Конспект урока русский язык "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Валентина Геннадьевна Макарова

Правописание собственных имён существительных урок-игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_znaniy_o_napisanii_slov_s_zaglavnoy_bukvy.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в собственных именах существительных.
Задачи:

 • Углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.
• Развивать аналитическое мышление, память, монологическую речь; формировать орфографический навык; расширять кругозор учащихся; развивать творческие способности учащихся.
• Воспитывать познавательный интерес к родному языку; любовь к животным, милосердие, взаимовыручку.


Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, классифицировать, находить ответ на проблемный вопрос.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные – закрепить знания о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить умение правильного написания заглавной буквы в именах собственных.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий - М.:Просвещение, 2019.

Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация, раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.

Сценарий урока.

I.Организационный момент.

Встали все у парт красиво, тихо садимся.

С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

Если хочешь отвечать,

Руку не забудь поднять.

Если спросят надо встать,

Четко, громко отвечать.

Открыли тетради, записали  (Число. Наименование работы).

II. Самоопределение к деятельности. Постановка задач урока.

- Ребята, сегодня на адрес нашего класса  пришло необычное письмо.

Слайд  2. (Силуэты сказочных героев)

   Мы  сказочные герои. Просим у вас помощи. Злой волшебник заколдовал нас. Он не любит добрые сказки и поэтому сделал нас невидимыми.  Мы забыли наши имена, фамилии, не знаем, в каких городах мы живём, какие клички у наших четвероногих друзей.  Пожалуйста, помогите нам!

- Ребята, какую же тему нам надо сегодня повторить с вами, чтобы помочь этим  героям?  Слайд 3 . (Заглавная буква в именах собственных)

 Тему мы изучили. Какие задачи нам надо выполнить?

Слайд 3

-Повторить,  какие существительные  называются собственными, какие   нарицательными.

-Закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,

-Стремиться к аккуратному и грамотному письму в тетрадях.

III. Работа по теме урока. Обобщение.

Минутка чистописания.

- Итак, ребята, вы готовы к выполнению заданий? Тогда вперёд!

Первый персонаж-невидимка ищет помощи у вас. Отгадайте, какую букву сегодня мы будем писать.

Слайд 4 Найдите лишнее: Л М З Р Н.

-Почему буква «з» лишняя? (обозначает звонкий парный согласный)

Запишите красиво и аккуратно:  Зз  

- Оцените выполненное задание.

Отгадайте, какого сказочного героя эта буква:

Я с бала королевского

Однажды убегала

И туфельку хрустальную

Случайно потеряла.                Золушка. (Слайд 5)

-Запишите в тетрадь (Золушка, зерно, зверёк) Поставьте ударение, подчеркните знакомые орфограммы.

Сделай морфологический разбор имени существительного    по плану.

Одному из сказочных героев мы помогли.

2. Повторение о существительных.

- А следующий герой очень грамотен, но он просит у вас помощи разобраться в следующих высказываниях о существительных:

Графический диктант. « Верю – не верю»  (Слайд 6)

- Часть речи, отвечающая на вопросы кто? или что? и, обозначающая предмет, называется имя существительное. ( +)

- Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? (-)

- Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? (+)

- Нарицательные  существительные обозначают предметы, явления из множества им подобных. ( +)

-Собственные имена существительные пишутся со строчной буквы. (-)

На экране: + - + + - ( Оцените себя)

-Исправьте неправильные утверждения. (Ответы детей)

- Перечислите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы.

- Оцените свою работу. Молодцы!

-Чьё имя нам ещё удалось расколдовать? Отгадайте:

Этот умный коротышка

Прочитал уже все книжки.

Он и вправду много знает

И девчат не обижает.               Знайка.

3.Работа над предложением.

Мы помогли Знайке,  а теперь

- Из рассыпанных слов составьте и запишите  предложения в тетрадь.

(Слайд 7)

(Цветочном,в, Знайка, городе, живёт.)

Знайка живёт в Цветочном городе.

- Какие слова будем писать с заглавной буквы?

- Найдите подлежащее и сказуемое, укажите части речи.

- Оцените работу.

А вот и имя следующего героя:

Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Славный доктор … Айболит. (Слайд 8)

3. Словарная работа. Работа в группах.

- Ребята, у доктора Айболита очень много пациентов.

Угадайте, кто пришёл на приём к Айболиту.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. 
(Заяц.)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. 
(Медведь.)

В лесу живёт,

А в деревне кур крадёт. (Лисица)

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.(Сорока)

Проверка написания словарных слов.(Взаимоконтроль и оценка)

Образуйте от данных слов фамилии.

Дети коллективно образовывают фамилии.

Зачитывают ответы. Проверка на экране.( Объясните, по чему….?)

Заяц – Зайцев

Медведь – Медведев

Сорока – Сорокин

Лисица – Лисицын

Работа в парах.  (Слайд 9)

- Запишите теперь эти фамилии в алфавитном порядке. Как нужно писать?

Зайцев, Лисицын, Медведев, Сорокин.

- Оцените задание.

- Молодцы!  И с этим заданием мы справились.

Отгадайте имя следующего персонажа:

Я зайка-смешарик,

Похожий на шарик.

Красив и хорош.

Мое имя… (Крош)

Слайд10.    Физминутка с Крошем.

IV. Продолжение работы по теме урока.

1. Различие имён собственных и нарицательных по их лексическому значению.

А вот  и следующий  героя:

Я однажды появился

В деревянной мастерской.

Был поленом, стал мальчишкой,

Обзавёлся умной книжкой.

                            (Буратино)    (Слайд 11)

- Буратино просит нас о помощи. "Дорогие, ребята! Помогите разобраться, где писать заглавную букву, а где строчную. Слова произносятся одинаково, но пишутся по - разному. Почему?"

Наш шарик поймал воздушный шарик.
Вася рыбаков был у рыбаков.
Улетел орёл за город орёл.
 

(Дети работают в паре. Анализируют, обосновывают и доказывают правильный ответ.)

(Слайд 12 ) Проверь себя.

- Почему некоторые слова звучат одинаково, а пишутся по-разному?

-Оцените задание.

Имя следующего героя:

Любит есть он бутерброд

Не как все, наоборот,

Он в тельняшке, как моряк.

Звать кота, скажите, как (Матроскин)(Слайд 13)

Следующее задание. Каждый работает самостоятельно.

(Слайд 14)

Выбери нужную букву и обведи её.

В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. Нас встречает дядя (Ф,ф)ёдор. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин пьёт молоко. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог. Любознательный (П,п)очтальон (П,п)ечкин разносит письма и посылки.

А теперь проверим. У всех так? А что не так?

- Ребята, мы спасли всех наших героев. А где все они живут? (В книжках)

- Как нужно писать название книг?  ( С заглавной буквы, в кавычках.)

Резерв: запишите предложение:

Сказку «Айболит» написал К. И. Чуковский.

V. Рефлексия. Слайд 15.

- Сегодня мы закончили тему «Заглавная буква в именах собственных»

- Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Сегодня на уроке я (продолжи)

  • узнал, открыл для себя…
  • научился, смог…
  • могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Урок закончен. Всем большое спасибо за работу (Слайд 16)

VI. Домашнее задание. Слайд 17.   Дети выбирают задание.

1)Найти в предложениях ошибки.  Списать без ошибок.

у иры семеновой есть маленький брат. его зовут павлик. мальчику

три года. павлик любит слушать сказку про колобка.

2. Списать, раскрывая скобки

(Кк)орова (Нн)очка идет по (Сс)елу (Сс)тепаново. Она ведет (Тт)еленка

(Гг)аврюшу. Возле дома их ждет хозяйка (Оо)льга (Сс)ергеевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

.Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"...

Урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

Урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"Конспект урока, презентация, приложения....

Конспект урока: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

Цели деятельности учителя: углубить знания об именах собственных; совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных. Планируемые результатыЛичностные: учить положительному...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Школа России"по теме "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы." с самоанализом

Открытый урок по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы". Конспект и самоанализ урока....

Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России". Тема "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы."

Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России". Тема "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы."...

конспект урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе  "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы" по программе "Школа России"...

презентация к уроку русского языка во 2 классе "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

Презентация к уроку русского языка  во 2 классе  "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы" по программе "Школа России"...