Конспект урока "Разделительный мягкий знак"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ильясова Галина Викторовна

Конспект урока "Разделительный мягкий знак"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_po_teme.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по теме:

«Разделительный мягкий знак».

Цель: формировать умение грамотно писать слова с РМЗн.

Задачи: 1. Вспомнить понятие о РМЗн.

2. Сформулировать правило написания РМЗн в словах.

3. Формировать умение писать слова с РМЗн.

4. Формировать умение различать РМЗн в словах.

5. Развивать умение различать РМЗн и Ь-показатель мягкости согласных.

6. Развивать умение употреблять в речи слова с РМЗн.

7. Пополнение словарного запаса учащихся.

8. Развитие монологической речи.

9. Совершенствование базовых знаний и умений учащихся:

А) гласные и согласные звуки и буквы;

Б) Ь-показатель мягкости согласных;

В) большая буква в именах собственных;

Г) парные согласные на конце слов;

Д) правописание сочетаний жи-ши, ча-ща;

Е) правописание слов с безударными гласными непроверяемыми ударением;

Ж) правила оформления предложений в письменной речи.

10. Формирование обще - учебных умений:

         А) умение самостоятельно добывать знания;

         Б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;

         В) умение выполнять задание по образцу и творчески;

         Г) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку;

         Д) умение работать с информацией.

11. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

12. Совершенствование сан.-гиг. навыков.

ХОД  УРОКА:

  1. Подготовка к восприятию нового материала.

СЛАЙД 1. (читают дети)

На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев».

Учитель:   - Эта сказка про маленького мышонка, который написал письмо волшебникам и попросил у них …

СЛАЙД 2.

Учитель:   - Крыля (читаю со слайда).

-Ой, что-то не так. Ну, конечно! Не крыля, а ………..

Дети:     - Крылья (читают со слайда).

  1. Формулировка целей и задач урока.

Учитель:  - Мышонок поставил перед нами проблему:  такая маленькая буква и такая большая разница в словах.

- Давайте установим, в чём разница в словах КРЫЛЯ и КРЫЛЬЯ.  Для этого  сравним последние слоги.

А)   КРЫЛЯ – ЛЯ (показ)           - Назовите последний слог. (ля)

                                                          - Эти буквы были очень дружны и        

                                                              образовывали сочетание.

                                                          - Какие звуки вы слышите при

                                                              произношении?

Б)  - Но с ними очень захотел дружить мягкий знак и разделил буквы «ЭЛЬ» и «Я» в разные стороны.

                                                            - Послушайте последний слог ЛЬЯ.

                                                            - Что мы услышим, если мягкий

                                                               знак встанет после «ЭЛЬ» и перед

                                                                «Я»?  (услышим   Й  ).

В) – Теперь давайте письменно понаблюдаем за подобными словами и сделаем в тетрадь звуко – буквенный разбор слов:

СЛАЙД 3.

- Сравни слова.

- Изменится ли значение слова, если в нём появится РМЗн?

                      ПОЛЁТ                            ПОЛЬЁТ

СЛАЙД 4.

Проверка:   

 

                       ПОЛЁТ                             ПОЛЬЁТ

- Почему схемы разные? (появился РМЗн).

- Какой звук обозначает буква Ё в 1 слове?

- Какие звуки обозначает буква Ё во 2 слове?

- Почему? (она после РМЗн).

- Что мы слышим и что появляется в схеме, если  «Ь» встаёт после согласной буквы и перед гласной?

Г)  - Как же называется знак, который разделяет согласные и гласные буквы? (РМЗн)

- На какой вопрос будем искать ответ на уроке?  (когда в словах пишется РМЗн)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

- Чему будем учиться на уроке? (писать слова с РМЗн)

  1. Работа над правилом.

СЛАЙД 5 – повторение СЛАЙДА 1.

- Назовите все слова с РМЗн.   (Высвечиваются по щелчку мыши слова).

На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев».

Слайд 6.

                                           КРЫЛЬЕВ

                                          СОЛОВЬЁВ

                                  СОЛОВЬИ

                                  НОЧЬЮ

                                  РУЧЬЯ  

СЛАЙД 7  - выделены гласные и согласные.             

                                 КРЫЛЬЕВ

                                          СОЛОВЬЁВ

                                  СОЛОВЬИ

                                  НОЧЬЮ

                                  РУЧЬЯ  

- После каких букв стоит РМЗн?

- Что общего? (согл.)

- Перед какими буквами стоит РМЗн?

- Что общего? (гласн.)

- Назовите их.

- Какой звук мы слышим в этих словах после согласного? (Й)

- Сейчас мы будем учёными. Мы попробуем сформулировать правило самостоятельно и ответить на главный вопрос нашего урока: когда в словах пишется РМЗн.     А поможет нам  ПЛАН, который записан на доске.

                                             ПЛАН:

  1. После каких букв?
  2. Перед какими буквами ? Назови их.
  3. (показ указкой) Какой звук слышим после согласного?

- Отвечая на эти вопросы, формулируем правило:

РМЗн  ПИШЕТСЯ  1) ………..2)…………, ЕСЛИ 3)………….  .

РМЗн ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я, если в этих словах слышится звук Й.

- Давайте проверим по учебнику на стр. 114, правильно ли мы сформулировали правило.

4. Первичное закрепление.

- Зная это правило, давайте поможем мышонку осуществить свою мечту.

СЛАЙД 8. (читают дети)

Отправился мышонок просить у волшебников КРЫЛЬЯ. Шёл он и днём, и НОЧЬЮ через леса, поля и РУЧЬИ. Он слышал ЧИРИКАНЬЕ ВОРОБЬЁВ. СОЛОВЬИ подбадривали его своими песнями.

- Найдите и выпишите в тетрадь через запятую слова с РМЗн. Первое слово напишем с красной строки, с большой буквы, остальные слова через запятую, с большой буквы.

- Какие слова вы выписали?

СЛАЙД 9.    

Крылья, ночью, ручьи, чириканье, воробьёв, соловьи.

ПРОВЕРКА.

- Я напоминаю, как надо подчёркивать эту орфограмму: КРЫЛЬЯ.

-  В остальных случаях подчеркните эту орфограмму самостоятельно.

- Давайте повторим правило, когда в словах пишется РМЗн.

СЛАЙД 10. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

  1. Закрепление.

- Увидел наш мышонок селенье волшебников и рассказал им о своей мечте.  Согласились добрые волшебники помочь маленькому путешественнику, но только после того, как он выполнит три испытания.

СЛАЙД 11.

-  Откройте ТПО с. 39 упр. 69. Это ваше первое испытание. Разгадываем кроссворд.

1) Вид спортивного снаряда с острым наконечником.

- Какая орфограмма?

- Когда пишется РМЗн и почему?

2) Способность животных ощущать запахи.

3) Мастерская по пошиву одежды.

4) Одежда, которую носят поверх белья.

5) Мебель в виде доски на ножках.

6) Чувство огромной радости.

7) Дождливая, пасмурная погода.

к

о

ё

ч

у

т

а

т

е

п

л

а

с

к

а

я

с

ч

с

т

н

е

н

с

т

СЛАЙД 12.

- Вот вам вторая задача. Чтобы её выполнить – будьте внимательны.

- Прочитайте слова:

 платье, коньки, пьют, кольцо, просьба, бельё.

- Все ли слова по нашему правилу? Смотрите, между какими буквами пишется мягкий знак?

- Подумайте, какое задание могли придумать волшебники?

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? ( с РМЗн и Ь – показатель мягкости согласного)

- Назовите слова с РМЗн.

- Назовите слова, где Ь – показатель мягкости согл.

- Запишите слова в тетрадь в 2 столбика на следующей строчке  с маленькой буквы.

СЛАЙД 13.

ПРОВЕРКА.

- Напомните, как подчёркиваем орфограмму с РМЗн?

- Во 2 столбике подчеркните Ь – показатель мягкости согл.

- В чём различие РМЗн и Ь-показателя мягкости согласных?

СЛАЙД 14.

Льёт силный дожть. Дружок лежыт под крыльцом. Сабака встречяет илю. Илья и Дружок – друзя

- Прочитайте текст про себя.

- Какое задание надо выполнить здесь?

- Поднимите руки те, кто знает как выполнять это задание.

- Работайте самостоятельно.

- Подойдите ко мне дети, которым трудно выполнить это задание. (совместный разбор 1 предложения, записанного на доске)

- Садитесь на место и начинайте работать в тетради письменно со следующего предложения.

СЛАЙД 15.

 ПРОВЕРКА.

- Объясните орфограммы в словах: илю (Илью), друзя (друзья).

- Подчеркните орфограммы.

  1. Р/р.

- Мы выполнили все испытания и наша сказка заканчивается.

- Придумайте сами концовку сказки.

- А вот мой вариант окончания сказки:

Подарили волшебники мышонку крылья и сказали: «Из тебя получится прекрасный крылатый мышонок. Летай на здоровье и не знай себе горя!»

7. Итог  урока.

- Улетел наш радостный мышонок навстречу своему счастью, а нам оставил письмо:

СЛАЙД 16.

Слова собрал я здесь не зря:

Деревья, листья и скамья,

Колосья,  братья и семья –

Что в них за правило, друзья?

- Какое правило учили?

-Расскажите правило написания слов с РМЗн, используя план ответа.

8. Д/з.

СЛАЙД 17.  

С. 114 наиз. прав., упр.203

Использованная литература:

  1. Аромштам М.С. Летучий мышонок. Правописание слов с РМЗн. (Игровой орфографический тренинг для 1-2 классов)-Ярославль: Издательство «Академия развития»; 2006.
  2. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма.- Москва, Новая школа, 1996.
  3. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения.-СПб, СМИО Пресс, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

Разработка урока по теме:«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»....

Конспект урока "Мягкий знак на конце шипящих"

Конспект урока "Мягкий знак на конце шипящих"...

План-конспект урока. МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.»Тип урока: открытие новых знаний....

План-конспект урока. МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»...