Технологическая карта урока русского языка по теме "Род имён существительных", 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Санчило Иллона Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sanchilo_23.01_russkiy_yazyk.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока русского языка

по теме « Род имён существительных»

Класс: 3 А

Составитель: Санчило И. В.

УМК «Начальная школа XXI века»

Учебный предмет

Русский язык

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

создание условий для  обобщения знаний по теме «Род имён  существительных» 

Задачи урока

- воспитывать интерес к языку и культуру учебного труда;

 - развивать у учащихся умения исследовать и анализировать при определении рода неизменяемых имён существительных;

-  развитие речевых умений,  внимания, мышления; формирование навыков грамотного письма.

Используемые образовательные технологии

Здоровье сберегающий подход, информационно-коммуникативные технологиии, индивидуальный и дифференцированный подход

Образовательные ресурсы и оборудование

учебник «Русский язык» С.Иванов, А.О.Евдокимова и др.  для 3 кл. ч.1 презентация к уроку, мультимедийный проектор, экран, ПК

Планируемый результат

личностный:

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения;

- высказывать свою точку зрения на обсуждаемые вопросы.

метапредметные: способствовать формированию УУД:

регулятивных:  формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками  и учителем, умения выражать свои мысли;

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности

(организационный момент)

Настрой на работу в стих.форме

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

 И урок сейчас начнём.

Подготовка класса к работе

Правила посадки, положение тетради

Слайд №2

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Физминутка для глаз.

Сидя за партой: движение глазами влево-вправо, вверх-вниз, над доской-на  нос (по 5 раз каждое движение), закрыть глаза- открыть.

Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки.

Солнышко ясное встало,

-Доброе утро! – сказало.

-Доброе утро! – кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим…

Но если проснешься -

 -А дождик в окно

Стучит, да стучит

И без солнца темно?

-Доброе утро, друзья, все равно…

Придумано мудро:
-Доброе утро!

Желаю вам доброго дня и солнечного настроения.

А как ещё мы приветствуем друг друга?

Узнайте род имён существительных день, вечер, ночи, утро.

Как узнать род имени существительного?

Выполняют минутку чистописания;

Тренировка  написания буквы Д,д;

Запись словосочетаний:

 Добрый день, доброе утро,  добрый вечер.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют род сущ.: день (м.р.,), утро (ср.р.),  вечер (м.р.)

Называют слова-помощники для определения рода имён существительных: ж.р. – она, м.р. – он, ср.р. – оно.

Чтобы узнать род имени существительного, надо заменить существительное одним из слов – он, она, оно. Слайд № 3

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

Мозговая гимнастика: «Ленивые восьмёрки», «Шапка размышлений»

Создает проблемную ситуацию.

Слайд  №4.

Распределите имена существительные в столбики по родам

, .кно, в.р.бей, игру.ка, б.глец, ябл.ко, мес.ность, со.нце, м.шина,вет.р  кенгуру.

Всё ли получилось?

Что не получилось? (разошлись мнения: кенгуру – ср.р. и  м.р.) Кто прав?

Алгоритм определения рода подходит для всех имён существительных?

Что же сегодня надо обсудить?

Проверьте себя.

 Слайд № 5.

Ставят цели урока,  уточняют тему урока.

Игрушка, местность, машина – ж.р.

Воробей, беглец, дождь, ветер – м.р.

Окно, яблоко, солнце  - ср.р.

Запомним: кенгуру – м.р.

Обсудим, как узнать род неизменяемых имён существительных, тренируемся в определении рода имён существительных.

Слайд № 6

Регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: постановка вопросов;
познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

Логические – формулирование проблемы 

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Обратите внимание, что написано в учебнике о роде  неизменяемых имен существительных. (Стр.163)

Слайд №7 

1 группа Определите род следующих имён существительных:

Кафе, шимпанзе, кино, шаль, кофе, шасси.

2 группа Значение всех ли слов вам понятно?

Слайды №8, №9, № 10.

3 группа Составьте словосочетание прил.+ сущ. со словами шаль и шасси, запишите словосочетания.

Кафе (ср.р.), шимпанзе(м.р.), кино(ср.р.), шаль (ж.р.), кофе (м.р.), шасси (ср.р.)

Шасси – ср.р. -  1) основная часть автомобиля, трактора и др.транспортного средства, рама, на которой укрепляется кузов, двигатель, все механизмы и детали;

2) взлётно-посадочное устройство самолета.

Шаль – ж.р. – 1)большой вязаный или тканый платок;

2)отложной воротник с цельными отворотами, обычно закруглёнными.

Запись: тёплая шаль – ж.р.

огромное шасси – ср.р.

Регулятивные: планирование работы, прогнозирование;

познавательные: моделирование, логические – решение проблемы,

доказательство;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
 

 Физминутка

 

5. Первичное закрепление.

Упр.2 (стр. 163) – устно.

Прочитайте предложения.

Какие слова  могут помочь определить род существительных?

Что вы можете сказать об имени прилагательном, которое зависит от имени существительного?

Работа в парах по алгоритму

Имена прилагательные помогут определить род существительных: метро (какое?)  московское.

Московское метро – ср.р.

Забавный кенгуру – м.р.

Крепкий кофе – м.р.

Делаем вывод: имя прилагательное согласуется с именем сущ. в роде, ставится в той же форме, что и имя сущ. Слайд № 11

Познавательные: общеучебные- умение структурировать задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Самостоятель-

ная  работа с самопроверкой по эталону

Организует работу в парах.

Упр.3 (стр.163)

Задание:  поставьте слова в нужную форму и запишите сочетания слов.

Упр.5 (стр. 164) – устно.

Ответьте на вопрос:

 Может ли слово не иметь рода?  

Карточки по группам (приложение)

Самостоятельная работа в парах.

 

Осуществляют самопроверку, при необходимости пользуются словарем.

Читают диалог и отвечают на вопрос: «Существительное  не может не иметь рода. Род неизменяемых существительных

надо запомнить»

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и  осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня  усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке:

- Какое задание было самым лёгким?

- Какое самым трудным?

Домашнее задание:

1гр.- стр.164  упр№4, стр. 161 Знать!

2 гр. - на тему «Огород» записать 5 существительных муж. рода, 5 сущ. ж.р., 5 сущ. ср. рода, стр. 161 Знать!

3 гр. – из орфографического словарика в конце учебника выписать 5 существительных муж. рода, 5 сущ. женского рода,

   5 сущ. среднего рода. 

Высказывания учащихся.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Разбор имён существительных по составу» 3 класс.

Образовательная система: «Школа 2100» Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основ...

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ3 класс...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных во множественном числе" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с правилами написания падежных окончаний имён существительных множественного числа и имён сущес...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с системой падежных окончаний имён существительных на –ий, ие, ия.Задачи урокаДидактические:Познак...

Технологическая карта урока русского языка "Предложный падеж имён существительных" (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).Задачи ур...