Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
На уроке дети учатся различать имена существительные собственные и нарицательные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchenstvitelnye.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа-интернат № 49
Учитель: Павлова Юлия Сергеевна
Предмет: русский язык
Класс: 2 «А»
Технологическая карта урока
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Тип: открытие нового знания Цель: дать представление об именах существительных собственных и нарицательных Задачи: - учить выделять из речи имена собственные и писать их с заглавной буквы - ввести термины “собственные” и “нарицательные” в языковую практику - расширять знания о существительном как о части речи. - развивать орфографическую зоркость, речь, внимание - воспитывать чувство коллективизма, дружеское отношение к сверстникам | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: - знать понятия «собственные и нарицательные имена существительные» - уметь применять правило правописания большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях - формировать умения объяснять орфограммы - закреплять умения писать слова в алфавитном порядке - знать произведения известных писателей | Метапредметные: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок высказывать своё предположение - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке - овладевать навыками смыслового чтения | Личностные: - осознать практическую важность правописания собственных и нарицательных имен существительных - иметь мотивацию к работе на результат | |
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир. | |||
Ресурсы урока: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» (учебник), В. П. Канакина «Русский язык» (рабочая тетрадь), карточки с заданиями, цветные карточки, мультимедийная презентация | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||
Организационный момент. - Ребята, проверьте готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник, тетрадь, корзинка с ручкой, карандашом и стирательной резинкой, а также карточки. | Проверка детьми своих рабочих мест. | ||
Актуализация знаний. 1. Минутка чистописания. - Откройте тетради. Пропустите две строчки вниз. Напишите дату, классная работа. Назовите орфограммы в словах «классная» и «работа». Найдите закономерность в буквах, которые написаны в ваших тетрадях, и допишите их до конца строки. Сядьте ровно, красиво, правильно положите тетрадь. 2. Словарная работа. - Отметьте красную строку. Пишем слова под диктовку. Первое слово – с заглавной буквы, остальные – с маленькой буквы, через запятую: Девочка, воробей, рисунок, Москва, заяц, учитель, Россия, капуста, морковь. - Как одним словом назвать капусту и морковь? - В чём польза овощей? - Да, овощи – основные источники витаминов. Если человек не употребляет витамины, он быстро устаёт, становится вялым, грустным. Витамины необходимы человеку так же, как чистый воздух. - Проверим на8писанное (слайд № 2) На полях делайте сноски. Одна ошибка – одна горизонтальная линия. - На какую орфограмму все эти слова? Можно ли их проверить? - Какие это слова? - К какой части речи они относятся? - Какие из слов являются одушевлёнными именами существительными? - Какие слова вы написали с заглавной буквы? Почему? - Кто помнит, как называются такие имена существительные? - Как называются остальные имена существительные? - Назовите тему нашего урока. - Определите учебно-познавательную задачу урока. - Проверим ваши предположения. Тема нашего урока: «Собственные и нарицательные имена существительные» (слайд № 3) - Задачи урока: Различать собственные и нарицательные имена существительные. Учиться правильно писать имена собственные (слайд № 4) Создание проблемной ситуации. - Как вы думаете, почему имена существительные так назвали: собственные и нарицательные? - Проверим ваши предположения (слайд № 5) | Учащиеся пишут дату, «классная работа», прописывают буквы. Учитель диктует слова, учащиеся записывают их в тетради. Фронтальный опрос. Учащиеся формулируют ответы. Один ученик читает слова по слогам. Сверка с доской. Учащиеся выражают свои мысли. Учащиеся выражают свои мысли. | ||
Объяснение нового материала. - Откройте учебники на странице 52 – 53, прочитайте сведения о языке и найдите ответ на вопрос: как пишутся имена собственные и имена нарицательные. - А ещё ребята подготовили для вас стихотворение. | Учащиеся работают с информацией из учебника. Заранее подготовленные ученики читают стихотворение: Имена: Андрей, Иван, Саша, Коля и Степан, Нина, Вера, Валентина, Маргарита и Марина. Все фамилии: Петров, Николаев, Снегирёв. Клички: Барсик и Пушок, Мурзик, Шарик и Дружок. Города: Москва, Казань, Тула, Краснодар, Рязань, Вашингтон, Париж, Ханой – Пишутся с буквы большой. | ||
Первичное закрепление. 1. Игра «Самый внимательный». - Сейчас я проверю, насколько хорошо вы запомнили это правило. Поиграем в игру «Самый внимательный». Если вы согласны с моим утверждением, то поднимите зелёную карточку, если нет – красную. Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся с большой буквы. Клички животных пишутся с большой буквы. Географические названия пишутся с большой буквы. Я называю имена собственные: Дима, котёнок, дядя, Аня, медведь. - Кто ни разу не ошибся? Те, кто ошибался, ничего страшного, - в следующий раз постарайтесь быть внимательнее. 2. Работа по учебнику. - А теперь откройте учебники на странице 52. Выполним упражнение 88. Прочитайте слова шёпотом. - Какие это имена существительные – собственные или нарицательные? - Выберите любые три слова и подберите к каждому из них собственное имя существительное. Запишите. - Как вы написали имена собственные? - Переверните учебник на страницу 55. Глазками найдите упражнение 96. Прочитайте. - Что обозначают отдельные буквы и слова? Где вы видели такие записи? - В каком порядке будут располагаться карточки с названиями книг данных авторов в библиотечном каталоге? - Отметьте красную строку. Запишите фамилии авторов в этом порядке. Проверим (слайд № 6) | Учащиеся пишут по шесть слов. Учащиеся записывают слова. | ||
Физкультминутка. Рано утром в парк ходили, Там снеговика лепили. А потом с горы катились. Веселились и резвились. В Катю бросили снежком, В Марину бросили снежком, В Варю бросили снежком, Получился снежный ком. Холодно гулять зимой, Побежим скорей домой! - Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные? Что они обозначают? | Учащиеся повторяют движения за учителем. | ||
Продолжение работы по теме урока. 1. Работа с интерактивной доской. - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Лови ошибку» Вам нужно внимательно прочитать слова, найти ошибку и исправить её. (слайд № 7) - Следующая наша игра называется «Думайка» Ваша задача: выбрать подходящее по смыслу одно слово из двух (слайды № 8-12) 2. Работа в рабочей тетради: - А теперь откройте рабочие тетради на странице 29. Самостоятельно выполните упражнение 61. - Какие буквы вставили? Прочитайте названия государств, городов, рек, планет. - У кого задание выполнено правильно? Молодцы. | Учащиеся читают слова, исправляют ошибки. Учащиеся выбирают одно слово. Учащиеся читают слова, вставляют пропущенную букву. | ||
Закрепление пройденного материала. - У вас на партах лежат карточки, на которых записан текст. Ваша задача: найти ошибки в тексте, исправить и правильно записать в тетрадь. Проверка с доской (слайд № 13) | Учащиеся самостоятельно исправляют ошибки и записывают текст в тетрадь. | ||
Итог урока. Тест. - Что нового вы узнали на уроке? - Какие имена существительные мы будем называть собственными, а какие нарицательными? - Какие задания оказались трудными? Какие понравились больше всего? - Сейчас я проверю, насколько хорошо вы усвоили новую тему. Проведём небольшой тест (слайды № 14-16) | Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся выбирают правильные ответы из предложенных. | ||
Рефлексия деятельности. - Оцените свою работу на уроке с помощью карточек. Зелёный цвет – «Мне было интересно» Жёлтый цвет – «Мне было интересно, но кое-что осталось непонятным» Красный цвет – «Мне было скучно» (слайд № 17) | Учащиеся производят самооценку своей деятельности. | ||
Домашнее задание (слайд № 18) - Откройте дневники, запишите домашнее задание: р.т.: с. 28, упр. 60 - Вы все хорошо поработали. Молодцы (слайд № 19) | Учащиеся записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные» УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...
Конспект урока "Кому и в чем подчиняются имена существительные"
Конспект урока "Кому и в чем подчиняются имена существительные"...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Имена собственные и нарицательные" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")
Конспект урока по русскому языкуТема: «Имена собственные и нарицательные» Цели деятельности учителя: формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, под...
План-конспект урока по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"
Предлагаю план-конспект урока по русскому языку для 3 класса...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Имена собственные и нарицательные" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")
План-конспект урока по русскому языку (3 класс)...
конспект по русскому языку «Собственные, нарицательные имена существительные» (2 класс)
Конспект урока по русскому языкуТема: «Собственные, нарицательные имена существительные»Цели деятельности учителя: формирование умения определять собственные, нарицательные имена существит...