Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Савченко Ирина Фёдоровна

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №7» г. Батайска Ростовской области

Учитель – Савченко И.Ф.

3 класс. Программа «Система Л.В.Занкова»

Тема урока: «Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием».

Цель: способствовать развитию умения определять тип склонения имён существительных мужского рода.

Планируемые результаты (предметные): определяют твёрдое и мягкое склонения имён существительных мужского рода, определяют падеж имени существительного.

Личностные результаты: понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; считаются с мнением других, проявляют доброжелательность в диалоге и деловом сотрудничестве.

 Универсальные учебные действия (метапредметные):

П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

Р – ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.

К – участвуют в учебном диалоге, соблюдая правильность речи.

Оборудование: презентация, мультфильм «Март», для детей – «мордашки» (смайлики).

Ход урока.

  1. Оргмомент.

- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поздороваемся.

А теперь начнём наш урок. Сядьте красиво за партой.

  1. Сообщение темы и  цели урока.

- Ребята, сегодня 3 марта. Запишите в тетради:

3 марта.

Классная работа.

- Какое время года вступило в свои права? (Весна.) – СЛАЙД

- Охарактеризуйте морфологические признаки этого слова. (Существительное, ж. р., 1 скл., ед. ч.)

- Давайте устно просклоняем это существительное. Что такое склонение? (Изменение имён существительных по падежам.)

И. – весна

Р. – весны

Д. – весне

В. – весну

                                                                  Т. – весной, весною

П. – о весне

- Какие весенние месяцы вы знаете? – СЛАЙД – (Март, апрель, май.)

- Что общего у этих слов? (Существительные, м. р., ед. ч., нулевое окончание, 2 скл.)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? ( О существительных 2 склонения, их склонении.)

- А чему вы будете учиться на уроке? (Склонять существительные 2 склонения.)

- А ещё упражняться в определении падежа существительных 2 склонения.

III. Минутка чистописания.

- А теперь посмотрите на эти картинки. - СЛАЙД

Отгадайте, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Ж)

- Ребята, а что связывает этих птиц с весной?

- Что знаете о звуке, обозначенном этой буквой?

СЛАЙД

- Продолжите закономерность.

Железная воля – не всякого доля.

- Прочитайте пословицу, объясните её значение.

- Запишите, подчеркните орфограммы.

- Найдите существительные. Что общего? (1 склонение, И. п. – окончания –а, -я.)

- Какой род в русском языке обозначаем кратко этой буквой? (Женский.)

- В каком склонении не встречаются существительные женского рода? ( Во 2-м.)

- Вспомните правило, какие существительные относятся ко 2 склонению?

 (Проверьте себя. Найдите соответствующую таблицу в папке.)

- Сегодня мы остановимся на изучении существительных мужского рода 2 склонения.

IV. Словарно-орфографическая работа.

- А сейчас разгадайте 2 новых словарных слова. – СЛАЙД

(Восток, запад.)

-  Что общего у этих слов? (2 склонение, м. р.)

V. Работа по теме урока.

1) Сравнение окончаний существительных 2 склонения в разных падежах.

- А теперь проследим за тем, как склоняются существительные 2 склонения м. р. С нулевым окончанием. - СЛАЙД

- Почему существительные в 2 столбиках? (Одушевлённые и неодушевлённые.)

- Есть ли отличие? В каком падеже? (В. п.)

- Сравните окончания существительных в 1-ой и 2-ой таблицах в разных падежах. Заметили, в чём разница? (Р. п. – а–я, Д. п. – у-ю, В. п. – а-я, Т. п. – ом-ём)

- От чего это зависит? (От того, твёрдый или мягкий согласный в конце основы.)

- Как называется склонение имён существительных, основа которых заканчивается на твёрдый согласный? (Твёрдое склонение.)

- А если основа заканчивается на мягкий согласный? (Мягкое склонение.)

2) Коллективная работа.

СЛАЙД

(Учитель читает стихотворение.)

- Объясните пропущенные орфограммы (устно).

СЛАЙД

- Что такое курган? (Читаем статьи из толкового словаря, многозначное.)

-Какая картинка подходит к 1значению? 2-ому? 3-му?

СЛАЙД (возврат к стихотворению)

- Вернёмся к стихотворению А.Фета. Найдите имена существительные 2 склонения.

ЩЕЛЧОК мышки – слова подчёркнуты.

- Назовите лишнее слово в этом ряду. (Путь.) Почему?

3) Упражнение в склонении.

- А теперь вернёмся к весенним месяцам. Какое слово можно назвать лишним? (Март.)

- Просклоняем существительные март и апрель. (2 человека – у доски.) Кто хочет, может просклонять самостоятельно и слово май.

Физминутка

Найти существительные 2 склонения (встали – присели):

Снег, земля, лучи, спячка, в марте, ветвях, дней, столов, ночами, краёв, животное, погода, конь.

VI. Закрепление изученного.

  1. Коллективно-индувидуальная работа. – СЛАЙД

Упражнение 366 (учебник). Взаимопроверка.

  1. СЛАЙД

- А  сейчас хочу напомнить, что у нас неделя русского языка и литературы. Некоторые из вас попробовали самостоятельно написать стихи о весне. (Читают.)

- А это – ваши рисунки для конкурса. (Показывает учитель.)

- а сейчас каждый из вас имеет возможность написать красивое мини-сочинение о весне, а точнее – о первом месяце весны – марте. Мультфильм поможет вам в этом. (Смотрят мультфильм «Март» из обучающей серии с тётушкой совой.)

ЩЕЛЧОК мышки

- Кому нужна помощь, воспользуйтесь этим незаконченным текстом. (Сначала восстановить устно.)

(Учитель включает музыку, и дети восстанавливают деформированный текст или сочиняют самостоятельно. Выставляются для отсчёта времени песочные часы на 5 минут.)

VII. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие новые словарные слова выучили?

- Кто из вас считает, что хорошо находит существительные 2 склонения, умеет определять твёрдое и мягкое склонение, поднимите такую карточку. (Учитель показывает улыбающуюся мордашку.)

- А кому ещё нужны тренировочные упражнения, чтобы лучше усвоить этот материал,

поднимите такую карточку. (Учитель показывает нейтральную мордашку.)

- А кто, по-вашему, лучше других работал на уроке? Этим ребятам поставлю «5»!

- Спасибо за урок! СЛАЙД

- Домашнее задание -  на слайде: упражнение 367.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3 классе МБОУ «Гимназия №7» Савченко И.Ф. Учитель начальных классов г.Батайск 2010 г. Второе склонение имен существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием.

Слайд 2

Весна

Слайд 3

Весенние месяцы март апрель май

Слайд 4

Железная воля – не всякого доля. Отгадай букву: Минутка чистописания И.п. И.п. ____ _________________ _________________

Слайд 5

Словарные слова: сток о АД в о сток зап а д П / _ _ /

Слайд 6

Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием И. кто? слон □ что? стол □ Р. кого? слон а чего? стол а Д. кому? слон у чему? стол у В. кого? слон а что? стол □ Т. кем? слон ом чем? стол ом П. о ком? о слон е о чём? о стол е И. кто? конь □ что? руль □ Р. кого? кон я чего? рул я Д. кому? кон ю чему? рул ю В. кого? кон я что? рул ь Т. кем? кон ём чем? рул ём П. о ком? о кон е о чём? о рул е

Слайд 7

* * * Тёплый вет_р тихо веет, Ж_знью свежей дышит степь, И курганов з_л_неет Уб_гающая цепь. И д_лёко меж курганов Тёмно-серою зм_ёй До бл_днеющих туманов Прол_гает путь р_дной. А.А. Фет

Слайд 8

Курган - Это разновидность погребальных памятников, распространённая на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Характеризуется, как правило, сооружением земляной насыпи над погребальной ямой. Выделяются многочисленные типы курганов, характеризующиеся особенностями конструкции погребальной камеры и насыпи.

Слайд 9

* * * Тёплый вет_р тихо веет, Ж_знью свежей дышит степь, И курганов з_л_неет Уб_гающая цепь. И далёко меж курганов Тёмно-серою зм_ёй До бл_днеющих туманов Прол_гает путь р_дной. А.А. Фет ___ _____ _____ ___

Слайд 10

март апрель май

Слайд 11

Физкультминутка

Слайд 12

Работа с учебником Задание: упр. 366. Работа с учебником Задание: упр. 366.

Слайд 13

Учимся писать сочинение о весне Наступил ____ . Это первый ____ . Солнышко растопило _______ . Его ____ лучи начали согревать _____, пробуждая после _____ спячки ______ . В ____ на ветвях набухают ____, начинает расти _____ , распускаются ______ . Постепенно ночи _______ . С наступлением ____ просыпаются _______. Из тёплых краёв _______ . Наступает праздник ______ .

Слайд 14

Спасибо за урок! Домашнее задание: упр. 367.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

Олимпийский урок. Русский язык, 4 класс. Тема урока: "Склонение имён существительных".

Данный материал представляет конспект урока русского языка в 4 классе. Тема урока: "Склонение имён существительных". С целью актуализации информации о XXII  Олимпийских зимних играх и XI Пар...

урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"

К конспекту прилагается презентация по уроку....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных мужского рода"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных мужского рода.Цели урока: формировать представления о том, что имена существительные бывают с мягкой и твёрдой основами...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»

Технологическая карта урока  "открытия новых знаний"  по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного  отношения к совместной познавательно...

Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"

Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...

Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" по теме:"Предложный падеж имён существительных"

Конспект  урока русского языка  3 класс УМК "Перспектива" по теме:"Предложный падеж имён существительных" поможет учителю в проведении урока по данной теме в любом УМК в ...