Конспект урока "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ " Школа России 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тип урока | Решение частных задач |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах; совершенствовать умения ставить имена прилагательные из скобок в форму нужного падежа, определять падеж имен прилагательных во множественном числе, выделять их окончания; способствовать развитию умений находить в тексте синонимы, определять тип текста, выполнять разбор слова по составу; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах; научатся ставить имена прилагательные из скобок в форму нужного падежа, указывать падеж имен прилагательных во множественном числе, выделять их окончания; находить в тексте синонимы; сравнивать данные тексты; определять тип текста; выполнять разбор слова по составу |
Метапредметные УУД | Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений |
Личностные | Принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; проявлять уважение к своему |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
27.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ
Тип урока | Решение частных задач |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах; совершенствовать умения ставить имена прилагательные из скобок в форму нужного падежа, определять падеж имен прилагательных во множественном числе, выделять их окончания; способствовать развитию умений находить в тексте синонимы, определять тип текста, выполнять разбор слова по составу; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах; научатся ставить имена прилагательные из скобок в форму нужного падежа, указывать падеж имен прилагательных во множественном числе, выделять их окончания; находить в тексте синонимы; сравнивать данные тексты; определять тип текста; выполнять разбор слова по составу |
Метапредметные УУД | Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений |
Личностные | Принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; проявлять уважение к своему |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы |
1 | 2 | 3 | 4 |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 51). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте. Объясните правописание пропущенных букв. Прочитайте заголовок к тексту. – Определите падеж имен прилагательных в форме множественного числа. | Рассказывают о выполненной дома работе. Читают выполненное задание. ПРОВОРНЫЕ БЕЛКИ В еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные (И. п.) белки. В лесных (П. п.) кладовых они спрятали вкусные (В. п.) орехи, а на еловых (П. п.) сучках развесили сушить красноголовые (В. п.) подосиновики и маленькие (В. п.) опенки. В вершинах густых (Р. п.) елок зверьки устроили теплые (В. п.) гнезда. В них белки спасаются от лютых (Р. п.) морозов и холодных (Р. п.) ветров. | Выделять существенную информацию и сохранять учебную цель |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Прочитайте и запишите пословицы и пого- – Какой звук повторяется в данных пословицах – Дайте характеристику звуку [ч’]. – Запишите соединения с буквой «ч». – Прочитайте орфоэпически верно слова на букву «ч». | Выполняют чистописание. Честь лучше богатства. Чего не положил – не бери. Черепашьим шагом. Чудеса в решете. (См. РМ, Приложение 2.) Человек, и зверь, и пташка – Все берутся за дела: |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
С ношей тащится букашка, За медком летит пчела. Л. Модзалевский Че́рпать, чудно́ (странно), чу́дно (удивительно). | нять высказан-ные мнения по существу | ||
Работа над словами с непро-веряемым | Организует работу над словом с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку: Лиловые кисти свежи и душисты: В саду у забора, в кабине шофера, В вазах, на окнах, в девичьих локонах. (Сирень.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 3.) | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. | |
III. Сообщение темы Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством – Сегодня на уроке мы научимся правильно писать безударные окончания имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах | Принимать |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
IV. Объяснение нового Наблюдение над языковым материалом. | Организует работу по теме урока. Объясняет – Я задумала существительное. Отгадайте его, опираясь на данные имена прилагательные. – С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? – Не всегда правильно люди употребляют в своей речи прилагательные. Например, часто возникают сложности с использованием слов «крайний» и «последний». Подойдя к очереди, люди спрашивают: «Кто крайний?» или «Кто последний?» Это такой, за которым никто другой не следует. Итак, более точно и правильно говорить «Кто | Выводят языковые закономерности, лежащие Отгадывают имена существительные. Осторожная, хитрая, длиннохвостая, рыжая, красивая. (Лиса.) Круглое, красное, сладкое, сочное, спелое. Высокая, раскидистая, стройная, кудрявая, белоствольная. (Береза.) Блестящий, холодный, быстрый, говорливый, журчащий. (Ручей.) Пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, Записывают: Я спрашиваю: «Кто последний?» | Осуществлять анализ объектов. Адекватно использовать речевые средства для решения различных ком- |
Работа по учебнику (упражнение 86) | – Рассмотрите схемы. Сделайте вывод: какие – Составьте и запишите предложение с любым словосочетанием | Делают вывод: имена прилагательные в винительном падеже отвечают на вопрос «какие?» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражнение 87). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий. – Прочитайте. Что вы представили? Запишите – Докажите, что данное предложение является сложным. Подчеркните в нем грамматические основы. – Укажите падеж имен прилагательных. | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Записывают стихотворение. Подчеркивают основы предложения. Указывают падеж имен прилагательных. Задремали звезды золотые (И. п.), Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные (В. п.) И румянит сетку небосклона. | Осознанно |
Работа по учебнику (упражнение 89) | – Прочитайте два текста. В чем их сходство и различие? В каких книгах можно встретить такие – С чем сравниваются капельки росы в художественном тексте? Найдите в этом тексте синонимы. – Спишите любой текст. Укажите падеж выделенных имен прилагательных | Списывают. Указывают падеж выделенных имен прилагательных. Роса – это водяные капли. Они образуются Раннее утро. Крохотные (И. п.) круглые (И. п.) Выполняют разбор слов по составу. Выполняют синтаксический разбор предложения. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Роса выпадает в вечерние и утренние часы. Крохотные круглые бисеринки лежат на траве, в чашечках цветов, на листьях. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, с однородными второстепенными членами.) | |||
VI. Дальнейшая работа | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте имена существительные, записанные на доске. Ножи, разбойники, кольчуга, леса, молодцы. – Какое слово лишнее? Почему? – Что такое кольчуга? – На какие две группы можно разделить эти – Подберите к именам существительным яркие, «сказочные» определения и подставьте эти словосочетания в предложение: «Бабушка рассказала сказку про…». – В каком падеже будут стоять имена существительные? – А имена прилагательные? | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. – Лишнее слово «кольчуга», потому что оно употреблено в единственном числе. – Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. – Все слова можно разделить на две группы – Имена существительные и имена прилагательные будут стоять в винительном падеже. Составляют словосочетания. Выделяют окончания имен прилагательных. | Понимать |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Почему в одном предложении и в одинаковом падеже имена прилагательные имеют разные – Как можно проверить окончание имени прила-гательного? – Какие окончания встречаются у имен прилагательных в винительном и именительном падежах множественного числа? – Выберите схему, которая наиболее точно отра-жает содержание нашего урока. – Подберите примеры к схеме. – Расскажите друг другу, какие окончания имеют имена прилагательные в именительном и винительном падежах множественного числа. | Ножи (булатные), разбойников (лихих), леса – Окончание имени прилагательного зависит – Окончание имени прилагательного можно проверить по окончанию вопроса, который задается к этому прилагательному. На доске три таблицы, из них учащиеся выбирают наиболее подходящую. | логические высказывания. Делать выводы, извлекать информацию | |
Работа в тетради (задание 52) | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте стихотворение С. Есенина. Вставьте пропущенные запятые. – Подчеркните в каждом предложении главные члены. – Укажите падеж каждого имени прилагательного, выделите их окончания | Выполняют задание в рабочей тетради. Вставляют пропущенные запятые. Улыбнулись сонные (И. п.) березки, Растрепали шелковые (В. п.) косы. Шелестят зеленые (И. п.) сережки, И горят серебряные (И. п.) росы. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения – Что особенно заинтересовало вас во время – Что нового узнали на уроке? – Как изменяются прилагательные во множественном числе? – Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? – Как определить падеж прилагательного во множественном числе? – Назовите безударные окончания имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах. – Как можно проверить окончание имени прилагательного? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. Делают вывод: прилагательные во множественном числе изменяются по падежам, не изменяются по родам; падеж прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, – Выполнить упражнение 88 | Внимательно слушают, задают уточняющие | Принимать, сохранять учебные задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Написание безударных окончаний имен существительных множественного числа.
Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России"...
Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского рода в творительном и предложном падежах, 4 класс
Самооценка личностных достижений учащихся на уроке русского языка....
УМК "Школа России", русский язык 4 класс. Тема:"Окончания имен прилагательных множественного числа в творительном и дательном падежах".
Подробный конспект урока по ФГОС "Школа России" для 4 класса по русскому языку. Тема урока: "Окончания имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах"....
Технологическая карта урока + презентация "Окончания имен прилагательных множественного числа в Д.п. и Т.п"
Каленчук, М. Л., Русский Язык. Учебник для образоват. учреждений. учебник 3 класс 3 часть УМК «ПНШ», презентация, раздаточный материал (карточки)....
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ...
Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах
Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах...