Технологическая карта по русскому языку на тему "Число имен существительных"
план-конспект урока (3 класс)

3 класс ЧИП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3 ЧИП17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Число имен прилагательных

Цель урока: формирование умения определять число прилагательных.

Задачи:

Дидактические: формировать умение определять число имен прилагательных по числу имен существительных.

Развивающие: развивать умение строить речевые высказывания, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: интерактивная доска, документ-камера.

Дидактические средства: презентация, учебник, раздаточный материал (карточки для работы в парах, группах).

Ход фрагмента урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Планируемые результаты

Мотивация

Приветствует учащихся. Настраивает на урок.

– Посмотрите на соседа и улыбнитесь. Посмотрите на меня и улыбнитесь. Я желаю вам успехов в работе!

– Итак, ребята, внимание!

– Начинаем работать.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Создаёт проблемную ситуацию.

Задание: прочитайте слова. Что у них общего? Найдите лишнее слово.

Пушистый, весёлые, красная, спелое.

Читают слова.

Отвечают на вопрос.

Находят лишнее слово.

– Весёлые, так как это имя прилагательное обозначает признак нескольких предметов, а остальные — признак одного предмета.

К: участвуют в учебном диалоге, обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Выявление места и причины затруднения

С помощью наводящих вопросов фиксирует затруднение.

– Как вы это определили?

– В чем состоит наше затруднение?

– Почему?

Предлагает сформулировать тему и цель урока.

Высказывают своё мнение.

– Мы не можем определить число имен прилагательных.

– Потому что мы не знаем правила.

Формулируют тему и цель урока.

– Число имён прилагательных.

– Учиться определять число имен прилагательных.

Р: осознают возникающие трудности и умеют искать способы их преодоления.

Построение проекта выхода из затруднения

Предлагает составить план работы с помощью постановки задач урока.

– Что вы хотите узнать и чему научиться по этой теме?

– Эти задачи будут составлять наш план работы.

Отвечают на вопросы.

К: умеют строить речевые высказывания.

Реализация проекта выхода из затруднения

Организует работу в парах по карточкам.

Задание: из предложенного словосочетания определите число слова «шар».

Воздушный шар

Задаёт вопрос:

– Подумайте, сможем ли мы записать эти словосочетания в форме множественного числа?

– Запишите.

Предлагает проверить задание под документ-камерой.

– В каком числе стоит слово шар? А слово воздушный?

– В каком числе стоит слово шары? А слово воздушные?

Предлагает сделать вывод:

– Какой можем сделать вывод?

Предлагает прочитать правило в учебнике на стр. 78 и сравнить с выводом.

– Правильно ли мы с вами рассуждали?

– Сможем мы теперь изменять имена прилагательные по числам?

Выполняют задание в парах.

Рассуждают. Высказывают своё мнение.

Записывают.

Проверяют и отвечают на вопросы.

Делают вывод.

– По числам изменяются не только имена существительные, но и прилагательные, связанные с ними по смыслу. Имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные.

Читают правило.

Отвечают на вопросы.

П: умеют определять число имен прилагательных по числу имени существительного.

К: принимают участие в работе пары; аргументируют свою точку зрения; умеют строить выводы.

П: умеют анализировать.

Р: умеют действовать по плану.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует работу в группах по карточкам.

Задание: вставьте пропущенное окончание имени прилагательного.

1 группа

Интересный фильм – интересн… фильмы.

2 группа

Синий василек – син… васильки.

Распределяет роли (предлагает материал, записывает, отвечает).

Предлагает проверить задание, выполнив его на интерактивной доске.

Напоминает правила ТБ при работе с интерактивным оборудованием.

Задаёт вопросы:

– Что вы заметили? Что изменилось?

– Назовите окончания прилагательных в ед. ч. / во мн. ч.

Делает вывод.

– Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос Какие? и имеют окончание ие, ые. 

Выполняют задание в группах по ролям.

Выполняют задание на интерактивной доске. Проверяют.

Отвечают на вопросы.

– Окончание прилагательных.

ые, ие.

Внимательно слушают.

П: осуществляют поиск необходимой информации; формулировать выводы на основе выделения существенных признаков.

Л: проявляют навыки сотрудничества со сверстниками.

К: умеют сотрудничать.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Даёт задание для самостоятельной работы.

Задание: укажите число имён прилагательных.

Дальняя прогулка, белые фиалки.

Организует взаимопроверку.

Предлагает проверить по эталону.

Выполняют задание самостоятельно.

Обмениваются работами с соседом для взаимопроверки.

Проверяют по эталону.

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Подведение итогов. Рефлексия

Подводит итоги урока.

– Какая была тема урока?

– Какую цель мы ставили?

– Достигли её?

– Выполнили план работы?

– Как изменяются имена прилагательные по числам?

– Какое окончание имеют имена прилагательные во множественном числе?

Предлагает оценить свою деятельность на уроке.

– Какое впечатление у вас осталось от урока? Опишите одним словом.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою деятельность.

Р: умеют оценивать свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имени существительного". 3 класс.

ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках изучению новой темы "Род имени существительного"На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно использовать презентаци...

Технологическая карта по русскому языку "Морфологический разбор имени существительного" 4 класс

Разработка урока по русскому языку по теме "Морфологический разбор имени существительного"...

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имен существительных" 3 класс. УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имен существительных" 3 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...

Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного как части речи»(УМК «Школа России, 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствование знаний о морфологическом разборе имени существительного как части речи, падежных окончаниях имён существительных.Задач...