Конспект урока "Три склонения имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Анна Ивановна Кухникова

Цель:  знакомство со склонением имён существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_skloneniya_imen_sushchestvitelnyh.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных. Урок русского языка. 4-й класс

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.

Задачи:

  • Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонений имен существительных в единственном числе, 1 склонения имён существительных и их признаков.
  • Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
  • Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку;

Регулятивные УУД:

  • умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

  • умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;
  • поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре,
  • формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён существительных.

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Презентация

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их.

- Мы будем на уроке думать? (да)

- Мы будем рассуждать? (да)

- А может, будем спать? (нет)

- И в облаках летать? (нет)

- Друг другу будем помогать? (да)

- И трудности преодолевать? (да)

Слайд 2

Настройтесь на работу . Улыбнитесь!

Слайд 3

- Открыли тетради. Записываем число, классная работа. (Комментирует...)

Слайд 4

Минута каллиграфии

гпг гпг Г П Г вв тт мм

От топота копыт пыль по полю летит

Слайд 5

Работа над предложением.

Наступила х.лодная з.ма. (К) .кну (п.д)л.тела синич.ка. Бабушка пож.лела птич.ку.

Перед вами предложение с ошибками. Исправьте их и  запишите предложения красиво. Подчеркните главные члены в первом предложении. Укажите части речи во втором предложении

- Определите падеж имен существительных. Как отличить именительный падеж от винительного?

II. Постановка учебной проблемы. (с опорой на прежний опыт об-ся)

- Какую тему мы изучаем? (Имя сущ.)

- У вас на партах есть карточка «Знаю, не знаю». Я вам задаю вопросы, если вы знаете ответ на вопрос, то ставите «+», если не знаете «-».

1. Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?

2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа?

3. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода?

4. Знаете ли вы падежи имен существительных?

5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение имён существительных?

6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?

7.Знаете ли вы как определить склонение существительных?

- Есть ли такие вопросы, где вы поставили минус? (да)

- Сформулируйте тему нашего урока? (Склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных).

Слайд 6

- Тема нашего урока «Склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных».

Слайд 7

Задачи урока:

Узнать:

  • Что такое склонение имен существительных;
  • Какие бывают группы склонений;
  • Как отличить существительные 1-го склонения

Научиться:

  • Определять склонение имен существительных

Создание проблемной ситуации (новый материал)

Слайд

Прочитайте предложение.

Бабушка рассказала мне о сестре и дочери.

- Найдите в предложении однородные члены предложения (о сестре и дочери)

- Каким членом предложения они являются? (втор. чл.)

- Какой частью речи выражены?

Определите их род и падеж. (ж.р. предл. пад.)

- Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных?

- Что вы заметили? (окончания разные)

- Почему у имен существительных одного рода водном падеже разные окончания? (Наверное, есть какой-то признак по которому можно различит эти 2 слова)

Слайд

Проверка.

Бабушка рассказала о сестре и дочери.

Работа по учебнику с. 89

- Прочитайте название темы на стр. 89

- Подберите к нему однокоренные слова. (Склониться, поклон, склоненный)

- Что значит «имя существительное склоняется?» (изменяется по падежам и числам)

- Сколько же получается склонений?

Работа по теме урока

Слайд

Работа в группах.

- Работа нам с вами предстоит большая, поэтому не будем терять времени. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

«Золотые правила»

  • Распределять поручения в группе
  • Слушать друг друга.
  • Уметь уступать.
  • Уметь договариваться.
  • Проявлять активность в работе группы.

Исследование.

Вы сегодня выступаете в роли ученых. Какова цель вашей работы?
Прочитайте задание к упр. 153.

Узнать, почему слова лиса, сестра, папа оказались в одной группе? По какому признаку? И почему групп 3?

Oрганизуются 3 группы учащихся.

Слайд

Интерпретация полученных данных.

- Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили?

(Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп)

- Прочитайте материал рубрики «Обрати внимание!»

- Сколько групп склонений в русском языке?

- Что для них характерно? (Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам)

Представители групп озвучивают выводы, которые записываются кратко на доске.

Сравниваем, отбрасываем несущественные признак.

- Подтвердилась ли наша гипотеза?

- Да. Существительные делятся на группы. Таких групп три.

Подтверждение полученных выводов в учебнике стр.89.

С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

Подписываем склонение.

Слайд

1 скл. - сущ. м.р. и ж.р. –а, -я;

2 скл. - М.р. с нулевым и ср.р. с –о, -е;

3 скл. - Ж.р. с ь на конце.

Сколько же всего в русском языке склонений ? (3)

Слайд

Вывод: Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний имен существительных двух других групп.

- А как вы считаете склонение – это постоянный морфологический признак?

Склонение имён существительных зависит от рода, а род – признак постоянный, значит и склонение постоянный морфологический признак.

Склонение не может перейти из одного склонения в другое.

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

Итак,

К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

И последний этап нашего исследования – составление алгоритма.

Как определяем тип склонения?

Слайд

АЛГОРИТМ

1. Определяем род.
2. Выделяем окончание.
3. Определяем склонение.
4. Запишите в тетрадь.

Слайд

Образец рассуждения. (читает другой ученик)

Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

Слайд

Физкультминутка

  • Если существительное 1 скл. – 1 хлопок
  • Если существительное 2 скл. – 2 хлопка
  • Если существительное 3 скл. – 3 хлопка

Слайд

Первичное закрепление.

Попробуем устно определить склонение по алгоритму.

На слайде существительные, определите склонение.

Доброта, мир, дружба, мужество, чуткость, ласка, счастье.

- Молодцы.

Решение учебной проблемы.

Слайд

Исследование (работа в группах).

- Давайте понаблюдаем за признаками 1 склонения имён существительных. Продолжим исследовательскую работу.

- Продолжаем работать в группах.

Упражнение 154, с. 89.

- Исследуйте признаки первого склонения имён существительных.

- Сделайте вывод. (Вывод говорят дети)

Слайд

Вывод.

- Откройте учебник С. 90 Познакомьтесь с правилом. (Дети читают).

- Совпали ли ваши выводы с правилом в учебнике? (Да).

Слайд

Самостоятельная работа.

Упражнение 155, с. 90

Слайд

Проверка: Оцените себя на полях в тетради:

  • «!» - молодец, всё сделано правильно;
  • «+» - хорошо, были небольшие ошибки;
  • «?» - нужна помощь учителя.

Слайд

III. Итог урока

- Давайте подведём итог нашего урока.

- Какая тема нашего урока?

- Каких целей вы достигли?

(На доске опорные слова:

  • я понял….
  • я запомнил….
  • я буду применять….)

– Я понял, по каким признакам можно определить 1 склонение имён существительных.

– Я запомнил, что имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –а, -я в И.п. ед.ч. относятся к 1 склонению.

– Я буду применять новое правило и думаю, что это мне в дальнейшем пригодится

Слайд

Д/з - по выбору.

*Упр. 155.

*Написать сочинение о школе, употребив имена существительные 1 склонения.

- Теперь давайте вернемся к карточке «Знаю, не знаю» и ответим на 5 и 6 вопросы.

  • Знаете ли вы, что такое 1 склонение?
  • Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?

- Как думаете, какая тема следующего урока? (2 склонение имён сущ.)

Рефлексия.

Выставление оценок.

- Ребята, с каким настроением заканчиваем урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием"

Конспект урока русского языка по учебнику Поляковой А.В. 3 класс (программа Занкова Л.В.), построен на интересном материале о весенних цветах....

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...