Конспект урока - мастерской по русскому языку " Солнце"
методическая разработка по русскому языку по теме
Урок-мастерская - это урок работы со словом, на котором каждый ребенок может проявить себя в меру своих возможностей. Также такие уроки позволяют развить интерес к слову, к этимологии, к изучению языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solnce.rar | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Милютина Наталья Владимировна
МОУ « СОШ № 7» г Соль-Илецк Оренбургской области
Урок — мастерская «СОЛНЦЕ»
Цели занятия:
I. Обучающие:
1. Раскрытие значения слова «Солнце» ( лексическое, этимологическое, мифологическое и т.д)
2. Обучение «чувствованию» слова, пониманию его смысла через ощущения
3. Закрепление умений работать с научной, научно-популярной и художественной литературой
II. Развивающие:
1. Способствование развитию творческих способностей учащихся
2. Развитие умения критически мыслить, анализировать и систематизировать материал из разных источников
3. Создание условий для раскрытия возможностей каждого ребёнка
III. Воспитательные:
1. Воспитание ответственности, сопереживания
2. Воспитание творческого отношения к слову
3. Привлечение внимания к искусству: литературе, живописи, музыке
Ход урока:
Жёлтое Солнце
Звёздного неба свод
Вот – расцветает зарёй;
Жёлтое Солнце встаёт
Над золотою Землёй.
Воин копьё и щит
Поднял над головой;
Жёлтое Солнце царит
Над золотою Землёй
Нищий нашёл медяк,
Будет на хлеб с водой;
Жёлтое Солнце бродяг
Над золотою Землёй.
Девка глядит в окно,
Там – бубенцы за рекой;
Жёлтое Солнце давно
Над золотою Землёй.
Как бы теряя вес,
Я воспарю, озорной;
Жёлтое Солнце небес
Над золотою Землёй
В. Захаров.
1. Оргмомент.
СЛАЙД №1.
СЛАЙД №2.
2. Слово учителя. (Сегодняшний урок мне хочется начать с пожелания вам творческого
вдохновения. Мы входим в мир как в двери мастерской, мы можем сделать его красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству.)
СЛАЙД №3.
3. Определение лексического значения. Работа с Толковым словарем.
Солнце — небесное светило, раскаленное небесное тело шарообразной формы, вокруг
которого вращается Земля и другие планеты нашей Галактики.
СЛАЙД №4
4. Определение перцептивного значения слова.
Беседа.
- Какие ощущения рождает у вас слово солнце?
- Что вы чувствуете, когда слышите это слово?
- Какие прилагательные можно подобрать к слову солнце?
Запишите. (теплое, ласковое, жаркое, июньское, зимнее, улыбающееся, тусклое, палящее и т.д.)
СЛАЙД № 5, №6
5. Определение ассоциативного значения слова ветер. Беседа.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово солнце?
- Какие воспоминания пробуждает это слово?
- Почему ассоциации возникают разные?
СЛАЙД № 7.
6. Определение этимологического значения слова солнце.
Работа с Этимологическим словарём
Слово солнце общеславянское, образовано с помощью суффиксов ьце, ько СЪЛНЬ сочетание нь исчезло.
Диалектное ПОСОЛОНЬ — по солнцу, УСОЛОНЬ — тень, СОЛНЦЕПЕК — добавлен суффикс нь
СЛАЙД № 8, 9, 10.
7. Определение символического значения.
Творческая работа — рисование.
Какие символы вы можете вспомнить с использованием слова солнце?
Свет, тепло, радость, лето.
Нарисуйте, каким вы видите солнце. добавьте слова, которых нет в вашем списке со слайда.
СЛАЙД № 11, 12.
8. Определение фразеологизмов со словом солнце.
Солнце ясное явилось.
И на солнце есть пятна( на свете нет ничего, лишенного недостатков)
СЛАИД №13,14
9. Определение мифологического значения.
СЛАЙД №15,16
10. Использование слова ветер в художественном тексте.
Беседа.
- В каких произведениях вы нашли слово СОЛНЦЕ?
- Кто из авторов наиболее удачно использовал эпитеты?
- Какие строки вам запомнились?
- Какие строки совпали с вашим восприятием слова солнце?
- В поэзии или прозе чаще используется это слово?
«Солнце, лениво греющее, высоко поднималось над морем..» (М. Горький)
«Обогрело Солнце мать- сыру землю....»
( Дети зачитывают отрывки из художественных произведений со словом солнце)
СЛАЙД №17,18
12. Индивидуально — авторское использование слова ветер.
-Каким может быть солнце?
- Подберите синонимы и антонимы.
Работа со слайдом. Хмурое, угрюмое, мрачное, пасмурное, ненастное --- СОЛНЕЧНОЕ. Солнце — дневное светило, огненный шар.
13 Прослушивание музыкального фрагмента.
СЛАЙД № 19.
Слово учителя. (Ребята, домашним заданием будет написание мини-сочинения о солнце. Вы можете использовать все наработки, что есть у вас в тетради, добавьте еще строки произведений, сравните ваше восприятие этого слова с восприятием поэтов и писателей. Напишите набольшую зарисовку о солнце. Творческих удач вам).
СЛАИД №20
14. Итоги урока.
Слово учителя ( Ребята, мы сегодня на уроке работали со словом солнце, от нейтрального через слово других людей мы пришли к индивидуально- авторскому, вашему слову)
Д/р : написать мини- сочинение о солнце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока "Пусть всегда будет солнце!"
Закрепить знания детей об объекте неживой природы-Солнце. Для детей с умеренной умственной отсталостью....
Конспект урока на тему: «Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?»
Формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях....
Конспект урока по ОКМ "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"
Конспект урока в 1 классе по ОКМ, УМК "Школа России". Тема "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"...
Конспект урока по живому миру: «Солнце».
Конспект урока разработан для коррекционной школы 8 вида. Предмет "Живой мир". Конспект предназначен для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью....
Конспект урока по окружающему миру "Солнце и звезды" 1 класс УМК "Школа России" + презентация
Дата: 05.03.19 ...
Конспект урока по окружающему миру "Солнце и его влияние на землю"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Солнце и его влияние на землю» Цели деятельности учителя: знакомство с основными типами небесных тел, звездами и планетами; формирование воображен...