Конспект урока "Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока русского языка по учебнику Поляковой А.В. 3 класс (программа Занкова Л.В.), построен на интересном материале о весенних цветах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_a8.04.06.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
(по учебнику А.В.Поляковой),
проведённого в 3-а классе
МОУ СОШ №7 г.Липецка.
Учитель: Мигунова Е.Н.
Тема: Склонение имён существительных мужского рода
с нулевым окончанием.
Цели: 1. Познакомить со склонением существительных мужского
рода с нулевым окончанием, учить самостоятельно вы-
являть орфограмму; закреплять правописание окончаний
существительных 1 склонения, умение работать с текстом.
2. Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое
мышление, творческие способности, интерес к познанию.
3. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, при-
роде, искусству; чувство прекрасного.
Оборудование: плакат с кроссвордом «Птицы», иллюстрации ве-
сенних цветов, карточки для групповой работы, листы
с текстом для индивидуальной работы, плакат с оконча-
ниями существительных 2 склонения, со словами для
творческой работы, кассета с записью произведения
П.И.Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года»,
магнитофон.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
- Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Ι Ι.Словарная работа.
- Наш урок, как всегда, начнём со словарной работы по теме «Птицы», только проведём её необычно - в форме кроссворда на доске, а в тетрадях – как всегда. Все слова в кроссворде расположены по вертикали, задания будут в виде загадок.
1. Говорят, что он воришка,
Этот серенький мальчишка,
И шумлив, и драчлив,
Всё щебечет: «Чьи, вы, чьи?» ( воробей )
2. Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш лесной певец.
Дни и ночи напролёт
Голосисто он поёт. (соловей)
3. Всех я за день навещу,
Всё, что знаю, растрещу.
Длиннохвоста, белобока,
А зовут её ……………… (сорока)
4. Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь, кружат 10 пар
И кричат: «Карр, карр, карр!» (воробей)
5. Между небом и землёй
Песня раздаётся.
Над просторами родными,
Что за птица вьётся? (жаворонок)
а). Запись слов;
б). Постановка ударения, выделение непроверяемых безударных гласных;
в). Определение части речи, рода, склонения;
г). Беседа:
- По какому признаку объединены слова?
- На какие две группы можно разделить эти слова?
- Какое слово получили по вертикали? (весна)
Значит, наш сегодняшний урок мы посвящаем ей – весне!
Весна – замечательное, прекрасное время года, время пробуждения и оживления природы после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года».
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня…
Улеглись в полях метели
В свои белые постели,
И весна идёт повсюду,
Гонит зиму со двора. (Г. Ладонщиков)
Ι Ι Ι. Актуализация знаний.
1. Работа с правилами.
- Сколько склонений имён существительных в русском языке?
- Сколько падежей в русском языке? (хором)
- Какие орфограммы в окончаниях существительных 1 склонения знаете?
- Какие слова – помощники в 1 склонении?
- Почему эти слова являются помощниками? ( Ударные и безударные окончания существительных в одном и том же падеже одного и того же склонения пишутся одинаково.)
ΙV. Постановка проблемы.
1. Письмо словосочетаний под диктовку с комментированием всех орфограмм, выделение у существительных окончаний, склонения и падежа.
Закапали с крыш.., побегут по дорожк.., зацветут на проталинк.., прилетят в март?.
- Почему не можете написать данное окончание?
- Чем оно отличается от предыдущих? ( Все предыдущие окончания существительных 1 склонения, а последнее окончание существительного мужского рода с нулевым окончанием, т. е. 2склонения, с правописанием окончаний которого мы ещё не знакомились.)
V.Сообщение темы и целей урока.
- Как вы думаете, с чем мы познакомимся и над чем мы будем работать на сегодняшнем уроке?
- Кто сможет сформулировать тему нашего урока? ( Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием.)
V Ι. Открытие нового знания.
- Сейчас вы попробуете сами в группах найти решение этой проблемы – какое же окончание нужно вставить. Что для этого необходимо сделать?
( Нужно просклонять существительное «март» и выявить окончание в предложном падеже.)
- Если окончания будут безударными, что вам необходимо для помощи?
( Нужны слова – помощники.)
- Ими будут слова «стол» и «конь».
- Вспомните правила работы в группах, преступайте!
1. Работа в группах. ( Каждой группе раздаются листы с наименованием падежей.)
2. Проверка работы групп. ( Заслушивание лидеров групп по решению проблемы.)
Вывод: В предложном падеже 2 склонения пишется окончание «е», значит,
«в марте» напишу окончание «е».
- Найдите ещё ошибкоопасные места во 2 склонении.
3. Вывод: Ошибкоопасными во 2 склонении являются предложный и творительный падежи:
Т.п. – ом, ем
П.п. – е
4. Знакомство с правилом с. 132 учебника.
Физкультминутка.
V Ι Ι. Сообщение учителя о весенних цветах.
Весна – время пробуждения всего живого на земле, главным
украшением которой после зимней стужи становятся первые весенние цветы – первоцветы.
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег,
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех!
Знакомьтесь! Пробудились на нашей полянке весенние цветочки: солнечным днём на лесной проталинке появились жёлтые головки мать-и-мачехи.
- Кто знает, за что этот цветок получил такое название? ( Листья у него снизу мягкие и пушистые, как ласковые, согревающие руки мамы, а сверху – блестящие и холодные, словно руки злой мачехи.)
Тянутся к солнцу мохнатые стебельки с сиренево-фиолетовыми колокольчиками, открывающими свои лепестки навстречу солнцу и закрывающими их на закате. Это сон-трава или самсончики.
Расцвёл жёлтыми звёздочками гусиный лук.
Умылся талой водой и засиял улыбкой весны нежный и душистый ландыш. С.Я. Маршак так написал о нём:
Природой бережно спелёнатый,
Завёрнутый в широкий лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Радуют своей простотой и обаянием одуванчики. Чарует ароматом медуница. Но всё же самый смелый из первоцветов – это подснежник.
Древняя легенда рассказывает о нём: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, пошёл сильный снег, и Еве стало очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить её, превратились в белые цветочки. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Поэтому издавна, подснежник – символ надежды.
Необходимо знать, что многие первоцветы занесены в Красную книгу, так как стали исчезать. Помните, не стоит губить растения из-за нескольких часов красоты в вазе. Пусть они радуют нас в природе. Люди, прикасайтесь к прекрасному только сердцем, ведь прикасаясь руками, вы губите красоту и природу!
V Ι Ι Ι. Закрепление нового знания.
1. Склонение существительных мужского рода с нулевым окончанием. Работа в парах в рабочей тетради. ( Каждой паре предлагаются на выбор карточки со словами для склонения – ландыш, подснежник, одуванчик, самсончик, тюльпан, первоцвет.)
2. Проверка. ( Для проверки учащимся предлагается сравнить свою работу с эталоном, расположенным на обратной стороне листа с заданием.)
- Поднимите руки те, кто не допустил ошибок при склонении. Молодцы 3.Повторение новой орфограммы (хором ).
ΙX. Самостоятельная творческая работа.
- Подготовка к мини-сочинению «Подснежник». Словарная работа.
Слова на доске:
ранняя весна наступила
яркое солнце растопило
нежный подснежник разбудил
первые цветы любуются
прелестные вестники оберегать
- По какому признаку слова разделены на 3 группы?
а). Чтение имён существительных, выделение орфограмм.
б). Чтение имён прилагательных, выделение орфограмм.
в). Чтение глаголов, выделение орфограмм.
- Все эти слова помогут вам написать мини-сочинение «Подснежник», а создаст прекрасное настроение одноимённое произведение П.И.Чайковского из музыкального цикла «Времена года». Желаю вам успеха! (Включается магнитофон.)
2. Запись сочинения в рабочую тетрадь.
3. Чтение нескольких работ.
X. Подведение итогов.
1. Итоговая беседа.
Я умею ………….
Я научился ………
Я хочу научиться …….
2. Оценивание работы учащихся на уроке.
X Ι. Запись домашнего задания.
X Ι Ι.Организованное окончание урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 3 классе по теме "Изменение имен существительных мужского рода в числе"
Занятие было продемонстировано 19.12.12 на семинаре для учителей-логопедов и посвящено теме семинара: "Нейропсихологические подходы в коррекции дисграфии учащихся"....
Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода
Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока: 1. Образовательные:§ Познакомить обучающихся с...
Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода
Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока: 1. Образовательные:§ Познакомить обучающихся с...
Урок русского языка по теме: "Род имён существительных. Определение рода имён существительных".
Первый урок по теме....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных мужского рода"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных мужского рода.Цели урока: формировать представления о том, что имена существительные бывают с мягкой и твёрдой основами...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....
Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных
Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных...