Конспект урока - мастерской по русскому языку " Солнце"
методическая разработка по русскому языку по теме

Милютина Н.В.

Урок-мастерская - это урок работы со словом, на котором каждый ребенок может проявить себя в меру своих возможностей. Также такие уроки позволяют развить интерес к слову, к этимологии, к изучению языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solnce.rar2.97 МБ

Предварительный просмотр:

                                              Милютина  Наталья  Владимировна

                                МОУ  « СОШ № 7» г Соль-Илецк Оренбургской области

Урок — мастерская    «СОЛНЦЕ»

Цели занятия:

I. Обучающие:

1. Раскрытие  значения слова  «Солнце»  ( лексическое, этимологическое, мифологическое и т.д)

2. Обучение  «чувствованию» слова, пониманию  его смысла через ощущения

3. Закрепление умений работать с научной, научно-популярной и художественной литературой

II. Развивающие:

1. Способствование  развитию творческих способностей учащихся

2. Развитие  умения критически мыслить, анализировать и систематизировать материал из разных источников

3.  Создание условий для раскрытия возможностей каждого ребёнка

III. Воспитательные:

 1. Воспитание  ответственности, сопереживания

 2. Воспитание творческого отношения к слову

 3. Привлечение внимания к искусству: литературе, живописи, музыке

Ход урока:

                                                                                                       Жёлтое Солнце

Звёздного неба свод
Вот – расцветает зарёй;
Жёлтое Солнце встаёт
Над золотою Землёй.

Воин копьё и щит
Поднял над головой;
Жёлтое Солнце царит
Над золотою Землёй

Нищий нашёл медяк,
Будет на хлеб с водой;
Жёлтое Солнце бродяг
Над золотою Землёй.

Девка глядит в окно,
Там – бубенцы за рекой;
Жёлтое Солнце давно
Над золотою Землёй.

Как бы теряя вес,
Я воспарю, озорной;
Жёлтое Солнце небес
Над золотою Землёй

 В. Захаров.

1. Оргмомент.

СЛАЙД №1.

СЛАЙД №2.

2. Слово учителя. (Сегодняшний урок мне хочется начать с пожелания вам творческого

вдохновения. Мы входим в мир как в двери мастерской, мы можем сделать его красивее, потому что в  каждом человеке заложена способность к творчеству.)

СЛАЙД №3.

3. Определение лексического значения. Работа с Толковым словарем.

Солнце — небесное светило, раскаленное небесное тело шарообразной формы, вокруг

которого вращается Земля и другие планеты нашей Галактики.

СЛАЙД  №4

4. Определение перцептивного значения слова.

 Беседа.

- Какие ощущения рождает у вас слово солнце?

- Что вы чувствуете, когда слышите это слово?

- Какие прилагательные можно подобрать к слову солнце?

Запишите. (теплое, ласковое, жаркое, июньское, зимнее, улыбающееся, тусклое, палящее и т.д.)

СЛАЙД № 5, №6

5. Определение ассоциативного значения слова ветер. Беседа.

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово солнце?

- Какие воспоминания пробуждает это слово?

- Почему ассоциации возникают разные?

СЛАЙД  № 7.

6. Определение этимологического значения слова солнце.

 Работа с Этимологическим словарём

Слово солнце общеславянское, образовано с помощью суффиксов ьце, ько СЪЛНЬ сочетание нь исчезло.

 Диалектное ПОСОЛОНЬ — по солнцу, УСОЛОНЬ — тень, СОЛНЦЕПЕК — добавлен суффикс нь

СЛАЙД  № 8, 9, 10.

7. Определение символического значения.

 Творческая работа — рисование.

Какие символы вы можете вспомнить с использованием слова солнце?

Свет, тепло, радость, лето.

Нарисуйте, каким вы видите солнце. добавьте слова, которых нет в вашем списке со слайда.

СЛАЙД  № 11, 12.

8. Определение фразеологизмов со словом солнце.

Солнце ясное явилось.

И на солнце есть пятна( на свете нет ничего, лишенного недостатков)

СЛАИД  №13,14

9. Определение мифологического значения.

СЛАЙД   №15,16

10. Использование слова ветер в  художественном  тексте.

Беседа.

- В каких произведениях вы нашли слово СОЛНЦЕ?

- Кто из авторов наиболее удачно использовал эпитеты?

- Какие строки вам запомнились?

- Какие строки совпали с вашим восприятием слова солнце?

- В поэзии или прозе чаще используется это слово?

«Солнце, лениво греющее, высоко поднималось над морем..» (М. Горький)

«Обогрело Солнце мать- сыру землю....»

 ( Дети зачитывают отрывки из художественных произведений со словом солнце)

СЛАЙД  №17,18

12. Индивидуально — авторское использование слова ветер.

-Каким может быть солнце?

- Подберите синонимы и антонимы.

 Работа со слайдом. Хмурое, угрюмое, мрачное, пасмурное, ненастное --- СОЛНЕЧНОЕ. Солнце — дневное светило, огненный шар.

13 Прослушивание музыкального фрагмента.

СЛАЙД № 19.

Слово учителя. (Ребята, домашним заданием будет написание мини-сочинения о солнце. Вы можете использовать все наработки, что есть у вас в тетради, добавьте еще строки произведений, сравните ваше восприятие этого слова с восприятием поэтов и писателей. Напишите набольшую зарисовку о солнце. Творческих удач вам).

 СЛАИД  №20

14. Итоги урока.

 Слово учителя ( Ребята, мы сегодня на уроке работали со словом солнце, от нейтрального через слово других людей мы пришли к индивидуально- авторскому, вашему слову)

Д/р : написать мини- сочинение о солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Пусть всегда будет солнце!"

Закрепить знания детей об объекте неживой природы-Солнце. Для детей с умеренной умственной отсталостью....

Конспект урока на тему: «Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?»

Формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях....

Конспект урока по ОКМ "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"

Конспект урока в 1 классе по ОКМ, УМК "Школа России". Тема "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"...

Конспект урока по живому миру: «Солнце».

Конспект урока разработан для коррекционной школы 8 вида. Предмет "Живой мир". Конспект предназначен для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью....

Конспект урока по окружающему миру "Солнце и его влияние на землю"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Солнце и его влияние на землю» Цели деятельности учителя: знакомство с основными типами небесных тел, звездами и планетами; формирование воображен...