Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Образовательная программа «Школа России»
Класс – 3
Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных
Цель – познакомить с изменением имён прилагательных по родам; формировать навык правописания прилагательных с разными окончаниями.
УУД
Регулятивные:
- формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке;
- формирование осознания смысла своих учебных действий.
Познавательные:
- развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение.
Коммуникативные:
- формирование умения сотрудничать с одноклассниками и учителем в решении учебных задач;
- развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания.
Личностные:
- формировать познавательные потребности, умения оценивать свои действия, выполнять задания в соответствие с целью.
Оборудование: презентация к уроку
Ход урока:
I. Организационное начало урока
- Здравствуйте! Садитесь.
- Давайте проверим вашу готовность к уроку. У всех на столах должны быть учебник, тетрадь, ручка.
II. Актуализация знаний и умений
1. Минутка чистописания
- Урок начнём с минутки чистописания. Ребята, послушайте загадку:
То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)
- Назовите первый звук в слове тетрадь.( [т'] )
- Охарактеризуйте его. Какой это звук? (Согласный, глухой парный, мягкий парный)
- Назовите парный звонкий согласный к звуку [т']. ( [д'] )
- Назовите парный твёрдый согласный к звуку [т']. ( [т] )
- А какой буквой обозначаются на письме звуки [т], [т']? (Буквой Тт).
- Сегодня на чистописании мы будем писать слоги и слова с буквой Тт.
- Откройте тетради, положите её под наклоном, сядьте правильно.
Правила посадки:
1. Спина касается спинки стула.
2. Плечи прямые.
3. Ноги на полу (или на подставке).
4. Между грудью и партой проходит кулачок.
5. Расстояние от глаз до доски равняется длине руки, поставленной на локоток.
- Запишите число, Классная работа.
- Посмотрите на доску. Обратите внимание на параллельность линий в заглавной и строчной буквах Тт. А теперь начинаем писать сначала заглавную букву Т до середины строки, а затем до конца строки пишем строчную букву т.
- Кто справился с работой, поднимите голову, сядьте правильно. Прочитайте 1-ый слог на доске: ти
- А теперь справа налево: ит.
- Читаем следующий слог: та
- А теперь наоборот: ат.
- Запишите на следующей строке по 2 раза каждый слог и сочетание букв тм и мт, правильно выполняя соединения. Пишем красиво, аккуратно, соблюдая наклон.
2. Словарная работа
- Запишите на следующей строке слово Словарь, поставьте двоеточие.
- Ребята, послушайте внимательно загадку:
Стройная красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.
- Что это? (Берёза)
- Берёза – на какой слог падает ударение? (На 2-ой слог)
- Назовите орфограмму в этом слове? (Непроверяемая гласная е во 1-ом слоге)
- Давайте проговорим хором, как пишется это слово: бЕреза.
- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните гласную, которую нужно запомнить.
- Отгадаем еще одну загадку:
Без рук, без ног, а ворота отворяет.
- Что это? (Ветер)
- На какой слог падает ударение? (На 1-ый слог)
- Какая орфограмма в этом слове? (Непроверяемая гласная е во 2-ом слоге)
- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните гласную, которую нужно запомнить.
Слайд 1
- Посмотрите на иллюстрацию. Что это? (Город)
- Правильно. На какой слог падает ударение? (На 1-ый слог)
- Какая орфограмма в этом слове? (Непроверяемая о во 2-ом слоге; парный согласный звук на конце слова, проверяем: города, значит, пишем букву д)
- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните гласную, которую нужно запомнить.
- Посмотрите на эту иллюстрацию. Что это? (Деревня)
- На какой слог падает ударение? (На 2-ой слог)
- Назовите орфограмму в этом слове. (Непроверяемая е в 1-ом слоге)
- Давайте проговорим, как пишется это слово: де – рев - ня
- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните гласную, которую нужно запомнить.
- Положите ручки, сядьте ровно.
III. Сообщение темы и цели
- Ребята, подберите подходящие имена прилагательные к именам существительным.
Слайд
Береза какая? - … (белоствольная, стройная, кудрявая)
Молоко какое? - … (холодное, парное, теплое, вкусное)
Ветер какой? - … (сильный, слабый, северный)
- К каждому из этих слов запишите в тетрадь прилагательное, которое вам больше всего нравится. Пишем с красной строки.
- Выделите окончания в именах прилагательных.
- Кто назовёт окончания имён прилагательных?
- Почему у имен прилагательных окончания разные? От чего это зависит? (Окончание зависит от рода)
- Как вы определяли род имен прилагательных? (По имени существительному)
- Какова же цель нашего урока? (Научиться определять род у имён прилагательных)
IV. Изучение нового материала
1. Чтение правила
- Давайте убедимся, что наше предположение о том, как определить род у имени прилагательного верно. Откройте учебник на странице 72.
- Прочитаем правило:
Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу:
м.р. м.р. ж.р. ж.р. ср.р. ср.р.
верный друг, алая заря, лесное озеро.
Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам:
м.р. ж.р. ср.р.
яркий (свет), яркая (лампа), яркое (солнце)
м.р. ж.р. ср.р.
синий (костюм), синяя (лента), синее (небо)
2. Упражнение в определении окончаний прилагательных
Слайд
- Выполним упражнение. Перед вами словосочетания, необходимо выделить окончание.
молодой лес
молодая роща
молодое дерево
- Молодой лес – какой вопрос зададим? (Какой?)
- Какой это род? (Мужской род)
- Какое окончание? (-ой)
- Молодая роща – какой вопрос зададим? (Какая?)
- Какой это род? (Женский род)
- Какое окончание? (-ая)
- Молодое дерево – какой вопрос зададим? ( Какое?)
- Какой это род? (Средний род)
- Какое окончание? (-ое)
Слайд
весенний дождь
весенняя погода
весеннее утро
(По аналогии)
- На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода? (Какая?)
- Какие окончания имеют прилагательные женского рода? (-ая/-яя)
- На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода? (Какой?)
- Какие окончания имеют прилагательные мужского рода? (-ой/-ый,-ий)
- На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода? (Какое?)
- Какие окончания имеют прилагательные среднего рода? (-ое/-ее)
- Ребята, обратите внимание: в вопросе, который мы задаём к имени прилагательному, окончание всегда ударное? Попробуйте сформулировать правило о том, как можно проверить безударные окончания имён прилагательных? (Безударные окончания имён прилагательных проверяются по вопросам: какое окончание в вопросе, такое и у имени прилагательного.)
3. Упражнение 126
- А теперь откройте все учебник на странице 73 и найдите упражнение 126, запишите номер в тетради. Кто прочитае6т задание к упражнению?
Прочитайте.
Детск… (рисунок, комната, пальто).
Золот… (ключ, рожь, кольцо).
Горяч… (вода, чай, молоко).
Смел… (поступок, мысль, решение).
Составьте и запишите словосочетания имен прилагательных с именами существительными. Имя прилагательное поставьте в том же роде, что и имя существительное. Укажите род имен прилагательных, выделите окончания.
- Итак, что нам нужно сделать? (Составить словосочетания)
- Как будем проверять окончания прилагательных? (По вопросам)
- Упражнение будем выполнять «цепочкой».
- Читай. …, 1-ое существительное в скобках. (Рисунок)
- Задай вопрос от существительного к прилагательному. (Рисунок какой? детский)
- Какое окончание напишем у имени прилагательного?
- С красной строки записываем словосочетание детский рисунок.
- Выделите окончание прилагательного.
- Определи род прилагательного. Как ты это сделаешь?
- Надпишите над прилагательным род.
- Следующее словосочетание записываем и объясняем аналогично. Диктуй…
ДАЛЕЕ АНАЛОГИЧНО
- Сделаем вывод. Что нужно сделать, чтобы проверить безударное окончание имени прилагательного?
V. Закрепление
1. Письмо под диктовку
- Сядьте правильно. Сейчас будем писать предложение под диктовку. Послушайте предложение:
Колючие снежинки закружились в морозном воздухе.
- Пишем с красной строки: Колючие снежинки │закружились │в морозном воздухе.
- Проверяем: Колючие снежинки закружились в морозном воздухе.
- Подчеркните грамматическую основу.
- …, объясни, какие члены предложения ты подчеркнул(а) и почему. Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое? (В предложении говорится о снежинках. Что? снежинки – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой; выражено именем существительным. Снежинки что сделали? Закружились – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами; выражено глаголом. Подлежащее и сказуемое – это главные члены, грамматическая основа предложения.)
- Назовите имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. (Колючие снежинки, в морозном воздухе)
- Какие окончания вы написали у имён прилагательных и почему?
2. Разбор слов по составу
- Разберем по составу слова.
- Первое слово: морозном. ( ом – окончание, морозн - основа слова, мороз – корень, н – суффикс,)
Лесной (ой - окончание, лесн – основа слова, лес – корень, н –суффикс,)
Прогулка (а – окончание, прогулк – основа слова, гул –корень, про – приставка, к – суффикс
)
3. Упражнение в подборе имен существительных к именам прилагательным (устно)
- А теперь я буду называть прилагательные, а вы должны подобрать к ним подходящие по смыслу имена существительные.
- Добрый, счастливая, красное, глубокая, соленое, удобный.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Чему вы учились сегодня на уроке?
- Как вы думаете, достигли мы цели?
- Как же определить род имен прилагательных?
- На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода? (Какая?)
- Какие окончания имеют прилагательные женского рода? (-ая/-яя)
- На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода? (Какой?)
- Какие окончания имеют прилагательные мужского рода? (-ой/-ый,-ий)
- На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода? (Какое?)
- Какие окончания имеют прилагательные среднего рода? (-ое/-ее)
- Как проверить безударное окончание имени прилагательного?
- Посмотрите на солнышко. Оно предлагает нам оценить нашу работу.
Начало предложений дано на лучиках, а вы должны их продолжить.
- Я научился …
- Я умею определять…
- Я поняла, как проверить…
- Я стараюсь, но у меня не получается…
- Мне трудно ещё…
- Мне нравится…
- Мне понравилось, что вы были активны, что дружно и заинтересованно работали в течение всего урока.
VII. Домашнее задание
- Откройте дневники, запишите домашнее задание
VIII. Организация на перемену
- Приготовьтесь к следующему уроку. Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе (Изменение имён прилагательных по родам и числам).
Методический паспорт урока. Тема: “Изменение имён прилагательных по родам и числам” Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Изменение имен прилагательных по родам.
Тема: Изменение имен прилагательных по родам....
технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Изменение имён прилагательных по родам"
В данной технологической карте представлен подробный конспект урока русского языка по заявленной теме с указанием целей, предполагаемых результатов каждого этапа урока....
Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание окончаний имен прилагательных женского рода» (УМК "Перспектива")
Цель: формирование навыка правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Планируемые результатыПредметные:- умение определять...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание окончаний имен прилагательных среднего рода» (УМК "Перспектива")
Цель: формирование навыка правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Планируемые результатыПредметные:- умение определять...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание окончаний имен прилагательных мужского рода» (УМК "Перспектива")
Цель: формирование навыка правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Планируемые результатыПредметные:- умение определять...
Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных
Русский язык 3 класс Школа России...