конспект урока по русскому языку "Разбор имен прилагательных по составу" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок развития умений, посвящённый ко дню космонавтики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razbor_imyon_prilagatelnyh_po_sostavu_3_klass.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Разбор имён прилагательных по составу
Тип урока. Урок развития умений.
Цель как деятельности учеников:
Развитие умений разбирать имена прилагательные по составу с опорой на словообразовательный анализ.
Задачи урока:
Образовательные: Закрепить знания о способах словообразования имён прилагательных; ввести алгоритм разбора по составу имен прилагательных; научиться объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса.
Развивающие: развивать связную речь, творческую активность, интерес к изучению русского языка; формировать умение выделять главное, наблюдать; развитие умения частично-поисковой деятельности, частичная постановка проблемы, ее решение;
Воспитывающие: воспитывать дружеские отношения в классе; формирование ответственности перед коллективом.
Регулятивные УУД:
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
Коммуникативные УУД:
- Развиваем умение слушать и понимать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Умение работать в группе
Личностные результаты:
- контроль, коррекция, оценка действия партнера;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
I Оргмомент. ( 1 слайд)
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок: у нас сегодня гости. Чтобы наш урок получился успешным, какие качества мы с вами должны применить?(ответы детей)
II Актуализация изученного с элементами постановки проблемного вопроса
Конструктор
Учитель детям демонстрирует детский набор «Конструктор»
- посмотрите, ребята, что это у меня? Что с ним делают? Из чего он состоит?
- а какой он конструктор, опишите…( на доске вывешиваются слова игрушечный, детский, металлический).
-К какой части речи относятся эти слова? (имя прилагательное)
- А что вы можете сказать о словесном конструкторе? (это набор из частей слова).
ЧАСТИ СЛОВА
-Из каких деталей может состоять словесный конструктор, давайте вспомним части слова…(Приставка, корень, суффикс, окончание, дети характеризируют каждую часть слова. На доске вывешиваются схемы частей слова)
- теперь посмотрите на доску и подумайте, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (2 слайд)
II Ведение в тему урока
-Давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном.
(3 слайд) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
- Что такое имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечают им.прил?
- Роль имён прилагательных в нашей речи?
- Почему в слове СОННАЯ пишется две буквы Н?
- С помощью каких суффиксов образуются им. прилагательные?
- От каких частей речи могут образоваться прилагательные? Приведите примеры.
С каждым верным ответом на слайде открывается рисунок (изображение ракеты)
РАКЕТА
-Не зря здесь появилась ракета. Кто догадался. Почему? Какой приближается праздник? (день космонавтики)
- 12 апреля 1961 года был осуществлён успешный запуск в космос космического корабля «Восток-1» с человеком на борту. Лётчик – космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первый в мире облетел планету и благополучно вернулся на Землю
-Ребята. Давайте вернемся к слову конструктор, и обратимся к словарю Ожегова, какое оно имеет значение? (4слайд)
Конструктор
1.Детская игра – набор деталей для конструирования .
2.Специалист , который создаёт конструкцию какого-нибудь сооружения, механизма
(5слайд) Благодаря таким учёным, как Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королёв, начался этап освоения космоса. Полетели первые искусственные спутники, космические корабли. В это время в нашем языке появилось новое слово космос.
(6 слайд) Чистописание
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
В космос полетит отряд.
Командир в бинокль глядит.
Что он видит впереди?
Солнце, кометы,
Спутники, кометы.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
Называется комета!
- С какого звука начинается это слово? Охарактеризуйте его ( согл., глухой, парный, может быть мягким и твердым).
-Посмотрите на доску и определите закономерность, продолжите писать…
Письмо: Кк Ккк Кккк…
- Подберем к слову КОСМОС однокоренные слова (Космос, космический, космонавт, космодром.)
На прошлом уроке, мы с вами наблюдали, как образуются им.прил., а сегодня посмотрим, как правильно их разбирать по составу. Что для этого надо? (определить какой частью речью является и вспомнить порядок разбора)
-вспомним порядок разбора имени сущ. На примере КОСМОДРОМ
-теперь этот же порядок попробуем применить к имени прилагательному КОСМИЧЕСКИЙ.
III. Развитие умений. Упражнения в разборе имен прилагательных.
(7 слайд)
Выписать из текста имена прилагательные, разобрать по составу.
Радостная весть облетела весь мир. В звёздные дали полетела новая космическая ракета. Снова в загадочном космосе посланцы нашей великой страны.
(8 слайд)
- Издавна человеку хотелось научиться летать, как птица. Мечты его отражались в народных сказках, вспомните на чём летали? (ковер-самолет, ступа Бабы Яги).Люди придумывали воздушных змеев, воздушные шары, планеры , дельтапланы, вертолеты…
(9слайд) :
Загадка
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом,
Развернётся – под лучами
Отливает серебром.
-Что это?
IV. Музыкальная физкультминутка( 10 слайд)
V. Закрепление изученного
-вернёмся к загадке, найдите в этом тексте имя прилагательное и разберите это слово по составу (безбрежном). Произвести звуко -буквенный анализ слова САМОЛЁТ
VI. Итог урока.
Гонка рядов.
- Каждый ученик по очереди выходит к доске из коробочки берёт карточку со словом и разбирает слово по составу. Победит тот ряд. Который закончит раньше.
-
VII. Рефлексия (11слайд)
На уроке я узнал…
На уроке я повторил…
На уроке я смог…
На уроке мне было трудно…
На уроке мне понравилось…
12слайд.
Урок русского языка
Тема: «Разбор имён прилагательных по составу»
3 класс
УМК «Школа 2100»
Автор: Романова Татьяна Михайловна
Учитель начальных классов
ГБОУ РМЭ «Звениговская
санаторная школа-интернат»
Г. Звенигово 2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ " Школа России 4 класс
Тип урокаРешение частных задачПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном пад...
Конспект урока на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе" 3 класс...
конспект урока "Обобщение знаний об имени прилагательном" 3 класс УМК "Школа России"
Обобщение знаний об имени прилагательном...
Конспект урока "Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном."
Предмет: русский язык4 классТема урока: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.Цели урока: 1Усвоить сходства и различия между данными частями речи.2. Закреплять ум...