Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushch.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных».
Цель: формировать умения распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных, развивать умения узнавать и писать собственные имена существительные.
Планируемые образовательные результаты:
Познавательные: осмысленно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным критериям.
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Мы живем в стране российской,
Признаем язык английский,
Итальянский, датский, шведский,
И японский признаем,
И китайский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
(По С. Михалкову)
На уроке мы будем писать, думать на нашем родном языке и сделаем в области русского языка открытие.
2. Минутка чистописания.
На доске записаны слова:
Маша, морковь, Москва, мороз, молоко.
- Ребята, что вы видите общего в этих словах? (Они все начинаются на букву м).
- Чем отличаются все слова? (Значением и написанием первой буквы).
-Как вы думаете, какую букву и буквосочетание будем сегодня писать? (М, м)
- Верно, посмотрите на доску и пропишите до конца строки в данной закономерности:
М, м, Мо, мо, Ми, ми
3. Актуализация знаний.
Посмотрите ещё раз на наши слова. Как вы думаете, какое слово является лишним? (Маша)
- Почему? (Оно не словарное).
- Запишите себе в тетрадь словарные слова, подчеркните буквы, которые нужно запомнить, поставьте ударение.
- Какой частью речи являются данные слова? (Именами существительными).
- Давайте вспомним, что мы знаем об именах существительных? (Называют предмет, отвечают на вопросы кто? и что?, бывают одушевленные и неодушевленные, в единственном и во множественном числе).
- Какие имена существительные относятся к одушевленным, а какие к неодушевленным?
4. Постановка учебной задачи.
Ребята, откройте учебник на стр. 15 и прочитайте упр. 22.
- Что вы заметили? (одни имена существительные пишутся с большой буквы, а другие с маленькой).
- Почему? (Одни слова, которые написаны с маленькой буквы, называют общие предметы, а слова, которые написаны с большой буквы, называют какой-то определенный предмет - имя, улицу, село, город страну, фамилию).
Подумайте и скажите, над какой темой мы сегодня будем работать? (Заглавная и строчная буквы в словах).
- Что мы должны узнать на уроке? (Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и со строчной буквы).
5. Усвоение новых знаний и способов действий.
- Как вы думаете, какие из этих слов собственные, а какие нарицательные?
- Почему имена существительные, которые написаны с большой буквы называются – собственные?
- Проверка по правилу с. 15
- Давайте сделаем вывод. Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы? (Имена собственные).
- Как пишутся имена собственные? (Они пишутся с большой буквы).
Все имена существительные можно разделить на 2 большие группы. Одни существительные пишутся с заглавной буквы, другие – строчной. Давайте поработаем в тетрадях. Рассмотрим упражнение 23 на странице 16. Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить?
( Распределить слова на две группы. В одну группу записать имена собственные, во вторую – нарицательные).
Самостоятельное выполнение задания с взаимопроверкой.
V. Физкультминутка.
Встали ровно! Немножко отдохнем. Я называю слова, а вы, если услышите имена собственные будете хлопать, а нарицательные – приседать.
Море, Лена, трава, астра, Енисейская, улица, Индия, кошка, ноутбук, Мурка, москвич, Красноярск, тучи, Орел, Аленушка, теленок, Зорька.
6. Закрепление знаний и способов действий.
Распределите собственные имена существительные по группам.
Имена, фамилии, отчества | Имена сказочных героев | Географические названия |
Корней Иванович Чуковский, Иванов Андрей, Наталья Петровна, Буратино, Незнайка
Золушка, Мойдодыр, Волга, Санкт-Петербург, Франция.
Запиши собственные имена существительные:
(В,в)енгрия, (И,и)ндюк, (З,з)везда, (О,о)ксана, (Л,л)андыш, (Г,г)ород, (Ж,ж)улька, (А,а)настасия, (О,о)сина, (Д,д)иректор, (В,в)енера, (К,к)арась.
Найдите ошибки. Запишите слова, исправляя ошибки:
курочка Ряба, яхта «Победа», ученик артём, Попугай Кеша, прилетел Воробей, космонавт Гагарин, улица цветочная.
7. Итог урока. Рефлексия.
Какими понятиями мы сегодня овладели на уроке? Оцените свою работу на уроке:
- Кому всё понятно, и вы были уверены, то покажите зеленый смайлик, если вам было трудно, то покажите жёлтый смайлик, кому на уроке было очень трудно, покажите красный смайлик.
8. Домашнее задание: упр.25 с. 16, правило
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные» УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....
Конспект урока по русскому языку на тему "Заглавная буква в именах собственных". 1 класс
"Заглавная буква в именах собственных"....
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:• Формировать умения отличать собственные и на...
Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных"
Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных" 2 класс (Школа России)...
Конспект урока по русскому языку 2 класс.«Заглавная буква в именах собственных».
Данный урок нестандартный потому что, на уроке применена технология проблемного обучения.Проблема: В течение урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие слова пишутся с заглавной буквы...