Конспект урока по истории МБОУ «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа №1» Конспект открытого урока по истории «Во времена Древней Руси». 4 класс
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме

 

                                                                                                     МБОУ «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная  школа №1»

   

 

 

   

 

 

 

 

Конспект открытого урока

по истории

«Во времена Древней Руси».

4 класс

 

 

 

 

 

 

                                      

 

                                                                                 Подготовила: Гришина И.И.

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зубова Поляна

ИСТОРИЯ

 

ТЕМА: Во времена Древней Руси.

ЦЕЛИ: формировать представление о Древней Руси, о древних князьях;     развивать устную речь, мышление;

 воспитывать интерес к истории.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта Древней Руси, кроссворд, портрет князя Владимира и Олега; книги: «Я познаю мир. История», «Песнь о Вещем Олеге», справочник дошкольника  История.

 

ХОД УРОКА

 I Организационный момент

 II Сообщение цели урока.

Сегодня мы продолжим путешествие по дороге истории. И путь наш лежит во времена Древней Руси, в гости к князю Владимиру.

  III Проверка домашнего задания.

1.Индивидуальные карточки.

  А)  Расскажи о жизни восточных славян.

    Б) Опиши род деятельности мужчин и женщин.

 

2. Тест по теме «Жизнь Древних славян».

 

1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:

А) восточных славян

Б) западных славян

В) южных славян

2.Древние славяне жили:

А) семьями

Б) в одиночку

В) племенами

3.Посуду делали Древние славяне из:

 А) глины

Б) металла

В) дерева

4.Богом грома и молнии у Древних славян был:

А) Зевс

Б) Перун

В) Марс

5.Свои дома славяне строили:

А) из камня

Б) из кирпича

В) из стволов деревьев

6.Славяне занимались сообща:

А) земледелием

Б) бортничеством

В) рыболовством

 

3. Проверка теста (ключ ответов)

       1 А             4 Б

       2 В             5В 

       3 А             6А

4. Заслушивание индивидуальных ответов.

 

- Молодцы, вы хорошо подготовились и поэтому успешно справились со всеми заданиями. Помните, что русские произошли от славян, которые были людьми гостеприимными, добрыми, выходя из дома, дверь не закрывали. А на столе оставляли еду, на случай если зайдёт странник.

  IVРабота по новой теме.

   1.Вступительное слово учителя.

   В те далёкие времена правления у славян не было, такого как у нас. Государей не было, а в каждой семье делами заправлял старший. Для решения важных дел собирались на вече (собрании) и решали дела сообща. Если не получалось миром, то начиналась драка и прав был тот, кто побеждал. Только в последствии стали править князья. Как они начали править, кто были такие, и как началось Русское государство, достоверно неизвестно. В летописи говорится следующее… (с.154-155 Я познаю мир. История)

   Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

    2. Работа по карте Древней Руси.

  - Рассмотрите карту Древней Руси (учебник стр. 41)

  -  Покажите территорию Древней Руси в конце  9 века, а в начале 11 века. Какие изменения произошли?

   - Почему территория увеличилась?

   - Назовите, в какие города можно попасть по реке Днепр?

    3.Чтение материала в учебнике (с. 40-42)

   - Назовите главные дороги, которые являлись связующими для жителей Древней Руси

    -Кто был главой Руси?

    - Кто из русских князей особенно прославился своими военными подвигами?

   4. Сообшение о Вещем Олеге.

   5. Князь Владимир Красное Солнышко.

Итак, мы назвали, что главой Руси был великий князь киевский.

 - Объясните, как вы понимаете значение слова – князь.

   Помощь консультанта (из словаря ученица читает значение слова князь)

 

   6. Сообщение о князе  Владимире.

     Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси.

    - Что такое крещение?

    Помощь консультанта.

       Предки наши были в то время язычниками, верили во многих богов, ставили им идолов и поклонялись им. Главными божества ми у русских славян были: Перун – бог грома и молнии, Волос – бог скота, Стрибог – бог ветра. Ещё  славяне верили в леших, водяных, домовых. Все удачи и неудачи сдучались по милости бога. Чтобы задобрить  сердитого бога, заручиться его милостью, ему приносили жертву. Обвешивали разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его. Язычники думали, что огонь передаст сожженное богу. Он насытиться и смилуется. В важных случаях,  в жертву приносили людей. (например за победу над врагами)

    Однажды при князе Владимире жребий пал на одного христианского мальчика, но отец не хотел отдавать сына и сказал: «не дам я своего сына вашим богам, не боги они, а дерево, сегодня стоят, а завтра сгниют. Бог один, который сотворил небо и землю, звёзды, солнце, луну и человека. А ваши боги сами сделанные. Если они боги, пусть придут за моим сыном».

     Язычники озлились и убили хрестианина вместе с сыном. Мало-помалу христианская вера стала распространяться на Руси. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договориться с соседними странами.

     Первыми Владимир Святославович окрестил киевлян. Княжеские слуги объехали весь город Киев и оповестили, когда и куда надо приходить. «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг» - объяснил князь.

     В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву.

       7. Чтение текста в учебнике с.43-45

  - Какие изменения произошли на Руси с принятием христианства?

       8.Открытие школ на Руси. (Я познаю мир с. 222)

  V Закрепление изученного. Кроссворд.

     1.Какое важное событие произошло в 988 году? (крещение)

     2.Какой русский князь прославился военными подвигами? (Олег)

     3.Как назывались дороги, связывающие между собой жителей Древней Руси? (водные)

     4.Как стали называть добрых молодцев Древней Руси? (богатыри)

     5.Кто были помощники и советники князя? (бояре)

     6.К воротам какого города прибил свой щит князь Олег? (Царьград)

      7.Какие здания для молитв стали сооружаться на Руси после крещения?      (соборы)

       8.Каа звали князя Красное Солнышко? (Владимир)

 

-    Назовите ключевое слово. (Новгород). В этот город мы совершим заочное путешествие на следующем уроке.

   VI Работа в тетрадях.

Стр.16 №4 (работа в парах)

    VII    Итог урока.

 - Что понравилось на уроке?

 - О чём  хотелось бы узнать подробнее?

    VII Оценочные суждения.

     VIII Домашнее задание. С.40-45, тет. С.15-16

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8вида) во 2 классе на тему: «Правописание заглавной буквы в именах людей».

Цель: развитие умений осознанного написания заглавной буквы в именах людей.Задачи:Образовательные:-актуализировать имеющиеся  знания учащихся по данной теме,-продолжить работу по формирован...

Конспект урока по окружающему миру в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8 вида) в 4 классе на тему: "Тайны жизни насекомых".

Цель: изучение характерных признаков класса «Насекомые», формирование знаний об отличительных признаках насекомых, их разнообразии. Задачи:  Образовательные: способствовать обогащению ...

Контрольная работа. Быт крестьянина во времена Древней Руси. 3 класс.

Данный материал может использоваться учителем и в качестве актуализации знаний на уроках истории....

Проверочная работа . Моё Отечество.Времена Древней Руси. 3 класс.

Проверочная работа включает следующие понятия: степняки-кочевники, европейские рыцари, задания на сотношение год-событие, знание исторических событий....