Урок русского языка " Обобщение знаний о частях слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шамаева Ольга Николаевна

Урок-путешествие по теме: " Обобщение знаний о частях слова" можно провести в рамках урока русского языка в 3, 4 классах или на внеурочном занятии по русскому языку. Содержит игры, работу с пословицей, выражением, словами, текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Урок русского языка

                             Автор: Шамаева Ольга Николаевна,

                                       учитель начальных классов

                                     

                                Урок-путешествие

                « Обобщение знаний о частях слова»

Цель: умение образовывать новые слова.

Задачи: правильно писать слова, образованные при помощи приставки и корня; развивать орфографическую зоркость, речь и мышление; прививать любовь к русскому языку; приучать работать в команде на общий результат.

Оборудование: острова-части слова: приставка, корень, суффикс, окончание, карточки для работы в группах.

                               Ход урока

  1. Оргмомент

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие по океану Знаний в залив Словообразование.

                     Примите приглашение.

                     В заливе этом не простом

                     Все ждут вас с нетерпением.

Улыбнитесь друг другу. Пожелаем себе попутного ветра.

  1. Актуализация знаний.

Но сначала ответьте на вопрос:

- Почему залив получил такое название -Словообразование?

( Там живут слова, а может целые группы слов, которые образовались с помощью частей слова)

- Из чего состоят слова?

( Корня, приставки, суффикса и окончания)

  1. Формулировка темы урока и определение цели

Сформулируйте тему нашего урока-путешествия.

Обобщение знаний о частях слова.

- Какую поставим цель?

( умение образовывать новые слова при помощи частей слова)

  1. Работа по теме урока

Подготовимся к путешествию. Проведём небольшую разминку.

- Чем на письме обозначают слова? ( буквами)

1)Чистописание

Посмотрите на буквы алфавита и назовите ту, которая похожа на лесной шалаш.

Алфавит продолжит наш буква эль- лесной шалаш.

- Какие звуки обозначает эта буква?

( Согласные, твёрдые и мягкие, звонкие, сонорные)

Пропишите букву эль в круглом соединении, в соединении с заглавными буквами и наклонной прямой  петлёй вверху и внизу несколько раз.

Нам пригодиться ваша аккуратность. А вот достаточно ли вы наблюдательны, мы проверим ,когда вы расшифруете заколдованные слова и запишите их правильно.

 ( в транскрипции зашифрованы слова: ледок, листочки,елетают, юг)  

( Дети пишут слова, объясняют правописание орфограмм, называют проверочные слова, вспоминают правила проверки)

- Какое из записанных слов может быть лишним и почему?

( юг- односложное, остальные- многосложные,

Улетают – глагол)

- На какую тему эти слова? ( Осень)

- Почему вы так думаете?

( Птицы улетают, листья опадают)

- Назовите осенние месяцы.

( Сентябрь, октябрь, ноябрь)

В октябре осень, покончив со своим первым делом – раздеванием леса, принимается за второе: студит  и студит воду. Всё чаще лужи покрываются хрупким ледком. Как воздух, вода уже оскудела жизнью. Те цветы, которые красовались на ней летом, уронили свои семена на дно, утянули под воду свои цветоножки. Рыбы забиваются в ямы- явоти- зимовать там, где не замерзает вода. Льдом покрываются стоячие воды. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, льёт и снизу метёт.

- Что интересного вы узнали о природе в октябре?

2)Комментированное письмо

- Составьте предложение об изменениях в природе осенью. Запишем его с комментированием.

По утрам лужи покрываются хрупким ледком.

Разберём его по членам и частям речи.

Работа по теме урока. Продолжение.

3)Работа с окончаниями слов

А вот и наш первый островок. Нас приглашает Окончание.

- А что такое окончание?

( Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении)

У окончания много тайн. Когда вы будете постарше, оно расскажет вам много секретов.

Все слова разбросал ветер.

Нам нужно восстановить слова пословицы и прочитать её.

В, хорошо, лучше, дом, гости, а.

- Что нам нужно сделать, чтобы справиться с поставленной задачей?

( Переставить слова, изменить окончания слов)

Запишите пословицу, обозначьте в словах окончания.

В гостях хорошо, а дома лучше.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

( Приятно вернуться домой)

2)Работа с приставками

Закройте глазки, представьте, что вы на корабле и плывёте к следующему острову. Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос: « Приплыли! Причаливайте! Выходите! Скорее, скорее на берег спешите!»

- Как вы думаете называется этот остров?

- Почему! ( Приплыли! Выходите! Причаливайте!)

- Что такое приставка?

( Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении)

- Что нужно для того, чтобы правильно выделить приставку?

( Подобрать слова с другими приставками и без них)

 А теперь, внимание! Устроим соревнование. Вспомните и запишите как можно больше приставок.

         Оказывается, знать и вспомнить -это не одно и тоже. Вы прекрасно знаете и понимаете слова с приставками, свободно говорите с их помощью, но припоминаете их с трудом. Посмотрите на этот список приставок. Их около пятидесяти.

- Есть ли среди них такие, которые вы не встречали?

Запишите к своим приставкам ещё 5 из предложенных.

3)Поработаем в группах. Самостоятельная работа

- Что вы видите?

(Текст с пропущенными приставками)

…ступила поздняя осень. Дни стали короче и холоднее. Часто идут дожди. Дует холодный ветер. Природа готовится к зимнему отдыху. Совсем …пустели луга и поля. Деревья …кинули свои золотые наряды и …кунулись в глубокий сон. Только рябина, будто в огнях, …влекает шумных птиц. Им сейчас …легко. Давайте ..можем им и …делаем кормушки.

Вставьте подходящие по смыслу приставки.

          Прочитайте, что у вас получилось.

- Как его можно озаглавить?( Поздняя осень)

Назовите слово и приставку в нём.

- Сколько в слове может быть приставок?

4)Работа со скороговоркой

Около кола вьюн и хмели вьются на плетень,

Вьются, завиваются, заплетаются, расперезавиваются.

Вьюн – это травянистое вьющееся растение.

Хмель – это тоже вьющееся травянистое растение

Выпишите слова с приставками, обозначьте их в словах.

- Так сколько же в слове может быть приставок?

(одна, две, три)

5) Работа с суффиксами

А теперь закрыли глазки и снова поплыли.

Водичка тёпленькая,

Погодка чудненькая.

Вот птичка маленькая

Несёт задание.

Что за остров впереди?

В словах подсказку ты найди.

(Остров Суффиксов. Тепленькая. Чудненькая. Маленькая)

- А что такое суффикс?

(Суффикс-значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

Посмотрите нас встречают суффиксы.Многие из них вам уже знакомы. О некоторых вы узнаете в старших классах. Это только некоторые из тех суффиксов, которые есть в русском языке.

 Запишите через запятую любые 10 из них.

На этом острове нас ждёт новое задание.

6) Самостоятельная работа в парах

Отгадайте загадку, запишите отгадку и при помощи суффиксов запишите новые слова, поработав в парах.

Задания по рядам.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, но не говорю. ( рыба)

( Рыба- рыбный, рыбак, рыбёшка, рыбина,..)

Крепок, строен и силён,

Ведь владыка леса он.

Он для нас живой свидетель

В лету канувших столетий.

Из него добротен сруб.

Угадали? Это…(дуб)

( Дуб, дубок, дубрава, дубовый,…)

Без рук, без ног, а дерево гнёт.

( Ветер- ветерок, ветрище, обветренный, ветреный..)

Обратить внимание, что с приставкой -нн, без- н

- Какое значение придают суффиксы словам?

( уменьшают предметы, увеличивают, называют ласково, указывают на принадлежность,…)

- Что надо сделать, чтобы правильно обозначить суффикс?

( Подобрать однокоренные слова, найти окончания)

У каждого суффикса

значение.

- Сколько суффиксов может быть в словах?

Узнайте сколько суффиксов в словах: пушистенький, учительница.

Запишите эти слова. Обозначьте суффиксы.

Работа по алгоритму:

Приставки и суффиксы весело живут,

Они словам значения новые ( дают).

5.Физкультминутка

Называю слова с приставкой- хлопаете, с суффиксом -топаете.

Выход, дубок, полёт, пробег, грибник, субботник, листочек, приток, солнышко, цветок, пушной, прогул,…

Молодцы! А впереди ждёт нас главный остров. Как вы думаете, какой?

6.Продолжение работы по теме урока

Молодцы! А впереди ждёт нас главный остров. Как вы думаете, какой?

_( Корень)

- А почему он главный?

( Без корня не может быть слова. Слово может состоять только из корня.)

1) Словарная работа

- Какое значение у слова « корень»?

Корень

  1. Начало, источник чего-нибудь
  2. Основная, значимая часть слова, вычленяемая в нём после отделения окончания, приставок и суффиксов
  3. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве…

2) Сценка про корень слова

Встретились однажды корень куста и корень слова.

- Здравствуй,- говорит один, я корень, а ты кто?

- А я тоже корень,- отвечает другой.

- Я в земле живу,- сказал первый.-А ты где живёшь?

- А я живу в словах,- отвечает другой.

- Ну какой же корень может жить в словах?!- усмехнулся первый.- Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

- Не хвастайся,- отвечает второй. -От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня.

- Подумаешь! -не унимается первый.-Зато на кустах и деревьях , которые от меня вырастают, зреют вкусные плоды и ягоды, которые можно есть. А твоих слов не съешь.

- Без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения назвать -то нельзя! -не сдаётся второй.

Услышали их спор люди и говорят:

- Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

3)Работа в группах .

Предлагаю посадить растения из данных корней.

Снеж, осин, вьюн, берёз, пён, дув

(Снеженика, осина, вьюнок, берёзка, одуванчик)

Проверка по эталону

Обозначьте те корни, от которых вы образовали слова.

- Как найти в слове корень?

( Подобрать однокоренные слова. Общая часть родственных слов и будет корнем)

Так же, как и у кустов,

Корень есть у всяких слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

- А как пишутся корни в однокоренных словах?

( Корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

4) Игра « Отыщи корень»

Хитрые слова любят играть с нами в прятки и часто запутывают. Все ли из записанных слов будут в ряду родственными?

Смешной, смешать, смешить.

Борьба, борец, бороться, воевать.

Сосна, дерево, деревянный.

Болеет, болт, болото, болтун.

- Какие же слова называются родственными?

( Которые имеют не только общую часть, но и общее значение)

5) Работа с выражением

Главным девизом этого острова является выражение: зри в корень.

- Как вы его понимаете?

( Главное в слове- найти корень, а добавив приставку или суффикс, можно получить новое слово.)

Надо уметь и в жизни видеть главное, важное.

Подведение итогов.

Наше путешествие подходит к концу.

- Понравилось вам оно?

- Какую цель перед собой мы ставили?

7. Подведение итогов урока

- Достигли мы этой цели?

- Из каких же частей состоять могут слова?

( Приставки, корня, суффикса, окончания)

- Назовите значимые части слова?

( Приставка и суффикс)

- Почему их называют значимыми?

( При помощи них образуются новые слова)

- Для чего нужны нам знания о словообразовании?

( Грамотно писать, обозначать части слова, быть внимательными к словам.)

8.Рефлексия

Оцените свою работу на уроке

В заключении можно включить песню о корне слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Обобщение знаний о частях речи"

Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы 8 вида...

конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным гл...

Открытый урок по русскому языку «Обобщение знаний о частях речи» (существительное, прилагательное, глагол)

В рамках введения ФГОС НОО предлагаю конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме  «Обобщение знаний о частях речи»...

урок по русскому языку "Обобщение знаний о частях речи"

Материалы данного урока могут использоваться на различных уроках по темам "Части речи"...

Конспект урока русский язык "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

Правописание собственных имён существительных урок-игра....

Урок русского языка "Обобщение знаний о частях речи" 4 класс

Обобщение знаний по самостоятельным и служебным частям речи...