Конспект урока "Разделительные твёрдый и мягкий знаки".
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.Урока открытия новых знаний в 1-ом классе (Школа России)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_obucheniyu_gramote_na_temu_razdelitelnye_i_znaki_.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
Проект урока открытия новых знаний в 1-ом классе (Школа России)
ХОД УРОКА.
1.Организация детей к уроку. Внимание на экран.
Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке:
книжка, ручка и тетрадка? (Слайд №2)
2.Повторение ранее изученного материала.
-Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы все приглашены в
волшебную страну. В этой стране есть дворец. А кто в нем живет,
отгадайте загадку.
Тридцать три богатыря
Мудрецов богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы)
-А как же сам дворец называется?
Буквы - значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке
Построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все: (алфавит)
- Правильно, ребята:
-Каждая буква в алфавите имеет свое место.
-А что обозначает каждая буква?
Его не видно.
В руки не взять,
Но зато слышно. (Звук)
Каждая буква в алфавите обозначает звук.
-На какие две группы делятся звуки?
Звуки делятся на гласные и согласные.
- Какие звуки мы называем гласными?
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать
В темном лесу звать и аукать
Но не желают свистеть и ворчать.
- С помощью чего мы произносим гласные звуки?
- Гласные звуки произносятся с помощью голоса.
-Какие звуки мы называем согласными?
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
- Что мы встречаем при произношении этих звуков?
При произношении этих звуков мы встречаем преграды, (зубы, губы,
язык).
-А сейчас я буду показывать букву в алфавите, а Вы называть
звук.
-Ребята, а почему Вы молчали, когда я показывала Вам Ъ и Ь
знаки?
-Ъ и Ь знаки не обозначают звуков.
-И так, как мы в волшебной стране, мне хочется удивить и
порадовать Вас. У меня нет волшебной палочки, как у феи, но у
меня есть сердце, которое умеет дружить с другими сердцами,
дарить радость и знания.
-Девиз нашего урока. Внимание на экран.
• 3 слайд:
«Друзья, ученье нас объединяет».
-Как вы понимаете это предложение?
(Показываю детям мягкую игрушку – сердце.)
- А вот сердце, в которое объединены все наши сердца.
Наполним же наши сердца любовью и добротою.
-А теперь посмотрите на доску, что Вы видите?
(Мы видим два знака Ъ и Ь.)
3. Сообщение темы урока. Внимание на экран.
• 4 слайд
Тема нашего урока: Разделительные Ъ и Ь знаки.
-Мы уже сказали, что звуков они не обозначают. Но для чего же
тогда они нужны?
Вот сегодня мы это и исследуем.
4. Работа над новым материалом.
- Вспомните, что Вы знаете про мягкий знак.
Буква Ь обозначает мягкость согласного звука (мать, жизнь, любовь). Чтение с доски хором этих слов.
- ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ.
-Ребята, посмотрите на доску. Кого вы видите?
- Пьеро (-Из какого произведения этот герой?)
- Перо (-Что такое перо?)
- -Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны?
-Напечатайте эти слова в тетрадях.
-На какой вопрос отвечают эти слова?
-Пьеро - кто? (одушевленный предмет, собственное имя)
-Перо — что? (неодушевленный предмет)
При произношении слова Пьеро, что мы слышим?
( Слово как будто разрывается).
СЕЛ – СЪЕЛ
В слове съел тоже слышим разрыв.
Для того, чтобы показать, что слово здесь как бы разрывается, в этом месте договорились ставить разделительный Ь и Ъ знаки.
-Для чего нужны нам ъ и ь? ( ъ делает согласный твёрдым, а ь –мягким)
Не всегда, ребята, твёрдый знак делает согласный твёрдым, например, в слове съел звук с’мягкий.
- Посмотрите на наш девиз и назовите слова, в которых есть разделительные Ъ и Ь знаки.(5 слайд)
ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ, ОБЪЕДИНЯЕТ.
- А теперь посмотрите внимательно и скажите, разделительные Ь и Ъ знаки стоят между какими звуками. (Согласными и гласными)
З – согл., н – согл., б – согл.
Я – гл., е – гл., е – гл.
- Какие можно сделать выводы?
5. Вывод (6 слайд) Разделительный мягкий знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
Вывод (7 слайд) Разделительный твёрдый знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я.
- Е, Ё, Ю, Я – это необычные гласные. Почему?
Они образуют двойной звук.
- В каких позициях они образуют двойной звук?
1. В начале слова.
2. После гласной.
Это мы знали.
А теперь мы узнали ещё третью позицию после разделительных Ъ и Ь знаков.
Схемы звукобуквенного анализа слов.
ПЬЕРО СЕЛ
ПЕРО СЪЕЛ
6. Физкультминутка.
Игра «Что я делал?»
В понедельник я купался,
А во вторник – рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье-
Целый день я отдыхал.
7. Различие и сходство в написании ъ и ь.
- Ребята, а теперь посмотрите внимательно. Графически похожи эти буквы? Да.
(8 слайд)( дети выходят к доске).
Б Ь Б Ъ
- А в чем различие?
-У Ъ знака есть вверху горизонтальная линия влево.
Чтение наизусть стихотворения детьми.
Мягкий знак - хитрый знак.
Не называть его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Был мягкий знак высоковат...
Сказали буквы строго:
Эй, наклонись немного!
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в твердый знак.
- Значит, знаки не только похожи, но и различаются.
А различие это дано для того, чтобы знать, какой из этих знаков поставить в слово, так как они стоят в разных частях слова.
8. Работа по учебнику.
-Давайте, исследуем .
-Прочитали столбики слов.
-Подчеркнули разделительные ъ, ь.
_Разделили слова на слоги, определили число(ед., мн.)
Чтение наизусть стихотворения « Ключ»
-О чём говорится в стихотворении?
-Какие бывают ключи?
(Показ картинок.) Многозначное слово. Омонимы.
Сценка. В. Орлов «Что написано в тетрадке?»
-О чём говорится в сценке?
-Красиво ли хвастаться?
-Что вы для себя взяли?
9. Физкультминутка.
Внимание на экран.
9 слайд . Внимание на экран. Встали мальчики.
Прочитали слова с разделительным ъ.
10 слайд. Встали девочки. Прочитали слова с разделительным ь.
11 слайд. Встали мальчики и сделали вывод, где стоит разделительный ъ. (ъ «бежит» в круг)
Встали девочки и сделали вывод, где стоит ь.
(ь «бежит» в круг)
Чтение учителем рассказа « Правда всего дороже»
-Понравился ли вам рассказ?
Чтение учащимися рассказа.
-О ком говорится в этом произведении?
-Рассмотрите рисунок на доске.
-Какой момент рассказа показан на рисунке?
-Почему мальчик затрясся от страха?
-Как поступил отец?
-Как поступили бы вы на месте мальчика?
Внимание на экран. (12 слайд)
-Почему рассказ называется «Правда всего дороже?»
-Какие выводы вы для себя сделали?
-Что вы для себя взяли поучительного из рассказа?
- Подходит к концу наш урок.
- Какая была тема нашего урока?
Тема урока: Разделительные твердый и мягкий знаки.
-Мы с вами провели исследовательскую работу и сделали выводы.
-Какие?
10. Итог урока.
- Вы очень хорошо работали на уроке. Доказали, что наши сердца умеют дружить, любить, давать и получать знания.
Так давайте же подарим частицу нашего сердца – наполненного любовью и добротой нашим гостям.
(12 слайд)
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Разделительный твёрдый знак.Твёрдый и мягкий знаки"
Урок изучения нового материалаИспользованные технологии:Проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.Тема: Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки.Цели:...
Урок по теме "Разделительный твёрдый и мягкий знаки"
Урок русского языка в 4 классе...
Урок обучения грамоте "Разделительные твёрдый и мягкий знаки".
Данный урок является продолжением курса «Обучение грамоте». На уроке используются следующие методы: наглядный, словесный, научно-познавательный, частично поисковый. Они позволяют в полной мере р...
Разделительные твёрдый и мягкий знаки
Разделительные твёрдый и мягкий знаки...
Разделительные твёрдый и мягкий знаки
Разделительные твёрдый и мягкий знаки...
Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива "Случаи употребления разделительного твёрдого и мягкого знаков"
Конспект урока по русскому языку по теме "Случаи употребления разделительного твёрдого и мягкого знаков"...
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком"
Подробный конспект урока по теме "Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком" включает организацию работы учащихся в парах и в группах, комментирование действий, самооценку....