Технологическая карта урока на тему "Гласные И, У, А после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Русский язык.
Класс: 3
Учитель: Голованова Инна Евгеньевна
Тема: Гласные И, У, А после шипящих.
Тип урока: урок актуализации ЗУН.
Цель: Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и, у, а после шипящих, отработать умения правильно писать гласные и, у, а осле шипящих, познакомить со словами-исключениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russk._yaz._3_klass.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык.
Класс: 3
Учитель: Голованова Инна Евгеньевна
Тема: Гласные И, У, А после шипящих.
Тип урока: урок актуализации ЗУН.
Цель: Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и, у, а после шипящих, отработать умения правильно писать гласные и, у, а осле шипящих, познакомить со словами-исключениями.
Задачи:
- Обеспечить усвоение учащимися правописания гласных после шипящих, добиться усвоения учащимися правильного применения правила при письме.
- Формировать навыки правописания и самоконтроля
- Расширять словарный запас учащихся;
- Развивать умения обосновывать правильность написания;
- Воспитывать активную личность;
- Развивать речь, орфографическую зоркость;
- Развивать внимание, наблюдательность,
- Развивать познавательную активность учащихся.
Планируемые образовательные результаты:
предметные:
ученик будет знать правило написания букв и, у, а после шипящих и слова-исключения; уметь правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих, графически обозначать условия выбора орфограмм.
ученик получит возможность научиться:
∙ выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
∙ участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
метапредметные: оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, осуществлять речевой самоконтроль, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
личностные: осознание эстетической ценности русского языка; сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию
регулятивные ученик
∙ определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
∙ учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные ученик
∙ использует знако-символические средства при оформлении орфограмм;
∙ делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
∙ составляет план своих действий под руководством учителя;
коммуникативные ученик
∙ слушает и понимает речь других;
∙ договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Средства обучения: презентация по теме урока.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная.
Технологическая карта
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД учащихся |
1. Организационный этап | -Девизом нашего урока будет пословица : «Что посеешь, то и пожнёшь». | Приветствие | Личностные: положительно относятся к учению. |
2. Мотивация. | Учитель использует игровые формы для того, чтобы повысить внимание детей, активность , а так же для осуществления самоконтроля. -Сегодня за каждый правильный ответ вы получаете 1 талант . Талант - это серебряная монета, имевшая хождение в античную эпоху. Есть такая притча: « Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своем состоянии. Одному дал 5 талантов, другому- 3, третьему - один. Двое хорошо потрудились и приумножили состояние хозяина. Третий - ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю. Трудолюбие первых было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им все заработанные деньги. Третий – не получил ничего. Так и появилось выражение «зарыть талант в землю». Желаю вам свои таланты не зарывать в землю, а приумножать в течение всей жизни. Ваш денежный доход - это ваша оценка в конце урока. | Слушают учителя. Знакомятся с новым фразеологизмом «зарыть талант в землю». Демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: желают приобрести новые знания, умения. Познавательные: принимают познавательную задачу; пополняют свой словарный запас новым фразеологизмом. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. |
3. Постановка целей и задач урока. | -Прочитайте слова (дана транскрипция). Подумайте, что объединяет эти слова? Жираф, ширина, чародей, гуща, щупальцы, чудеса, парашют. -Какова же тема урока? (Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу) -А какую основную цель мы перед собой поставим? -А что для этого нужно повторить? | Расшифровывают слова. Проговаривают их в слух. Формулируют тему, цель учебной деятельности в диалоге с учителем. отвечают на вопросы. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: осуществляют учебно-познавательные действия в умственной форме. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха. |
4. Построение проекта исходной задачи | План 1.Выявить разницу между произношением и написанием слов. 2. Повторить правило написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. 3.Узнать, есть ли слова-исключения из правил. | Составляют план . | Познавательные: извлекают необходимую информацию . Регулятивные: планируют необходимые действия. |
5. Актуализация знаний | Фронтальный опрос. В беседу включены вопросы, подводящие к теме урока и предупреждающие возможные ошибки на уроке. - На какие 2 группы делятся все звуки? (гласные и согласные) - Сколько гласных в русском языке? -Сколько согласных? -Какие гласные являются показателями мягкости? Твердости? -Какие согласные (не зависимо от позиции) всегда будут мягкими? (Ч,Щ,Й) -Какие согласные всегда твердые? (Ж ,Ш, Ц) -Назовите шипящие согласные. -Почему они так называются? | Дети внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, исправляют ошибки в ответах товарищей. | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Познавательная: слушают, извлекая нужную информацию. |
6. Реализация построенного проекта и решение исходной задачи 7. Первичное закрепление с комментированием | -Установим разницу в произношении и написании на примере слова жизнь. Контролирует правильность работы детей. -Вспомним правило написания других буквосочетаний. Для этого вернемся к словам данным вначале урока. Расшифруем транскрипцию и запишем эти слова, проговаривая правило. (Алгоритм ваших действий у доски: запись слова, выделение орфограммы, проговаривание правила). Жираф, ширина, чародей, гуща, щупальцы, чудеса, парашют. -Возникла проблемная ситуация. Как же пишется слово парашют?. Обратимся к нашему эксперту. -Чтобы детям легче запомнить правило взрослые придумали правила в стихах. | Ученик у доски делает транскрипцию к слову жизнь., а потом записывает это слово буквами.. Проговаривает расхождение . Остальные внимательно слушают, исправляют неточности. Индивидуальная работа у доски по заданному алгоритму. Выступает ученик-ассистент. Ярким примером исторического правописания в русском языке является буква и после согласных ж, ш. Мы говорим [жы], [шы], но пишем жи, ши (через и), потому что так произносились эти сочетания на заре нашей письменности, когда согласные ж, ш были мягкими. И только три слова: жюри, брошюра, парашют традиционно пишутся через ю. В написании этих слов отражено и французское произношение и написание: жюри – jury, брошюра – brochure, парашют – parachute. Если бы эти слова были еще в древнерусском языке, то их написание целиком и полностью отражало бы традиционный принцип русской орфографии, так как ж, ш были мягкими. Но эти слова пришли к нам в XIX веке, когда ж, ш уже отвердели, и стали исключениями из правила. Записывают в орфографический словарик слова-исключения. Проговаривают значение слов. Проверяют себя по толковому словарю. Выступает ученик-ассистент. Русские слова с жи, ши Через и всегда пиши. И, конечно, ча и ща Мы напишем с буквой а. Ну, а жу, щу, шу и чу, Я серьёзно, не шучу, С буквой у всегда дружны. И заметить мы должны, В иностранных лишь словах Ю встречается в корнях: Парашют, жюри, брошюра – Вот такая в них структура. | Познавательные: слушают, извлекая нужную информацию (вспоминают такой фонетический процесс как ассимиляция). Регулятивные: приобретение навыков работы со словарями , с дополнительной литературой. Коммуникативные: навыки публичного выступления, артистического мастерства. |
8. Самостоятельная работа | Выборочный диктант. -Послушайте текст определите его тему и основную мысль. Петька пришел домой весь чумазый. Родители ворчали и качали головами. А мальчуган крутил рыжий чубчик и молчал. -Какова же тема? (Про Петьку.) -А какова основная мысль? (Стыдно приходить домой чумазым.) -Выборочный диктант слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Распределить слова на 3 группы: 1) имена существительные, 2) имена прилагательные, 3) глаголы. -Сколько сущ.?( 1) Прил.? (2)Глаг.?(3) Зачитайте. Контролирует правильность работы детей. Создает условия для устранения перегрузки учащихся. ФИЗМИНУТКА Игра «Охотники». Ваша задача поймать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Обратите внимание могут быть браконьеры – слова –исключения, которые вам не нужны. Часовой, клещи, живот, жилище, черный, жираф, чащоба, человек, овчарка, печаль, бочка, пассажир, овощной, пришить, урожай, зубчатый, щи, обещание | Внимательно слушают. Определяют тему и основную мысль текта, проговаривают правила. Работают самостоятельно. Поиск ошибок. Исправляют ошибки по эталону. | Личностные: учатся быть аккуратными, прислушиваться к мнению родителей. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции. Самоконтроль (равнение на товарищей), внимание, быстрота реакции. |
9. Включение в систему знаний и повторение | -Замените выделенное слово синонимом с орфограммой жи-ши, ча-ща, чу-щу. А что такое синонимы? (Слова близкие по смыслу, но разные по написанию.) Комментированное письмо (с проговариванием правил). Ароматный чай –душистый чай, просторные улицы - широкие улицы, мохнатые ели – пушистые ели, огромные лужи- большие лужи, красивая брошюра – чудесная брошюра, прекрасное жюри- замечательное жюри. -Вставьте пропущенные буквы, составьте предложения с данными словосочетаниями. Чудесное утро, с первыми лучами, свежий ветерок.
| Отвечают на вопросы, задают вопросы для уточнения информации. Коммнетируют написание синонимов. Отвечают на вопросы. Составляют текст. | Личностные: самоконтроль во время комментирования, развитие речи. Познавательные: пополняют словарный запас. Развитие речи, умение составлять текст. |
10. Информация о домашнем задании | -Задание на дом: упр. 81, творческое задание: придумать сказку о том, почему ж , ш не дружат с буквой ю. | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции. |
11. Рефлексия учебной деятельности | -Закончи предложение. Я знаю …………………………………….. Я умею ……………………………………. Выставление оценок. Учитель называет наиболее активных на уроке. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Определяют уровень знаний. Подсчет «талантов». | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока русского языка 4 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий" УМК «Начальная школа XXI века»
Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии. Данный урок смоделирован с учётом основных поло...
технологическая карта урока по теме: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
Технологическая карта урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями....
Технологическая карта урока «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
Урок способствует воспитанию интереса к предмету, умению аргументированно доказывать свою точку зрения, формирует коммуникативные навыки, навыки контроля, взаимоконтроля, самоконтроля....
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Мягкий знак на конце слов после шипящих"
Урок русского языка общеметодологической направленности в 4 классе по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих» позволяет создать условия для систематизации и о...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Правописание О и Ё в корне после шипящих »
Урок открытия новых знаний.УМК "Перспективная начальная школа"...
технологическая карта и презентация к уроку русского языка УМК ПНШ 4 класс Написание О и Е после шипящих
Тема: «Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)».Цель: повторить и расширить знания учащихся о правописании О и Ё (е) после ш...
Технологическая карта урока русского языка в 3 - ем классе (УМК "21 век") на тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и « Ц»
Урок был составлен в рамках конкурса в сетевом издании "Образование:эффективность,качество,инновации"...