Сценарий урока русского языка 3 класс (УМК "Школа России") "Изменение по числам имен существительных, имен прилагательных, глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

К уроку прилагается презентация. В приложении даются дифференцированные задания. Урок составлен по требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока.

Русский язык. Тема: Изменение имен существительных, имен прилагательных, глаголов по числам.

Мотивационно - целевой этап.

Здравствуйте, ребята! У нас урок русского языка. (слайд 1) Давайте начнем его с девиза.

- Очень я хочу учиться ,

Не лениться, а трудиться.

Точно знаю – что смогу

И друзьям всем помогу.

Пожмите друг другу руки. Поздоровайтесь глазами с гостями.

Итак, с чего начнем? (слайд 2) С загадки. (3, 4 слайд)( приложение к уроку №1)

Как вы думаете, как зовут девушку? Могут ли у нее быть братья и сестры? Как бы их звали? Как можно было бы назвать их семью? (части речи)

Какие части речи мы изучали?  Давайте вспомним некоторые из них. (работа в группах, составление кластера. Афиширование результатов работы. Взаимооценка.)

О чем будем говорить на уроке? (о частях речи)

Посмотрите на доску. (записаны слова)

Книга, река, книги, тетради, реки, тетрадь.

Что объединяет эти слова? (имена существительные) 

На какие две группы можно разделить слова? (один предмет и много)

Что можем сказать об именах существительных? (Изменяются по числам). А имена прилагательные и глаголы?  Попробуем вместе ответить на этот вопрос.

Сформулируйте тему урока. (изменение имен существительных, имен прилагательных, глаголов по числам. (слайд 5)

Чем будем заниматься на уроке?

Ориентировочный этап.

На доске записано предложение.

Пробежала рыжая лисица.

Прочитайте предложение. Запишите. Определите, какой частью речи является каждое слово.

Замените слово «лисица»  на слово «лисицы».

Чем отличаются эти слова? (один предмет – много предметов, ед.число – мн.число)

Запишите предложение, которое получится.

Пробежали рыжие лисицы.

Что заметили? (имя прилагательное и глагол тоже изменились)Как?

Сделайте вывод. (имена существительные, имена прилагательные, глаголы изменяются по числам).

Что означает существительное «лисица»? (один предмет), прилагательное  «рыжая»? (признак одного предмета), глагол «пробежала»? (действие одного предмета).

Что обозначают слова во втором предложении? (несколько предметов, признак нескольких предметов, действие нескольких предметов).

Поисково – исследовательский этап.

Что мы сделали в предыдущем задании? (изменили слова). Выполним похожее задание. (один ученик работает у доски). 

Ед. ч.                                                Мн. ч.

Ягода

Лесная

Растёт

Читает

Ученик

Умный

 Самопроверка. Оценивание.

Следующее задание мы выполним по карточкам. (приложение к уроку №2) Что видите на карточках? (слова) Сформулируйте задание. Что можно сделать с этими словами? (разделить на 2 группы – ед.ч. и мн.ч.). Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Оценивание.

Как определили число?

Практический этап.

Работа в парах по карточкам. (приложение к уроку №3) Один ученик работает на интерактивной доске. (слайд 6)

Прочитайте текст. Что заметили? (пропущены слова) Восстановите текст, используя слова для справок. Определите в каком числе они стоят. Самопроверка. Оценивание.

Рефлексивно – оценочный этап.

Вспомните тему урока. Что узнали нового? Как определить, в каком числе стоит слово? (слайд 7)

Оцените свою работу.

Согласны ли вы с моими высказываниями? Если да, поднимайте руку:

  • Я могу определять части речи
  • Я знаю, что обозначает глагол
  • Я могу определить число имен прилагательных
  • Я могу определить падеж имен существительных

Какой сделаем вывод? (еще не все знаем, необходимо еще работать)

Домашнее задание. Дома потренируйтесь определять число имен существительных и глаголов, выполнив упражнение 384.

Про кого мы забыли? (про кота) (слайд 8)

Приложения к уроку.

Приложение №1.

Загадка.

Жил был серый кот. Он ходил по серой траве, смотрел на серое небо. Все вокруг было серым. «Какая у меня серая жизнь!» - горевал кот. Одна прекрасная девушка пожалела кота и сказала: «Я помогу тебе. Весь мир я сделаю цветным, листок зеленым, небо голубым. Вкус, форму я могу менять. Все признаки предметов называть. Хочу спросить у вас друзья, какое имя у меня?»

Приложение №2.

Конь, рисует, писали, голубой, стол, бегает, травы, вкусные, свежий, мяч, девочки, круглые, читают, большие.

Конь, (мальчик) рисует, (дети) писали, (шар) голубой, стол, (кот) бегает, травы, (яблоки) вкусные, (огурец) свежий, мяч, девочки, (столы) круглые, (ученики) читают, (арбузы) большие.

Приложение №3

Вставь в текст пропущенные слова. Определи, в каком числе они стоят.

Весной _____________ разлилась.

Вода _________________широкий луг. Вместе с водой туда устремились и ____________________ рыбки. Весёлые _______________ мальков _________________ в траве.

Но что будет с _____________, когда вода спадёт?

Слова для справок: рыбками, река, маленькие, залила, плескались, стайки.

Вставь в текст пропущенные слова. Определи, в каком числе они стоят.

Весной (что?)_____________ разлилась.

Вода (что сделала?)_________________широкий луг. Вместе с водой туда устремились и (какие?)________________рыбки. Весёлые (что?)___________ мальков (что делали?)______________ в траве.

Но что будет с (кем?)_____________, когда вода спадёт?

Слова для справок: рыбками, река, маленькие, залила, плескались, стайки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока русского языка во 2 классе"В гостях у Имени Существительного"

Урок русского языка во 2 классе, УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка с презентацией "Единственное и множественное число имен существительных"

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Конспект урока русского языка с презентацией "Единственное и множественное число имен существительных"...

Урок русского языка во 2 классе на тему "Число имен существительных",

Урок русского языка во 2 классе на тему "Число имен существительных"....

Урок русского языка в 3 классе Род и число имен существительных

Единственное и множественное число имен существительных...

Конспект урока русского языка 2 класс" Единственное и множественное число имен существительных".

Урок русского языка 2 класс "Единственное и множественное число имен существительных".Цель: создать условия для знакомства с  понятием об изменении имен существительных по числам, спосо...

Методическая разработка урока русского языка во втором классе по теме "Число имени существительного"

Единственное и множественное число имен существительныхОргмомент – 1 минПоздоровались с гостями, садитесь.У вас на столах лежит карта нашего урока.Актуализация знаний – 7 мин.К...