Конспект урока по русскому языку: "Собственные и нарицательные имена существительные"
материал по русскому языку

Салоп Татьяна Николаевна

Продолжить работу над частью речи имя существительное, познакомить с  понятиями собственные и нарицательные имена существительные ; развивать мышление, память; воспитывать аккуратность при письме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_data.docx22.64 КБ
Файл samoonaliz_uroka_russkogo_yazyka.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 2 класс.

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

Цель: продолжить работу над частью речи имя существительное, познакомить с понятиями собственные и нарицательные имена существительные ; развивать мышление, память; воспитывать аккуратность при письме.

Предметные: Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Классифицировать имена собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике. Контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.

Познавательные: осуществлять анализ, классификацию языкового материала по заданным критериям; подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков; находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе.

Личностные: Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач; воспринимать речь учителя (одноклассников), сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, картинки по теме урока.


Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие. Настрой на работу.

1 слайд

В класс крадётся тишина,

Подожди её пока,

Ну, а чтобы подождать

Надо просто помолчать.

Раз, два, смолк звонок,

Три – ротик на замок,

На четыре помолчи,

А на пять – урок начни!

2 слайд.

 

  1. Актуализация опорных знаний.

 

Откройте тетради.

Физкультминутка.

Гимнастика для пальчиков «Пальчик пальчика находит».

Отступите 2 строчки.

Запишите число, классная работа.

Отступите две строчки.

Каллиграфическая минутка

Отгадайте загадку и вы узнаете слово, которое будем писать.

  

Я из крошки-бочки вылез, 
Корешки пустил и вырос, 
Стал высок я и могуч, 
Не боюсь ни гроз, ни туч. 
Я кормлю свиней и белок 
— Ничего, что плод мой  мелок.

3 слайд
(Дуб)

- Какая орфограмма нам встретилась?

Давайте прочитаем скороговорку со словом которое записали.

Слайд.

Дятел дуб долбил,
Да не додолбил.

Молодцы!

- Скажите, о ком была скороговорка.  (Дятле).  Слайд.

Поставьте вопрос к данному слову.

 Слайд.

- Что долбил дятел? (дуб).

Слайд.

- Поставьте вопрос к этому словам.

Слайд.

 –Какой частью речи являются данные слова?

Слайд.

Давайте вспомним правила. Игра «Да», «Нет».

Имя существительное это…

- часть речи , которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая? Какие?.

-самостоятельная часть речи, называет предмет и отвечает на вопрос кто? Что?

- часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделать?

-Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос:

-кто?

-одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос:

-что? (и наоборот.)

Молодцы! Дятел будет сегодняшним нашим гостем и у него для вас задание.

Словарная работа.

- Запишите словарные слова.

    Молоко, завод, собака, ягода, Россия.

-Поставьте ударение, подчеркните букву, которую запоминаем.

-Проверьте. 

Слайд.

-Какое слово лишнее?  

Слайд.

Почему? (Оно пишется с большой буквы т.к. это название страны.)

-Какой частью речи оно является? (Им.сущ.)

 – Одушевлённое или неодушевлённое?

Слайд.

-А что о нём можно еще сказать, вы узнаете сегодня на уроке.  

-Прочитайте тему урока в учебнике на стр. 51.  

Слайд

 

  1. Сообщение темы урока.

Кто может сказать, о чём мы будем сегодня говорить? (именах собственных и нарицательных)

Составим план урока.

 

Сегодня на уроке мы узнаем …(что такое имена собственное, имя нарицательное)

научимся …( их различать)

попробуем …( знания применить на практике)

Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

- Прочитайте правило на стр. 52.

  1.  Работа по теме урока.

 - Какие имена существительные мы называем собственные. (ответ)

Слайд.

- С какой буквы они пишутся? (ответ)

Слайд.

-Назовите свои собственные имена.

-Приведите примеры имен собственных, которые нас окружают.

- Мы узнали, что такое собственные имена существительные.  (Возвращение к   плану)

- А вы знаете, что называют, и как пишутся имена нарицательные? (нет)

-Вы это узнаете прочитав правило на стр. 53.

- Какие имена существительные называются нарицательными?

 Слайд.

- С какой буквы пишутся нарицательные имена существительные?

Выполнение упражнения 88

-Запишите слова в столбик с маленькой буквы.

-Как называются слова, которые пишутся с маленькой буквы? (нарицательные)

-К каждому слову напишите имя собственное по образцу.

Слайд.

(образец на экране)

Составьте предложение с менами собственными. Запишите его. (Проверка устно) чел. 5

-Составьте предложение с одним из этих словосочетаний. (5-6 заслушиваются)

Запишитеё только одно составленное предложение, которое понравилось вам больше всего.

Физминутка.

5.Закрепление изученного материала.

Работа в паре.  

- Выберите нужную букву из скобок. Спишите в тетрадь. Подчеркните большую букву в именах собственных.

У малышки (Г,г)руши в корзине (Г,г)руши.

Тетя (П,п)оля вернулась с (П,п)оля.        

Денис (С,с)кворцов смотрел на (С.с)кворцов.

Тёма (В,в)асильков нарвал в поле (В,в)асильков.

Проверка. Со слайдами.

- Давайте посмотрим, у кого получилось правильно? Поднимите руку.

Групповая работа

«Собери пару»    

 

  • Поэт                   Торопец
  • Море                  Чёрное
  • Ученица             Катя
  • Улица                 А.С.Пушкина
  • город                  Гагарина

Проверка со слайдами.

   Если останется время САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

Итог урока. Рефлексия.

Вернуться к плану урока.

- Все ли мы сделали, что планировали?

- Теперь мы проверим, как вы поняли тему сегодняшнего урока и какие вы внимательные.

- Я буду зачитывать предложения, а вы кто согласен – хлопайте. Не согласны              

   –топайте. Начинаем.

-Сегодня на уроке я узнал, что имена собственные пишутся с маленькой буквы. (Топают)

-Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы (Хлопают)

-Фамилии, имена, отчества пишутся с большой буквы (Хлопают)

-Молодцы.

Самооценка.

- А теперь оцените свою работу на уроке.

- Поднимите зеленый карандаш, если вы все поняли на уроке.

- Поднимите синий карандаш, если осталось что-то непонятно.

 

Д/З стр.52-53 правила, упр.90.

Прозвенит сейчас звонок.

Отдохнёте вы ребята

Накопите силы впрок.

Вы сегодня молодцы!

Были словно храбрецы.

Я желаю вам удачи!

И спасибо за урок! 

   



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по русскому языку.

Цель урока.

продолжить работу над частью речи имя существительное, познакомить с понятиями собственные и нарицательные имена существительные ; развивать мышление, память; воспитывать аккуратность при письме.

Универсальная учебная деятельность.

Предметные: Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Классифицировать имена собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике. Контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.

Познавательные: осуществлять анализ, классификацию языкового материала по заданным критериям; подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков; находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе.

Личностные: Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач; воспринимать речь учителя (одноклассников), сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, картинки по теме урока.

Я считаю, что цель урока поставлена в полном объеме, с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ усвоения новых знаний. Они направлены на формирование у учащихся общенаучных специальных умений и навыков, развитие их мыслительной и познавательной активности, воспитания личности школьника.

Поставленные на уроке цели достигались следующими способами:

использование мультимедийного проектора и компьютера и применение презентации;

отбором содержания и привлечения дополнительного справочного материала;

выбором типа урока;

выбором определенных форм работы (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная);

выбором методов обучения (создание проблемной ситуации; наглядный: иллюстративный и демонстрационный; работа в группах);

отбором и использованием средств обучения (дидактические карточки – задания)

Данный урок был направлен на формирование интереса к предмету, на формирование коммуникативных качеств учащихся, на развитие мыслительных способностей, памяти, внимания. На уроке ребята учились слушать товарищей, высказывать свои мысли, выполнять работу по заданиям, тренировали и закрепляли ранее приобретённые навыки работы, учились работать в группах.

Все этапы урока выдержаны. Отведенное время на все этапы урока были распределены рационально. Урок прошёл при высокой активности детей и быстром темпе работы. Также активность детей поддерживалась сменой видов деятельности, при этом учитывались интересы детей и их возрастные особенности.

Сделаны логические переходы между этапами урока. Задания подбирались по принципу постепенного усложнения.

Для создания положительного настроя на работу, снятия напряжённости - в начале урока проведена рефлексия.

На этапе актуализации знаний для закрепления изученного ранее материала была направлена работа со словами. Она помогла вспомнить необходимые знания об имени существительном - установить различие по принадлежности имён существительных: одушевлённых - неодушевлённых. Учащиеся активно предлагали возможные варианты работы со словами. Им не составило труда разделить предложенные слова на группы.   Также на этапе актуализации знаний закреплялся изученный ранее материал

Учащиеся вспомнили имя существительное. правописание имён собственных и записали свои собственные имена, фамилии, отчества. На мой взгляд, задания, выполняемые учащимися, создали условия для определения темы урока и постановки цели урока. Цели данного этапа - повторение видов имён собственных (Ф.И.О.) и закрепление их правописания - были достигнуты. Физминутка так же помогла закрепить приобретенные навыки.

Для актуализации мыслительной деятельности учащихся, направленной на достижение цели урока и подготовки к исследованию, следующим этапом видом работы было создание проблемной ситуации. Учащиеся сами сформулировали тему и цели урока.

На уроке прослеживалась тесная связь со знанием своей малой и большой родинами. Прививалось чувство патриотизма.

Образовательная цель являлась стержневой на протяжении всего урока. Для решения этой цели учащиеся на этапе открытия нового знания проявили себя в умении находить информацию, анализировать её, рассуждать, отвечать на поставленные вопросы, используя полученную информацию; активно взаимодействовать с товарищами в группе.

При подведении итогов урока была дана оценка успешности достижения цели урока - смогли ответить на проблемный вопрос.

Рефлексия была направлена на осознание учащимися результатов своей работы, прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний и опыта исследовательской деятельности.

Одним из требований к современному уроку является использование компьютерных технологий. Думаю, что посредством наглядности достигается эффективность обучения, поэтому на уроке была использована презентация по теме «Имена собственные и нарицательные. Правописание заглавной буквы в именах собственных».  

Я считаю, что поставленная мною цель достигнута. Данный урок был проведен с использованием современных педагогических технологий, таких как: коммуникативная, здоровье-сберегающая, работа с информацией, проблемно-диалогическая, частично поисковая и технология оценивания учебных успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.Цели урока:•  формировать умение писать с заглавно...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.Цели урока:•  формировать...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные"

На уроке дети учатся различать имена существительные собственные и нарицательные....

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные"

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные" 2 класс (Школа России)...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных"

Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных" 2 класс (Школа России)...