Цели деятельности учителя | Образовательная:Обобщить и систематизировать знания о частях речи Деятельностная:отрабатывать умение определять связь между частями речи |
Задачи урока:
| 1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; 2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма; 3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу. |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Планируемые образовательные результаты | Планируемые результаты: Личностные: - Проявлять интерес к русскому языку;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению.
Предметные: - Применение орфографических правил;
- Умение писать без ошибок;
- Осознание позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека.
Метапредметные: Познавательные УУД: - Применять правила и пользоваться инструкциями;
- Передавать информацию устным и письменным способом.
Коммуникативные УУД: - Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Регулятивные УУД: - Формировать и удерживать учебную задачу;
- Использовать речь для регуляции своего действия.
|
Основные понятия
| Части речи: им.существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, служебные части речи. |
Межпредметные связи | Литературное чтение |
Методы и формы обучения | - Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный; - индивидуальная, фронтальная, групповая |
Ресурсы: | В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина «Методическое пособие с поурочными разработками» 3 класс, презентация PowerPoint, раздаточный материал. |
Дополнительные ресурсы
| Раздаточный материал |
Структура технологической карты урока
|
Технология проведения Этапы урока | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I.Организационный момент
(1 минута)
| Ребята, в начале урока я хочу передать вам свою доброту, и она идет от меня к Кристине, от Кристины к Егору и дальше, и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что доброты стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей. Пусть же она вас не покидает и греет. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем гостей. Садимся. Открываем тетради, записываем число, классная работа. | Мотивация учащихся к учебной деятельности, проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу.
Присаживаются, следят за осанкой.
| Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.
Записывают число, классная работа. | Личностные: выделятьнравственныеаспектыповедения.
|
II. Чистописание (1 минута)
| Минутка чистописания
| Сегодня на минутке чистописания мы повторим, как пишется заглавная буква П. Из каких элементов состоит заглавная буква П?
Назовите звук, который она обозначает – Дайте характеристику звуку-
Пропишите |
Длинная наклонная прямая с закруглением внизу влево и вправо, перекладина с закруглением звук - (п) Согласный, парный по глухости звонкости и мягкости – твердости. Дети прописывают букву П. | Регулятивные:планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности. Личностные: Уметьвыделятьэстетические аспектыдеятельности. |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
(2 минуты)
| Когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила в коробочку. Ой! Что же случилось с моими словами? Они все перепутались. |
Ребята, помогите мне разделить их на группы, и тогда вы определите тему урока и задачи, стоящие перед нами на уроке. Но сначала запишем их. Не забываем ставить ударение и подчёркивать орфограммы.Овёс, четыре, праздник, а, гореть, под, чёрный, он, не (играет).
Сверьте с записью на доске. Если правильно, поставьте +.
|
Слабые ученики работают в карточках- вставляют пропущенные буквы в словах. Один ученик работает у доски Самооценка.
| Познавательные УУД: уметь проводить сравнение по заданным критериям Коммуникативные УУД: соблюдать простейшие нормы речевого этикета, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД: проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.
|
1) Актуализация знаний
(3 минуты) | На какие группы можно разбить эти слова? Назовите тему урока и задачи, которые стоят перед нами на уроке?
| Какие слова записали? Какая орфограмма встретилась в слове праздник? Овёс?
Для чего нужно знать эту тему? | Словарные Непроизносимая согласная Непроверяемая гласная, парная согласная. Части речи Закрепить знания о частях речи, установить взаимосвязь между частями речи. Чтобы грамотно писать и читать. | ПознавательныеУУД: Уметьосуществлятьанализобъектовсвыделениемсущественныхинесущественныхпризнаков. логические-осуществляют поиск необходимой информации из других источников КоммуникативныеУУД:Уметьоформлятьсвоимысливустнойформе. РегулятивныеУУД:Уметьопределятьиформулироватьцельнаурокеспомощьюучителя. ЛичностныеУУД: Уметьустанавливатьсвязьмеждуцельюучебнойдеятельности и ее мотивом. |
IV. Обобщение и систематизация знаний.
(20 минут)
| Хотите послушать сказку про то, как наши слова нашли своё место? Отправились наши слова бродить по свету в поисках того, кто их расставит, как надо. Бродили- бродили они по лесам и болотам и в одно прекрасное утро вышли к большому городу. На воротах города большими золотыми буквами написано «….». А как назывался город, вы скажите в конце урока. Вошли они в город, постучались в первый домик, а тут - откуда ни возьмись - стража! Схватили их и спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?». Одни слова растерялись, другие ответили.
Чтобы закрепить знания об им. существительном, выполним задания. Перед вами три стола со звёздочками. * говорит о том, что уровень сложности задания лёгкий. ** - средний, *** - высокий. Выбирайте стол с заданиями и приступайте к выполнению.
Выявление существенных признаков им.сущ-ого
Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные пошли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом. Идут- идут по дороге, видят другой домик. А в нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» - строго спрашивают. -Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи даром не нужны. |
Как вы думаете, какие из слов , что мы записали, могли ответить на вопросы КТО? ЧТО? (Возможен вариант ответа «ОН».Смогут ли имена существительные и местоимения жить в одном домике?Нет) Что они обозначают? Теперь скажите, пожалуйста, как звали жителей этого домика? * (Лёша, Настя, Егор, Сабрина) Заполни таблицу по образцу Часть речи | Обозначает | Отвечает на вопрос кто? | Отвечает на вопрос что? | Имя существительное | Предмет | Птица | Стул |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Белый, белка, прыжок, ходить, сон, сметана, любовь, ненавидеть, улыбка. (Вика В. ,Вика С., Кристина) 1. Выбери из скобок правильное определение Имя существительное - это (часть слова, часть речи), которая обозначает (признак, предмет) и отвечает на вопрос (кто? что?; что делает, что сделал?). 2. Подчеркни имена существительные. Белый, белка, прыжок, ходить, сон, сметана, любовь, ненавидеть, улыбка. *** (Виолетта, Дима, Никита, Ярослав,Соня). 1. Дополни определение, вставь пропущенные слова. Имя существительное – это _________________________, которая обозначает _________________и отвечает на вопросы ____________или _______________. 2. Подчеркни имена существительные. Белый, белка, прыжок, ходить, сон, сметана, любовь, ненавидеть, улыбка. Сверьте с эталоном на экране. Кто выполнил верно, поставьте +. Ребята, посмотрите на кластер, каких признаков им.сущ. не хватает?
Ребята, давайте посмотрим на слова на доске и скажем, какие слова могут что-то делать. Как зовут жителей этого домика? Закрепим наши знания о глаголе, выполнив задания. * Подбери к глаголам вопросы. Укажи стрелкой. (что делала?) посмотрит (что сделает?) варила (что сделал?) играю (что делаю?) съел ** Дополни определение, вставь пропущенные слова. Глагол – это _________________________, которая обозначает _________________и отвечает на вопросы ____________или _______________. *** Вставь пропущенные глаголы. Летом ребята ______________ гербарий. Они ______________их в школу. На уроках гербарии ________________ детям. Ребята наглядно _____________________растительный мир их леса. Будущим летом они снова __________________гербарии. Собрали, принесли, помогают, представляют, соберут. Проверим, правильно ли вы выполнили задания. ** Вика прочти определение *Леша, подбери к глаголам вопросы *** Какие глаголы вставили? Посмотрите на кластер, можно добавить еще что-нибудь? |
Овёс, праздник
Предмет Им. существительные
Одуш./неодуш, нариц./ненариц., ед.ч./мн.ч., род Гореть , не играет. Глаголы
Коллективная проверка
Нет, мы пока больше ничего не знаем. | Коммуникативные: учитывать разные мнения и учиться высказывать своё. Познавательные: умение строить связные высказывания в устной форме. Регулятивные:планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности.
|
V. Физкультминутка
(2 минуты) | Давайте немного отдохнём. Я буду называть предметы, а вы называете их действия и выполняете.
Молодцы! Давайте вернёмся к нашим словам. |
Заяц (прыгает) Медведь (топает) Птицы (летают)Скороход (бежит) Рыбы (плавают) Лягушка (скачет) Лентяй (подтягивается) Спортсмен (делают разные движения)
|
Повторяют действия за учителем. Отдых. Смена деятельности | Личностные: соблюдение правил здоровьесберегающего поведения. Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий,ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
VI.Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
| И опять некоторые слова остались без дома. Опять их не пустили. Пошли они дальше. Смотрят домик красивый стоит. Заглянули в окошко - комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь - и тут стражники стоят. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие подарки несёте?» - спрашивают.
| Давайте посмотрим, какое слово может здесь остаться. Как зовут жителей этого домика, знаете?
Поработаем в группах и составим кластер о им. прилагательном.
От чего зависят признаки им.прилагательного?
Выпиши прилагательные Бегун, бежать, беговые, красный, краснота, краснеть, синяя, синька, посинел. К доске Вика С. Проверим на экране. | Чёрный Имя прилагательное.
От им.сущ-ого, с которым связано | Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные:принимать и соблюдать правила групповой работы. Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; учитывать правило в планировании и способе решения поставленной задачи; осуществлять пошаговый и итоговый контроль. |
VII.Применение знаний и умений в новой ситуации. IX. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
| И пошли наши слова дальше. Подошли они к следующему дому, смотрят: а там слова что-то натворили, и не признаются, а только на других указывают. «Это не я!», «Это он!». «Нет, это она!», «Нет, ты!». Подошли наши слова путешественники к ним и спрашивают: «Что случилось?» -Мы потеряли свои имена, - ответили местные жители-слова. И теперь вместо имён называем всех ОН, ОНА, ОНО.Да и предметы назвать не можем, а только пальцем показываем и говорим ОН, ОНА, ОНО. Только эти слова и остались вместо имени
.
А другие слова пошли дальше. Не хотелось им своё имя забывать. Привела их дорога к другому домику. Смотрят там слова, как солдаты, строгими рядами маршируют: раз-два! Раз-два! По порядку рассчитываются: Первый! Второй! Третий! Четвёртый! А другие в сторонке сидят и что-то считают. Тут подошли стражники. «Сколько вас?»- спрашивают. – «Пустим тех, кто считать умеет». Совсем немного слов осталось. И стало им совсем грустно. А на улице ветер уже, дождик начался. Пошли они к последнему домику. Открывает ворота стража. А вопрос задать не может. |
Поэтому мы их и называем ….. Ребята, посмотрите, есть ли среди наших слов такие, которые не называют предмет, а только указывают на него. Поселим его в этот дом. Дайте определение слову местоимение Никита, прочти текст. Что особенного в тексте? Замените, где необходимо существительные местоимениями Запишите 1-ых два предложения.
Давайте, ребята, посмотрим, какие слова умеют считать. -А как звали жителей этого домика. Дайте определение. -Придумайте 3 числительных, которые будут отвечать на вопрос, КОТОРЫЙ? Запишите К каким частям речи нельзя задать вопрос? Поработаем в группе и заполним табличку На, под, а , в, и, но, да , не, с. Проверим на экране. Ну вот, наш город заполнен, мы славно поработали. Кто догадался, как называется этот город?
| Местоимением Он
Таня взяла корзинку. Таня пошла в сад. В саду Таня собрала спелую клубнику. Таня съела вкусную ягоду. Повтор имени
(четыре). Имя числительное). (Первый, шестой, двадцатый).
(к служебным: предлоги, союзы, частицы).
ЧАСТИ РЕЧИ. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
X.Рефлексия (подведение итогов занятия) (6 минута) | Назовите цель урока? Мы справились с целью урока? | Кроссворд. По горизонтали: - Часть речи, обозначающая предмет
- Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет их.
- Часть речи, обозначающая действе предмета.
По вертикали: 1. Служебная часть речи, служит для связи слов в предложении. 2. Служебная часть речи, служит для связи слов. 3. Часть речи, обозначающая число или порядок при счёте. 4. Часть речи, обозначающая признак предмета. 5. Служебная часть речи, которая поссорилась с глаголом.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием | Оценивают свою деятельность и активность на уроке | КоммуникативныеУУД: Уметьоформлятьсвоимысливустнойформе. РегулятивныеУУД:Уметьоцениватьправильностьвыполнениядействиянауровнеадекватнойретроспективнойоценки. ЛичностныеУУД: Способностьксамооценкенаосновекритерияуспешностиучебнойдеятельности ПознавательныеУУД:Рефлексияспособовиусловийдействия, оценкапроцессаирезультатов деятельности. |
XI. Домашнее задание (2 минуты)
|
|
| Записывают домашнее задание |
|
Комментарии
Идея позаимствована у
Идея позаимствована у Усачёвой Анны Александровны