Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Перспектива Тема: Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Яруллина Диана Радиковна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам».

 

Цели деятельности учителя: формирование представления об изменении имен прилагательных по родам, числам и падежам.

Планируемые результаты

Предметные:

- уметь изменять прилагательные по родам, числам и падежам;

уметь определять род, число имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками;

- знать правописание окончаний у прилагательных.

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: Открытие нового

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова 3 класс «программа «Перспектива», презентация, карточки с заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:30.04.2021                                                                                                  ФИО учителя: Ямалетдинова Л.М.

Школа: РБ МОБУ СОШ № 2                                                                        ФИ студента: Яруллина Д.Р.

Класс: 3 б                                                                                                            ФИО методиста: Золотникова Е.А.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам».

Цели деятельности учителя: формирование представления об изменении имен прилагательных по родам, числам и падежам.

Планируемые результаты

Предметные:

- уметь изменять прилагательные по родам, числам и падежам;

уметь определять род, число имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками;

- знать правописание окончаний у прилагательных.

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: Открытие нового

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова 3 класс «программа «Перспектива», презентация, карточки с заданиями.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

Словесный: диалог.

Практический: работа с тетрадью.

2 мин

- Здравствуйте ребята, меня зовут

- Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Молодцы, садитесь на свои места.

-  Эпиграфом к нашему уроку я взяла пословицу «Мудрым никто не родился, а научился». Как вы думаете, что она значит?

- Человек не рождается всезнающим, всеумеющим. Постепенно с годами накапливает свой жизненный опыт. И сегодня на уроке мы тоже будем накапливать опыт.

- Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Садятся на свои места.

Мудрыми не сразу становятся, а учатся годами.

Записывают число и классная работа.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

 II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: работа в тетрадке.

Практический: метод проблемного изложения.

Наглядный: презентация.

7 мин

- На доске слова. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

В…т…рок, пр…ветливый, щ…бечут, со...нце, поб…жали, ак…уратный, с…рень, л…скает, радос…ный.

- На какую тему можно составить предложения из данных слов?

- Составьте предложения устно. (спросить 2-3 учащихся).

- Весна - замечательное время года, когда все просыпается и оживает. В слове «весна» назовите первый звук и охарактеризуйте его.

Сейчас повторим написание заглавной и строчной букв Вв.

- На экране даны словосочетания:

1) аккуратн… человек

2) аккуратн… изделие

3) аккуратн… работа.

- Какие окончания нужно дописать?

- Почему вы поставили именно такие окончания?

- А почему имена прилагательные так называются?

 

Ветерок – ветер, приветливый- приветливо, щебечут – щебет, солнце- солнечный, побежали – бег, аккуратный, сирень (слов. слово), ласкает – ласка, радостный- радость. Словарные слова.

На тему «Весна».

Прописывают букву Вв.

Ый, ое, ая.

Возникают затруднения.

П: осмысление читаемого текста.

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

К: умение полно и точно выражать мысли.

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог.

Практический: создание проблемной ситуации.

4

мин

- Предположите тему нашего урока.

- Тема нашего урока «Изменение имен прилагательных по родам и числам».

- Какие цели поставим на урок?

Изменение имен прилагательных.

Узнаем, как изменяются имена прилагательные. Научимся определять род, число имён прилагательных..

П: построение речевого высказывания.

Р: целеполагание.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

IV. Открытие нового знания

Словесный: уч. диалог.

Наглядный: учебник.

Практический: работа с учебником.

8 м

- Что мы уже знаем об этой части речи?

- Сейчас вы получите задания. Вам нужно будет объединиться в группы по 4 человека. Перед началом работы вспомним правила работы в группах.

1 группа. Выберите подходящие имена существительные из записанных на доске слов. Допишите окончания имен прилагательных. Поставьте вопросы от имени существительного к имени прилагательному.

Ответьте на вопросы:

1)От чего зависит выбор окончания у имени прилагательного?

2)Как изменяется имя прилагательное? Сделайте вывод.

2 группа. Допишите окончания у имен прилагательных. Сравните имена прилагательные в левом столбике и в правом. Ответьте на вопрос:

1)Изменяются ли имена прилагательные по родам во множественном числе?

Сделайте вывод.

3 группа. Допишите окончания у имен прилагательных. Отметьте их. Ответьте на вопросы:

 1)Изменяются ли имена прилагательные по числам?

2) От чего зависит число имени прилагательного?

Сделайте вывод.

-Итак, давайте сделаем общий вывод.

- Сейчас прочитаем, что пишет профессор Самоваров у вас в учебниках. На стр. 108, 109, 111.

- Мы правильные выводы с вами сделали?

-Теперь запишите коротко выводы.

Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Чье? Чья?  И обозначает признак предмета.

Говорить шёпотом, один говорит – другие слушают, не перебивать.

Вывод. Имена прилагательные изменяются по родам. Имя прилагательное стоит в том же роде, что и имя существительное, от которого прилагательное зависит.

Вывод. Имена прилагательные во множественном числе рода не имеют и по родам не изменяются.

Вывод. Имена прилагательные изменяются по числам. Число имени прилагательного совпадает с числом имени существительного, с которым оно связано.

Читают правила

Да.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V1. Первичное закрепление

Практический: работа с учебником.

- Сейчас выполним упражнение 193. Устно.

Прочитайте задание.

- Какие словосочетания получились?

- Почему у прилагательных разные окончания?

Верно.

- Теперь посмотрите на упражнение 194. Что вам нужно сделать?

- Что у вас получилось? Выделите окончания у прилагательных.

- Почему разные окончания?

- Молодцы.

- Упражнение 198 на стр. 111. Выполним его устно. 

Большой арбуз, большая дыня и большое яблоко.

Имя прил. всегда согласуется с им. существительным. От существительного к прилагательному можно поставить вопрос. (Арбуз (какой? большой).

От того, что имена прилагательные согласуются с именем существительным

Читают задание.

Голубой шар, голубая лента, голубое платье, цветной карандаш, цветная бумага, цветное стекло.

Так как имена прилагательные изменяют по родам.

Оранжевый листок – оранжевые листья, прыгающий котенок – забавные котята, еловая шишка – еловые шишки.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Физминутка

- Ребята, наверное, вы устали.  Давайте отдохнём.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть

Выполняют упражнения.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

 Практический: упражнение.

Взаимопроверка.

5

мин

- Сейчас вы будете работать самостоятельно.

-Откройте рабочую тетрадь на стр. 86 № 139. Прочитайте задание.

- Кто не понял задание?

-Приступайте к выполнению. У вас 3 минуты.

- Сейчас обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку по образцу. (спросить 4 учащихся для диктовки).

- У кого есть ошибки?
- Какой вывод можете сделать?

- Какой вывод могут сделать те, у кого нет ошибок?

Читают задание.

Выполняют задание.

Выполняют взаимопроверку.

Нужно еще раз повторить правила.

Мы хорошо усвоили пройденный на уроке материал.

П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков;

К: взаимодействие с партнером

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

VII. Включение в систему знаний, повторение

Практический: работа с карточками.

Выполняют проверку по образцу.

5

мин

- Сейчас вы будете работать в парах. У вас на столах лежат карточки.

Вам нужно подчеркнуть прилагательные, определить от какого существительного зависит.

Долгую зиму провёл бурый медведь в уютной берлоге. И вот уже весна шлёт привет всем лесным жителям звонкой капелью и тёплыми лучиками солнца.

- Закончили. Выполните проверку по образцу.

- У кого есть ошибки? Почему?

Работают в парах.

Выполняют задание.

Проверяют.

Анализируют свои ошибки.

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков;

Р: оценка результатов.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: учебный диалог, формулирование выводов.  

3

мин

  1. – Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
  2. – Над какой темой работали?
  3. - Какие цели мы сегодня ставили на урок?
  4. - Достигли ли мы их?
  5. – С какой частью речи согласуется в словосочетании или предложении имя прилагательное?
  6. – Домашнее задание: повторение словарных слов.

Закончите предложения. 

- Я сегодня научился….

- Какое задание для вас было интересным?

- Какое задание было сложным?

- За что вы можете себя похвалить?

Подводят итоги урока.

Изменение имен прилагательных по родам, числам.

Узнать, как изменяются имена прилагательные. Научиться определять род, число имён прилагательных. Научиться изменять прилагательное по родам и числам.

Да.

С существительным.

Выполняют рефлексию деятельности.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Изменение имен прилагательных по родам".

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Изменение имен прилагательных по родам"....

Конспект урока. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. 3 класс. Программа . "Перспектива"

Систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; учить определять род, число и падеж; развивать умение находить имена прилагательные в тексте,  ставить к ним вопросы: активизировать поз...

Методическая разработка при изучении темы "Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам" в 3 классе УМК "Перспектива"

Индивидуальные карточки для закрепления материала по теме " Изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам" в 3 классе УМК Перспектива....

Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок).

Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок). 3 класс. УМК «Перспектива»Цель: систематизировать полученные знания об имени...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными».

Цель: - Обобщить знания об именах прилагательных,  - Точно употреблять  имена прилагательные в устной              и письменн...