Урок русского языка " Обобщение знаний о составе слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Голубева Ольга Владимировна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок167.46 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Юрцовская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок в 3 классе

« Обобщение знаний о составе слова»

                                 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=25d8129b627247ab40afd78cf47fd3f3-l&n=13

                                                                                      Подготовила: Голубева О.В., учитель начальных классов

   

2019-2020 учебный год

Цель:

- развивать умения выделять значимые части слова;

- разбирать слова по составу.

Задачи:

  • развитие умений разбирать слова по составу;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие орфографической  зоркости, познавательного интереса, внимания, мышления, речи;
  • воспитание навыков самостоятельной работы, любви к русскому языку.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. - Здравствуйте,  ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я . Зовут меня Ольга Владимировна .Я рада видеть ваши  улыбки, надеюсь, что  сегодняшний урок принесет вам радость.

  1. Минутка чистописания  ( словарные слова-  картинки)  

- Откройте, пожалуйста, тетради, проверьте число и классную работу.

Слайд 1.

- А сейчас мы выполним небольшую словарную работу, я показываю картинку, а вы записываете слово.

-  Давайте проверим слова, прочитав их орфографической речью( т.е. как написано), кто допустил ошибки, исправьте их.

II. Актуализация знаний.

Ребята, отгадайте загадку.

Лес разделся

Неба просинь

Это время года (Осень)

-  Красота осенней природы завораживает. Посмотрите, какие красивые листья принесла нам осень. И  сегодня на уроке они помогут нам повторить пройденный материал ( дерево с заданием).

- Некоторые листья уже упали с деревьев, давайте из них  составим два слова,  которые будут темой нашего урока.

- Итак, по какой теме мы сегодня будем работать? ( Ответы детей)

- Сегодня мы вспомним состав слова.

Слайд 2.

- В кроссворде спрятались названия частей слова. Отгадайте их.

1.Часть слова, которая служит для связи слов в предложении ( окончание) Слайд

2.Часть слова, которая  стоит после корня и служит для образования новых слов (суффикс) Слайд 

3.Главная часть слова, в которой заключается  общий смысл всех родственных слов (корень) Слайд

4.Как называется вся часть слова до окончания? (Основа) Слайд

5. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов (приставка)  Слайд

III. Работа по теме урока

- Что же входит в состав слова ?    ( Корень, окончание, приставка, суффикс, основа слова)

- Осень приготовила  для вас задания на листочках.

  1. https://i.pinimg.com/736x/c9/d9/02/c9d902a0092a774d4afd6162d280021e.jpg  - Вот и первое задание.

- Также , как и у кустов я бываю и у слов ( Корень)

- Откройте учебник на 74 странице  найдите упр. 130. Прочитайте .

- Найдите однокоренные слова. Как вы их определили?

- Выпишите однокоренные  слова через запятую и выделите в них корень. Работаем самостоятельно.

- Молодцы ребята.

https://i.pinimg.com/736x/c9/d9/02/c9d902a0092a774d4afd6162d280021e.jpg2. - А теперь второе задание

Часть слова, известная всем

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

- Ребята, на партах у вас лежат карточки голубого цвета . Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные буквы. ( Выполняют самостоятельно)

Далеко ещё зима

Но не до потехи,

Тащит белка в закрома

Ягоды орехи.  

- В какой части слова пропущены буквы? (в окончании )

- Давайте прочитаем слова и назовём окончания.

-Как найти в слове окончание?  (Нужно изменить форму слова)

-  Молодцы!

https://i.pinimg.com/736x/c9/d9/02/c9d902a0092a774d4afd6162d280021e.jpg 3. Перейдём к следующему заданию

- Ребята , в лесу был ветер и слова рассыпались на части.  Пожалуйста, распределите нужный порядок  следования морфем каждом слове, и запишите в карточку зеленого цвета   получившиеся слова , разберите их по составу , а поработаем  мы в парах.  ( карточки с заданиями, работа в парах )

про, ка, гул       ____________________        за, ки, мороз____________________
под, ик, берёзов,    ____________________   под, ик,осинов ______________

- Прочитайте полученные слова , называя их состав.  

-Какие части слова помогли образовать данные слова? (Приставка и суффикс)

- Я вижу вы хорошо разбираете слова по составу, давайте поможем лосятам спустится на землю. Вы должны распределить слова по корзинам в соответствии со схемами слов.  Диск

1. яблоко,  сапог, золото, синий                   2. пёрышко, слонята, косточка, игрушка,  книжка

3. походка, подлокотник, прикроватная, безбилетник, загородный.

  1. Физкультминутка  

- Давайте немного отдохнём

 

Мы листики осенние

На ветках мы сидим

Дунул ветер полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились полетели

И на землю тихо сели.

  -  https://i.pinimg.com/736x/c9/d9/02/c9d902a0092a774d4afd6162d280021e.jpg  4. Мы продолжаем наш урок .

-  Какие звери живут в лесу ?  ( показываю первую картинку )  

- Назовите детёнышей белки- бельчонок, лисы- лисёнок, волка- волчонок, зайца- зайчонок.  

- Давайте запишем на доске эти пары слов.

- Какой суффикс помог образовать эти слова? ( енок, онок)

- Выделим его в словах ( я выделяю сама)

-Молодцы  и с этим заданием вы справились .

https://i.pinimg.com/736x/c9/d9/02/c9d902a0092a774d4afd6162d280021e.jpg 5. Следующее задание  

Она выражает значение слова

И называется просто — ... (Основа) Ребята, а что такое основа? 

- Давайте вернёмся к словам, которые мы записали в начале урока. Выделите в них основу.

- . Итак, первое слово рябина, основа рябин, ….яблоня, берёза, капуста, морковь, горох.

V. Подведение  итогов.

- https://i.pinimg.com/736x/c9/d9/02/c9d902a0092a774d4afd6162d280021e.jpg 6.   Выполнив задание теста «да» или «нет», подведем итог урока.

1. Слово может существовать без корня. (нет)

2. Суффикс стоит после корня. (да)

3. Однокоренные слова имеют один и тот же корень?( да)

4. Окончание служит для связи слов в словосочетании и  предложении ?(да)

5. Приставка стоит после корня? ( нет)

6. Часть слова без окончания называется основой? ( да)

7. В основе не заключено лексическое значение слова ? ( нет).

- Молодцы, вы допустили мало ошибок, а значит хорошо закрепили материал.

- Сегодня на уроке хорошо работали….. они получают пятёрки.,  молодцы.

 Итак,  закончи  предложения :

- Что особенно понравилось в работе ?

- Что было трудно?

  1. Рефлексия

- Ребята, а попробуйте сами оценить свою работу!

Я предлагаю вам украсить наше осеннее дерево своими листочками.

Желтые листочки у меня грустное настроение ,  

Красные  - у меня хорошее настроение.

Д/З


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс

Конспект обощающего урока по теме "Состав слова"...

Урок по русскому языку "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс

Урок разработан для 3 класса УМК "Школа России". В ходе урока выясняется уровень усвоения учащимися знаний о составе слова, сформированность умения разбирать слова по составу....

Урок русского языка"Обобщение знаний о лексическом и грамматическом значении слова"

Урок по типу:закрепление знаний с использованием технологии сотрудничества,развития критического мышления,личностно-ориентированного обучения....

Конспект урока русский язык "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

Правописание собственных имён существительных урок-игра....

Открытый урок по русскому языку: Обобщение знаний о Составе слова 3 класс

Открытый урок по русскому языку: Обобщение знаний о Составе слова 3 классТип урока: обобщающийЦели урока:-обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова (местонахождении в слове, способе ...

Урок по русскому языку "Обобщение знаний по теме «Слово в языке и речи».

Обобщение знаний по теме «Слово в языке и речи»....