Конспекты для демо-экзамена
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Русский язык. Тема: Словосочетания. 4 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tursunova_m._5nv_slovosoch.docx45.67 КБ
Файл slovosochetaniya.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Выполнила студентка группы 5НВ Турсунова Марина

Технологическая карта урока русского языка

Тема: «Что такое словосочетание?»

Цель: создание условий для усвоения знаний о словосочетании и формирования умений находить их в предложении.

Задачи:

Образовательная: Сформировать представление о словосочетании, способность различать слово, словосочетание, предложение.

Развивающая: Развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.

Воспитательная: воспитывать интерес к знаниям.

Планируемые результаты

Предметные

знать: что такое словосочетание;

уметь: выделять словосочетания в предложениях: находить и ставить вопрос от главного слова к зависимому.

закреплять: умение синтаксического разбора предложения и орфографического анализа.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения.

Универсальные учебные действие:

Познавательные:

  1. Составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме;
  2. Отвечать на вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные:

  1. Формулировать учебной цели и задач с помощью взрослого;
  2. Планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  1. Уметь в устной речи выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей;
  2. Уметь представлять и защищать результаты совместной деятельности;

Личностные:

  1. Развивать интерес к предмету, способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
  2. Учить осознавать важность изучаемого материала.

Тип урока:  открытие новых знаний

Оборудование: УМК «Школа России»  учебник Русский язык 4 кл.: Учебник:  В 2 ч./ В.П.Канакина, В. Г. Горецкий.-М.: Просвещение,  2013.-Ч.1.; презентация, раздаточный материал.                                                                                                        

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

Фронтальная форма работы

 Здравствуйте, ребята, меня зовут Марина Александровна, я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь.

 Все ли готовы начать урок?

  II. Актуализация знаний и мотивация

 

Работа с высказыванием: Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим [Сократ].

- Что означает это выражение? Вывод: - Если человек интересуется науками, книгами, то он узнает много нового за всю свою жизнь. Будет знать ответ на любой вопрос и к нему можно обратиться за советом. Сократ — это древнегреческий мыслитель, философ. Он изменил направление изучения природы, обратив внимание, прежде всего на человека. Сегодня мы также будем в роли юных мыслителей-учёных.

У вас на столах лежат дневники  юных учёных, где вы должны будете отмечать плюсом успехи на протяжении всего урока.

Фронтальная форма работы

Зимой на землю падает пушистый снег.

- Прочитайте предложение. Докажите, что это предложение?

- Молодцы, ребята. Все слова связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Значит, это предложение.

 А теперь вспомните, какие бывают предложения по цели высказывания?  Предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные (побудительные).

- Из чего состоит предложение?

- Верно, из грамматической основы, молодцы. Посмотрите на наше предложение, что здесь будет являться грамматической основой?- Подлежащее и сказуемое.
- Снег падает. Снег – подлежащее, падает – сказуемое.+

- А какие второстепенные члены вы знаете? Перечислите.

- Давайте вместе найдем, какие второстепенные члены есть у нас в предложении.   - Определение, дополнение и обстоятельство.

- Падает (когда?) зимой – это обстоятельство. Падает (на что?) на землю – это дополнение. Снег (какой?) пушистый – это определение.

- Молодцы, ребята.

III. Постановка учебной задачи

(На доске): падает зимой, падает на землю, пушистый снег, падает снег, зимой снег.

- Посмотрите на эти пары слов. Что это такое, как вы думаете?

Кто скажет тему нашего урока?- Тема урока – словосочетания. 

Какая будет цель нашего урока? Узнаем, что такое словосочетание, научимся находить их в предложении.

- А какой же план нашего урока?

Пункты плана перепутаны. Ваша задача выйти к интерактивной доске и расставить пункты планы верно. - Соблюдайте правила техники безопасности.

Работая, не забывайте про технику безопасности (не смотрите на свет из проектора, не прикасайтесь мокрыми руками к оборудованию, пользуйтесь тыльной стороной стилуса).

План:

1. Узнаем, что такое словосочетание.

2. Научимся находить их в предложении.

3.  Применим полученные знания.

Оцените свою работу в дневнике юного учёного.

IV. Открытие новых знаний

.

 

Работа по первому пункту плана. Работа со словосочетаниями.

Фронтальная форма работы

- Хорошо, кто может мне сказать, что такое словосочетание?
- Послушайте стихотворение о словосочетании.

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный - без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идет

К зависимому слову,

И никогда - наоборот,

Запомни как основу.

Микровывод: - Ребята, запомните интересный факт. Сколько в предложении второстепенных членов, столько словосочетаний у вас получится в нем найти. Давайте выполним следующее задание, нам необходимо соединить слова в словосочетания. 

Золотая рыбка        Злая старуха  Василиса Прекрасная   Чудесная дудка   Вещий сон     Волшебное зеркальце

Кощей Бессмертный        Скорый гонец

Ребята, а где мы могли встретить данные словосочетания? (межпредметная связь). – Верно, в сказках.

- Молодцы ребята! Справились с этим непростым заданием.

- Кто еще раз сформулирует что такое словосочетание?

Оцените свою работу в дневнике юного учёного.

V. Первичное закрепление

Групповая форма работы. Работа по второму пункту плана.

- Мы будем с вами работать сейчас с предложением.

Предлагаю вам разделиться на 2 группы.

1я группа будет работать у интерактивной доски.

Необходимо в данном предложении подчеркнуть главные члены.

На небе показался серп молодого месяца.

2я группа, будет работать у интерактивной панели.

- Выпишите все словосочетания из этого предложения. Помним, что грамматическая основа не является словосочетанием.

- Осуществите взаимопроверку.

- Если участники 1-ой группы выполнили всё верно, покажите солнышко.

- Если участник 2-ой группы выполнили всё верно, покажите солнышко. Молодцы

-Итак, ребята, что мы с вами сейчас узнали? Из чего состоит словосочетание?

Оцените свою работу  в дневнике юного учёного.

VI. Работа в парах  с проверкой

Работа по третьему пункту плана. Парная форма работы. Работа по карточкам.

-Итак, проведем ещё одно мини исследование в парах.

- Вы уже знаете, словосочетание - это сочетание слов, связанных по смыслу. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. От главного слова задается вопрос к зависимому. 

-У каждой пары на столе лежит карточка с заданием.

- Внимательно прочитайте задание на карточке.

Выпишите из данного текста все словосочетания. Подчеркните в первом предложении главные члены.

Кончилось весёлое лето. Пришла ненастная поздняя осень. Подул холодный ветер и сорвал листья с деревьев.

Взаимопроверка, взаимооценка.   Оцените свою работу в дневнике юного учёного.

Закрепление пройденного материала.

Разноуровневые задания.

-А сейчас выполните индивидуальные разноуровневые задания.

- Красная карточка - повышенный уровень сложности. На красной карточке задание сложнее, чем на зелёной. Выберите ту карточку, с которой вы справитесь.

Красная карточка: Выпиши словосочетания типа «прил. + сущ.». Отметь главное слово, укажи часть речи главного и зависимого слов.

Желтый петух, на узкой дороге, петь в хоре, наблюдать за звездами, день недели, клубничное варенье.
Зелёная карточка: 1.Выпиши только словосочетания.

Хлопочут без устали, летний день, гулять по лесу, акация цветёт, любить маму, солнце стояло, вкусные орехи.

-Давайте проверим  -Кто выполнил зелёную карточку, выйдите к документ - камере и продемонстрируйте свои ответы  -Если всё верно, покажите солнышко. -Кто выполнил красную карточку, выйдите к документ - камере и продемонстрируйте свои ответы -Если всё верно, покажите солнышко.

Творческое задание. Придумайте словосочетания на тему: «Чему учат в школе». Оцените свою работу в дневнике юных учёных.

VII. Рефлексия деятельности

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

Ребята, какую цель мы ставили на уроке?

Достигли ли мы этой цели?

Верно, сегодня вы достигли отличных результатов.

Как вы понимаете высказывание: Без ученья – нет уменья. (Чтобы уметь что-то делать, нужно сначала этому научится.)

Теперь посмотрите в дневник юного учёного, если вы смогли поставить все 5 плюсов, то это оценка 5, если 4 плюса, оценка4, если смогли отметить только 3 плюса. То это оценка 3. Покажите солнышко, если вы довольны своей работой на уроке, покажите тучку, если не всё получалось и были трудности. Я согласна с вашей самооценкой

 Благодарю за работу. Я закончила.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если ты будешь любознательным , то будешь много знающим [Сократ ].

Слайд 2

Зимой на землю падает пушистый снег.

Слайд 3

падает зимой падает на землю пушистый снег

Слайд 4

вослотасочение

Слайд 5

Что такое словосочетание? Цель: узнаем, что такое словосочетание, научимся находить их в предложении.

Слайд 6

План: 1. Узнаем, что такое словосочетание . 2. Научимся находить их в предложении. 3. Применим полученные знания.

Слайд 7

Золотая дудка Злая сон Василиса зеркальце Чудесная рыбка Вещий старуха Волшебное Прекрасная Кощей гонец Скорый Бессмертный

Слайд 8

Золотая рыбка Злая старуха Василиса Прекрасная Чудесная дудка Вещий сон Волшебное зеркальце Кощей Бессмертный Скорый гонец

Слайд 9

Работа в группах. 1 группа. Во втором предложении необходимо подчеркнуть главные члены предложения. На небе показался серп молодого месяца. 2 группа. Выписать все словосочетания из этого предложения. На небе показался серп молодого месяца.

Слайд 10

На небе показался серп молодого месяца . Показался на небе, серп месяца, молодого месяца .

Слайд 11

Работа в парах. Задание на карточке. Выпишите из данного текста все словосочетания. Подчеркните в первом предложении главные члены. Кончилось весёлое лето. Пришла ненастная поздняя осень.

Слайд 12

Самостоятельная работа. Красная карточка: Выпиши словосочетания типа «прил. + сущ.». Отметь главное слово, укажи часть речи главного и зависимого слов. Желтый петух, на узкой дороге, петь в хоре, наблюдать за звездами, день недели, клубничное варенье. Зелёная карточка: 1.Выпиши только словосочетания. Хлопочут без устали, летний день, гулять по лесу, акация цветёт, любить маму, солнце стояло, вкусные орехи.

Слайд 13

Творческое задание. Придумайте словосочетания на тему: «Чему учат в школе».

Слайд 14

Без ученья – нет уменья.

Слайд 15

Выводы: - Мы узнали, что словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. От главного слова задается вопрос к зависимому. - Что количество словосочетаний можно узнать по количеству второстепенных членов предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Конспект и презентация для демо-экзамена

Математика. Тема: Век. 4 кл....