Конспект урока математики и русского языка в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
| Некоторые файлы (разработки уроков, сценарии, поурочные планы) и информация, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые, присланы пользователями сайта или найдены в альтернативных источниках, также использованы собственные материалы. Автор сайта не претендует на авторство ВСЕХ материалов. Если Вы являетесь правообладателем сценария, разработки урока, классного часа или другой информации, и условия на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью уст материалов сайта - размещение баннера -ОБЛЬНО!!! |
|
| |||
|
|
|
Урок математики в 1 классе по теме: "Число и цифра 7"
Тема: "Число и цифра 7".
Основные цели:
- 1) сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
- 2) закрепить взаимосвязь между частью и целым;
- 3) сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 7, к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;
- 4) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 7, сравнение групп предметов по количеству, запись результатов сравнения с помощью знаков "больше", "меньше", "равно".
Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
картинки к устному счёту, к задачам экологического характера;
- 1) карточки с графическим изображением чисел и знаков;
- 2) модель числового отрезка;
- 3) карточка для графической модели числа 7 на листе А-4, чёрный фломастер, красный фломастер;
- 4) эталон состава числа 7;
- 5) образцы выполнения заданий из учебника;
- 6) книга с иллюстрациями "Семь чудес света".
Раздаточный материал:
- 1) математические альбомы;
- 2) карточка с заданием (решение примеров по числовому отрезку);
- 3) "светофорчики" для настроения и самооценки.
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало):
Долгожданный дан звонок
-Начинается урок!
-Покажите на "светофоре" с каким настроением вы начинаете урок?
2.Актуализация опорных знаний:
1) Счёт в пределах 20 (прямой и обратный):
- - Сосчитайте от 6 до 11; от 14 до 5.
- - Назовите последующее число 8, 13. Как получить последующее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?
- - Назовите предыдущее число 6, 19. Как получить предыдущее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
- - Какое число стоит между 3 и 5, а между 14 и 16?
- - Какое число стоит справа от 17? А слева от 11?
- - Назовите "соседей" числа 13.
2) "Потерялось" число. Найдите его место в натуральном ряду чисел:
12 3 4 6 7 8 9 10
-Что вы можете сказать о числе 5 ?
-Как получить число 5 ? Придумайте разные варианты.
3) Закономерность :
Установите закономерность и скажите, какое число надо вставить?
4) Множество решения неравенства:
Вставьте в "окошко" число, чтобы полученное неравенство было верным: 6. Назовите все возможные варианты и докажите с помощью числового отрезка.
5) Математические задачи с экологической направленностью:
/ответы дети показывают с помощью числового "веера"/
Почтальон Печкин по утрам всегда читает новости об охране природы из свежих газет. Утром он прочитал 2 статьи, днём ещё 2 статьи, а вечером - 1 статью.
Сколько всего статей прочитал Печкин?
( 2+2+1=5)
- - Какое числовое выражение вы составили при решении этой задачи? Как называется это выражение? (сумма)
- - Из скольких частей состоит эта сумма? (из 3)
- - Как называется результат этого выражения, какое число мы искали? (целое)
- - Как называются компоненты при сложении? (слагаемые, сумма)
Малыш и Карлсон хотели сделать 6 скворечников, а за один день сделали только 3 скворечника.
Сколько скворечников им ещё осталось сделать?
(6-3=3)
- - Какое числовое выражение вы составили при решении этой задачи? Как называется это выражение? (разность)
- -Назовите компоненты разности. (6-уменьшаемое, целое; 3-вычитаемое, часть; 3-разность, часть)
- -Ребята, а как вы думаете, почему Колобок из одноимённой сказки убежал в лес от бабушки с дедушкой? (варианты ответов детей)
- -Знаете, ребята, есть и ещё одна версия. Послушайте её:
Пока Колобок остужался на окошке, он услышал по радио передачу об охране окружающей среды. О том, что люди, отдыхая в лесу, часто нарушают правила бережного отношения к природе. И он решил на время убежать от дедушки с бабушкой в лес, чтобы навести порядок. Он уговорил Зайца, встретившего его первым на тропинке, помочь ему приготовить и развесить запрещающие знаки: "Свалка мусора запрещена!", "Жечь мусор запрещено!", "Птичьи гнёзда не трогать!", "Ручей не засорять!", "Берегите лес от пожаров!". Колобок поставил 3 знака и Зайчик тоже 3.
Сколько всего знаков поставили в лесу Колобок и Зайчонок?
(3+3=6)
Выхлопные газы автомобилей загрязняют воздух. А вот Незнайка во время стоянки часто оставляет включённым мотор своей машины. Жители Солнечного города в понедельник сделали ему 2 замечания, во вторник 3 замечания, а в среду ещё 1 замечание.
Сколько всего замечаний сделали жители Солнечного города Незнайке?
(2+3+1=6)
Каждая сломанная ветка - это маленькая рана, нанесённая природе. Мальвина, живя в лесу и, прячась от злого кукольника Карабаса-Барабаса, заботилась о деревьях. Она перевязала больные веточки на деревьях. На одном дереве она перевязала 4 веточки, на другом 2 веточки. Три веточки не прижились.
Сколько же веточек на дереве вылечила Мальвина?
(4+2-3=3)
Когда Крокодил Гена и Чебурашка узнали, что деревья выделяют большое количество кислорода, необходимого для дыхания, а также для очистки воздуха от пыли и других загрязнений, они посадили возле своего дома деревья. Гена посадил 5 тополей, а Чебурашка - 2 клёна.
Сколько всего деревьев посадили Гена с Чебурашкой?
(5+2=7)
6) Заполни пропуски (на доске):
2 + * = 6
- Как найти неизвестную часть в числовом равенстве?
* - 2 = 3
- Как найти неизвестное целое в числовом равенстве?
Постановка проблемы. Открытие нового:
Цель:
7) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется причина затруднения;
8) согласовать тему и цель урока.
-Давайте выполним задание на карточке с числовыми отрезками. Решите примеры, используя числовые отрезки.
(проблема!)
-Что случилось? В чём проблема? (мы не знаем, как обозначается цифра 7, и на числовом отрезке не хватает ещё одного отрезка )
-Какова цель нашего урока? (договориться, как будем обозначать число 7, изучить, из каких частей оно состоит).
-Значит, ТЕМА урока - … ("Число и цифра 7")
Историческая справка:
-Знаете, ребята, число 7 издавна считается магическим числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. Отголоски почитания этого числа дошли до наших дней. Мы часто слышим поговорки и пословицы: "Семь бед - один ответ", "Семь раз отмерь - один раз отрежь", "На седьмом небе от счастья", "Семеро одного не ждут", "Лук от семи недуг"…и т.д.
Все вы знаете знаменитые сказки "Волк и семеро козлят", "Белоснежка и семь гномов", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"…
7 играло большую роль в древней мифологии: 7 римских богов, 7 чудес света в Древней Греции, 7 цветов радуги…
Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.
Физкультминутка:
У медведя дом большой,
а у зайки маленький.
Наш медведь идёт домой,
А за ним и заинька.
Мы зверушек провожаем
И урок наш продолжаем.
3. Проектирование и фиксация нового знания.
-Отгадайте загадку:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний.
(дни недели)
- - Назовите хором названия дней недели. (…)
- - Покажите на числовом "веере" цифру обозначающую количество дней в неделе.
- - Как получить число 7 ? (…)
- - Можем ли мы записать число 7 с помощью точек? (…)
- - На листочках, на пустом домино чёрным фломастером изобразите число 7 в виде точек. (разные варианты вывешиваются на доске)
Работа с учебником (стр. 2-3):
- -Давайте посмотрим, как люди договорились записывать знак, обозначающий число 7. (на стр. 2-3 учебника)
- - На что похожа цифра 7? (…)
- -Рассмотрим образец написания цифры 7. (на стр. 3)
- -Из скольких элементов состоит эта цифра?
Демонстрация написания цифры 7:
- - Откуда надо начинать писать цифру 7? (чуть ниже середины верхней линии клетки)
- - Поставлю точку в этом месте. Далее ведём вверх с небольшим плавным закруглением, делаем волнистую линию до правого верхнего угла и оттуда ведём прямую линию вниз до середины нижней линии клетки.
- - Пропишите красиво три цифры 7 на клеточной строчке.
- - Теперь вернёмся к нашему заданию на карточке, где возникло затруднение.
- - Можем ли мы теперь записать результат? (да)
- - Запишите.
- - Можем ли мы проверить результат на числовом отрезке? (нет)
- - Почему? (числовой отрезок оканчивается на 6)
- - Что будем делать? (надо достроить ещё один единичный отрезок)
- - Как будем достраивать числовой отрезок? (от числа 6 вправо проведём один единичный отрезок)
/Ученик достраивает числовой отрезок на доске и подписывает цифру 7/.
Определение состава числа 7 и фиксирование его на эталоне.
- -Теперь, когда мы научились писать цифру 7, определим состав числа 7. А помогут нам в этом математические домики в альбоме на стр. 1.
- -Итак, как получить число 7? (…) /Учитель помещает эталон состава числа 7/
- -Справились мы с возникшим затруднением? (да)
- -Что теперь будем делать? (тренироваться в использовании числа и цифры 7)
4. Первичное закрепление.
Красиво пропишите цифру 7 до конца клеточной строки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
5. Самоконтроль с проверкой по эталону:
- -Давайте проверим наши знания, выполнив задание № 1 на стр.2 самостоятельно.
- -Теперь сравните свою запись с эталоном. /Учитель вывешивает на доску образец выполнения задания/
- - Если есть расхождения, то поставьте себе рядом с примером знак "?" и исправьте свои ошибки.
- -А кто выполнил задание правильно, поставьте себе "+".
- -Кто понял и исправил свою ошибку? (дети поднимают руки). МОЛОДЦЫ!
- -Кто выполнил без ошибок? Я за вас рада!
6. Включение в систему знаний и повторение.
Задание №3.
- -Что нужно сделать в этом задании? (сравнить группы предметов по количеству)
- -Самостоятельно выполните это задание.
/После окончания работы учащимися, учитель вывешивает на доске эталон (образец) выполнения данного задания/
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- -Чему вы учились на этом уроке?
- -Какие задания вам показались особенно интересными?
- -Что запомнилось больше всего?
- -Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите? Покажите на "светофоре".
- -С каким настроением вы заканчиваете этот урок?
- -Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу - СПАСИБО.
Дидактические требования к современному уроку-
формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
Определение места в общей системе уроков;- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;- реализация на уроке всех дидактических принципов;- создание условий успешного учения учащихся.
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Структурные элементы учебного занятия
ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи
1. Организация начала занятия.Подготовка учащихся к работе на занятии.Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2. Проверка выполнения домашнего задания.Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3. Подготовка к основному этапу занятия.Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
5. Первичная проверка понимания.Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
6. Закрепление знаний и способов действий.Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
7. Обобщение и систематизация знаний.Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных имежкурсовых связей.
8. Контроль и самопроверка знаний.Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.Получение достоверной информации о достижении всемиучащимися планируемых результатов обучения.
9. Подведение итогов занятий.Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информациио реальных результатах учения.
10. Рефлексия.Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
11. Информация о домашнем задании.Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Этапы комбинированного урока:
Организация начала урока
Проверка выполнения домашнего задания
Всесторонняя проверка знаний
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Закрепление новых знаний.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:
Организация начала урока
Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.
Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник по русскому языку « АБВГдейка» (1класс)
Игра для внеклассной работы....
Рабочая программа.Русский язык . ПНШ 1класс
Рабочая программа...
Урок русского языка в 1классе по теме "Кто? Что?"
Урок соответствует ФГОС...
Урок русского языка в 1классе по теме" Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль"
Урок русского языка в 1 классе по теме " Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль" с использованием интерактивной доски SMART....
ФГОС. План-конспект урока русского языка в 1классе. УМК "Начальная школа 21 в"
Разработка урока по русскому языку по теме "Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы "какой" "какие" и правила правописания имен собственных" в соответствии с ФГОС....
Конспект и презентация к уроку русского языка в 1классе по теме "Буква "Ю" и её звуки.Строчная буква "ю".(УМК "Школа 2100")
Конспект урока и презентация по обучению грамоте в 1 классе.Тема "Буква "Ю" и её звуки. Строчная буква "ю". ("Школа 2100")...