Технологическая карта. Русский язык 2 класс. Тема: "Число имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Максимова Дария Валериевна

Цель урока:создать условия для изменения числа, формы имен существительных Способствовать развитию умения определять число имен существительных (единственное, множественное).

Тип урока: Открытие новых знаний. 1 урок по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

Единственное и множественное число имен существительных

Педагогические цели

Создать условия для изменения числа, формы имен существительных Способствовать развитию умения определять число имен существительных (единственное, множественное);

Тип урока

Открытие новых знаний. 1 урок по данной теме.

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Личностные
результаты

Проявляют познавательный интерес к изучению нового

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; строят рассуждения; соотносят с известными понятиями.

Коммуникативные: используют в общении правила вежливости

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Единственное и множественное число имен существительных. Изменение имени существительного
по числам

Образовательные
ресурсы

Орфографический словарь.

Карточки с заданиями

Слайдовая презентация

Методическое обоснование урока

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога (по Е.Л.Мельниковой1), которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные.

На этапе рефлексии используется приём «Покорение горной вершины» как эффективный способ синтеза и обобщения полученных знаний, отражения личностного отношения обучающихся к изучаемой теме.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методыпроблемный диалог, наглядно-иллюстративный, практическая работа.

Формы проведения урока: коллективная, индивидуальная, парная.

Материалы и оборудование:  для учащихся -  Учебник. 2 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г  Москва «Просвещение»2021                                                                   

                                                                                - карточки для индивидуальной и парной работы;

                                                                                - орфографический словарь;

                                                      для учителя:   - презентация к уроку;

                                                                                - мультимедийная техника;

                                                                                - орфографический словарь;

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация);

- здоровьесберегающее обучение. 

Ход  урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. Цель:
-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

Приветствует уч-ся, определяет готовность к уроку.

Слайд №1,

Слайд №2 (Песня о русском языке),

Слайд №3  «Вера в собственные способности,

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место

Регулятивные: осуществляют контроль.

Л.: освоение роли ученика (внимательность, прилежание, самостоятельность, терпение).

Р.: ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности

II. Актуализация

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Методыпроблемный диалог, наглядно-иллюстративный, практическая работа.

Взаимоконтроль

Слайд №4 Посадка

Слайд №5

-Запишите число, классная работа.

Слайд №6-7

Минутка чистописания

  1. На минутке «чистописания» создаёт проблемную ситуацию («Что вы можете проконтролировать у себя при письме?»).

Слайд №8 Эталон.Проверка.Фонетика.

Буква Д.

Слайд №9

Словарная работа

По теме страна

-Запишите словарные слова в столбик.

Слайд №10-11

Повторение знаний об имени существительном.

Слайд №12

1. Создаёт условия для формировки темы, цели урока и её осознания детьми. - Какова же тема нашего урока? Кто догадался?

Слайд №13 Тема урока

Слайд №14 Цель

Поиграем в игру хочу спросить.

Вспомним

Узнаем  

Научимся

Повторим

 Обобщим

_Какие  цели  вы хотели бы поставить ? Слайд №15

Выполняют письмо
по образцу.

Обсуждают что им уже известно по данной теме

Контроль письма.

Самостоятельно выделяют-формулируют познавательную цель, формулируют проблемы

Планируют учебное  сотрудничество с учителем и сверстниками

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; принимают инструкцию педагога и чётко следуют ей; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о чередовании звуков; логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

Письмо

 3. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный.

Чтение, беседа

 Работа с учебником

Стр.61-62

– Прочитайте правило.

Читают слова, отвечают на вопросы.

Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

П.: рефлексия способов и условий действия;

освоение способов решения проблем поискового характера;

овладение логическими действиями анализа, обобщения.

Р.: организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно  и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка;

К.: участие  в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями;

Беседа по вопросам, правило

Какие имена существительные обозначают один предмет, а какие – несколько?

-Объясните значения слов: один — единственное, много — множественное.

-Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе? во множественном числе?

Слайд №16 Вывод

Слайд №17 открытие

А какое открытие?

Слайд №18

Имена сущ. Изменяются по числам.

Слайд №19-22 Тренировка.

Знакомятся с правилом, запоминают
и пересказывают его

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Слайд №23

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение дви-
жений

 4.Этап реализации

построенного проекта.

Цель:

-осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

Парная, инди-
видуальная.
Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

Слайд №24-25

Предлагает изменить число имен существительных, указать число над каждым словом, объяснить орфограммы.

Слайд №26 Эталон.

Изменяют число имен существительных,
указывают число над каждым словом, объясняют орфограммы.

Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.

Познавательные: общеучебные – используют схемы для решения учебной задачи; логические – осуществляют поиск необходимой информации; дополняют и расширяют свои знания и представления об изучаемых орфограммах

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение; допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; принимают инструкцию педагога и чётко следуют ей; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

Беседа по вопросам, письмо

V. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия, достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Работа в парах. Карточки.

Индивидуально учебник стр62

Упр.107

Слайд №27 Вывод

Выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;

- проводят самопроверку своих работ по эталону для само проверки и фиксируют знаково результаты;

 - фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения

Л: осознание практической значимости изучаемого материала.

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р.: организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно  и того, что неизвестно.

1)Взаимоконтроль

 в парах.

2) Записи в РТ, взаимопроверка, самоконтроль.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Слайд №28

– Закончите предложения:
•  
Урок помог мне…

•  Для меня было сложным…

•  Мне понравилось…

Осуществляют рефлексию своих знаний по теме.

Строят суждения понятные собеседнику

Самооценка Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока

Л.: осознание практической значимости изучаемого материала.

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VIII. Домашнее задание.

Упр. 106 (с. 62). Правило с .61-62

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответству-

ющие записи.

Упр. 106 (с. 62). Правило с .61-62

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка по теме "Числа имён существительных"

Это материал представлен по русскому языку по теме "Числа имён существительных" для 3 класса....

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока русского языка по теме: Число имён существительных.

Урок отработки умений и рефлексии. Учащиеся закрепят умение определять число имени существительного и изменять имя существительное по числам....

Технологическая карта русский язык 4 класс по теме «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже» »

 Ход урока.Содержание урока ( этапы)Деятельность учителяДеятельность ученикаУУД Организационный момент.-Мы сюда пришли учиться,Не лениться, а трудиться!Работаем старательно, слушаем в...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Число имён существительных"

Материал относится к уроку русского языка для 3 класса по программе "Школа России"....