Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку

Хамматова Гульфия Ишбердиновна

Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл php8lz1lm_frazeologizmy.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:

«Этот удивительный мир фразеологизмов»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Методы: проблемно – поисковый, практический.

Технологии: технология игрового обучения, личностно – ориентированное обучение.

Цель: формирование устойчивого интереса к русскому языку в процессе изучения темы «Фразеологизмы».

Задачи урока.

Обучающие:

-углубить и расширить знания обучающихся по теме: «Фразеологизмы»,

-научить работать с «Фразеологическим словарём русского языка»

Развивающие :

-развитие познавательного интереса ;

-обогащение словарного запаса учащихся;

-развитие интереса обучающихся к самостоятельному творчеству;

-развитие чувства юмора.

Воспитывающие:

-прививать любовь к родному языку;

-формировать стремление осваивать его глубины.

Ожидаемые результаты:.

Личностные:

-понимание необходимости изучения темы «Фразеологизмы» и её практического -применения.

Метапредметные:

Познавательные:

- выстраивание рассуждений для решения проблемной ситуации,

-грамотное изложение своих мыслей.

Регулятивные:

-осуществление самооценки учебной деятельности.

Предметные:

- опознавание фразеологизмов в текстах,

- толкование их лексического значения,

- понимание их грамматического строения.

Коммуникативные:

- умение работать в группе,

- приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Оборудование: учебный раздаточный и демонстрационный материал, индивидуальные коррекционные карточки, «Учебный фразеологический словарь русского языка»


Ход урока

1. Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Создание благоприятного климата на уроке. Я уверена, что сегодня на уроке никто не будет бить баклуши, а каждый будет шевелить мозгами, работать бок о бок не покладая рук.

На доске два словосочетания :сесть в лодку- сесть в калошу (дети объясняют, чем они различаются, определяют тему урока). Открывается запись начала темы: Этот удивительный мир (обучающиеся дополняют конец: фразеологизмов.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок: мы отправимся в путешествие по стране…(дети заканчивают предложение словом: Фразеология) Но к каждому путешествию надо готовиться, в особенности к такому удивительному. Вот этим мы сейчас и займёмся.

2.Актуализация опорных знаний.

- Давайте вспомним, как зовут жителей этой страны? (Фразеологизмы)

-Чем они отличаются от представителей других стран? (Это устойчивые сочетания слов с переносным значением, лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом, а не складывается из значений слов, входящих в него, является одним членом предложения).

-А где можно узнать значение фразеологизма? (Во «Фразеологическом словаре русского языка»).

3.Творческое применение и добывание знаний в новой игровой ситуации.

Сегодня мы поближе познакомимся с фразеологизмами и убедимся, что они действительно являются оригинальными, удивительными средствами языка, с ними надо дружить, ведь они обогащают нашу речь.

Итак, мы отправляемся в путешествие. в страну Фразеологию, но чтобы пройти таможенный контроль, нужно предъявить документы.

З а д а н и е 1 (устно).

Ответьте на вопросы погранслужбы.

-- Что не вырубишь топором?

(Что написано пером, не вырубишь топором)

-- Куда вставляют палки?

(Вставляют палки в колеса)

-- Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

-- На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

-- Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

-- Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

Молодцы! Нашли правильные ответы. Это позволило нам быстро войти в волшебную страну Фразеология. Перед нами столица. Очень хочется войти в неё, но мы опять оказались возле ворот. Чтобы их открыть, необходимо, как в любой сказке, что-то отгадать или выполнить какое-нибудь задание.

З а д а н и е 2.

Ой, да тут беспорядки, что-то перепуталось. Давайте разберёмся и поможем жителям исправить ошибки!

(Работа в разноуровневых группах).

1 группа исправляет ошибки во фразеологизмах:

-Первый клин комом.

-От бобра бобра не ищут.

-На безрыбье и бак рыба.

-Жди у горя погоды.

-Мы сами с ушами.

-Два сапога -тара.

-Ус хорошо, два лучше.

-Один в золе не воин.

-Трус своей лени боится.

-Толочь в ступе соду.

2 группа соединяет разбросанные части фразеологизмов.

(На доске в беспорядке части фразеологизмов «Как баран на новые ворота» «Кататься как сыр в масле», «Денег куры не клюют», «Как кот наплакал», «Тянуть кота за хвост», «Сказка про белого бычка», «Как с гуся вода».

Давайте перед тем, как сдавать работы, проверим, всё ли вы сделали верно.. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение). Запишем эти значения.

С заданием вы справились хорошо, и ворота уже открыли. Но перед тем как войти, давайте немного отдохнём.

Физкультпауза

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их развернём.

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

З а д а н и е 3

Для тех, кто вошел в город, приготовлено ещё одно задание. Мы выполним его по группам.

На доске 10 фразеологизмов с разными значениями. 1 группа выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2- «обманывать», 3-«быстро бежать».

  1. Сломя голову
  2. Сидеть сложа руки
  3. Во весь дух
  4. Водить за нос
  5. Втирать очки
  6. Бить баклуши
  7. Во весь дух
  8. Вводить в заблуждение
  9. Со всех ног

10.Высунув язык

А теперь давайте проверим

Молодцы. Вас можно назвать тружениками. Какую работу мы с вами проделали!

А какая орфограмма есть в слове «бездельничать?» (Дети объясняют правописание приставки «без»).

хорошо. Путешествуем дальше.

З а д а н и е 4. (первая половина задания устно, вторая -- письменно).

Жители этого города не только трудолюбивые, но и очень добрые люди. По-доброму они относятся и к животным. Горожане построили для них теплый, уютный зоопарк. А кто обитает в этом зоопарке, вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:

(По мере угадывания на экране появляются изображения животных)

-- Голоден, как …(волк)

-- Труслив, как ...(заяц)

-- Здоров, как …(бык)

-- На ухо наступил… (медведь)

-- Смотрит, как …(баран) на новые ворота

-- Грязный, как … (свинья)

-- Колючий, как … (еж)

Вот какой зоопарк есть в городе. А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями. (Болтливый, как сорока; Немой, как рыба). Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением. Знание какого раздела науки о языке помогает нам правильно расставить знаки препинания? (Пунктуации)

 Физкультминутка.

Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

-- Встанем, как аршин проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Попрыгаем, как заяц.

-- Дадим задний ход.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

-- Побьем друг другу челом.

-- Разведем руками.

-- А теперь -руки в брюки.

-- Подержим нос по ветру.

-- Намылим друг другу голову.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие. А как называются люди, которые живут в других странах? (Иностранцы). Знаете, ребята, что значение русских фразеологизмов не всегда понятно иностранцам? А как вы думаете, почему? (Потому что фразеологизмы имеют переносное значение).

З а д а н и е 5. (письменно в тетрадях и у доски).

Один иностранный художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у него получилось. (На слайде юмористические картинки с изображением фразеологизмов в прямом значении: «Водить за нос», «Развешивать уши», «Точить зубы», «Клевать носом», «Делать из мухи слона», «Прикусить язык», «Чесать языки», «Строить глазки», «Не в своей тарелке»). Назовите эти устойчивые сочетания. Проверьте правильность по таблице. Объясните их значение. Запишите.

Индивидуальное дополнительное задание

для тех, кто быстро справился с предыдущими заданиями: найдите безударную гласную в корнях слов, где она есть. Подберите к этим словам проверочные (выполняется у доски).

Работа с «Фразеологическими словарями русского языка».

З а д а н и е 6. (устно)

Ребята, а что вы делаете, если не знаете значение какого-нибудь фразеологизма? (Обращаемся к «Фразеологическому словарю русского языка»). Правильно, в этом нам помогают словари. У вас на партах они лежат. Давайте найдем и прочитаем значения фразеологизмов «Танталовы муки», «Манна небесная», «Ахиллесова пята», «Яблоко раздора».

Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).

Экскурсия наша подходит к концу. Мы покидаем гостеприимных горожан и говорим им: «До свидания!»

Личностно-ориентированное задание на коррекцию шипящих звуков.

У детей индивидуальные каточки-загадки с фразеологизмами.

Задания: добавьте пропущенные слова, отгадайте загадки, произнесите их вслух несколько раз, выделяя голосом шипящие звуки.

1).Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.

О них обычно говорят: водой…

2) Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки

Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…

3).Фальшивят, путают слова, поют кто в лес,…

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши…

4.Итоговая самостоятельная работа. Личностно- ориентированная.

1-ая группа. Прочитайте текст, найдите в нём фразеологизмы, подчеркните их.

2-ая группа. Прочитайте текст, найдите фразеологизмы, выпишите их.

3-ья группа. Прочитайте текст, найдите фразеологизмы, выпишите, попробуйте заменить их (где это возможно) обычными словами или словосочетаниями.

Мой друг

Мой друг Саша живёт в двух шагах от моего дома. Мы с ним - не разлей вода! У Саши золотые руки - он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова, ведь учится мой друг на одни пятёрки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Как хорошо, что у меня есть такой друг!

Выполняя это задание, вы напрягали глаза, давайте поможем им.

Гимнастика для глаз

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Учитель:

Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперёк,

И так устали мы в дороге,

Что еле волочили ноги?

Я слышу, что это не про нас? Замечательно! Но, тем не менее,.время путешествия заканчивается и нам пора прощаться с гостеприимными жителями необычной страны ФРАЗЕОЛОГИЯ.

5. Рефлексия.

-Ребята, вам понравилась экскурсия? (Да).

-Что мы с вами сегодня делали на уроке? 

-Вспоминали, что такое фразеологизмы , обобщали и увеличивали наши знания, узнали много новых фразеологизмов, научились работать с «Фразеологическим словарём русского языка», выполнили много интересных заданий, путешествуя по стране Фразеология

-А что вам понравилось больше всего?

-Экскурсия в страну Фразеология. Интересные игры и задания. И хотя мы много работали, но, к удивлению, нисколько не устали. Давайте чаще проводить игровые уроки, уроки-путешествия.

-ДА, вы сегодня на славу потрудились. Оцените, пожалуйста, свой вклад в нашу общую работу? У вас на столах лежат карточки разных цветов. Красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно. Поднимите, какую вы считаете нужной.

-Прекрасно, я вас поздравляю: синих нет вообще, зато много красных.

6. Итог урока. Выставление оценок.

7. Дифференцированное домашнее задание по выбору учащихся и рекомендациям педагога.

1. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам.

2. Выполнение упражнений учебников:

а). Русский язык.6 класс. Часть 1 Л.М. Рыбченкова Упр.208.

б). Русский язык. 6 класс М.Т.Баранов.Упр. 151.

3.Творческое задание: написать отзыв о посещении страны Фразеология.

Мне было приятно с вами работать. Спасибо. До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...