Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Павлова Юлия Сергеевна

На уроке дети учатся различать имена существительные собственные и нарицательные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат № 49

Учитель: Павлова Юлия Сергеевна

Предмет: русский язык

Класс: 2 «А»

Технологическая карта урока

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.                                                                                                                                      

Тип: открытие нового знания

Цель: дать представление об именах существительных собственных и нарицательных

Задачи: - учить выделять из речи имена собственные и писать их с заглавной буквы

              - ввести термины “собственные” и “нарицательные” в языковую практику

              - расширять знания о существительном как о части речи.

              - развивать орфографическую зоркость, речь, внимание

              - воспитывать чувство коллективизма, дружеское отношение к сверстникам

Планируемые результаты

Предметные:

- знать понятия «собственные и нарицательные имена существительные»

- уметь применять правило правописания большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях

- формировать умения объяснять орфограммы

- закреплять умения писать слова в алфавитном порядке

- знать произведения известных писателей  

Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

высказывать своё предположение

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

- овладевать навыками смыслового чтения 

Личностные:

- осознать практическую важность правописания собственных и нарицательных имен существительных

- иметь мотивацию к работе на результат

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы урока: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» (учебник), В. П. Канакина «Русский язык» (рабочая тетрадь), карточки с заданиями, цветные карточки, мультимедийная презентация

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный момент.

- Ребята, проверьте готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник, тетрадь, корзинка с ручкой, карандашом и стирательной резинкой, а также карточки.  

Проверка детьми своих рабочих мест.

Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

- Откройте тетради. Пропустите две строчки вниз. Напишите дату, классная работа. Назовите орфограммы в словах «классная» и «работа». Найдите закономерность в буквах, которые написаны в ваших тетрадях, и допишите их до конца строки.

Сядьте ровно, красиво, правильно положите тетрадь.

 2. Словарная работа.    

- Отметьте красную строку. Пишем слова под диктовку. Первое слово – с заглавной буквы, остальные – с маленькой буквы, через запятую:

Девочка, воробей, рисунок, Москва, заяц, учитель, Россия, капуста, морковь.

- Как одним словом назвать капусту и морковь?

- В чём польза овощей?

- Да, овощи – основные источники витаминов. Если человек не употребляет витамины, он быстро устаёт, становится вялым, грустным. Витамины необходимы человеку так же, как чистый воздух.

- Проверим на8писанное (слайд № 2) На полях делайте сноски. Одна ошибка – одна горизонтальная линия.

- На какую орфограмму все эти слова? Можно ли их проверить?

- Какие это слова?

- К какой части речи они относятся?

- Какие из слов являются одушевлёнными именами существительными?

- Какие слова вы написали с заглавной буквы? Почему?

- Кто помнит, как называются такие имена существительные?

- Как называются остальные имена существительные?

- Назовите тему нашего урока.

- Определите учебно-познавательную задачу урока.

- Проверим ваши предположения. Тема нашего урока: «Собственные и нарицательные имена существительные» (слайд № 3)

- Задачи урока: Различать собственные и нарицательные имена существительные. Учиться правильно писать имена собственные (слайд № 4)

Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете, почему имена существительные так назвали: собственные и нарицательные?

- Проверим ваши предположения (слайд № 5)

Учащиеся пишут дату, «классная работа», прописывают буквы.

Учитель диктует слова, учащиеся записывают их в тетради.

Фронтальный опрос.

Учащиеся формулируют ответы.

Один ученик читает слова по слогам. Сверка с доской.

Учащиеся выражают свои мысли.

Учащиеся выражают свои мысли.

Объяснение нового материала.

- Откройте учебники на странице 52 – 53, прочитайте сведения о языке и найдите ответ на вопрос: как пишутся имена собственные и имена нарицательные.

- А ещё ребята подготовили для вас стихотворение.

Учащиеся работают с информацией из учебника.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение:

Имена: Андрей, Иван,

Саша, Коля и Степан,

Нина, Вера, Валентина,

Маргарита и Марина.

Все фамилии: Петров,

Николаев, Снегирёв.

Клички: Барсик и Пушок,

Мурзик, Шарик и Дружок.

Города: Москва, Казань,

Тула, Краснодар, Рязань,

Вашингтон, Париж, Ханой –

Пишутся с буквы большой.

Первичное закрепление.

1. Игра «Самый внимательный».

- Сейчас я проверю, насколько хорошо вы запомнили это правило. Поиграем в игру «Самый внимательный». Если вы согласны с моим утверждением, то поднимите зелёную карточку, если нет – красную.

Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы.

Названия животных пишутся с большой буквы.

Клички животных пишутся с большой буквы.

Географические названия пишутся с большой буквы.

Я называю имена собственные: Дима, котёнок, дядя, Аня, медведь.

- Кто ни разу не ошибся? Те, кто ошибался, ничего страшного, - в следующий раз постарайтесь быть внимательнее.

2. Работа по учебнику.

- А теперь откройте учебники на странице 52. Выполним упражнение 88. Прочитайте слова шёпотом.

- Какие это имена существительные – собственные или нарицательные?

- Выберите любые три слова и подберите к каждому из них собственное имя существительное. Запишите.

- Как вы написали имена собственные?

- Переверните учебник на страницу 55. Глазками найдите упражнение 96. Прочитайте.

- Что обозначают отдельные буквы и слова? Где вы видели такие записи?

- В каком порядке будут располагаться карточки с названиями книг данных авторов в библиотечном каталоге?

- Отметьте красную строку. Запишите фамилии авторов в этом порядке. Проверим (слайд № 6)

Учащиеся пишут по шесть слов.

Учащиеся записывают слова.

Физкультминутка.

Рано утром в парк ходили,

Там снеговика лепили.

А потом с горы катились.

Веселились и резвились.

В Катю бросили снежком,

В Марину бросили снежком,

В Варю бросили снежком,

Получился снежный ком.

Холодно гулять зимой,

Побежим скорей домой!

- Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные? Что они обозначают?

Учащиеся повторяют движения за учителем.

Продолжение работы по теме урока.

1. Работа с интерактивной доской.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Лови ошибку» Вам нужно внимательно прочитать слова, найти ошибку и исправить её.

(слайд № 7)

- Следующая наша игра называется «Думайка» Ваша задача: выбрать подходящее по смыслу одно слово из двух (слайды № 8-12)

2. Работа в рабочей тетради:

- А теперь откройте рабочие тетради на странице 29. Самостоятельно выполните упражнение 61.

- Какие буквы вставили? Прочитайте названия государств, городов, рек, планет.

- У кого задание выполнено правильно? Молодцы.

Учащиеся читают слова, исправляют ошибки.

Учащиеся выбирают одно слово.

Учащиеся читают слова, вставляют пропущенную букву.

Закрепление пройденного материала.

- У вас на партах лежат карточки, на которых записан текст. Ваша задача: найти ошибки в тексте, исправить и правильно записать в тетрадь.

Проверка с доской (слайд № 13)

Учащиеся самостоятельно исправляют ошибки и записывают текст в тетрадь.

Итог урока. Тест.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие имена существительные мы будем называть собственными, а какие нарицательными?

- Какие задания оказались трудными? Какие понравились больше всего?

- Сейчас я проверю, насколько хорошо вы усвоили новую тему. Проведём небольшой тест (слайды № 14-16)

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся выбирают правильные ответы из предложенных.

Рефлексия деятельности.

- Оцените свою работу на уроке с помощью карточек.

Зелёный цвет –  «Мне было интересно»

Жёлтый цвет – «Мне было интересно, но кое-что осталось непонятным»

Красный цвет – «Мне было скучно» (слайд № 17)

Учащиеся производят самооценку своей деятельности.

Домашнее задание (слайд № 18)

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: р.т.: с. 28, упр. 60

- Вы все хорошо поработали. Молодцы (слайд № 19)

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс.  «Имена существительные собственные и нарицательные»  УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Конспект урока "Кому и в чем подчиняются имена существительные"

Конспект урока "Кому и в чем подчиняются имена существительные"...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Имена собственные и нарицательные" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")

Конспект урока по русскому языкуТема: «Имена собственные и нарицательные» Цели деятельности учителя: формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, под...

План-конспект урока по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"

Предлагаю план-конспект урока по русскому языку для 3 класса...

конспект по русскому языку «Собственные, нарицательные имена существительные» (2 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема: «Собственные, нарицательные имена существительные»Цели деятельности учителя: формирование умения определять собственные, нарицательные имена существит...