Урок по русскому языку в 3 классе на тему "Имя прилагательное. Изменение по числам и родам имён прилагательных."
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Кулькова Юлиана Александровна

Урок по русскому языку в 3 классе на тему "Имя прилагательное. Изменение по числам и родам имён прилагательных."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass._otkrytyy_urok._russkiy_yazyk.docx65.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема урока

Имя прилагательное. Изменение по числам и родам имён прилагательных.

Предмет

Русский язык

Класс

3 «Г»

Программа

Школа России

Автор урока (ФИО, должность)

Кулькова Ю.А., учитель  начальных классов

Образовательное учреждение

ГБОУ школа №530 Пушкинского района города Санкт-Петербурга

Цели урока

Создавать предложения с использованием эпитетов, научиться характеризовать имя прилагательное как целостную систему, наблюдать за ролью прилагательных в речи, повторить понятие «эпитет»,  развивать память, словарный запас учащихся, воспитывать уважение и любовь к родному языку

Задачи урока

  • провести наблюдение над именем прилагательным, как частью речи;
  • распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
  • развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
  • продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, самооценивания себя на уроке.

Ресурсы

Учебник «Русский язык», ч. 2

Карточки с заданием, карточки ддя самооценивания себя, доска мультимедиа.

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята.

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

- И начнём наш урок со слов: «Богатый русский язык!»

- Как вы понимаете эти слова?                               

- Наша речь очень красивая, богатая, выразительная. Но не только устная, но и письменная.

Чистописание

Обучающиеся настраиваются на работу.

Открывают тетради, записывают дату, и слова : «Классная работа».

Слушают, отвечают на вопрос, рассуждают.

Записывают слова поэта в тетрадь

2

Актуализация опорных знаний.

Словарная работа. На доске:

Словарь: суббота, аккуратный, класс, килограмм, коллектив.

- Запишите эти слова, какие орфограммы вы видите?

Проверка.

- Что общего вы видите у этих словарных слов?

- Найдите среди данных слов лишнее. Почему именно оно лишнее?

- Сформулируйте тему нашего урока, о чем мы будем говорить?

- Тема нашего урока: «Имя прилагательное».

- Подумайте, почему вы смогли найти имя прилагательное среди слов?

Записывают слова, вставляют пропущенные буквы.

Ответы ученика, учитель у доски.

Самопроверка.

Находят и называют общую орфограмму. Определяют лишнее слово, объясняют свой вывод.

Определяют и формулируют тему урока.

Объясняют, что уже знакомы с этой частью речи.

3

Постановка учебной проблемы

- Какую часть речи мы уже изучили?

- Что мы знаем об имени существительном?

- Имя прилагательное вам уже известно, тогда зачем нам снова говорить об этой части речи?

Какую цель и задачи мы ставим перед собой?

- что  обозначает имя прилагательное,  

- с какой частью речи связано,

- как изменяется,

- чем является в предложении.

- Как мы будем достигать наши цели?

Вспоминают и называют определение имени существительного.

Рассуждают, делают предположения.

Определяют цели урока.

4

Открытие нового знания

- Вспомните, почему имена существительные так называются?

- Подумайте, почему имя  прилагательное так называется? (Произошло от слова прилагать, прикладывать, присоединять).

  Следовательно: существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета.

- Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?

Давайте проверим.

Составьте словосочетание со словом «аккуратный» в паре с вашим соседом по парте.

Составьте предложение с этим же словом. (1 ученик у доски). Подпишите  части речи, обозначьте грамматическую основу.

- Сделайте вывод, каким членом предложения является имя прилагательное.

Вспоминают, что существительные обозначают все то, что существует.

Делают предположения.

Дают определения прилагательному.

Признак не может существовать без предмета.

Рассуждают о связи прилагательного и существительного.

Проверяют свои предположения: в парах составляют словосочетания с прилагательным аккуратный.

1 ученик работает у доски.

Составляют и записывают предложение с этим словом, выполняют грамматическое задание.

Делают вывод о том, каким членом предложения является прилагательное.

5

Первичное закрепление

- Так, для чего нам нужны имена прилагательные? (для красоты речи, чтобы речь была более понятной, выразительной).

-  Вернемся к цитате, с которой мы начали урок.

- Подумайте, для чего нужны имена прилагательные в литературе?

- Я назову вам слово, а вы представьте его.

 Яблоко, дом, стол.

- Вы представили одинаковые предметы по форме, цвету, величине? Чего вам не хватало для того, чтобы представить предмет более точно?

- Вывод: имена прилагательные делает речь ясной, понятной, выразительной.

Физкультминутка (с изпользованием мультимедийной доски, видео)

Рассуждают о значении имени прилагательных в жизни, литературе.

Приводят примеры (2-3)

Представляют, отвечают на вопрос. Приходят к мысли о том, что прилагательное не только украшают речь, но и делают ее более точной, понятной.

 6

Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

Тренажёр

Выдана карточка с заданием.

Доблес...ный воин, громоз...кий шкаф, высокая лес...ица, последний эта..., знакомая мес...ность , поз...ний звонок, чу...ствовать вину,  чес...ный ответ, большие обл...ка, шумные уч...ники, в...селый клас..., детское п...льто, красивые с...м...леты.

- Как определили число и род прилагательного?

- Какой вы можете сделать вывод?

- Род и число имени прилагательного такой же, как и род, число имени существительного.

Давайте  откроем учебник на с.70,  с.76

- Прочитайте правило. Верный ли мы сделали вывод?

Записывают словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Объясняют орфограммы.

Подписываю род существительного и прилагательного.

Делают вывод о том, что у имен прилагательных род и число совпадают с именем существительным, с которым оно связано.

Работают с учебником, читают правило, сравнивают, делают вывод.

7

Этап включения в систему знаний и повторений.

- Давайте подведем итог.

- Сейчас вы получаете тест

1.Имена прилагательные отвечают на вопросы:

А) кто? что?

Б) какой? какая? какие?

В) что делать? что сделать?

2. Имя прилагательное – это

А) часть слова

Б) часть речи

В) член предложения

3. Имена прилагательные обозначают:

А) действие предмета

Б) предмет

В) признак предмета

4. Прилагательные связаны по смыслу:

А) с глаголами

Б) с существительными

В) с наречиями

5. В предложении чаще всего бывают:

А) подлежащим

Б) дополнением

В) определением

Проверка и самооценка.

Подводят итог.

Выполняют тест.

Осуществляют самопроверку и самооценку.

Делают вывод.

8

Этап рефлексии

- Подумайте и оцените свою работу на уроке.

- Кто доволен своей работой?

У вас есть  карточка с изображением светофора. Раскрасьте его так, чтобы загорелся он зеленым, желтым или синим цветом!

- Зеленым цветом, если вам на уроке было легко, вы не испытывали трудности и тема вам понятна.

- Желтым цветом, если вам не все было понятно и вы испытывали сложности в течение урока.

- Красным цветом, если вам было сложно, на уроке вы испытывали сложности и нужно еще время, чтобы вы усвоили тему «Имена прилагательные».

 _____________________________

1.Имена прилагательные отвечают на вопросы:

А) кто? что?

Б) какой? какая? какие?

В) что делать? что сделать?

2. Имя прилагательное – это

А) часть слова

Б) часть речи

В) член предложения

3. Имена прилагательные обозначают:

А) действие предмета

Б) предмет

В) признак предмета

4. Прилагательные связаны по смыслу:

А) с глаголами

Б) с существительными

5.Прилагательные изменяются по падежам?:

А) Да

Б) Нет

6. Прилагательные изменяются по родам во множественном числе?

А) Да

Б) Нет

Имя: _____________________________

1.Имена прилагательные отвечают на вопросы:

А) кто? что?

Б) какой? какая? какие?

В) что делать? что сделать?

2. Имя прилагательное – это

А) часть слова

Б) часть речи

В) член предложения

3. Имена прилагательные обозначают:

А) действие предмета

Б) предмет

В) признак предмета

4. Прилагательные связаны по смыслу:

А) с глаголами

Б) с существительными

5.Прилагательные изменяются по падежам?:

А) Да

Б) Нет

6. Прилагательные изменяются по родам во множественном числе?

А) Да

Б) Нет

Имя: _____________________________

1.Имена прилагательные отвечают на вопросы:

А) кто? что?

Б) какой? какая? какие?

В) что делать? что сделать?

2. Имя прилагательное – это

А) часть слова

Б) часть речи

В) член предложения

3. Имена прилагательные обозначают:

А) действие предмета

Б) предмет

В) признак предмета

4. Прилагательные связаны по смыслу:

А) с глаголами

Б) с существительными

5.Прилагательные изменяются по падежам?:

А) Да

Б) Нет

6. Прилагательные изменяются по родам во множественном числе?

А) Да

Б) Нет

Детский рисунок светофор - 54 фото 

Детский рисунок светофор - 54 фото

 

Детский рисунок светофор - 54 фото

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа "Школа 2100".Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Представленный урок- один из вариантов знакомства с правилом правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Используемые технологии: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве(ра...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского рода

Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского родаЦель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода в И.п. и  В.п....

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"."Изменение глаголо настоящего и будущего времени по лицам и числам"

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается...

Сценарий урока русского языка 3 класс (УМК "Школа России") "Изменение по числам имен существительных, имен прилагательных, глаголов"

К уроку прилагается презентация. В приложении даются дифференцированные задания. Урок составлен по требованиям ФГОС....

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных...

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Перспектива Тема: изменение по родам глаголов прошедшего времени

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение по родам глаголов прошедшего времени». Цели деятельности учителя: формирование представления об изменении глаголов прошедшего времени ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Перспектива Тема: Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам». Цели деятельности учителя: формирование представления об изменении имен прилагательны...