Конспект урока " Разделительные Ъ и Ь"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Предлагаю конспект урока " Разделительные Ъ и Ь." На уроке мы закрепляем знания о Ъ и Ь, полученные ранее, и открываем новые знания по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdelit._i_4.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Разделительные Ъ и Ь. 4 класс.
Подготовила и провела: учитель нач. кл. МБОУ СОШ № 2 Туманина Жанна Петровна.
Цель урока: Закрепить полученные знания детей о разделительных Ъ и Ь.
Задачи:
- Предметные: содействовать закреплению правил правописания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака в словах; развивать умения отличать эти знаки друг от друга, употреблять в устной и письменной речи слова с разделительными ъ и ь знаками; соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я; закрепить правила красивого письма; способствовать активизации знаний учащихся о звуках и буквах, правилах оформления предложений на письме.
- Метапредметные: содействовать формированию УУД:
- Регулятивные УУД: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.
- Познавательные УУД: обеспечить развитие у учащихся умений группировать, анализировать, соотносить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков с написанием слов, находить в словах разделительный твёрдый и разделительный мягкий знаки.
- Коммуникативные УУД: содействовать развитию у детей умения общаться, развитие монологической и диалогической речи, умения объяснять правила написания разделительного мягкого и разделительного твёрдого знаков, умение работать в парах.
- Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, формировать внимательное отношение к слову. Содействовать формированию понятий о здоровье и способах закалки организма.
План:
- Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок,
Нам выяснить надо, кто в классе знаток.
- Откройте тетради и запишите число. - Постановка проблемы:
- Отгадайте загадки :
1) Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
перед е, ё,и,ю,я
Я в корнях стою, друзья! (ь)
2) Было сели – стало съели.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? (ъ).
III. Постановка темы и целей урока:
- А узнать тему урока нам поможет девиз: ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ НАС ОБЪЕДИНЯЕТ!
- Посмотрите на запись с точки зрения орфографии и скажите, какова тема урока.
(Тема урока : Раздельтельный Ъ и Ь знаки. )
- А какие цели мы перед собой поставим? Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке? (Вспомнить правила правописания разделительного твердого и разделительного мягкого знака, научиться писать слова с данной орфограммой, будем выполнять различные задания по отработке орфограммы)
IV. Словарная работа.
- Разберем словарное слово « здоровье».Что такое здоровье?
( Это отсутствие заболеваний и дефектов организма. Это состояние полного физического и душевного благополучия, комфорта).
- Запишите это словарное слово в тетрадь.
- Есть ли в этом слове орфограмма по теме урока?
( Разделительный Ь.)
V. Усвоение знаний и способов действий.
- Пользуясь таблицей, вспомните правило про разделительный Ь и разделительный Ь. Сначала скажите про ь.
( Разделительный ь пишется в корне перед гласными е, ё, ю, я, и). Приведите свои примеры.
Выводы о разделительном Ъ.
- Прежде, чем мы поговорим о разделительном Ъ и выводах, мы рассмотрим примеры на доске. Нам понадобятся планшеты. Я открываю слово, а вы показываете, какие буквы мы ставим в окошки.
Под…зд ( подъезд), с…мка ( съёмка), пренд….билейный ( предъюбилейный), об…снить ( объяснить).
- Теперь посмотрите на вторую схему и обратите внимание, после какого согласного ставится Ъ и почему только 4 стрелочки. Перед каким гласным звуком не ставится разделительный Ъ?
( Разделительный Ъ пишется после приставки, которая заканчивается на согласный звук перед буквами е,ё, ю,я.) . Приведите свои примеры.
- Молодцы, это надо запомнить. Действительно, ученье нас объединяет. Как вы дружно работаете. На следующей строчке в тетради запишем наш девиз.
ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ НАС ОБЪЕДИНЯЕТ!
Дети записывают предложение, выделяя орфограммы.
- Обратите внимание, почему стоит запятая после слова ДРУЗЬЯ?
( Слово « друзья»- это обращение. При обращении делаем небольшую интонационную паузу, а на письме выделяем запятой.)
-Укажите части речи, которые вы знаете.
( Друзья- имя сущ., ученье – имя сущ., нас – местоимение, объединяет – глагол.)
- Хорошо. Мы с вами много вспомнили и повторили правила написания разделительных Ъ и Ь.
VI. Физминутка ( под песню « Закаляйся, если хочешь быть здоров».)
VII. Закрепление знаний и способов действий.
На доске слова:
СУДЯ ОТЕХАТЬ |
Работа в парах.
- Посмотрите внимательно , что случилось со словами? ( Здесь пропущены Ъ и Ь).
- У вас на столах такие же слова. Вам надо поработать в парах и поставить в словах галочку и нужную букву: ъ или ь знаки.
- Молодцы! Сейчас мы проведем фонетическую разминку.
Девочки – 1 предложение.
Я солю щи солью.
Мальчики- 2 предложение.
Я сел и огурец съел.
- Прочитайте. ( Дети читают.)
- Как вы думаете, на какие слова надо обратить внимание? ( В 1 предложении, мальчики- солю и солью) Во втором? ( Во втором предложении, девочки – сел и съел).
- Я предполагаю, что в этих словах разное количество букв, но одинаковое количество звуков, т.к. мы знаем, что ъ и ь звуков не обозначают. Согласны со мной?
( Нет.)
- Тогда вы выполните фонетический разбор слов, а потом мы выясним, кто был прав.
Дети выполняют работу в тетрадях.
( - В слове солю – 3буквы и 3 звука, а в слове съел – 4 буквы и 4 звука)
( - В слове сел – 3 буквы и 3 звука, а в слове съел – 4 буквы и 4 звука. )
- Как же так, ведь ъ и ь звуков не обозначают? ( В слове СОЛЬЮ буква ю обозначает два звука [ й] и [ у]) . ( В слове СЪЕЛ буква е обозначает два звука [ й] и [ э].)
- Вас не проведешь, молодцы, дружно работаете, верно отвечаете!
VIII. Самостоятельная работа.
- Сейчас вы должны списать предложения и вставить, где надо пропущенные буквы. Будьте внимательны. Я проверю эту самостоятельную работу и пойму, все ли вы поняли.
В...езд в город, охотнич..е руж..ё, на стене об...явление, пред...явил документы, высокие дерев..я, раз...ыскал товарища, раз...яснил задание. Под...емный кран, вы...езд из города, солов..иная песня. |
IX. Подведение итогов.
- Вы хорошо работали и мне кажется, что каждый сегодня достоин звания « Знаток темы». Молодцы, благодарю за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Разделительный мягкий знак"
Конспект урока "Разделительный мягкий знак"...
Конспект урока "Разделительный мягкий знак"
Конспект урока...
Конспект урока "Разделительные Ъ и Ь"
Программа Л.В. Занкова....
Конспект урока: «Разделительные твердый и мягкий знаки» 4 класс
Урок русского языка 4 класс Цель: Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова; учить находить орфограммы в словах....
Конспект урока Разделительный мягкий знак
Урок русского языка во 2 классе на тему Разделительный мягкий знак...
Конспект урока Разделительный Ь
Предмет: Русский язык.Тема: «Разделительный мягкий знак (ь)»Цель: создать условия для повторения роли разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограм...
Конспект урока "Разделительные твёрдый и мягкий знаки".
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.Урока открытия новых знаний в 1-ом классе (Школа России)...