Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Глебова Надежда Викторовна

Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока. Методы и приёмы.

Время

           Деятельность учителя

       Деятельность учащихся

      УУД

Организационный

Словес: слово учителя

1мин

Здравствуйте,  ребята! Я желаю вам хорошего дня.

Мы отбросим прочь веселье, примем все серьёзный вид,

И отправимся учиться, это нам не повредит.

Откройте тетради,  запишите  число, классная работа.

Приветствовать друг друга и учителя

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Мотивационный

Словес.: ответы на вопрсы, слово учителя

Практич.: грамматическое задание

2мин

А сейчас минутка чистописания. Чтобы узнать, какие буквы будем писать на минутке чистописания, давайте прочитаем слова и назовём безударные гласные.    П . года, п . нал, п . льто, п . сок, п . суда, пл . вец, пш . ница. У. Какие же буквы будем писать?( а, о, е.)

 Выполнять минутку чистописания

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.:  устный ответ. С морф.зад.                        Словес.: ответы на вопросы

Словес.: ответы на вопросы

Практич.:  спис. С грам.заданием

10мин

Что общего у этих слов?

 Все они словарные и являются именами существительными.

 Докажите, что это имена существительные.

Какое слово можно назвать лишним и почему?

 Пловец – это одушевлённое существительное, а все остальные имена существительные неодушевлённые.

 На какие группы можно разделить эти слова?

 1) по родам, докажите.

 2) в зависимости от безударной гласной: а; о; е.

В каком числе записаны эти имена существительные?

 (В единственном числе).

 В каком ещё числе могут быть имена существительные?

 (Во множественном числе).

Чем отличаются имена существительные в единственном числе от существительных во множественном числе?

Существительные в единственном числе обозначают один предмет, а существительные во множественном числе обозначают несколько предметов.

  Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым словарным словом.

 Прочитайте его.

(Ужин)

Что обозначает слово ужин?

(Вечерняя еда)

На какую букву падает ударение?

 Назовите безударную гласную.

 Запишите это слово и запомните как оно пишется.

3) Восстановление деформированных предложений.

У. Составьте из данных слов предложения, напишите, объясняя пропущенные орфограммы

    С . м . я, за, собр . лась, уж . ном, вся.

    Бабушка, пир . гов, к уж . ну исп . кла.

(Работа у доски)

 Вся семья собралась за ужином.

Бабушка к ужину испекла пирогов.

Придумайте своё предложение со словом ужин.

 Назовите однокоренные слова.

 Выпишите из предложения словосочетания со словом ужин.

(Работа у доски)

 Собрались (за чем?) за ужином

 Испекла (к чему?) к ужину

 Разберите по составу однокоренные слова.

 Какая часть слова ужин изменялась?

 (Окончание).

Выделите окончание.

     Для чего изменяется окончание?

(Для связи слов в предложении).

Тема урока.

 Прочитайте в учебнике правило о том, называется изменение окончаний имён существительных по вопросам.

 Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением имён существительных по падежам или склонением.

Так какая же тема нашего урока?

(Склонение имён существительных).

 Сегодня на уроке вы будете учиться изменять имена существительные по падежам или склонять их.

Какие цели мы поставим на урок?

- познакомиться с падежами

- учиться склонять имена существительные по падежам.

Отвечать на вопросы

учителя рассуждать

Вспоминать пройденный материал по имени существительному

Читать

Строить высказывание

Выполнять упражнение с грамм заданием

Выполнять задание предложенное учителем

Определять тему урока

Ставить цели на урок

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания

К: участвуют в учебном диалоге;

формулируют ответы и выводы ; обмениваются мнениями ; строят реч. высказывания.

Решение частных задач

Практич.: устно работа по учебнику

Словес.: слово учителя

Практич.: упраж с грамм заданием

Практич.: устная работа по таблице

Практич.: упражнение с грам. заданием

25мин

    В русском языке 6 падежей. Послушайте сказку о происхождении падежей и постарайтесь запомнить их название.

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – именительный.

      Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

      Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

      Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.

      Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

      Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

     Какие падежи вы запомнили?

Название падежей и соответствующие вопросы вам предстоит выучить в учебнике.

  Сейчас мы с вами  попробуем просклонять (изменить по падежам) новое словарное слово ужин, не забывая выделять окончание.

   Существуют вспомогательные слова, которые помогают правильно записать слово в том или ином падеже. Их обычно не пишут, а только произносят.

   Почему у каждого падежа по 2 вопроса?

 Один вопрос для одушевлённых существительных, а другой – для неодушевлённых.

(Один ученик у доски склоняет слово ужин)

 Самостоятельная работа по вариантам.

 1вариант склоняет слово сосна

 2 вариант – сова

(Дети пользуются вспомогательными карточками: падеж, вспомогательное слово, вопрос)

(Проверка по слайду)

Вот, таким образом, склоняются имена существительные. Вы научитесь не только склонять (изменять по вопросам) существительные, но и определять падеж имён существительных в предложениях.

    А чтобы научиться, это делать, давайте прочитаем правило в учебнике.

    Посмотрите, у какого падежа нет предлогов?

 (У Именительного падежа).

 И ещё открою секрет про И.п. Имя существительное, которое в предложении является подлежащим, всегда стоит в И.п.

Работа по таблице.

Поупражняемся в определении имён существительных. Прочитайте предложения. От выделенных слов поставьте вопрос к существительному лиса и запишите полученные словосочетания вместе с вопросами.

 легла (кто?) лиса

 увидали (кого?) лису

 подлетели ( к кому?) к лисе

Какая часть слова изменялась?

(Окончание).

Выделите его.

Кто запомнил, как называется изменение окончаний имён существительных по вопросам?

 Склонением или изменением по падежам.

Определите падеж существительного лиса.

Продолжим упражняться в определении падежей имён существительных и выполним устно упражнение №434.

 Прочитайте задание. Что нужно знать, чтобы правильно определить падеж имени существительного?

Падежные вопросы и предлоги.

 Определите падеж существительного земля.

 Письмо по памяти. Работа в парах.

Ст . ричок отправился к морю,

(Поч . рнело синее море)

Стал он кликать з . л . тую ры . ку.

Приплыла к нему ры . ка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

У. Прочитайте текст. Из какой сказки этот отрывок? Кто его написал?

 Объясните правописание пропущенных орфограмм. Определите падеж выделенных существительных.

 (Взаимная проверка тетрадей)

Слушать учителя анализировать

Отвечать на поставленный вопрос

Работать у доски и самостоятельно

Сверять свою работу с эталоном

Работать по учебнику

Читать правило

Работать по таблице

Отвечать на вопросы

Выполнят  упражнение по учебнику с грамматическим заданием.

Писать по памяти

Отвечать на вопросы

Отвечать рассуждать

Проверять тетрадь соседа

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают  оценку учителя

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Итог урока. Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы

2мин

Что нового узнали на уроке?

Чему учились?

 Оцените себя, как вы поняли тему урока. Выберите подтверждение (+)

 - всё понял (а)

- всё понял (а), могу помочь другим

- могу выполнить, но нужна помощь

- не понял (а)

8. Домашнее задание. С.31-34 выучить правила, с.32, Упр.434.

Отвечать на вопросы учителя

Оценивать свою деятельность на уроке

Записывать домашнее задание

Р: Контроль

Коррекция

Оценка


                                        Конспект урока русского языка (3 класс, УМК «Школа России»)

                                               Тема: «Изменение имён существительных по падежам»                                                                                                                                                                                                                                                                                 Цели деятельности учителя: познакомить с падежами имен существительных; формировать  умение изменять имена существительные по падежам; развивать орфографическую зоркость. 

Планируемые результаты:

- личностные: обогащать свою речь именами существительными, изменёнными по падежам; научиться осознавать свои возможности в учении; уметь адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

- предметные:  учить названия падежей и падежных вопросов.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Русский язык: 3 класс: система уроков по учебнику Канакина В.П, Горецкий В.Г / Учитель, 2012.-426с. С.207-210; Русский язык: Учебник: В 2 ч.- М.: Академкнига/ Учебник, 2012.-Ч.1; учебная презентация.

                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе" (4 класс, ПНШ)

Технологическая карта русского языка. Составленна в соотвествии с образовательной программой....

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Род имён существительных» УМК «Школа России»

В материалах: технологическая карта, приложение и  презентация к уроку....

Технологическая карта по русскому языку на тему "«Склонение имён существительных во множественном числе». 4 класс

Технологическая карта по русскому языку на тему "«Склонение имён существительных во множественном числе». 4 класс...

Технологическая карта урока русского языка "2-е склонение имен существительных" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений определять имена существительные 2-ого склонения.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся спризнаками имен сущ...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Склонение имён прилагательных во множественном числе" УМК "Школа России" (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся понятия о склонениях имён прилагательных в форме множественного числа.Задачи:Дидактические:1. Формировать умения ...