конспект урока по русскому языку "Разбор имен прилагательных по составу" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок развития умений, посвящённый ко дню космонавтики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razbor_imyon_prilagatelnyh_po_sostavu_3_klass.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Разбор имён прилагательных по составу

    Тип урока. Урок развития умений.

    Цель как деятельности учеников:

    Развитие умений разбирать имена прилагательные по составу с опорой на словообразовательный анализ.

    Задачи урока:

Образовательные: Закрепить знания о способах словообразования имён прилагательных; ввести алгоритм разбора по составу имен прилагательных; научиться объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса.

Развивающие: развивать связную речь, творческую активность, интерес к изучению русского языка; формировать умение выделять главное, наблюдать; развитие умения частично-поисковой деятельности, частичная постановка проблемы, ее решение;

Воспитывающие: воспитывать дружеские отношения в классе; формирование ответственности перед коллективом.

Регулятивные УУД:

- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-  определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Коммуникативные УУД:

- Развиваем умение слушать и понимать других, договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- Умение работать в группе

Личностные результаты:

- контроль, коррекция, оценка действия партнера;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

I Оргмомент. ( 1 слайд)

- Сегодня, ребята, у нас необычный урок:  у нас сегодня гости. Чтобы наш урок получился успешным, какие качества мы с вами должны применить?(ответы детей)

II Актуализация изученного с элементами постановки проблемного вопроса

Конструктор

Учитель детям демонстрирует детский набор «Конструктор»

- посмотрите, ребята, что это у меня? Что с ним делают? Из чего он состоит?

- а какой он конструктор, опишите…( на доске вывешиваются слова игрушечный, детский, металлический).

-К какой части речи относятся эти слова?  (имя прилагательное)

- А что вы можете сказать о словесном конструкторе? (это набор из частей слова).

ЧАСТИ СЛОВА

-Из каких деталей может состоять словесный конструктор, давайте вспомним части слова…(Приставка, корень, суффикс, окончание, дети характеризируют каждую часть слова. На доске вывешиваются схемы частей слова)

- теперь посмотрите на доску и подумайте, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (2 слайд)

II Ведение в тему урока

-Давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном.

                                   (3 слайд) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

  1. Что такое имя прилагательное?
  2. На какие вопросы отвечают им.прил?
  3. Роль имён прилагательных в нашей речи?
  4. Почему в слове СОННАЯ пишется две буквы Н?
  5. С помощью каких суффиксов образуются им. прилагательные?
  6. От каких частей речи могут образоваться прилагательные? Приведите примеры.

С каждым верным ответом на слайде открывается рисунок (изображение ракеты)

РАКЕТА

-Не зря здесь появилась ракета. Кто догадался. Почему? Какой приближается праздник? (день космонавтики)

- 12 апреля 1961 года  был осуществлён успешный запуск в космос космического корабля «Восток-1» с человеком на борту. Лётчик – космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первый в мире облетел планету и благополучно вернулся на Землю

-Ребята. Давайте вернемся к слову конструктор, и обратимся к словарю Ожегова, какое оно имеет значение?  (4слайд)

Конструктор

1.Детская игра – набор деталей для конструирования .

2.Специалист , который создаёт конструкцию какого-нибудь сооружения, механизма

(5слайд) Благодаря таким учёным, как Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королёв, начался этап освоения космоса. Полетели первые искусственные спутники, космические корабли. В это время в нашем языке появилось новое слово космос.

(6 слайд) Чистописание

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять

В космос полетит отряд.

Командир в бинокль глядит.

Что он видит впереди?

Солнце, кометы,

Спутники, кометы.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

Называется комета!

- С какого звука начинается это слово? Охарактеризуйте его ( согл., глухой, парный, может быть мягким и твердым).

-Посмотрите на доску и определите закономерность, продолжите  писать…

Письмо:  Кк  Ккк  Кккк…

- Подберем к слову КОСМОС однокоренные слова (Космос, космический, космонавт, космодром.)

На прошлом уроке, мы с вами наблюдали, как образуются им.прил., а сегодня посмотрим, как правильно их разбирать по составу. Что для этого надо? (определить какой частью речью является и вспомнить порядок разбора)

-вспомним порядок разбора имени сущ. На примере  КОСМОДРОМ

-теперь этот же порядок попробуем применить к имени прилагательному КОСМИЧЕСКИЙ.

III. Развитие умений. Упражнения в разборе имен прилагательных.

(7 слайд)

Выписать из текста имена прилагательные, разобрать по составу.

   Радостная весть облетела весь мир. В звёздные дали полетела новая космическая ракета. Снова в загадочном космосе посланцы нашей великой  страны.

(8 слайд)

- Издавна человеку хотелось научиться летать, как птица. Мечты его отражались в народных сказках, вспомните на чём летали? (ковер-самолет, ступа Бабы Яги).Люди придумывали воздушных змеев, воздушные шары, планеры ,  дельтапланы, вертолеты…

(9слайд) :

Загадка

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом,

Развернётся – под лучами

Отливает серебром.

-Что это?

IV. Музыкальная физкультминутка( 10 слайд)

V. Закрепление изученного

-вернёмся к загадке, найдите в этом тексте имя прилагательное и разберите это слово по составу (безбрежном). Произвести звуко -буквенный анализ слова САМОЛЁТ

VI. Итог урока.

Гонка рядов.

- Каждый ученик по очереди выходит к доске из коробочки берёт карточку со словом и разбирает слово по составу. Победит тот ряд.  Который закончит раньше.

-

VII. Рефлексия (11слайд)

На уроке я узнал…

На уроке я повторил…

На уроке я смог…

На уроке мне было трудно…

На уроке мне понравилось…

12слайд.

Урок русского языка

Тема: «Разбор имён прилагательных по составу»

3 класс

УМК «Школа 2100»

                                            Автор: Романова Татьяна Михайловна

                                             Учитель начальных классов

                                             ГБОУ РМЭ «Звениговская

                                             санаторная школа-интернат»

Г. Звенигово 2019г.                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ " Школа России 4 класс

Тип урокаРешение частных задачПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном пад...

Конспект урока на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном  числе" 3 класс...

Конспект урока "Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном."

Предмет: русский язык4 классТема урока: Повторение  изученного об имени прилагательном и имени существительном.Цели урока: 1Усвоить сходства и различия между данными частями речи.2. Закреплять ум...