Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Мордовский республиканский институт образования»
Индивидуальный проект мультимедийного урока
слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности
младшего школьника в современных условиях»
Выполнила: Катина Т.В.,
МБОУ «Редкодубская СОШ»,
учитель начальных классов
Саранск 2015 г
Учебный предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока и номер урока в разделе: « Три склонения имён существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» ( урок №1)
Цель: Создать условия для ознакомления с тремя типами склонения имен существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные УУД: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; предвидеть последствия коллективных решений
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя)
Предметные: Познакомятся с тремя типами склонения имен существительных; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного
Материально-техническое обеспечение: (состав используемого УМК, оборудование)
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. - М.: Просвещение, 2014., УМК «Школа России», мультимедийный проектор, интерактивная доска, индивидуальные компьютеры для учащихся.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Используемые ЭОР: название, тип, вид ресурса. Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР | Обоснование целесообразнос-ти использова-ния ЭОР | Время (в мин.) |
I. Мотивация (самоопределе-ние) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Слушают учителя. | 1 мин. | ||
II. Актуализа-ция знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают словосочетания, указывают падеж. | 4 мин | ||
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания. – Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Разберите его по членам предложения. Над словами обозначьте части речи. | Дети прописывают буквы и слова, сверяя с образцом. Деревья в голых осенних садах озябли и дрожали | 4 мин | ||
Работа над словами с непроверяемым написанием Работа с ЭОР | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. Организует работу с ЭОР Запишите словарное слово в индивидуальные словарики – Подберите однокоренные слова к слову «аптека» | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения | Аптека Информационный ресурс. Карточка с текстом и картинкой. http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1072/d-1071948/img2.jpg
| Ознакомление с новым словарным словом | 3 мин |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Сегодня на уроке будем учиться определять тип склонения имен существительных | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока |
| 1 мин | |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом Работа с ЭОР | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Организует работу с ЭОР. Проверка выполнения задания идёт фронтально. - Склонение – изменение существительных по падежам и числам. Тип склонения имени существительного определяется по начальной форме – именительный падеж, единственное число. Существительные распределяются по трем типам склонения. К 1-му склонению относятся имена существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями –а, -я : зима, лиса, Илья. Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (слон, пол, планетарий), все существительные с окончаниями –о, -е (окно – средний род). К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием (степь, совесть). Организует работу с ЭОР. Сравни изменение имён существительных по падежам. Что ты заметил? (Кино, пони) | Учащиеся коллективно работают с ресурсом. Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия) Наблюдают, вписывают окончания имен существительных, сравнивают их. Читают и объясняют правило в стихах. Существительным зовусь, На три склонения делюсь: 1-е склонение – с окончаньем -а и -я – Рода женского и мужского, друзья. 2-е склонение – род мужской без окончанья, А средний род – -о, -е – плавное звучанье. 3-е склонение – род женский с ь на конце всех слов. Запомни – это правило для всех учеников! Часть существительных не изменяются по числам и падежам. Это несклоняемые имена существительные. У этих слов нет изменяемой части слова, поэтому у них нет окончания. | Имена существительные 1 склонения Практическое задание, наблюдение. Таблица http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6d57cfe2-4f90-40dd-b591-356fe1739803/%5BNS-RUS_4-07%5D_%5BQS_078%5D.html Имена существительные 2 склонения Практическое задание, наблюдение. Таблица http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9474d5d3-6959-4f98-b6a9-56672084c642/%5BNS-RUS_4-07%5D_%5BQS_079%5D.html Имена существительные 3 склонения Практическое задание, наблюдение. Таблица http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9e50857b-93ec-4cae-b5b6-04d9779f2eda/%5BNS-RUS_4-07%5D_%5BQS_080%5D.html Неизменяемые имена существительные Материал для наблюдения и запоминания Таблица http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c3a89510-c567-45ce-953b-a658bd1d1d7c/%5BNS-RUS_4-07%5D_%5BTQ_081%5D.html | Знакомство с первым типом склонения, изменение имен существитель-ных по падежам. Знакомство со вторым типом склонения, изменение имен существитель-ных по падежам. Знакомство с третьим типом склонения, изменение имен существитель- ных по падежам. Наблюдение за неизменяемыми сушествитель- ными на примере слов | 10/ 8 мин |
V.Физкультми- нутка | Организует отдых детей. | Выполняют физические упражнения. | 3 мин. | ||
VI. Первичное закрепление знаний Работа по учебнику (упр.154) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте. Спишите, добавляя окончания имен существительных в начальной форме. – В чем сходство и различие данных имен существительных? – Укажите род имен существительных, выделите их окончания. – Обратите внимание, что вы записали имена существительные 1-го склонения. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют в обсуждении. Списывают, добавляя окончания имен существительных в начальной форме. Данные существительные в начальной форме имеют окончания -а, -я. Относятся к мужскому или женскому роду. | 4 мин | ||
Работа по учебнику (упражне- ние 155) | – Прочитайте. Докажите, что данные имена существительные относятся к 1-му склонению. – Спишите. Обозначьте род имен существительных, выделите окончания | Списывают. Обозначают род имен существительных, выделяют окончания. Выполняют звуко-буквенный разбор слова «Илья» | 4 мин | ||
VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений. Работа по учебнику (упражне- ние 157). Работа в парах. | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте загадки. Спишите их и запишите отгадки. – Найдите в загадках имена существительные. Обсудите, как узнать, какие из них относятся к 1-му склонению. | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Работают в парах. Списывают загадки, записывают отгадки. Указывают имена существительные 1-го склонения. | 4 мин | ||
Игра «Найди «лишнее» слово». | Проводит игру «Найдите “лишнее” слово». – Определите, по какому принципу собраны слова 1-я группа: улыбка, юноша, болезнь, природа. 2-я группа: радость, болото, упрямство, окно. 3-я группа: парта, площадь, пыль, тетрадь. 4-я группа: в лесу, на столе, в доме, картина. | Работают в группах. Находят «лишнее» слово. Рассуждают. | 2 мин | ||
Работа с ЭОР | Организует работу с ЭОР, подводит итог работы. Распредели слова по колонкам: шимпанзе, звено, суфле, перо, шоссе, фонтан, ателье, мадам, бревно, кенгуру, жюри, облако, пальто, окно. | Выполняют практическое задание, делят имена существительные на группы | Несклоняемые имена существительные Практическое задание для индивидуального выполнения http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/52265538-64ba-4397-addf-a46c6f20ee0f/%5BNS-RUS_4-07%5D_%5BQS_084%5D.html | Упражнение в распознавании склоняемых и несклоняемых слов. | 3 мин |
VII. Итог урока. Рефлексия. | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Сколько склонений существительных в русском языке? – Какие существительные относятся к 1-му склонению? – Какие существительные относятся ко 2-му склонению? – Какие существительные относятся к 3-му склонению? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. Читают правило о склонениях в стихах (см. с. 245) | 3 мин | ||
Домашнее задание. | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 126 в рабочей тетради, упражнение 156 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | 1 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Т.Г. Рамзаева Русский язык. 4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка....
Урок русского языка 4 класс. "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"
Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.– Развитие умения производить морфологический разбор имён существительных....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/14/picture-755466-1455444514.jpg)
Конспект урока с презентацией по русскому языку 3 класс "Имена существительные 3 склонения"
конспект урока по русскому языку по теме "Имена существительные 3 склонения" 3 класс ПНШ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/14/picture-755466-1455444514.jpg)
Конспект урока с презентацией по русскому языку 3 класс "Имена существительные 3 склонения"
конспект урока по русскому языку по теме "Имена существительные 3 склонения" 3 класс ПНШ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313423-1381489531.jpg)
«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».
Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-1119345-1550606466.jpg)
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...
Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"
Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....