конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным глаголам, происходит дальнейшее развитие умение распознавать спряжение глаголов, умения обосновывать написание безударных окончаний глаголов, совершенствуются знания о временных формах глагола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
Тема: Обобщение знаний о глаголе как о части речи.
Цели: 1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи; учить выделять глаголы из текста, подбирать синонимы, антонимы, развитие умения распознавать спряжение глаголов, правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов, совершенствовать знания о временных формах глагола; 2. Развитие устной и письменной речи, внимания, орфографической зоркости; 3. Воспитывать чувство красоты, любви к родной природе, доброе, чуткое отношение к окружающему.
ХОД УРОКА
Орг. момент.
Сообщение темы урока
- Сегодня у нас у всех хорошее настроение, потому что необычный урок и на улице весна – чудесное время года, когда ярко светит солнышко, бегут ручейки. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то новое интересное. Я надеюсь, что наш урок для вас будет интересным. А вот о чем пойдет речь сегодня на уроке, мы узнаем, выполнив следующее задание:
ИГРА « Собери слова»
- Нужно расшифровать слова. Каждой букве соответствует цифра. Запишите их в тетрадь.
З С И Т Я Е А В Н
1 2 3 4 5 6 7 8 9
2 3 5 6 4 сияет
4 7 6 4 тает
1 8 6 9 5 4 звенят
- Что объединяет эту группу слов? ( Наст. вр., 3 л. )
- Какое из этих слов является лишним и почему? ( звенят-мн.ч. )
- Итак, сегодня на уроке мы обобщим наши знания о глаголе, как о части речи. А поможет нам в этом
ИГРА « Доскажи словечко»
Являюсь…
Обозначаю…
Отвечаю…
Изменяюсь…
Имею…
В предложении чаще всего бываю…
Чистописание.
- Вернемся, к слову звенят. Назовите в этом слове согласный, парный, глухой, твердый звук. (т)
- Какой буквой он обозначается на письме? (Т)
- Пропишем букву Т
- Пропишем соединения с буквой т. подумайте, что напоминает нам вторая строка.
ЕТ ИТ УТ ЮТ АТ ЯТ
(Окончания глаголов 1 и 2 спряжения)
4.Упражнение в определении спряжения.
- Что такое спряжение (изменение глаголов по лицам и числам)
- Какие еще имеют окончания глаголы 1и 2 спряжения?
ИГРА « Найди свою пару» (работа в парах)
- Откройте конверты, которые лежат у вас на столах, достаньте их содержимое.
- Весной с крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает.
Сложите капельку так, чтобы у вас получились слова, Запишите их в тетрадь, Глаголы 1 спряжения в 1 столбик,2 спряжения во 2 столбик. Выделите окончания.
Два человека записывают готовые слова:1 человек-1спряжения,2 человек-2спряжения.
Дополнительное задание:
Глаголы, какого лица отсутствуют в столбике 1спряжения?(1 и 2 лица).
Что объединяет глаголы 2 спряжения? (Настоящее время, 3 лицо).
1 спряжение 2 спряжение
Шагают Светит
Цветет строят
Плывет спешит
Сбегает стучат
Поют трещит
шумит
будят
Проверка.
- Дети, которые работали у доски, читают свои слова. Кто из сидящих не согласен, поднимают руку, исправляют.
Проверка дополнительных вопросов.
Прослушивание музыкальной композиции.
Минутка релаксации.
- Весна – красивое время года. Многие писатели, поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения описанию весенней природы. Давайте сейчас послушаем отрывок одной из пьес великого русского композитора П.И.Чайковского о том времени года, которое особенно любимо всеми. Каждый из вас выступит в роли художника и нарисует в своем воображении картину весны, а музыка поможет нам в этом.
- Что представили?
6. Беседа по картине
.
- Ребята, вы уже знаете, что природу можно изобразить не только музыкальными звуками, но и красками. Посмотрите на картину «Весна» и скажите, какие мысли, чувства возникли у вас при рассматривании картины?
- Как думаете, почему картина так называется?
- Как художник передал приближение весны? (пронизано лучами солнца, растаял снег…)
- Есть такая поговорка: « Март- свет, апрель- вода, май – цветы».
- Как вы ее понимаете? ( В марте увеличивается день, становится светлее. Апрель – месяц воды, когда начинается разлив рек. В мае распускаются цветы).
- Как думаете, какой месяц изображен?
7. Работа над стихотворением.
ИГРА « Зарифмуй строчки».
- Прочитайте строки, записанные на доске, и постарайтесь восстановить стихотворение Тютчева.
Сия.т со.нце, воды блещут, 1
На всем улы.ка, жизнь во всем. 3
Д.ревья радос.но тр.пещут, 2
Купаясь в небе голубом. 4
Учитель открывает готовое стихотворение.
- Прочитайте выразительно стихотворение, постарайтесь передать настроение, которое хотел донести до нас поэт.
(Спросить 2 человека).
- Кому из ребят удалось это сделать лучше?
- Найдите в словах пропущенные буквы и объясните их написание.
- Запишите стихотворение. Найдите глаголы, укажите их грамматические признаки,
Проверка: дети называют глагол, грам. знаки, учитель над глаголами подписывает.
- Почему глаголы в настоящем времени, 3лице, могут иметь разные окончания? (разное число).
- От чего зависит число глагола? (от существительного)
- Найдите существительные, в которых количество букв и не соответствует количеству звуков. Почему? (солнце, жизнь).
- В стихотворении встретилось такое выражение: « На всем улыбка, жизнь во всем». Как вы понимаете это выражение? (С весной в природе зарождаются жизнь).
- Подберите однокоренные слова к слову весна.(Весенний, веснушки).
- А я дополню ваш список:
ВЕСНЯНКА – весенняя песня, которую поют в хороводе.
ВЕСНОВАТЬ – провожать весну.
- Сегодня на уроке мы увидели как художники, композиторы, и поэты, любуясь весной, передали свое настроение, Мы почувствовали как дороги их сердцам родная природа. Они учат видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим, не замечая.
- О чем мы должны помнить, попадая на лоно природы, любуясь её красотой?
( О бережном отношении, охране её богатств).
ИГРА « Наоборотки »
- В столбик записаны существительные. От них образуйте глаголы.
(Слова прикрепляются на картину с изображением природы. Картина пронизана лучами солнца, полна зелени, цветов…)
ЛЮБОВЬ - ЛЮБИТЬ НЕНАВИДЕТЬ
ТРЕВОГА - ТРЕВОЖИТЬСЯ УПОКАИВАТЬСЯ
РАДОСТЬ - РАДОВАТЬСЯ ПЕЧАЛИТЬСЯ
ЗАЩИТА - ЗАЩИЩАТЬ НАПАДАТЬ
ПАМЯТЬ - ПОМНИТЬ ЗАБЫВАТЬ
- Эти действия мы должны совершать, для того, чтобы быть чуткими и внимательными по отношению к окружающему миру.
- А теперь подберём антонимы.
(Слова прикрепляются на картину где изображена дождливая погода, тучи…)
- От таких действий на душе человека становится мрачно тоскливо….Поэтому я хочу, чтобы вы не совершали такие поступки.
- Сегодня мы не зря в стихотворении выдели два слова: солнце и жизнь, потому что: « Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе от солнца, а все лучшее в природе от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». Помните об этом.
Итог:
- Завершая наш урок, поиграем в игру: «Честно-пречестно».
- Скажите честно: какое задание у вас не вызвало затруднения?
- Что показалось сложным?
(над этим еще поработаем)
- А что показалось самым интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи", 3 класс
Данный материал содержит план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал...
Урок русского языка 4 класс Глагол как часть речи.
Конспект урока русского языка по теме: "Глагол как часть речи....
Урок русского языка по теме: "Глагол как часть речи"
На уроке дети обучаются развивать умение выделять глагол среди других частей речи....
Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи."
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК: «Школа 2100», Учебник «Русский язык», 4 класс под редакцией Р.Н.Бунеева ...
Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива
Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива...
Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"
Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...
Технологическая карта урока русского языка "Понятие о глаголе как часть речи" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Понятие о глаголе как части речи» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи ...