Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №7» г. Батайска Ростовской области
Учитель – Савченко И.Ф.
3 класс. Программа «Система Л.В.Занкова»
Тема урока: «Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием».
Цель: способствовать развитию умения определять тип склонения имён существительных мужского рода.
Планируемые результаты (предметные): определяют твёрдое и мягкое склонения имён существительных мужского рода, определяют падеж имени существительного.
Личностные результаты: понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; считаются с мнением других, проявляют доброжелательность в диалоге и деловом сотрудничестве.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;
Р – ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.
К – участвуют в учебном диалоге, соблюдая правильность речи.
Оборудование: презентация, мультфильм «Март», для детей – «мордашки» (смайлики).
Ход урока.
- Оргмомент.
- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поздороваемся.
А теперь начнём наш урок. Сядьте красиво за партой.
- Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня 3 марта. Запишите в тетради:
3 марта.
Классная работа.
- Какое время года вступило в свои права? (Весна.) – СЛАЙД
- Охарактеризуйте морфологические признаки этого слова. (Существительное, ж. р., 1 скл., ед. ч.)
- Давайте устно просклоняем это существительное. Что такое склонение? (Изменение имён существительных по падежам.)
И. – весна
Р. – весны
Д. – весне
В. – весну
Т. – весной, весною
П. – о весне
- Какие весенние месяцы вы знаете? – СЛАЙД – (Март, апрель, май.)
- Что общего у этих слов? (Существительные, м. р., ед. ч., нулевое окончание, 2 скл.)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? ( О существительных 2 склонения, их склонении.)
- А чему вы будете учиться на уроке? (Склонять существительные 2 склонения.)
- А ещё упражняться в определении падежа существительных 2 склонения.
III. Минутка чистописания.
- А теперь посмотрите на эти картинки. - СЛАЙД
Отгадайте, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Ж)
- Ребята, а что связывает этих птиц с весной?
- Что знаете о звуке, обозначенном этой буквой?
СЛАЙД
- Продолжите закономерность.
Железная воля – не всякого доля.
- Прочитайте пословицу, объясните её значение.
- Запишите, подчеркните орфограммы.
- Найдите существительные. Что общего? (1 склонение, И. п. – окончания –а, -я.)
- Какой род в русском языке обозначаем кратко этой буквой? (Женский.)
- В каком склонении не встречаются существительные женского рода? ( Во 2-м.)
- Вспомните правило, какие существительные относятся ко 2 склонению?
(Проверьте себя. Найдите соответствующую таблицу в папке.)
- Сегодня мы остановимся на изучении существительных мужского рода 2 склонения.
IV. Словарно-орфографическая работа.
- А сейчас разгадайте 2 новых словарных слова. – СЛАЙД
(Восток, запад.)
- Что общего у этих слов? (2 склонение, м. р.)
V. Работа по теме урока.
1) Сравнение окончаний существительных 2 склонения в разных падежах.
- А теперь проследим за тем, как склоняются существительные 2 склонения м. р. С нулевым окончанием. - СЛАЙД
- Почему существительные в 2 столбиках? (Одушевлённые и неодушевлённые.)
- Есть ли отличие? В каком падеже? (В. п.)
- Сравните окончания существительных в 1-ой и 2-ой таблицах в разных падежах. Заметили, в чём разница? (Р. п. – а–я, Д. п. – у-ю, В. п. – а-я, Т. п. – ом-ём)
- От чего это зависит? (От того, твёрдый или мягкий согласный в конце основы.)
- Как называется склонение имён существительных, основа которых заканчивается на твёрдый согласный? (Твёрдое склонение.)
- А если основа заканчивается на мягкий согласный? (Мягкое склонение.)
2) Коллективная работа.
СЛАЙД
(Учитель читает стихотворение.)
- Объясните пропущенные орфограммы (устно).
СЛАЙД
- Что такое курган? (Читаем статьи из толкового словаря, многозначное.)
-Какая картинка подходит к 1значению? 2-ому? 3-му?
СЛАЙД (возврат к стихотворению)
- Вернёмся к стихотворению А.Фета. Найдите имена существительные 2 склонения.
ЩЕЛЧОК мышки – слова подчёркнуты.
- Назовите лишнее слово в этом ряду. (Путь.) Почему?
3) Упражнение в склонении.
- А теперь вернёмся к весенним месяцам. Какое слово можно назвать лишним? (Март.)
- Просклоняем существительные март и апрель. (2 человека – у доски.) Кто хочет, может просклонять самостоятельно и слово май.
Физминутка
Найти существительные 2 склонения (встали – присели):
Снег, земля, лучи, спячка, в марте, ветвях, дней, столов, ночами, краёв, животное, погода, конь.
VI. Закрепление изученного.
- Коллективно-индувидуальная работа. – СЛАЙД
Упражнение 366 (учебник). Взаимопроверка.
- СЛАЙД
- А сейчас хочу напомнить, что у нас неделя русского языка и литературы. Некоторые из вас попробовали самостоятельно написать стихи о весне. (Читают.)
- А это – ваши рисунки для конкурса. (Показывает учитель.)
- а сейчас каждый из вас имеет возможность написать красивое мини-сочинение о весне, а точнее – о первом месяце весны – марте. Мультфильм поможет вам в этом. (Смотрят мультфильм «Март» из обучающей серии с тётушкой совой.)
ЩЕЛЧОК мышки
- Кому нужна помощь, воспользуйтесь этим незаконченным текстом. (Сначала восстановить устно.)
(Учитель включает музыку, и дети восстанавливают деформированный текст или сочиняют самостоятельно. Выставляются для отсчёта времени песочные часы на 5 минут.)
VII. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие новые словарные слова выучили?
- Кто из вас считает, что хорошо находит существительные 2 склонения, умеет определять твёрдое и мягкое склонение, поднимите такую карточку. (Учитель показывает улыбающуюся мордашку.)
- А кому ещё нужны тренировочные упражнения, чтобы лучше усвоить этот материал,
поднимите такую карточку. (Учитель показывает нейтральную мордашку.)
- А кто, по-вашему, лучше других работал на уроке? Этим ребятам поставлю «5»!
- Спасибо за урок! СЛАЙД
- Домашнее задание - на слайде: упражнение 367.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Весна
Весенние месяцы март апрель май
Железная воля – не всякого доля. Отгадай букву: Минутка чистописания И.п. И.п. ____ _________________ _________________
Словарные слова: сток о АД в о сток зап а д П / _ _ /
Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием И. кто? слон □ что? стол □ Р. кого? слон а чего? стол а Д. кому? слон у чему? стол у В. кого? слон а что? стол □ Т. кем? слон ом чем? стол ом П. о ком? о слон е о чём? о стол е И. кто? конь □ что? руль □ Р. кого? кон я чего? рул я Д. кому? кон ю чему? рул ю В. кого? кон я что? рул ь Т. кем? кон ём чем? рул ём П. о ком? о кон е о чём? о рул е
* * * Тёплый вет_р тихо веет, Ж_знью свежей дышит степь, И курганов з_л_неет Уб_гающая цепь. И д_лёко меж курганов Тёмно-серою зм_ёй До бл_днеющих туманов Прол_гает путь р_дной. А.А. Фет
Курган - Это разновидность погребальных памятников, распространённая на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Характеризуется, как правило, сооружением земляной насыпи над погребальной ямой. Выделяются многочисленные типы курганов, характеризующиеся особенностями конструкции погребальной камеры и насыпи.
* * * Тёплый вет_р тихо веет, Ж_знью свежей дышит степь, И курганов з_л_неет Уб_гающая цепь. И далёко меж курганов Тёмно-серою зм_ёй До бл_днеющих туманов Прол_гает путь р_дной. А.А. Фет ___ _____ _____ ___
март апрель май
Физкультминутка
Работа с учебником Задание: упр. 366. Работа с учебником Задание: упр. 366.
Учимся писать сочинение о весне Наступил ____ . Это первый ____ . Солнышко растопило _______ . Его ____ лучи начали согревать _____, пробуждая после _____ спячки ______ . В ____ на ветвях набухают ____, начинает расти _____ , распускаются ______ . Постепенно ночи _______ . С наступлением ____ просыпаются _______. Из тёплых краёв _______ . Наступает праздник ______ .
Спасибо за урок! Домашнее задание: упр. 367.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.
В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....
Олимпийский урок. Русский язык, 4 класс. Тема урока: "Склонение имён существительных".
Данный материал представляет конспект урока русского языка в 4 классе. Тема урока: "Склонение имён существительных". С целью актуализации информации о XXII Олимпийских зимних играх и XI Пар...
урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"
К конспекту прилагается презентация по уроку....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных мужского рода"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных мужского рода.Цели урока: формировать представления о том, что имена существительные бывают с мягкой и твёрдой основами...
Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»
Технологическая карта урока "открытия новых знаний" по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного отношения к совместной познавательно...
Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"
Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...
Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" по теме:"Предложный падеж имён существительных"
Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" по теме:"Предложный падеж имён существительных" поможет учителю в проведении урока по данной теме в любом УМК в ...