Конспект урока на тему "Разбор имён прилагательных по составу." 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Школа 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razbor_imyon_prilagatelnyh_po_sostavu._shkola21003klass.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Русский язык
Челябинск, 2016 г
Тема: Разбор имён прилагательных по составу
Цели: – Развитие умений разбирать имена прилагательные по составу с опорой на словообразовательный анализ, анализировать антонимы и синонимы с точки зрения их состава, определять их роль в построении текста.Планируемые результаты:
Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;
Предметные: развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам; видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам.
Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.
Этапы урока. Методы и приемы | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг. момент | 30 сек | Здравствуйте, садитесь | Приветствие учителя | Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности |
Мотив момент Методы: словесный, Приемы: беседа, диалог, | 2 минут | Ребята, у нас сегодня очень интересный урок, нам предстоит узнать много нового и интересного. Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? Проверка домашнего задания. 1. Блиц-опрос. – В тетрадях рядом с цифрой задания поставьте «+» (если высказывание правильно) или «–» (если оно неверно). 1) Имена прилагательные образуются от основ прилагательных и существительных. 2) Имена прилагательные образуются с помощью окончаний. 3) Прилагательные красный и красноватый – это разные слова. 4) В слове длинный пишется две буквы н, так как корень оканчивается на н и добавляется суффикс -н-. 5) Прилагательное настольный образовалось с помощью суффикса -н-. 6) В прилагательном юный пишется одна буква н. 7) Суффикс прилагательного -оват-, -еват- является ласкательным. Сверка с ответами на доске (слайде): + – + + – + – Повторное чтение вопросов с объяснениями учеников. 2. – Прочитайте прилагательные, в которых есть удвоенная буква согласного на стыке корня и суффикса. Проверка разбора слов по составу на доске (3 ученика: слова с суффиксами -н-, -оват-, -еньк-.) | Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
Постановку учебной задачи Методы: словесный, практический, наглядный. Приемы: беседа, диалог, упражнение. | 10мин | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». – Мы наблюдали, как образуются имена прилагательные, а сегодня посмотрим, как правильно их разбирать по составу. – Что это значит – разобрать по составу? (Выделить все части в слове.) – Что нужно знать, чтобы разобрать слово по составу? (Часть речи и порядок разбора.) – Вспомните порядок разбора слова по составу (например, имени существительного). В каком направлении мы идём? (От конца слова – окончания, суффикса и/или приставки к корню.) – Проверьте себя. На слайде (доске) памятка разбора по составу (он дан в части 1 на с. 159). Методическая рекомендация: напоминаем, что для правильного разбора по составу нужно опираться на словообразовательный анализ: устанавливать через объяснение, какая это часть речи, от какого слова шло образование, устанавливаем путём сопоставления двух основ, с помощью чего образовалось данное слово. Эти части сразу выделяем, а лишь затем обозначаем корень и подбираем однокоренные слова. – Давайте составим план сегодняшнего урока. Учитель вместе с детьми составляет план. | Формулируют тему и цели урока. Работают с учебником, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Решение частных зада Практическая работа Методы: словесный, практический, наглядный. Приемы: беседа, диалог, упражнение. | 15 мин | Работа в учебнике. 1. Упр. 340 – развивается умение разбирать прилагательные по составу, правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять удвоенные написания букв. Алгоритм выполнения: а) Чтение прилагательного. Объяснение правописания пропущенных букв. б) Определение числа и рода прилагательного по окончанию. в) Устный подбор подходящего существительного. г) Запись прилагательного и разбор его по составу. (Коричневат ый.) 2. Упр. 341 – развивается умение находить антонимы в тексте, анализировать их структуру (разбирать по составу с опорой на образование). Ученики выписывают однокоренные слова, находят среди них антонимы, разбирают по составу. Взаимопроверка. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. 3. Упр. 342 – развивается умение разграничивать синонимы и антонимы, объяснять их смысл, опираясь на структуру слов. – Назовите сложное слово. Как оно образовано? 4. Задание № 7, тема 9 в рабочей тетради. – Что объединяет все слова в задании № 7? (Они однокоренные.) – Почему слово честь лишнее? (Существительное.) – Назовите антонимы. | Работают с упражнением в учебнике, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, анализируют выполненное упражнение. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре |
Физ. мин. | 2мин | |||
Закрепление знаний Методы: словесный, практический, наглядный. Приемы: диалог, упражнение. | 13мин | 1. Наблюдение над сложными прилагательными. – Прочитайте сочетания слов. (Они записаны на доске.) Белые ромашки, ярко-жёлтые лимоны, тёплый вечер, светло-голубой колокольчик. – Есть ли среди прилагательных сложные слова? – Чем они отличаются от уже знакомых нам сложных слов? – Что общего в значении этой группы сложных прилагательных? – Послушайте сказку про цветные прилагательные. Живёт среди прилагательных маленький озорник. Это не звук, не буква и к знакам препинания себя не относит. Он такой один – дефис. Очень похож на тире, только короче. Как увидит сложное цветное прилагательное, так обязательно в него забирается. (По О.Л. Соболевой) 2. Запись на доске под диктовку. Тёмно-синее море выбросило на горячий ярко-жёлтый песок красивую бледно-розовую раковину. – Подчеркните волнистой линией все прилагательные. Назовите сложные прилагательные. Как вы их написали? Что нужно запомнить? – Проверьте, как вы усвоили разбор слова по составу. – Выполните задание № 8, тема 9 в рабочей тетради. | Работают с учебниками, выполняют упражнение, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, слушают друг друга. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Итог урока Методы: словесный, Приемы: беседа, | 2 мин | – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? | Отвечают на вопросы, анализируют, проводят самооценивание. | |
Рефлексия Методы: словесный, Приемы: диалог, | 1мин | – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | Отвечают на вопросы, анализируют полученные знания. | |
Домашнее задание | Упр. 3, 7, с. 101–102. «Это ты знаешь и умеешь». | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-игры по русскому языку в 4 классе «Склонение имён прилагательных»
Данный урок учитель может провести при закреплении знаний учащихся по теме: «Склонение имён прилагательных». Он поможет учителю обогатить словарный запас учеников, проверить знания детей по изуч...
Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»
Цели: 1. Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....
презентация к уроку по русскому языку "Разбор имён прилагательных по составу" (3 класс)
Презентация к уроку по русскому языку "Разбор имён прилагательных по составу" 3 класс, посвящённому ко дню космонавтики...
Конспект урока по русскому языку с презентацией, 4 класс. Тема урока: «Склонение имён прилагательных женского рода».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении «Склонение имён прилагательных женского рода».К уроку прил...