С Азбукой мы расстаемся сейчас.

Мы спасибо говорим тебе и прощай.

Ты других учеников теперь обучай!

А вместо азбуки к новым знаниям вас поведут вот эти книжки: Русский язык и Литературное чтение.

А сейчас последние испытание. Отгадайте ребус

(Награда)

Да, правильно, и вас ребятки ждет награда.

1) Без Азбуки, без Азбуки

Вам скучно было б жить

Теперь вы буквы разные

Можете в слова сложить

Как здорово, что грамота

На белом свете есть!

И у меня ест грамота

Могу её прочесть: (Выдаются грамоты).

2) А родители вам дарят сладкий пирог!!

Радуйте их своими успехами, а они вас будут награждать вот такими сладкими призами.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

О дружбе в русской литературе мы найдём много стихов. Но чем дорого это стихотворение?! Его автор – семилетняя девочка – вложила в каждое слово столько искренности и теплоты, что её чувствам может позавидовать и взрослый.

Вика очень хорошо понимает, что такое дружба, каким должен быть друг. Она правильно даёт понятие классному сообществу («… в классе все тебе знакомы…»), но дружить мы можем только с одним – и это есть твой настоящий друг, не похожий, ни на кого:

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит –

Вот что значит

Настоящий, верный друг!

Дружба.

У дружбы есть свои законы.

Она рождается не вдруг.

Вот в классе, все тебе знакомы,

Но лишь один из них твой друг.

Другие и умней, быть может.

Им в жизни многое дано.

Но быть в твоих друзьях, похоже,

Им никогда не суждено.

Друг настоящий – очень редок.

Когда он есть в твоей судьбе,

То не страшны любые беды,

Любые трудности тебе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Жук.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал,

И очень серьёзным и грозным он был-

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду,

Узнаю, где водится, как он живёт,

Зачем ему крылья и что он жуёт.

И будут страницы, как травы, шуметь,

И буду, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука моего.

Как славно, что я не обидел его.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Журавли летят.

Журавлик жил на болоте. За лето он подрос и окреп. Пришло время улетать в жаркие страны. Теперь и журавлик может лететь вместе со всеми.

- Пора, Журавушка, пора!- позвала его мать.

- Летим! Летим! – крикнул вожак.

И вот высоко в небе летит клин. Там и наш журавлик.

Только слышно в вышине:

- Курлы-курлы! Ждите нас!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ЗИМА

ЗИМУШКА

ЗИМНИЙ

ЗИМОВАЛ

а

о

и

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Приготовили ладошки:

заяц, лось, кенгуру, ёжик, лошадь, лев, зебра, белка, коза, волк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Прощание с Азбукой"

Внеклассное мероприятие "Прощание с Азбукой" для 1 класса....

внеклассное мероприятие "Прощание с Азбукой"

Разработка внеклассного меропрятия для учеников 1 класса....

внеклассное мероприятие "Прощание с азбукой"

Сценарий внеклассного мероприятия "Прощание с азбукой", 1 класс....

Внеклассное мероприятие "Прощание с Азбукой"

Сценарий мероприятия в стихотворной форме, насыщенный интересными для детей игровыми моментами....

Внеклассное мероприятие "Прощание с Азбукой"

Праздник "Прощание с Азбукой"...

Разработка внеклассного мероприятия "Прощание с Азбукой"

Разработка содержит слова благодарности Азбуке, песенки, частушки, пословицы, загадки....