Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Единообразное написание корня"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Андреева Иванна Валерьевна

Конспект урока и презентация по теме "Единообразное написание корня", русский язык, 2 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx31.55 КБ
Office presentation icon edinoobraznoe_napisanie_kornya_2.ppt1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока        

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! У вас сегодня очень много гостей, давайте поприветствуем их.

- Орешек знаний твёрд, но всё же,

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Желанье сильное УЗНАТЬ.

- Я желаю вам успехов на уроке!

- Дети, садитесь.

Вспомним правила посадки, сядем ровно, выровняем спины.

Дети поворачиваются к гостям и кивком головы приветствуют их.

Садятся.

Актуализация знаний

  1. Запись числа.

Откройте, пожалуйста, тетради. Посмотрите на доску. Какое сегодня число?

- А чем интересно это число?

- А ещё, ребята, 29 февраля бывает один раз в четыре года.

(Позднее на уроках математики и окружающего мира вы узнаете, почему так происходит)

- Какие в этом слове орфограммы. (ФЕВРАЛЯ).

ВНИМАНИЕ

- Какая орфограмма в этом слове (КЛАССНАЯ)?

- РАБОТА?

- Запишите в тетради 29 февраля, классная работа.

- Положите ручки, сядьте ровно.

  1. Проверка выполнения домашнего задания.

- Проверим выполнение домашнего задания.

3. Работа с пословицей.

-  Внимание на доску. Прочитайте слова самостоятельно. Какое задание можно выполнить с этими словами?

- Ваши варианты?

- Кто согласен?

Расставляю слова в нужном порядке после ответов детей .

- Прочитайте.

- На что похоже это предложение?

- Если это пословица, то в ней заложена народная мудрость. Попробуем понять эту мудрость.

- Ваши мнения.

(3 ученика выслушиваю).  Спасибо, достаточно.

 - Правильно ли составлена пословица?

- Я вам помогу (переставляю слова местами)

- Прочитайте ещё раз.

ВЫВОД: Чтобы достичь результата, всегда нужно уметь преодолевать трудности.

Это и будет девизом нашего урока.

 - А что такое корень?

- А ещё где есть корень?

В русском языке есть такие слова, которые имеют несколько значений.

-СПАСИБО, ДЕТИ.

ВНИМАНИЕ НА ДОСКУ.

3. Самостоятельная работа.

На доске 2 группы слов

- Читаем глазами (веду указкой).

- Выпишите ту группу слов, в которой ВСЕ слова являются однокоренными.

-Начинаем писать с красной строки, первое слово с заглавной буквы. В строчку через запятую.

Контролирую самостоятельную работу, проходя по классу.

Фронтальная проверка.

- Какую группу слов вы выписали?

- Поднимите руку, кто согласен.

- А кого другое мнение?

- Почему ты выписал именно эту группу слов? (спросить тех, кто неправ).

- Так какое слово лишнее? ПОЧЕМУ?

- Подчеркните лишнее слово. (Если дети напишут правильно, то спросить ПОЧЕМУ не написали группу слов)

- Выделим корень в однокоренных словах.

- Какой корень?

29 февраля.

- Это последний день календарной зимы, последний день февраля.

- Безударная гласная Е, её нужно запомнить.

- Безударная гласная А, проверочное слово ФЕВРАЛЬ.

- Удвоенная согласная С, её нужно запомнить.

- Безударная гласная А, это словарное слово.

Дети читают слова.

плод, учения, Корень, сладок, горек, а.

- Можно составить предложение.

Корень учения горек, а плод  сладок.

- Пословица. Народная мудрость.

Часть слова.

Корень растения (дерева), корень зуба…

Рис, рисунок, рисовать, нарисовал.

Соль, солонка, солёный, солить.

Пишут.

Зачитывает 1 ученик.

Поднимают руки.

Однокоренные слова имеют общую (одинаковую) часть и общее значение.

Рис (травянистое растение)

сол

рис

Постановка учебной задачи

- Прочитайте текст самостоятельно.  

(Один ученик вслух).

-Определите жанр этого текста.

- Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? (Это герои сказки, им дал автор имя).  Герои чего? (Сказки)

Работа в парах.

- Дети, ВНИМАНИЕ.

Сейчас я расскажу, как вы будете выполнять это задание. Из текста сказки выпишите однокоренные слова.

Работать будете в парах:  

 - просмотрите глазами текст ещё раз; ЖДУ

- обсудите между собой, какие слова вы выпишите; ЖДУ

Ваша пара выходит к доске.

- запишите слова в строчку через запятую так, как они записаны в тексте;

(Индивидуальная инструкция:  А вы договоритесь – один из вас будет писать, а другой диктовать).  ЗА ДОСКОЙ.

ТЕМ, КТО БЫСТРО ВЫПОЛНИЛ, ДАЁМ КАРТОЧКИ (Работают на карточке):

- Работаешь на карточке. Когда выполнишь задание, отложи карточку на край парты, я её проверю.

- Кто записал, поднимите руку на локоть.

-ВНИМАНИЕ.

- выделите корень; ЖДУ

-Работающие у доски, прочитайте записанные вами слова.  Какой корень вы выделили?

- Садитесь, ребята. Спасибо.

ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ У ДОСКИ.

- Посмотрите, как ребята справились с заданием. (ВОДИТЕЛЬ)

- У кого так же?

- А у кого по-другому?

- Задание всем дано одинаковое, а выполнили вы его по-разному. В чём же дело?

- Посмотрите на доску

ВТОРАЯ ЧАСТЬ СКАЗКИ  

(Если задание выполнено всеми правильно, сразу выплывает вторая часть, находится чужак и объясняется почему он чужак.)

- Прочитайте. Кого Вода назвала чужаком?

- Почему?

ВЫПЛЫВАЕТ ЗАГОЛОВОК «Чужак».

- А как вы думаете, почему сказка так называется?

ВЫВОД: Какие признаки у родственных слов? (одинаковый корень, общее значение.)

Слайд с проверкой.  

-На экране  записаны слова, с которыми мы уже поработали. Но появились и новые слова. Как вы думаете, Вода возьмёт их в свою семью?

- Почему? Докажите!

- Обратите внимание на корень.

- Какой возникает вопрос? Что предстоит выяснить? Какие есть предложения?

ПРИНИМАЮ ВСЕ ГИПОТЕЗЫ.

Спасибо, молодцы. Эти знания нам пригодятся.

Сегодня на уроке мы будет отвечать на вопрос «Как пишется корень в однокоренных словах?»

Сказка.

Это имена собственные,  герои сказки, им дал автор имя. Эти слова первые в предложении.

Два ученика вышли к доске.

1 диктует, 2 пишет

Водителя

Все слова родственные, а водитель – нет. Корень вод, а значение другое.

Слово ВОДИТЕЛЬ  чужое, оно не родственное.

ДА

Это тоже однокоренные слова.

вод

Гипотезы:

Однокоренные слова, корень слова, родственные слова, как пишутся родственные слова.

Физминутка для глаз

Сядьте ровно, расправьте плечи.

Возьмите лист на расстоянии вытянутой руки.

Не двигая головой, следим глазами по спирали от центра листа. Возвращаемся глазами обратную сторону.

МОЛОДЦЫ. ОТЛОЖИТЕ ЛИСТ.

Открытие нового знания

- Вы можете ответить на этот вопрос?

 (КОРЕНЬ В ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ ПИШЕТСЯ ОДИНАКОВО)

- Так чему мы будем сегодня учиться?

(говорю чётко и громко)

Молодцы!

карточки к УПРАЖНЕНИЮ 303.

(Типа работа по учебнику)

- У вас на партах лежат карточки. Возьмите их. ПРОЧИТАЙТЕ задание глазами.

Что нужно сделать в упражнении?

Как будем выполнять? (ПО ОБРАЗЦУ)  

Кто не понял задание?

 Кто сможет объяснить?

ДЕТИ РАБОТАЮТ, КТО СПРАВИЛСЯ РАНЬШЕ,  ПОЛУЧАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ КАРТОЧКУ

САМОПРОВЕРКА С ДОСКИ.

 

- Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы. Поставьте себе карандашом  оценку 5.

- Кто допустил одну-две ошибки?

Поставьте себе карандашом  оценку 4.

- Спасибо, ребята. Вы молодцы.

 - Так как же пишется корень в однокоренных словах?

- Проверим себя по учебнику. Откройте страницу 50, прочитайте правило самостоятельно.

- Правы мы были?

- Как пишется корень в однокоренных словах?

ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ

ПИСАТЬ КОРЕНЬ В ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ ОДИНАКОВО

НАПИСАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

Одинаково

да

Одинаково

Закрепление

Учебник, упражнение 304. Самостоятельно по рядам.

- Прочитайте задание. Что необходимо выполнить? Как будете выполнять?

- Дети первого ряда работают со словом ОВОЩ.

- Дети второго ряда работают со словом ГРИБ.

- Дети третьего ряда работают со словом ХОЛОД.

- Выделите, пожалуйста, корень в однокоренных словах.

ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА.

По рядам:

 - Прочитай свою запись. Какой корень выделил?

1 ряд

2 ряд

3 ряд

- Так как же пишется корень в однокоренных словах?

Подобрать и написать слова.

По образцу.

Одинаково

Физминутка

Мы пришли в зимний лес

(Ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес!

(Дети удивлённо разводят руками)

Справа-берёзка в шубке стоит,

(Отводят правую руку в сторону, прослеживают движение взглядом)

Слева на нас ёлка глядит

(Левую руку в сторону, ведут взглядом)

В небе снежинки кружатся,

На землю красиво ложатся.

( Руками вращательные движения над головой)

Вот и зайка проскакал, От лисы он убежал

(Прыжки на месте)

Пролетают снегири,

Как красивы все они!

(Движение птиц в полёте)

В лесу красота и покой,

А нам с тобой пора домой. 

Садитесь пожалуйста.

Творческая работа (развитие речи)

-На доске записаны слова.

зима              снег              мороз           б_рёза

зимушка        сн.жок         м.розный     с.рока

зимний          сн.гирь        зам.розил      м_дведь

з.мовать        снежный      м.розец         л_сица

-  Прочитайте все слова глазами. Какая группа лишняя? Почему? (Неоднокоренные слова)

- А какие это слова? (Словарные). 

РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ (СИГНАЛЫ)

- В группе однокоренных слов спряталось ещё одно словарное слово. Кто найдёт его? (мороз)

- Посмотрите на группы однокоренных слов.

Как пишутся корни в однокоренных словах?

- Дети, мы работаем с сигналами.

Указкой показываю пропуски в словах. Сначала словарь. Мелом вписываю буквы в словарные слова.

- Какую букву впишем в первом столбике?

- Во втором?

- В третьем?

-В начале урока мы говорили о необычном сегодняшнем дне. Кто напомнит, чем он интересен?

-Мы напишем несколько связанных по смыслу предложений о прошедшей зиме, используя данные слова. Можно брать НЕ ВСЕ слова.

Проверка. 2-3 человека.

- А я, готовясь к нашей сегодняшней встрече, тоже написала стихотворение, используя однокоренные слова, которыми воспользовались вы.

Читаю стихотворение:

Хозяйничает зимушка-зима.

Все реки заморозила она.

Мороз окошки нам разрисовал.

Деревья снегом все поукрывал.

Но всё ж не унывают снегири.

На юг зимой не полетят они.

Как яблочки краснеют на снегу.

Но я собрать никак их не смогу.

одинаково

-

 

Это последний день календарной зимы, последний день февраля.

ПИШУТ СОЧИНЕНИЯ.

Рефлексия.

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Задание:

- Вспомним, над чем мы сегодня работали на уроке. ВНИМАНИЕ. Выберите нужную букву:

мОре

звОн

скрИп

- Вы молодцы. Что помогло вам ответить правильно? (Вспомни правило)

 

Правило

Оценивание

Называю имена детей, получивших 5. Вы на уроке делали правильные выводы, при выполнении самостоятельной работы не допустили ошибок.

Имена детей, получивших 4. Вы старались, но в тетради есть ошибки.

Домашнее задание

Дети, дома вы будете выполнять упражнение по выбору. Посмотрите упражнение 305. Прочитайте задание, какое задание? Упражнение 308. Прочитайте задание. Дети, вы будете списывать все слова?  (НЕТ). Почему?

- Откройте, пожалуйста, дневники. Запишите.

С.51, упр. 305 или с. 52, упр. 308.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

Технологическая карта урока русского языка 2 класс Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи

Урок разработан по системе " Школа России " с планируемыми результатами и УУД...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Произношение и написание безударных гласных в корне слова" 1 класс

Данный конспект урока разработан в виде технологической карты, в которой четко прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление учебной задачи, погружение в деятельность, открытие новог...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением"

Задачи урокаОбразовательные:совершенствовать умения находить проверочное слово путем изменения формы слова;учить распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;расширить знания у...

Технологическая карта урока русского языка "Раздельное написание частицы не с глаголами." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Раздельное написание частицы не с глаголами.Цели деятельности учителя: формирование навыков правописания частицы НЕ с глаголами; способствование обогащению слов...

Технологическая карта урока русского языка «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола» (3 класс)

Тема урока «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о пр...

Технологическая карта урока русского языка «Различие написания предлогов и приставок» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о различии предлогов и приставок.Планируемые результатыПредметные:1. Уметь отличать предлоги от приставок.2. Знать правила написания приставок и пр...