№ п/п | Этапы работы | Содержание урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент. | -Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке. - Проверьте все ли у вас готово к уроку? | Приветствуют учителя
Проверяют готовность к уроку. |
2 | Актуализация знаний. | Минутка чистописания. На доске: Аа Ии О о Уу ы Яя Ее Юю Ёё Ээ - На какие две группы можно разделить эти гласные буквы?
- На какие группы можно их можно еще разделить?
- Прежде, чем приступить к работе, вы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради. Пальчиковая гимнастика. Наша семья (По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого) Этот пальчик большой - Это папа дорогой. Рядом с папой - наша мама. Рядом с мамой - брат старшой. Вслед за ним сестренка - Милая девчонка. И самый маленький крепыш - Это славный наш малыш. - Открываем тетради и записываем дату и «Классная работа». Выполните показы в тетради. - Ребята, поставьте короны над теми буквами, которые соответствуют правилу красивого письма, и оцените работу. Словарная работа. - Послушайте и отгадайте загадку. Прыгун-трусишка: Хвост-коротышка, Глазки с косинкой, Ушки вдоль спинки, Одежка в два цвета – На зиму, на лето. - Скажите, кто такой «заяц»?
- Оказывается у этого слова есть и переносное значение. Заяц - пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо. - Запишите слово на новой строке. Поставите ударение, подчеркните в слове «опасную» букву. - Составьте словосочетание с данным словом и запишите в тетрадь. Предложение. |
- 1 группа: обозначающие твёрдость согласных -а,о,у.ы,э. 2 группа: обозначающие мягкость согласных –и,е,ё,ю,я. - 1 группа: гласные обозначающие один звук -а,о,у.ы,э 2 группа: гласные обозначающие два звука -е,ё,ю,я
- Заяц.
- Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.
- Зáяц.
|
3 | Постановка темы и цели занятия. | - Тему нашего урока вы узнаете, если отгадаете загадку. Я волшебник. Захочу – Появлюсь и превращу Мел, которым пишут в школе, В мель, опасную на море. Кто волшебник – отгадай, Выше руку поднимай. Мягкий голос, мягкий шаг… Это буква - … - В чём будем упражняться на урок?
- Какая цель сегодняшнего урока?
|
- Мягкий знак.
- В написании слов с разделительным мягким знаком. - Повторить роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой. |
4 | Закрепление ранее изученного материала. | Задание 1. На доске: Варенье, пальцы, вьюга, ружьё, рельсы, мальчик. - На какие две группы можно распределить слова? - Запишите слова с разделительным ь. Проверьте. Подчеркните разделительный мягкий знак (ь). - Когда же пишется разделительный ь?
Задание 2. - Запишите слова во мн. числе. Выполните к ним транскрипции. Соловей [салав′эй]- соловьи [салав′йи]- Воробей - … Дерево - … Брат - … Стул - … . - Подчеркните разделительный мягкий знак (ь). - Что вы заметили в транскрипциях данных слов?
|
- Слова с разделительным ь», слова — «ь обозначающим мягкость согласного.
- Разделительный мягкий знак пишется после мягких согласных перед буквами и, е, ё, ю, я Выполняется в парах. - Соловей - соловьи Воробей [вараб′эй] – воробьи [вараб′йи] Дерево [д′эр′ива]- деревья [д′эр′эв′йа] Брат [брат]- братья [брат′йа] Стул [стул] – стулья [стул′йа]
- Во втором слове каждой пары есть звук [й’], которого нет в первом слове пары. |
5 | Орфографический тренинг. | Задание 3.
- Спишите, исправляя ошибки. Подчеркните орфограммы. Наша кожка мурка - бальшая шалунья. Папа принёс чючело воробя. Мурка схватила чючело. Осталис от птичьки одни клочя.
- Выполните транскрипцию слова «шалунья». - Сколько букв в слове «листья» Звуков? - Но мы с вами знаем, что йотированные гласные имеют два звука, когда стоят после мягкого знака.
| Выполняется письменно, самостоятельно.
Наша кошка Мурка - большая шалунья. Папа принёс чучело воробья. Мурка схватила чучело. Остались от птички одни клочья. - Шалунья [шалун′йа]. - 7 букв, 7 звуков. - Мягкий знак звука не имеет. Буква «я» в этом слове обозначает два звука. Поэтому количество букв и звуков совпадает. |
6 | Орфографический тренинг. | - Попробуем проверить себя: хорошо ли мы усвоили сегодняшнюю тему. - Посмотрите на доску. Здесь написаны слова. Запись на доске: День, сильнее, здесь, воробьи, бьёт, веселье, вьют, колосья, зорька, стоять. - Разделите слова на две группы в зависимости от роли мягкого знака в них. - Назовите слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных на письме. - Назовите слова с разделительным мягким знаком.
| Выполняется письменно, самостоятельно.
- День, сильнее, здесь, зорька, стоять.
- Воробьи, бьёт, веселье, вьют, колосья. |
7 | Итог урока. Рефлексия. | - Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её? - Чему мы научились? - Кому было трудно? - Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? - Где вам пригодятся эти знания? - Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:![]()
- Все получилось;
- были затруднения;
- ничего не получилось.
- Почему вы так думаете? - Да, вы молодцы. Я с вами полностью согласна. - Спасибо за урок. Петя вам очень благодарен! |
|
8 | Домашнее задание. |
Карточка | 1.Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком. Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина. 2. Прочитай предложения. Выпиши слова с разделительным мягким знаком. Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья. 3. Выпиши слова с разделительным мягким знаком. Коньки, медведь, воробьи, пальто, лагерь, картофель, счастье, обезьяна, вьюга. |
| Записывают задание в дневник. |