Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
php8lz1lm_frazeologizmy.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:
«Этот удивительный мир фразеологизмов»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Методы: проблемно – поисковый, практический.
Технологии: технология игрового обучения, личностно – ориентированное обучение.
Цель: формирование устойчивого интереса к русскому языку в процессе изучения темы «Фразеологизмы».
Задачи урока.
Обучающие:
-углубить и расширить знания обучающихся по теме: «Фразеологизмы»,
-научить работать с «Фразеологическим словарём русского языка»
Развивающие :
-развитие познавательного интереса ;
-обогащение словарного запаса учащихся;
-развитие интереса обучающихся к самостоятельному творчеству;
-развитие чувства юмора.
Воспитывающие:
-прививать любовь к родному языку;
-формировать стремление осваивать его глубины.
Ожидаемые результаты:.
Личностные:
-понимание необходимости изучения темы «Фразеологизмы» и её практического -применения.
Метапредметные:
Познавательные:
- выстраивание рассуждений для решения проблемной ситуации,
-грамотное изложение своих мыслей.
Регулятивные:
-осуществление самооценки учебной деятельности.
Предметные:
- опознавание фразеологизмов в текстах,
- толкование их лексического значения,
- понимание их грамматического строения.
Коммуникативные:
- умение работать в группе,
- приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Оборудование: учебный раздаточный и демонстрационный материал, индивидуальные коррекционные карточки, «Учебный фразеологический словарь русского языка»
Ход урока
1. Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
Создание благоприятного климата на уроке. Я уверена, что сегодня на уроке никто не будет бить баклуши, а каждый будет шевелить мозгами, работать бок о бок не покладая рук.
На доске два словосочетания :сесть в лодку- сесть в калошу (дети объясняют, чем они различаются, определяют тему урока). Открывается запись начала темы: Этот удивительный мир (обучающиеся дополняют конец: фразеологизмов.
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок: мы отправимся в путешествие по стране…(дети заканчивают предложение словом: Фразеология) Но к каждому путешествию надо готовиться, в особенности к такому удивительному. Вот этим мы сейчас и займёмся.
2.Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним, как зовут жителей этой страны? (Фразеологизмы)
-Чем они отличаются от представителей других стран? (Это устойчивые сочетания слов с переносным значением, лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом, а не складывается из значений слов, входящих в него, является одним членом предложения).
-А где можно узнать значение фразеологизма? (Во «Фразеологическом словаре русского языка»).
3.Творческое применение и добывание знаний в новой игровой ситуации.
Сегодня мы поближе познакомимся с фразеологизмами и убедимся, что они действительно являются оригинальными, удивительными средствами языка, с ними надо дружить, ведь они обогащают нашу речь.
Итак, мы отправляемся в путешествие. в страну Фразеологию, но чтобы пройти таможенный контроль, нужно предъявить документы.
З а д а н и е 1 (устно).
Ответьте на вопросы погранслужбы.
-- Что не вырубишь топором?
(Что написано пером, не вырубишь топором)
-- Куда вставляют палки?
(Вставляют палки в колеса)
-- Что бьют бездельники?
(Бьют баклуши)
-- На каких ножках избушка?
(Избушка на курьих ножках)
-- Кого тянут за хвост?
(Тянуть кота за хвост)
-- Когда цыплят считают?
(Цыплят по осени считают)
Молодцы! Нашли правильные ответы. Это позволило нам быстро войти в волшебную страну Фразеология. Перед нами столица. Очень хочется войти в неё, но мы опять оказались возле ворот. Чтобы их открыть, необходимо, как в любой сказке, что-то отгадать или выполнить какое-нибудь задание.
З а д а н и е 2.
Ой, да тут беспорядки, что-то перепуталось. Давайте разберёмся и поможем жителям исправить ошибки!
(Работа в разноуровневых группах).
1 группа исправляет ошибки во фразеологизмах:
-Первый клин комом.
-От бобра бобра не ищут.
-На безрыбье и бак рыба.
-Жди у горя погоды.
-Мы сами с ушами.
-Два сапога -тара.
-Ус хорошо, два лучше.
-Один в золе не воин.
-Трус своей лени боится.
-Толочь в ступе соду.
2 группа соединяет разбросанные части фразеологизмов.
(На доске в беспорядке части фразеологизмов «Как баран на новые ворота» «Кататься как сыр в масле», «Денег куры не клюют», «Как кот наплакал», «Тянуть кота за хвост», «Сказка про белого бычка», «Как с гуся вода».
Давайте перед тем, как сдавать работы, проверим, всё ли вы сделали верно.. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение). Запишем эти значения.
С заданием вы справились хорошо, и ворота уже открыли. Но перед тем как войти, давайте немного отдохнём.
Физкультпауза
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их развернём.
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
З а д а н и е 3
Для тех, кто вошел в город, приготовлено ещё одно задание. Мы выполним его по группам.
На доске 10 фразеологизмов с разными значениями. 1 группа выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2- «обманывать», 3-«быстро бежать».
- Сломя голову
- Сидеть сложа руки
- Во весь дух
- Водить за нос
- Втирать очки
- Бить баклуши
- Во весь дух
- Вводить в заблуждение
- Со всех ног
10.Высунув язык
А теперь давайте проверим
Молодцы. Вас можно назвать тружениками. Какую работу мы с вами проделали!
А какая орфограмма есть в слове «бездельничать?» (Дети объясняют правописание приставки «без»).
хорошо. Путешествуем дальше.
З а д а н и е 4. (первая половина задания устно, вторая -- письменно).
Жители этого города не только трудолюбивые, но и очень добрые люди. По-доброму они относятся и к животным. Горожане построили для них теплый, уютный зоопарк. А кто обитает в этом зоопарке, вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:
(По мере угадывания на экране появляются изображения животных)
-- Голоден, как …(волк)
-- Труслив, как ...(заяц)
-- Здоров, как …(бык)
-- На ухо наступил… (медведь)
-- Смотрит, как …(баран) на новые ворота
-- Грязный, как … (свинья)
-- Колючий, как … (еж)
Вот какой зоопарк есть в городе. А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями. (Болтливый, как сорока; Немой, как рыба). Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением. Знание какого раздела науки о языке помогает нам правильно расставить знаки препинания? (Пунктуации)
Физкультминутка.
Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).
-- Встанем, как аршин проглотили.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза.
-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
-- Побьем друг другу челом.
-- Разведем руками.
-- А теперь -руки в брюки.
-- Подержим нос по ветру.
-- Намылим друг другу голову.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие. А как называются люди, которые живут в других странах? (Иностранцы). Знаете, ребята, что значение русских фразеологизмов не всегда понятно иностранцам? А как вы думаете, почему? (Потому что фразеологизмы имеют переносное значение).
З а д а н и е 5. (письменно в тетрадях и у доски).
Один иностранный художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у него получилось. (На слайде –юмористические картинки с изображением фразеологизмов в прямом значении: «Водить за нос», «Развешивать уши», «Точить зубы», «Клевать носом», «Делать из мухи слона», «Прикусить язык», «Чесать языки», «Строить глазки», «Не в своей тарелке»). Назовите эти устойчивые сочетания. Проверьте правильность по таблице. Объясните их значение. Запишите.
Индивидуальное дополнительное задание
для тех, кто быстро справился с предыдущими заданиями: найдите безударную гласную в корнях слов, где она есть. Подберите к этим словам проверочные (выполняется у доски).
Работа с «Фразеологическими словарями русского языка».
З а д а н и е 6. (устно)
Ребята, а что вы делаете, если не знаете значение какого-нибудь фразеологизма? (Обращаемся к «Фразеологическому словарю русского языка»). Правильно, в этом нам помогают словари. У вас на партах они лежат. Давайте найдем и прочитаем значения фразеологизмов «Танталовы муки», «Манна небесная», «Ахиллесова пята», «Яблоко раздора».
Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).
Экскурсия наша подходит к концу. Мы покидаем гостеприимных горожан и говорим им: «До свидания!»
Личностно-ориентированное задание на коррекцию шипящих звуков.
У детей индивидуальные каточки-загадки с фразеологизмами.
Задания: добавьте пропущенные слова, отгадайте загадки, произнесите их вслух несколько раз, выделяя голосом шипящие звуки.
1).Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.
О них обычно говорят: водой…
2) Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки
Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…
3).Фальшивят, путают слова, поют кто в лес,…
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши…
4.Итоговая самостоятельная работа. Личностно- ориентированная.
1-ая группа. Прочитайте текст, найдите в нём фразеологизмы, подчеркните их.
2-ая группа. Прочитайте текст, найдите фразеологизмы, выпишите их.
3-ья группа. Прочитайте текст, найдите фразеологизмы, выпишите, попробуйте заменить их (где это возможно) обычными словами или словосочетаниями.
Мой друг
Мой друг Саша живёт в двух шагах от моего дома. Мы с ним - не разлей вода! У Саши золотые руки - он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова, ведь учится мой друг на одни пятёрки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Как хорошо, что у меня есть такой друг!
Выполняя это задание, вы напрягали глаза, давайте поможем им.
Гимнастика для глаз
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Учитель:
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк,
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили ноги?
Я слышу, что это не про нас? Замечательно! Но, тем не менее,.время путешествия заканчивается и нам пора прощаться с гостеприимными жителями необычной страны ФРАЗЕОЛОГИЯ.
5. Рефлексия.
-Ребята, вам понравилась экскурсия? (Да).
-Что мы с вами сегодня делали на уроке?
-Вспоминали, что такое фразеологизмы , обобщали и увеличивали наши знания, узнали много новых фразеологизмов, научились работать с «Фразеологическим словарём русского языка», выполнили много интересных заданий, путешествуя по стране Фразеология
-А что вам понравилось больше всего?
-Экскурсия в страну Фразеология. Интересные игры и задания. И хотя мы много работали, но, к удивлению, нисколько не устали. Давайте чаще проводить игровые уроки, уроки-путешествия.
-ДА, вы сегодня на славу потрудились. Оцените, пожалуйста, свой вклад в нашу общую работу? У вас на столах лежат карточки разных цветов. Красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно. Поднимите, какую вы считаете нужной.
-Прекрасно, я вас поздравляю: синих нет вообще, зато много красных.
6. Итог урока. Выставление оценок.
7. Дифференцированное домашнее задание по выбору учащихся и рекомендациям педагога.
1. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам.
2. Выполнение упражнений учебников:
а). Русский язык.6 класс. Часть 1 Л.М. Рыбченкова Упр.208.
б). Русский язык. 6 класс М.Т.Баранов.Упр. 151.
3.Творческое задание: написать отзыв о посещении страны Фразеология.
Мне было приятно с вами работать. Спасибо. До свидания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...