Технологическая карта по русскому языку на тему "Число имен существительных"
план-конспект урока (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Число имен прилагательных
Цель урока: формирование умения определять число прилагательных.
Задачи:
Дидактические: формировать умение определять число имен прилагательных по числу имен существительных.
Развивающие: развивать умение строить речевые высказывания, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: интерактивная доска, документ-камера.
Дидактические средства: презентация, учебник, раздаточный материал (карточки для работы в парах, группах).
Ход фрагмента урока
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Планируемые результаты |
Мотивация | ||
Приветствует учащихся. Настраивает на урок. – Посмотрите на соседа и улыбнитесь. Посмотрите на меня и улыбнитесь. Я желаю вам успехов в работе! – Итак, ребята, внимание! – Начинаем работать. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу. |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | ||
Создаёт проблемную ситуацию. Задание: прочитайте слова. Что у них общего? Найдите лишнее слово. Пушистый, весёлые, красная, спелое. | Читают слова. Отвечают на вопрос. Находят лишнее слово. – Весёлые, так как это имя прилагательное обозначает признак нескольких предметов, а остальные — признак одного предмета. | К: участвуют в учебном диалоге, обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. |
Выявление места и причины затруднения | ||
С помощью наводящих вопросов фиксирует затруднение. – Как вы это определили? – В чем состоит наше затруднение? – Почему? Предлагает сформулировать тему и цель урока. | Высказывают своё мнение. – Мы не можем определить число имен прилагательных. – Потому что мы не знаем правила. Формулируют тему и цель урока. – Число имён прилагательных. – Учиться определять число имен прилагательных. | Р: осознают возникающие трудности и умеют искать способы их преодоления. |
Построение проекта выхода из затруднения | ||
Предлагает составить план работы с помощью постановки задач урока. – Что вы хотите узнать и чему научиться по этой теме? – Эти задачи будут составлять наш план работы. | Отвечают на вопросы. | К: умеют строить речевые высказывания. |
Реализация проекта выхода из затруднения | ||
Организует работу в парах по карточкам. Задание: из предложенного словосочетания определите число слова «шар». Воздушный шар Задаёт вопрос: – Подумайте, сможем ли мы записать эти словосочетания в форме множественного числа? – Запишите. Предлагает проверить задание под документ-камерой. – В каком числе стоит слово шар? А слово воздушный? – В каком числе стоит слово шары? А слово воздушные? Предлагает сделать вывод: – Какой можем сделать вывод? Предлагает прочитать правило в учебнике на стр. 78 и сравнить с выводом. – Правильно ли мы с вами рассуждали? – Сможем мы теперь изменять имена прилагательные по числам? | Выполняют задание в парах. Рассуждают. Высказывают своё мнение. Записывают. Проверяют и отвечают на вопросы. Делают вывод. – По числам изменяются не только имена существительные, но и прилагательные, связанные с ними по смыслу. Имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные. Читают правило. Отвечают на вопросы. | П: умеют определять число имен прилагательных по числу имени существительного. К: принимают участие в работе пары; аргументируют свою точку зрения; умеют строить выводы. П: умеют анализировать. Р: умеют действовать по плану. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | ||
Организует работу в группах по карточкам. Задание: вставьте пропущенное окончание имени прилагательного. 1 группа Интересный фильм – интересн… фильмы. 2 группа Синий василек – син… васильки. Распределяет роли (предлагает материал, записывает, отвечает). Предлагает проверить задание, выполнив его на интерактивной доске. Напоминает правила ТБ при работе с интерактивным оборудованием. Задаёт вопросы: – Что вы заметили? Что изменилось? – Назовите окончания прилагательных в ед. ч. / во мн. ч. Делает вывод. – Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос Какие? и имеют окончание ие, ые. | Выполняют задание в группах по ролям. Выполняют задание на интерактивной доске. Проверяют. Отвечают на вопросы. – Окончание прилагательных. – ые, ие. Внимательно слушают. | П: осуществляют поиск необходимой информации; формулировать выводы на основе выделения существенных признаков. Л: проявляют навыки сотрудничества со сверстниками. К: умеют сотрудничать. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | ||
Даёт задание для самостоятельной работы. Задание: укажите число имён прилагательных. Дальняя прогулка, белые фиалки. Организует взаимопроверку. Предлагает проверить по эталону. | Выполняют задание самостоятельно. Обмениваются работами с соседом для взаимопроверки. Проверяют по эталону. | Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
Подведение итогов. Рефлексия | ||
Подводит итоги урока. – Какая была тема урока? – Какую цель мы ставили? – Достигли её? – Выполнили план работы? – Как изменяются имена прилагательные по числам? – Какое окончание имеют имена прилагательные во множественном числе? Предлагает оценить свою деятельность на уроке. – Какое впечатление у вас осталось от урока? Опишите одним словом. | Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность. | Р: умеют оценивать свои действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имени существительного". 3 класс.
ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках изучению новой темы "Род имени существительного"На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно использовать презентаци...
Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имен существительных.»
Конспект урока...
Технологическая карта по русскому языку "Морфологический разбор имени существительного" 4 класс
Разработка урока по русскому языку по теме "Морфологический разбор имени существительного"...
Технологическая карта по русскому языку "Правописание окончаний имен существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах"
Технологическая карта разработана в сответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имен существительных" 3 класс. УМК "Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имен существительных" 3 класс. УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...
Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного как части речи»(УМК «Школа России, 4 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствование знаний о морфологическом разборе имени существительного как части речи, падежных окончаниях имён существительных.Задач...