1. |
Мотивационный
Практич: Орфографическое чтение
Практич.: каллиграфическое упражнение
Словес.: ответы на вопросы | ≈ 3 | Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Так начнем урок, друзья! - Здравствуйте, меня зовут Дарья Эдуардовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Итак, прежде чем записать число, давайте прочитаем орфографически: - Откройте свои тетради, запишите число. Двадцать второе марта. Классная работа. Минутка чистописания. -Запишите каллиграфически. - Давайте запишем следующие буквосочетания 3 раза. ый ая ое / ая ое ый / ое ый ая (Каждый раз мы начинаем записывать со вторых буквосочетаний, перемещая первые на последнее место.) - Ребята, что вам напоминают эти буквосочетания? (Окончания прилагательных). - Будьте внимательны, эти окончания помогут нам в выполнении следующего задания.
| Настраиваться на хорошую работу.
Читать орфографически
Писать каллиграфически.
. | К: Умение организовывать себя. Умение слушать.
Р: принимают и сохраняют уч задачу
Целеполагание |
2. | Постановка учебной задачи и ее решение
Практич.: устное граммат.упр.
Словес.: ответы на вопросы
Прктич: конструирование и запись с/с постановка проблемного вопроса.
Словес.: ответы на вопросы | ≈ 7
| Актуализация опорных знаний. - А теперь нам пригодятся те буквосочетания, которые мы использовали на чистописании. - Посмотрите на экран:
цветок голуб... река небо
- Скажите, что вы видите на экране? (Слова, так как они не связаны по смыслу). - К какой части речи относятся слова, записанные в столбик? (Существительные). - Предположите, к какой части речи будет относиться слово с пропущенными буквами?(Прилагательное). - Что пропущено у прилагательного? (Окончание). - Давайте попробуем составить словосочетания. (Голубой цветок, голубая река, голубое небо ). - Запишите словосочетания. - Что заметили? (У прилагательных в разных словосочетаниях разные окончания). - Как же это может быть? Хотите это узнать? - Над этой проблемой мы сегодня и будем работать.
- Как вы думаете, почему окончания имён прилагательных разные? (Существительные, с которыми они употребляются, имеют разный род) - Давайте определим род имён существительных. - Ребята, как вы думаете, какая тема будет сегодня на уроке? (Изменение имён прилагательных по родам.) - Какую цель мы будем преследовать? (Научиться определять род имени прилагательного). - А что мы должны будем сделать, чтобы этому научиться? (Выполнять задания).
|
Строить грамматическое рассуждение.
Отвечать на вопросы.
Составлять словосочетания
Отвечать на вопросы
Определять цели и пути их достижения |
Обмениваются мнениями: строят речевые высказывания
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.
Р. Целеполагание на основании соотнесения того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно
П: обобщают.
|
3. | Решение частных задач Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.
Частичный морфологический анализ
Определение способа действия
Практич.: работа со словосочетаниями
Взаимопроверка.
Формулирование вывода
. Практич.: фронтальная проверка.
Анализ таблицы
Составление обобщающего ответа на грамматическую тему
Практич: работа с таблицей
Практич: письм. граммат.упр
Орфографический анализ
Упражнение по культуре речи ( род имен существительных)
Практич: письм. граммат. Упр, проверка по образцу на доске.
Практич: письм. граммат. Упр.
Взаимопроверка
Практич: письм. граммат.упр, по обратному словарю.
Практич: конструирование предложений по модели
Словес: ответы на вопросы
| ≈ 25 | Изучение нового материала. - А как вы думаете, почему у одного и того же прилагательного разные окончания?(прилагательные связаны с существительными). - Окончание прилагательного зависит от того, какой оно имеет род. А от чего зависит род имени прилагательного? Как вы считаете? (От существительного. В каком роде стоит имя существительное, в таком роде и будет стоять прилагательное, связанное с ним.) - Как же мы определим род имени прилагательного? (Сначала определим род связанного с ним существительного). - Давайте попробуем определить род имени существительного в наших словосочетаниях и установить взаимосвязь. (Голубой цветок – м.р., голубая река – ж.р., голубое небо – ср.р.). - Поменяйтесь тетрадями и проверьте карандашом работу соседа. Объясните соседу ошибки. - Как изменяется имя прилагательное в единственном числе? (По родам). - Что нового теперь вы можете сказать об имени прилагательном? (Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано). - Какие вопросы задаём от существительных к прилагательным? (Какой?, какая?, какое?) - Какое окончание имеет прилагательное м.р.? (-ий/ -ый). Ж.р.? (-яя/-ая ) ср.р.? (-ее/-ое ) - Прилагательные м.р. могут ещё иметь окончания –ый, ой. -ая –ое А сейчас по этой таблице расскажите все, что вы узнали про изменение имен прилагательных по родам. Физминутка Изменение имен прилагательных по родам | мужской род | женский род | средний род | какой? | какая? | какое? | -ой, -ий, -ый | -ая, -яя | -ое, -ее |
- Вы хорошо справились с заданием! - Сейчас мы продолжим нашу работу, откройте учебник на стр. 74 выполним упражнение 128.( Работа в парах. Проверка) - Прочитайте словосочетания с вопросами. - Назовите слова с орфограммами. Объясните их написание. - Назовите род имен существительных и имен прилагательных. - Назовите окончания имен прилагательных. Жареный картофель, вкусное какао, летучая мышь, белый лебедь, лесная глушь, красивый тюль, московское метро, устная речь, известная фамилия, черный кофе, яичный шампунь. Давайте с вами сделаем вывод: -Как определить род имен прилагательных? - Какого рода существительные ТЮЛЬ, КОФЕ, ШАМПУНЬ? -Выполним упражнение 129 на стр. 75 Самостоятельное выполнение. 1 ученик работает у доски. - Прочитайте словосочетания. - Назовите род имен прилагательных и их окончания. Летняя гроза, утренняя роса, горячее молоко, легкий ветерок, синее небо, колючий ежик, весеннее облако, поздняя осень, душистая сирень, раннее утро, могучее дерево. - Как проверить наличие окончания имени прилагательного? После того , как выполните упражнение, поменяйтесь тетрадями, проверьте по эталону. На полях нарисуйте кружок. Зеленого цвета – нет ошибок. Желтого цвета – 1, 2 ошибки. Красного цвета – 3 и более. - Поднимите руку те, у кого на полях красный/желтый/зеленый кружочек.
Работа со словом из словаря: - Найдите слово сирень в орфографическом словаре. - Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. - Составьте предложение со словом сирень, запишите и запишите однокоренные слова. - Запомните написание этого слова. Составление предложений по схеме
кто? что делал? что? что делала?
Какой? Где? Какая? Где? ( бурый медведь гулял по лесу) - Составьте и запишите предложения по схемам. Укажите число и в единственном числе – род имени прилагательного в каждом предложении. - Какие окончания бывают у имен прилагательных в единственном числе? От чего это зависит? |
Слушать учителя.
Узнавать новую информацию.
Проводить взаимоконтроль. .
Проверять работу.
Узнавать новую информацию.
Анализировать таблицу
Проверять в паре
Отвечать на вопросы
Строить грамматическое рассуждение
работа у доски
читать словосочетания
Оценивать работу соседа по парте. Проверять по эталону
Записывать в тетрадь
Составлять предложения
Составлять предложения по схеме
Отвечать на вопросы
| П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
К. Управление поведением партнёра.
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
Р: работа по предложенному плану
П: извлекают необходимую информацию. Р: осмысляют уч.материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
П: систематизация, обобщение и использование полученной информации. |
4. | Итог урока. Рефлексия (предметная).
Практич.: выбор. списывание с грам.заданием. Взаимопроверка.
Практич.: выбор. списывание с орфограф.зад-ем
Самопроверка.
| ≈10 | Работа по учебнику. Упр 131.(с .76). Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют окончания и род имен прилагательных. - Назовите имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы. Приведите примеры. - Назовите имена прилагательные, к которым можно подобрать антонимы. Приведите примеры. Радостная весть, зимняя дорога, дремучий лес, северный ветер, веселая песня, утренняя роса, трескучий мороз, горячее молоко, верхняя одежда, вечерняя заря, интересная книга, легкий туман, домашнее задание, ближнее озеро. - Давайте подведем итог урока. - Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? (Имя прилагательное изменяется по родам). - Имя прилагательное в каком числе изменяется по родам? (В единственном числе). -Какие бывают окончания у имен прилагательных в единственном числе? - Как мы можем определить род имени прилагательного? (По существительному). - Перед вами лежат 3 цвета карандашей: Зеленый цвет – Мне все понятно. Я молодец! Желтый цвет – У меня не все получилось, но я старался! Красный цвет – Мне надо быть внимательнее! |
Определять морфологические признаки частей речи.
Контролировать правильность записи.
Обобщать изученное.
Анализировать свою деятельность
| Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.
Л. Эмоциональная сформированность потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
|