Урок русского языка "Обобщение знаний о частях речи" 4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Гордынец Ольга Павловна

Обобщение знаний по самостоятельным и служебным частям речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx148.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ г. Мамоново

Урок русского языка, 4 класс.  

УМК  «Школа России»,  

учебник  «Русский язык» в 2 частях. Авторы: В.П.Канакина, В. Г. Горецкий.

Ссылка: http://nsportal.ru/gordynets-olga-pavlovna; http://westschool.ru/index.php/teachers/primary/

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Тема урока: «Обобщение знаний о частях речи».

Риски:

- расстановка знаков препинания;

- определение частей речи.

Цель урока: создать условия для повторения и закрепления полученных знаний по  теме «Части речи»  

Задачи на урок:

  1. Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, смыслообразование.
  2. Метапредметные:

Познавательные: формировать умения находить нужную информацию, структурировать знания, осознанно строить  речевое высказывание устно и письменно. Уметь анализировать объекты с целью выделения признаков, построение логической цепи суждения.

Регулятивные:  формирование способности принимать, сохранять цели и следовать им, формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.

Коммуникативные: формировать умение  согласовать усилия по достижению общей цели, умение договариваться, находить общее решение.

     3. Предметные:

           - закрепить знания о частях речи;

         - развивать устную и письменную речь учащихся;

         - совершенствовать навыки определения частей речи , расстановки знаков препинания.

Ученик научится: грамотно  выражать свои мысли устно и письменно.

Ученик получит возможность научиться:   морфологическому разбору.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный этап

Урок русского языка. Работаем.

Учащиеся записывают число, классная работа.

2.

Постановка цели  и задач урока.

Над какой темой мы сейчас работаем? Какова цель урока? Задачи?

Ответы детей.

3.

Актуализация знаний. Обобщение и систематизация знаний.

Что вы знаете о частях речи? На какие группы они делятся?

- Какие части речи относятся к самостоятельным? Служебным?

Ответы детей.

4.

Применение знаний и умений.

1) Слайд 2. Определите, сколько предложений в тексте. Спишите. Расставьте знаки препинания. В последнем предложении определите части речи.

 1.Имя существительное.                                                                                                                  На вопросы кто и что?                                                                                                                                                       Отвечать оно должно!                                                                                                                                            Очень удивительное                                                                                                                                        Имя ……..( существительное).                                                                                                                  Что вы знаете о существительном?Слайд.                                                                                                                                                         Надо выполнить задание «Что здесь лишнее ?»                                                                                                                                                                                            1. Стол , стул. окно , шкаф. ( ср. р.)                                                                                                                                                       2.Книга , ручка . парта, пенал. ( м.р.)                                                                                                                                         3. Дуб , берёзы, осина, клён. ( мн. ч.)                                                                                                                  Игра « Поймай слово»                                                                                                                  Нужно записать сущ. мужского и женского рода.  Девочки – ж.р.   мальчики – м.р. Камыш, грач, мяч, тень, дочь, ключ, помощь, ночь, плащ, тишь.                                                                                                                                  Вывод: м.р. пишется без ь , а ж.р. с Ь.                                                                                        

2.Имя прилагательное.                                                                                                                      Определяю я предметы,                                                                                                                     Они со мной весьма приметны.                                                                                                                                                                                 Я украшаю вашу речь,                                                                                                                                                                                         Меня вам надо знать, беречь!                                                                                                                            Какая часть речи спряталась за этими строками? ( Прилагательное)                                                                                                                            Что вы знаете  о прилагательном?                                                                                               Слайд                      .                                                                                                                       *Подберите к данным словам антонимы. Если вы выполните эту работу правильно, то из первых букв антонимов сможете сложить слово, которое станет  сюрпризом для вас:                                                                                                                                              .Широкий  ------- Узкий                                                                                           Твёрдый ---------Мягкий                                                                                                                                                     Старый -----------Новый                                                                                                                                        Скучный ---------Интересный                                                                                                                                                                                                     Бесполезный----Ценный                                                                                                                                                    Неряшливый ----Аккуратный                                                                                                                           ( Умница)                                                                                                                                                                           Слайд*Вставь  пропущенные окончания прилагательных. Указать  падеж.                                   1.Рассказ  о  хорош….  человек…  , встретился с  хорош…….    человек…..                         2.Ехали  по широк……..    пол…..  , подлетел  к  открыт……..    окн….  .                                3. На  улицах   больш………   город…..  ,   чашка  горяч……..  молок….  .                            

3 .Глагол..                                                                                                                                  Без меня предметы                                                                                                                                                                                                             Лишь названья.                                                                                                                                                         А я приду -                                                                                                                                                                         Всё в действие придёт:                                                                                                                                                                                         Летит ракета,                                                                                                                                                                                                                               Люди строят здания,                                                                                                                 Цветут сады                                                                                                                                                                  И хлеб растёт в полях.                                                                                                                          О какой части речи говорится в загадке ?                                                                                                                 *Что такое глагол?                                                                                                                                                         *Что называется начальной формой?                                                                                                             *Как изменяются глаголы?                                                                                                                        *Что называется спряжением глагола?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                *Какого вида бывают ? Какую роль играют в предложении?                                                            Слайд.                                                                                                                                                                         «Замени одним словом»                                                                                                                                                                                                  *Дать  стрекача.  (убежать)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            *Чесать языки. ( разговаривать)                                                                                                               *Зарубить на носу. (Запомнить)                                                                                                                    *Водить за нос  (обманывать)                                                                                             Слайд*Найди глаголы , определи время и спряжение.                                                                                                      *Храбрец побеждает, а трус отступает.                                                                                                                      *Кто вперёд смотрит, тот далеко видит.                                                                              *Шило в мешке не утаишь.                                  

4 . Местоимение..О какой части речи идёт рассказ?                                                                                                     Я делу отдаюсь сполна,                                                                                                                Я заменяю имена.                                                                                                                                                   Я о себе такого мнения:                                                                                                                                      Огромна роль…………( местоимения).                                                                                                            Что мы знаем о местоимении? Как оно изменяется? Какую роль играет в предложении?                                                                                                                                                              Слайд. «Подумай и отгадай»                                                                                                                                                                                       1.Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?   (я-мы)                                                                            2.Сколько личных местоимений в слове семья? ( семь –я)                                                                                                 3.Первый слог – местоимение, второй слог – звук, который создает лягушка. Вместе – овощ.  ( тыква).                                                                                                                                                                                              Слайд                                                                                                                                                              *Вставь подхрдящие по смыслу местоимения                                                    .………  буду  решать  задачу.                                                                                                               ………пойдут  в школу.                                                                                                                     Что …..    купишь ?                                                                                                                                Что  …….   читаете?                                                                                                                                              Какую  задачу  …..   решаете ?

5.Числительное..                                                                                                               Как обойтись бы без числа                                                                                                                                                   Наука точная могла?                                                                                                                                                                                                       Расчет во всяком деле нужен.                                                                                                                               Ты с ним , дружок. будь очень дружен.                                                                    – Без какой части речи мы не сможем узнать, который сейчас час, сколько человек в классе? (числительное)                                                                                                                          -Что такое числительное?                                                                                                                                                                        -На какие группы делятся числительные?                                                                                                          

.  Что вы знаете о  предлоге? Как он пишется со словами?          *Вставьте нужные слова.                                                                            Работа по карточкам. Слайд.                                                                                Проведем синтаксический разбор предложений.                                                                           В голубом небе  светит солнце.                                                                    Люди смотрят на солнце и радуются.                                                                      Какую роль выполняют предлоги и союзы в предложении?                                                                                                                                                                                      

Самостоятельная работа.

Проверка.

Проверка с объяснением.

Ответы детей.

Самостоятельное выполнение работы. Проверка с объяснением.

Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.

C:\Users\Aleksandr\Desktop\Безымянный4.png

5.

Домашнее задание.

Упр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Местоимение как часть речи (4 класс)

Через весь урок "красной линией" проходит воспитательный компонент, который посвящен Всемирному дню борьбы со СПИДом...

Урок русского языка "Как определить часть речи" 3 класс

Конспект урока русского языка по УМК "Гармония" в 3 классе по теме "Как определить часть речи"...

Урок русского языка по теме "Части речи" в 4 классе

Урок обобщения и систематизации знаний о частях речи в 4 классе в форме дидактической игры "Аукцион"...

Урок русского языка и презентация во 2 классе по теме "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи"

Представлена технологическая карта урока русского языка, презентация и дидактический материал к уроку....

Проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100")

Подробный проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100") с фотографиями страниц учебника и рабочих тетрадей и указанием формируемых УУД на каждом эта...

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...