Конспект урока по родному (русскому) языку «Кто друг прямой, тот брат родной»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по родному (русскому) языку 3 класс на тему «Кто друг прямой, тот брат родной»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по родному (русскому) языку 3 класс
«Кто друг прямой, тот брат родной»
Цель: познакомить со словами, связанными с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (друг, дружелюбный, дружина).
Планируемые результаты: учащиеся научатся добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; определять лексическое значение слова; формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование: карточки с кроссвордом для рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
– Какие пословицы и поговорки вы нашли? Объясните их значение. (Ответы учеников.)
III. Самоопределение к деятельности
– Прочитайте тему урока. (Кто друг прямой, тот брат родной.)
– Кого мы называем другом? (Близкого человека, с которым мы связаны хорошими отношениями, взаимной симпатией, основанной на взаимопонимании.)
– Какими качествами должен обладать друг? (Честностью, добротой, ответственностью, умением прийти на помощь и т. д.)
– Догадались ли вы, о чем мы будем говорить на уроке?
(О дружбе и друзьях и словах, связанных с этими понятиями.)
IV. Работа по теме урока
Упр. 3 (с. 13)
– Прочитайте задание. Понятно ли вам, что нужно сделать?
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Ученики читают слова, которые записали. (Дружок, дружный, подружиться, подруга, дружба, дружеский.)
Рубрика «Из истории языка и культуры» (с. 13) (Самостоятельное чтение.)
– Какие однокоренные слова к слову «друг» встретились в тексте? (Содруг, другиня.)
– Почему этих слов не было среди слов, записанных вами?
(Эти слова сейчас не употребляются, мы их не знаем.)
Упр. 4 (с. 14). Трудное задание
– Прочитайте слова первой строки.
– Назовите значение слов. (Соратник – соработник (тот, кто вместе работает). Собрат – друг, как брат. Сотрудник – человек, который совместно с вами трудится на одном предприятии. Спутник – человек, который идет с вами по одному пути.)
– Какое значение имеет приставка со-? (Совместность.)
– Объясните значение слова «содруг». (Друг, товарищ, с которым есть общие интересы, которому доверяешь, с которым хочется быть вместе.)
– Прочитайте слова второй строки. Какая часть слова у них одинаковая? (Суффикс -ин-.)
– Сравните значение слов второй строки. Кто такая княгиня? (Жена князя.)
– Что общего в значении слов «богиня» и «героиня»? (Женщина-бог и женщина-герой.)
– Объясните значение слова «другиня». (Женщина-друг.)
– Какое слово существует в современном языке? (Подруга.)
Рубрика «Из истории языка и культуры» (с. 14)
– Прочитайте статью. Объясните значение слов «союз», «союзники».
– Что обозначает слово «союз»? (Содружество, объединение.)
– Кого называют «союзниками»? (Тех, кто состоит в одном союзе.)
V. Физкультминутка
Мы веселые ребята,
Мы ребята, как утята!
Вышли уточки на луг:
Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук.
Гуси шеи выгибают,
Клювом перья расправляют.
Зашумел в пруду камыш:
Ш-ш-ш.
Закричал вдали малыш:
Ай-ай-ай!
Ты утяток не пугай!
Вот какие мы утята,
Мы спортивные ребята!
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 5 (с. 14)
(Коллективная работа.)
– Прочитайте первый отрывок, выбирая нужное слово.
– Почему выбрали слово «дружок»? (Паучок маленький, к нему обращаются ласково.)
– Можно ли вставить на месте пропуска слово «дружище»? (Да, так обращаются к старому знакомому, другу.)
– Прочитайте второй отрывок. Почему поставили слово «дружелюбный»? (Оно обозначает «настроенный на дружбу».)
– Можно ли вставить слово «дружный»? (Нет. Дружный – связанный дружбой. Так говорят о группе людей: дружные дети, дружный класс, дружная семья.)
– Прочитайте третий отрывок. Почему выбрали слово «дружить»? (Дружить – находиться в дружеских отношениях.)
– Можно ли вставить слово «дружиться»? (Да. Значение такое же, но употребляется в просторечии. Похожее слово «родниться».)
Рубрика «Из истории языка и культуры» (с. 15)
– Прочитайте статью.
– Расскажите о слове «дружина». (Примерный ответ. Дружиной сначала называли спутников, товарищей, соратников, приятелей, помощников. Потом так стали называть войско князя, потому что, только действуя дружно, можно победить. Затем появились пожарные дружины, народные
дружины охраны порядка, пионерские дружины, дружины по охране природы.)
– Прочитайте Интересный вопрос на с. 16. Ответьте на него.
(Так же, как в бою, в спорте, только действуя дружно, можно победить.)
Упр. 6 (с. 16–17)
– Прочитайте текст. Самостоятельно выполните задания.(Коллективная проверка.)
– Какие слова говорят о том, что команда действовала дружно, слаженно? (…И тогда члены пожарной дружины, где бы они ни были, чем бы ни занимались, обязаны все бросить и немедленно явиться в пожарное депо, где стоят наготове бочки с водой, висят насосы, шланги, веревки…)
– Прочитайте статьи Толкового словаря на с. 17.
– Какое значение слова «крутой» вы выбрали? (3. Суровый, строгий.)
– Выполните второе задание этого упражнения. Прочитайте предложение, которое вы написали. (В пожарную дружину принимали людей здоровых, сильных, выносливых, смелых, сообразительных.)
VII. Рефлексия
Кроссворд
– Разгадайте кроссворд.
1. То же самое, что подруга. (Другиня.)
2. Чаша, которую передают по кругу во время пира. (Братина.)
3. Отвесный, обрывистый или суровый, строгий. (Крутой.)
4. Войско князя. (Дружина.)
5. Они побратались, и теперь они… (Побратимы.)
6. Люди, связанные общей судьбой, общим делом, общей идеей. (Братство.)
– Прочитайте ключевое слово. (Дружба.)
– Оцените себя по ленте «Светофор».
– Как вы понимаете значение слова «дружба»? (Это личные
взаимоотношения между людьми, у которых общие интересы
и увлечения. Они основаны на взаимном уважении, понимании
и взаимопомощи.)
VIII. Подведение итогов урока
– Какие новые слова и понятия вы узнали на уроке?
– Какой вывод вы сделали из урока?
Домашнее задание
Написать мини-сочинение на тему «Что такое дружба?».
Дополнительный материал
Пионерская дружина
Пионеры… Кто они? Именинами Всероссийской пионерии считается 19 мая 1922 года. Именно в этот день на Всероссийском съезде комсомола было решено создать пионерские отряды по всей стране. Отличительным знаком пионера был красный галстук, который повязывали на шее. Первые отряды красногалстучников действовали при комсомольских формированиях на фабриках и заводах, в учреждениях, участвовали в субботниках, помогали ликвидировать неграмотность, бороться с детской беспризорностью. Затем эти организации начали создаваться в школах. Пионерская дружина вела всю общественную жизнь школы. Стать пионером мог практически каждый ребенок 9–10 лет. На церемонии посвящения дети давали клятву, обязывались «жить, бороться и учиться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока - мастерской по русскому языку " Солнце"
Урок-мастерская - это урок работы со словом, на котором каждый ребенок может проявить себя в меру своих возможностей. Также такие уроки позволяют развить интерес к слову, к этимологии, к изучению язык...
Конспект урока 4 класс, русский язык
Конспект урока по русскому языку по теме: Окончание имен существительных единственного числа. Закрепление....
Конспект урока изложения по русскому языку 2 класс
Конспект урока русского языка во 2 классе. Развитие речи. Изложение. Деформированный текст. Конспект урока с презентацией...
Конспект урока+презентация по русскому языку "Размышляем, фантазируем, рисуем, ..." 4 класс.
Урок - изложение....
Конспект урока 2 класс русский язык Тема: Имя существительное. Закрепление.
Конспект урока, проведенного во втором классе по теме: Имя существительное. Закрепление....
конспект урока +МТО по русскому языку 1 класс "Русский алфавит или азбука"
конспект урока +МТО по русскому языку 1 класс "Русский алфавит или азбука"...