Урок русского языка "Обобщение знаний о частях речи" 4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Обобщение знаний по самостоятельным и служебным частям речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx | 148.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ г. Мамоново
Урок русского языка, 4 класс.
УМК «Школа России»,
учебник «Русский язык» в 2 частях. Авторы: В.П.Канакина, В. Г. Горецкий.
Ссылка: http://nsportal.ru/gordynets-olga-pavlovna; http://westschool.ru/index.php/teachers/primary/
Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Тема урока: «Обобщение знаний о частях речи».
Риски:
- расстановка знаков препинания;
- определение частей речи.
Цель урока: создать условия для повторения и закрепления полученных знаний по теме «Части речи»
Задачи на урок:
- Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, смыслообразование.
- Метапредметные:
Познавательные: формировать умения находить нужную информацию, структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание устно и письменно. Уметь анализировать объекты с целью выделения признаков, построение логической цепи суждения.
Регулятивные: формирование способности принимать, сохранять цели и следовать им, формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
Коммуникативные: формировать умение согласовать усилия по достижению общей цели, умение договариваться, находить общее решение.
3. Предметные:
- закрепить знания о частях речи;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- совершенствовать навыки определения частей речи , расстановки знаков препинания.
Ученик научится: грамотно выражать свои мысли устно и письменно.
Ученик получит возможность научиться: морфологическому разбору.
Ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организационный этап | Урок русского языка. Работаем. | Учащиеся записывают число, классная работа. |
2. | Постановка цели и задач урока. | Над какой темой мы сейчас работаем? Какова цель урока? Задачи? | Ответы детей. |
3. | Актуализация знаний. Обобщение и систематизация знаний. | Что вы знаете о частях речи? На какие группы они делятся? - Какие части речи относятся к самостоятельным? Служебным? | Ответы детей. |
4. | Применение знаний и умений. | 1) Слайд 2. Определите, сколько предложений в тексте. Спишите. Расставьте знаки препинания. В последнем предложении определите части речи. 1.Имя существительное. На вопросы кто и что? Отвечать оно должно! Очень удивительное Имя ……..( существительное). Что вы знаете о существительном?Слайд. Надо выполнить задание «Что здесь лишнее ?» 1. Стол , стул. окно , шкаф. ( ср. р.) 2.Книга , ручка . парта, пенал. ( м.р.) 3. Дуб , берёзы, осина, клён. ( мн. ч.) Игра « Поймай слово» Нужно записать сущ. мужского и женского рода. Девочки – ж.р. мальчики – м.р. Камыш, грач, мяч, тень, дочь, ключ, помощь, ночь, плащ, тишь. Вывод: м.р. пишется без ь , а ж.р. с Ь. 2.Имя прилагательное. Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! Какая часть речи спряталась за этими строками? ( Прилагательное) Что вы знаете о прилагательном? Слайд . *Подберите к данным словам антонимы. Если вы выполните эту работу правильно, то из первых букв антонимов сможете сложить слово, которое станет сюрпризом для вас: .Широкий ------- Узкий Твёрдый ---------Мягкий Старый -----------Новый Скучный ---------Интересный Бесполезный----Ценный Неряшливый ----Аккуратный ( Умница) Слайд*Вставь пропущенные окончания прилагательных. Указать падеж. 1.Рассказ о хорош…. человек… , встретился с хорош……. человек….. 2.Ехали по широк…….. пол….. , подлетел к открыт…….. окн…. . 3. На улицах больш……… город….. , чашка горяч…….. молок…. . 3 .Глагол.. Без меня предметы Лишь названья. А я приду - Всё в действие придёт: Летит ракета, Люди строят здания, Цветут сады И хлеб растёт в полях. О какой части речи говорится в загадке ? *Что такое глагол? *Что называется начальной формой? *Как изменяются глаголы? *Что называется спряжением глагола? *Какого вида бывают ? Какую роль играют в предложении? Слайд. «Замени одним словом» *Дать стрекача. (убежать) *Чесать языки. ( разговаривать) *Зарубить на носу. (Запомнить) *Водить за нос (обманывать) Слайд*Найди глаголы , определи время и спряжение. *Храбрец побеждает, а трус отступает. *Кто вперёд смотрит, тот далеко видит. *Шило в мешке не утаишь. 4 . Местоимение..О какой части речи идёт рассказ? Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена. Я о себе такого мнения: Огромна роль…………( местоимения). Что мы знаем о местоимении? Как оно изменяется? Какую роль играет в предложении? Слайд. «Подумай и отгадай» 1.Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (я-мы) 2.Сколько личных местоимений в слове семья? ( семь –я) 3.Первый слог – местоимение, второй слог – звук, который создает лягушка. Вместе – овощ. ( тыква). Слайд *Вставь подхрдящие по смыслу местоимения .……… буду решать задачу. ………пойдут в школу. Что ….. купишь ? Что ……. читаете? Какую задачу ….. решаете ? 5.Числительное.. Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчет во всяком деле нужен. Ты с ним , дружок. будь очень дружен. – Без какой части речи мы не сможем узнать, который сейчас час, сколько человек в классе? (числительное) -Что такое числительное? -На какие группы делятся числительные? . Что вы знаете о предлоге? Как он пишется со словами? *Вставьте нужные слова. Работа по карточкам. Слайд. Проведем синтаксический разбор предложений. В голубом небе светит солнце. Люди смотрят на солнце и радуются. Какую роль выполняют предлоги и союзы в предложении? | Самостоятельная работа. Проверка. Проверка с объяснением. Ответы детей. Самостоятельное выполнение работы. Проверка с объяснением. Самостоятельное выполнение. Проверка в парах. |
5. | Домашнее задание. | Упр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка: Местоимение как часть речи (4 класс)
Через весь урок "красной линией" проходит воспитательный компонент, который посвящен Всемирному дню борьбы со СПИДом...
Урок русского языка "Как определить часть речи" 3 класс
Конспект урока русского языка по УМК "Гармония" в 3 классе по теме "Как определить часть речи"...
Урок русского языка по теме "Части речи" в 4 классе
Урок обобщения и систематизации знаний о частях речи в 4 классе в форме дидактической игры "Аукцион"...
Урок русского языка и презентация во 2 классе по теме "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи"
Представлена технологическая карта урока русского языка, презентация и дидактический материал к уроку....
Проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100")
Подробный проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100") с фотографиями страниц учебника и рабочих тетрадей и указанием формируемых УУД на каждом эта...
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...