Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_3_klass.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Образовательная программа «Школа России»

Класс – 3

Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных

Цель – познакомить с изменением имён прилагательных по родам; формировать навык правописания прилагательных с разными окончаниями.

УУД

Регулятивные:

- формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке;

- формирование осознания смысла своих учебных действий.

Познавательные:

- развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение.

Коммуникативные:

- формирование умения сотрудничать с одноклассниками и учителем в решении учебных задач;

- развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания.

Личностные:

- формировать познавательные потребности, умения оценивать свои действия, выполнять задания в соответствие с целью.

Оборудование: презентация к уроку

Ход урока:

I. Организационное начало урока

 - Здравствуйте! Садитесь.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку. У всех на столах должны быть учебник, тетрадь, ручка.

II. Актуализация знаний и умений

1. Минутка чистописания

- Урок начнём с минутки чистописания. Ребята, послушайте загадку: 

То я в клетку, то в линейку,

Написать по мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (Тетрадь)

- Назовите первый звук в слове тетрадь.( [т'] )

- Охарактеризуйте его. Какой это звук? (Согласный, глухой парный, мягкий парный)

- Назовите парный звонкий согласный к звуку [т']. ( [д'] )

- Назовите парный твёрдый согласный к звуку [т']. ( [т] )

- А какой буквой обозначаются на письме звуки [т], [т']? (Буквой Тт).

- Сегодня на чистописании мы будем писать слоги и слова с буквой Тт.

- Откройте тетради, положите её  под наклоном, сядьте правильно.

Правила посадки:

1. Спина  касается спинки стула.

2. Плечи прямые.

3. Ноги на полу (или на подставке).

4. Между грудью и партой проходит кулачок.

5. Расстояние от глаз до доски равняется длине руки, поставленной на локоток.

- Запишите число, Классная работа.

- Посмотрите на доску. Обратите внимание на параллельность линий в заглавной и строчной буквах Тт. А теперь начинаем писать сначала заглавную букву Т до середины строки, а затем до конца строки пишем строчную букву т.

- Кто справился с работой, поднимите голову, сядьте правильно. Прочитайте 1-ый слог на доске: ти  

- А теперь справа налево: ит.

- Читаем следующий слог: та    

- А теперь наоборот: ат.   

- Запишите на следующей строке по 2 раза каждый слог и сочетание букв тм и мт, правильно выполняя соединения. Пишем красиво, аккуратно, соблюдая наклон.

2. Словарная работа

- Запишите на следующей строке слово Словарь, поставьте двоеточие.

- Ребята, послушайте внимательно загадку:

                                   Стройная красавица стоит на поляне,

                                   В зелёной кофточке, в белом сарафане.

- Что это? (Берёза)

- Берёза – на какой слог падает ударение? (На 2-ой слог)

- Назовите орфограмму в этом слове? (Непроверяемая гласная е во 1-ом слоге)

- Давайте проговорим хором, как пишется это слово: бЕреза.

- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните гласную, которую нужно запомнить.

- Отгадаем еще одну загадку:

Без рук, без ног, а ворота отворяет.

- Что это? (Ветер)

- На какой слог падает ударение? (На 1-ый слог)

- Какая орфограмма в этом слове? (Непроверяемая гласная е во 2-ом слоге)

- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните гласную, которую нужно запомнить.

Слайд 1

- Посмотрите на иллюстрацию. Что это? (Город)

- Правильно. На какой слог падает ударение? (На 1-ый слог)

- Какая орфограмма в этом слове? (Непроверяемая о во 2-ом слоге; парный согласный звук на конце слова, проверяем:  города, значит, пишем букву д)

- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните гласную, которую нужно запомнить.

- Посмотрите на эту иллюстрацию. Что это? (Деревня)

- На какой слог падает ударение? (На 2-ой слог)

- Назовите орфограмму в этом слове. (Непроверяемая е в 1-ом слоге)

- Давайте проговорим, как пишется это слово: де – рев - ня

- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните гласную, которую нужно запомнить.

- Положите ручки, сядьте ровно.

III. Сообщение темы и цели

- Ребята, подберите подходящие имена прилагательные к именам существительным.

Слайд

Береза какая? - … (белоствольная, стройная, кудрявая)

Молоко какое? - … (холодное, парное, теплое, вкусное)

Ветер какой? - … (сильный, слабый, северный)

- К каждому из этих слов запишите в тетрадь прилагательное, которое вам больше всего нравится. Пишем с красной строки.

- Выделите окончания в именах прилагательных.

- Кто назовёт окончания имён прилагательных?

- Почему у имен прилагательных окончания разные? От чего это зависит? (Окончание зависит от рода)

- Как вы определяли род имен прилагательных? (По имени существительному)

- Какова же цель нашего урока? (Научиться определять род у имён прилагательных)

IV. Изучение нового материала

1. Чтение правила

- Давайте убедимся, что наше предположение о том, как определить род у имени прилагательного верно. Откройте учебник на странице 72.

- Прочитаем правило:

Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу:

м.р.      м.р.             ж.р.  ж.р.               ср.р.   ср.р.

верный друг,          алая заря,             лесное  озеро.

Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам:

м.р.                         ж.р.                         ср.р.

яркий (свет),         яркая (лампа),       яркое (солнце)

м.р.                        ж.р.                          ср.р.

синий (костюм),   синяя (лента),       синее (небо)

2. Упражнение в определении окончаний прилагательных

Слайд

- Выполним упражнение. Перед вами словосочетания, необходимо выделить окончание.

молодой лес

молодая роща

молодое дерево

- Молодой лес – какой вопрос зададим? (Какой?)

- Какой это род? (Мужской род)

- Какое окончание? (-ой)

- Молодая роща – какой вопрос зададим? (Какая?)

- Какой это род? (Женский род)

- Какое окончание? (-ая)

- Молодое дерево – какой вопрос зададим? ( Какое?)

- Какой это род? (Средний род)

- Какое окончание? (-ое) 

Слайд

весенний дождь

весенняя погода

весеннее утро

(По аналогии)

- На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода? (Какая?) 

- Какие окончания имеют прилагательные женского рода? (-ая/-яя)

- На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода? (Какой?)

- Какие окончания имеют прилагательные мужского рода? (-ой/-ый,-ий)

- На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода? (Какое?)

- Какие окончания имеют прилагательные среднего рода? (-ое/-ее)

- Ребята, обратите внимание: в вопросе, который мы задаём к имени прилагательному, окончание всегда ударное? Попробуйте сформулировать правило о том, как можно проверить безударные окончания имён прилагательных? (Безударные окончания имён прилагательных проверяются по вопросам: какое окончание в вопросе, такое и у имени прилагательного.)

3. Упражнение 126

- А теперь откройте все учебник на странице 73 и найдите упражнение 126, запишите номер в тетради. Кто прочитае6т задание к упражнению?

Прочитайте.

Детск… (рисунок, комната, пальто).

Золот… (ключ, рожь, кольцо).

Горяч… (вода, чай, молоко).

Смел… (поступок, мысль, решение).

Составьте и запишите словосочетания имен прилагательных с именами существительными. Имя прилагательное поставьте в том же роде, что и имя существительное. Укажите род имен прилагательных, выделите окончания.

- Итак, что нам нужно сделать? (Составить словосочетания)

- Как будем проверять окончания прилагательных? (По вопросам)

- Упражнение будем выполнять «цепочкой».

- Читай. …, 1-ое существительное в скобках. (Рисунок)

- Задай вопрос от существительного к прилагательному. (Рисунок какой? детский)

- Какое окончание напишем у имени прилагательного?

- С красной строки записываем словосочетание детский рисунок.

- Выделите окончание прилагательного.

- Определи род прилагательного. Как ты это сделаешь?

- Надпишите над прилагательным род.

- Следующее словосочетание записываем и объясняем аналогично. Диктуй…

ДАЛЕЕ  АНАЛОГИЧНО

- Сделаем вывод. Что нужно сделать, чтобы проверить безударное окончание имени прилагательного?

V. Закрепление

1. Письмо под диктовку

- Сядьте правильно. Сейчас будем писать предложение под диктовку. Послушайте предложение:

Колючие снежинки закружились в морозном воздухе.

- Пишем с красной строки: Колючие снежинки │закружились │в морозном воздухе.

- Проверяем: Колючие снежинки закружились в морозном воздухе.

- Подчеркните грамматическую основу.

- …, объясни, какие члены предложения ты подчеркнул(а) и почему. Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое? (В предложении говорится о  снежинках. Что?  снежинки – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой; выражено именем существительным. Снежинки что сделали? Закружились – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами; выражено глаголом. Подлежащее и сказуемое – это главные члены, грамматическая основа предложения.)

- Назовите имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. (Колючие снежинки, в морозном воздухе)

- Какие окончания вы написали у имён прилагательных и почему?

2. Разбор слов по составу

- Разберем по составу слова.

- Первое слово: морозном. ( ом – окончание, морозн  - основа слова, мороз – корень, н – суффикс,)

Лесной (ой -  окончание, лесн – основа слова, лес – корень, н –суффикс,)

Прогулка  (а – окончание, прогулк – основа слова, гул –корень, про – приставка, к – суффикс

)

3. Упражнение в подборе имен существительных к именам прилагательным (устно)

- А теперь я буду называть прилагательные, а вы должны подобрать к ним подходящие по смыслу имена существительные.

- Добрый, счастливая, красное, глубокая, соленое, удобный.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Чему вы учились сегодня на уроке?

- Как вы думаете, достигли мы цели?

- Как же определить род имен прилагательных?

- На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода? (Какая?) 

- Какие окончания имеют прилагательные женского рода? (-ая/-яя)

- На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода? (Какой?)

- Какие окончания имеют прилагательные мужского рода? (-ой/-ый,-ий)

- На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода? (Какое?)

- Какие окончания имеют прилагательные среднего рода? (-ое/-ее)

- Как проверить безударное окончание имени прилагательного?

- Посмотрите на солнышко. Оно предлагает нам оценить нашу работу.

Начало предложений дано на лучиках, а вы должны их продолжить.

- Я научился …

- Я умею определять…

- Я поняла, как проверить…

- Я стараюсь, но у меня не получается…

- Мне трудно ещё…

- Мне нравится…

- Мне понравилось, что вы были активны, что дружно и заинтересованно работали в течение всего урока.

VII. Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание

VIII. Организация на перемену

- Приготовьтесь к следующему уроку. Урок окончен. До свидания!

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе (Изменение имён прилагательных по родам и числам).

Методический паспорт урока. Тема: “Изменение имён прилагательных по родам и числам” Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ...

технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Изменение имён прилагательных по родам"

В данной технологической карте представлен подробный конспект урока  русского языка по заявленной теме с указанием целей, предполагаемых результатов каждого этапа урока....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание окончаний имен прилагательных женского рода» (УМК "Перспектива")

Цель: формирование  навыка правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Планируемые результатыПредметные:- умение  определять...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание окончаний имен прилагательных среднего рода» (УМК "Перспектива")

Цель: формирование  навыка правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Планируемые результатыПредметные:- умение  определять...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание окончаний имен прилагательных мужского рода» (УМК "Перспектива")

Цель: формирование  навыка правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Планируемые результатыПредметные:- умение  определять...