Технологическая карта урока на тему "Гласные И, У, А после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Русский язык.

Класс:  3

Учитель: Голованова Инна Евгеньевна

Тема: Гласные И, У, А после шипящих.

Тип урока: урок актуализации ЗУН.

Цель: Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и, у, а после шипящих, отработать умения правильно писать гласные и, у, а осле шипящих, познакомить со словами-исключениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russk._yaz._3_klass.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык.

Класс:  3

Учитель: Голованова Инна Евгеньевна

Тема: Гласные И, У, А после шипящих.

Тип урока: урок актуализации ЗУН.

Цель: Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и, у, а после шипящих, отработать умения правильно писать гласные и, у, а осле шипящих, познакомить со словами-исключениями.

Задачи:

  1. Обеспечить усвоение учащимися правописания гласных после шипящих, добиться усвоения учащимися правильного применения правила при письме.
  2. Формировать навыки правописания и самоконтроля
  3. Расширять словарный запас учащихся;
  4. Развивать умения обосновывать правильность написания;
  5. Воспитывать активную личность;
  6. Развивать речь, орфографическую зоркость;
  7. Развивать внимание, наблюдательность,
  8. Развивать познавательную активность учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

предметные:

ученик будет знать правило написания букв и, у, а после шипящих и слова-исключения; уметь правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих, графически обозначать условия выбора орфограмм.

 ученик получит возможность научиться:

        выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

        участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

метапредметные: оценивать свою речь с точки зрения ее содержания,  осуществлять речевой самоконтроль, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

личностные: осознание эстетической ценности русского языка; сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию

регулятивные     ученик

       определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

       учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные    ученик

       использует знако-символические средства при оформлении орфограмм;

       делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

       составляет план своих действий   под руководством учителя;

коммуникативные   ученик

       слушает и понимает речь других;

       договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Средства обучения: презентация по теме урока.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная,  фронтальная.

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД учащихся

1. Организационный этап

-Девизом нашего урока будет пословица : «Что посеешь, то и пожнёшь».

Приветствие

Личностные: положительно относятся к учению.

2. Мотивация.

Учитель использует игровые формы для того, чтобы повысить внимание детей, активность , а так же для осуществления самоконтроля.

-Сегодня за каждый правильный ответ вы получаете 1 талант .

Талант - это серебряная  монета, имевшая хождение в античную эпоху. Есть такая притча: « Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своем состоянии. Одному дал 5 талантов, другому- 3, третьему - один. Двое хорошо потрудились и приумножили состояние хозяина. Третий - ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю. Трудолюбие первых  было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им все заработанные деньги. Третий – не получил ничего. Так и появилось выражение «зарыть талант в землю». Желаю вам свои таланты не зарывать в землю, а приумножать в течение всей жизни. 

Ваш денежный доход -  это ваша оценка в конце урока.

Слушают учителя. Знакомятся с новым фразеологизмом «зарыть талант в землю».

Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: желают приобрести новые знания, умения.

Познавательные: принимают познавательную задачу; пополняют свой словарный запас новым фразеологизмом.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

3. Постановка целей и задач урока.

-Прочитайте слова (дана транскрипция). Подумайте, что  объединяет  эти слова?

Жираф, ширина, чародей, гуща, щупальцы, чудеса, парашют.

 -Какова же тема урока? (Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)

-А какую основную цель мы перед собой поставим?

-А что для этого нужно повторить?

Расшифровывают слова. Проговаривают их в слух.

 Формулируют тему, цель учебной деятельности  в диалоге с учителем. отвечают на вопросы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: осуществляют учебно-познавательные действия в умственной форме.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха.

4. Построение проекта исходной задачи

                                            План

1.Выявить разницу между произношением и написанием слов.

2. Повторить правило написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

 3.Узнать, есть ли слова-исключения из правил.  

Составляют план .

Познавательные: извлекают необходимую информацию .

Регулятивные: планируют необходимые действия.

5. Актуализация знаний

Фронтальный опрос. В беседу включены вопросы, подводящие к теме урока и предупреждающие возможные ошибки на уроке.

- На какие 2 группы делятся все звуки? (гласные и согласные)

- Сколько гласных в русском языке?

-Сколько согласных?

-Какие гласные являются показателями мягкости? Твердости?

-Какие согласные (не зависимо от позиции) всегда будут мягкими? (Ч,Щ,Й)

-Какие согласные всегда твердые? (Ж ,Ш,  Ц)

-Назовите шипящие согласные.

-Почему они так называются?

Дети внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы,  исправляют ошибки в ответах товарищей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Познавательная: слушают, извлекая нужную информацию.

6. Реализация построенного проекта и решение исходной задачи

7. Первичное закрепление с комментированием

-Установим  разницу в произношении и написании на примере слова жизнь.

Контролирует правильность работы детей.

-Вспомним правило написания других буквосочетаний. Для этого вернемся к словам данным вначале урока. Расшифруем транскрипцию и запишем эти слова, проговаривая правило. (Алгоритм ваших действий у доски: запись слова, выделение орфограммы, проговаривание правила).

Жираф, ширина, чародей, гуща, щупальцы, чудеса, парашют.

-Возникла проблемная ситуация. Как же пишется слово парашют?. Обратимся к нашему эксперту.

-Чтобы детям легче запомнить правило взрослые придумали правила в стихах.

Ученик у доски делает транскрипцию к слову жизнь., а потом записывает это слово буквами.. Проговаривает расхождение .

Остальные внимательно слушают, исправляют неточности.

Индивидуальная работа у доски по заданному алгоритму.

Выступает ученик-ассистент.

Ярким примером исторического правописания в русском языке является буква и после согласных ж, ш. Мы говорим [жы], [шы], но пишем жи, ши (через и), потому что так произносились эти сочетания на заре нашей письменности, когда согласные ж, ш были мягкими. И только три слова: жюри, брошюра, парашют традиционно пишутся через ю. В написании этих слов отражено и французское произношение и написание: жюри – jury, брошюра – brochure, парашют – parachute. Если бы эти слова были еще в древнерусском языке, то их написание целиком и полностью отражало бы традиционный принцип русской орфографии, так как ж, ш были мягкими. Но эти слова пришли к нам в XIX веке, когда ж, ш уже отвердели, и стали исключениями из правила.

Записывают в орфографический словарик слова-исключения.

Проговаривают значение слов.

Проверяют себя по толковому словарю.

Выступает ученик-ассистент.

Русские слова с жи, ши

Через и всегда пиши.

И, конечно, ча и ща

Мы напишем с буквой а.

Ну, а жу, щу, шу и чу,

Я серьёзно, не шучу,

С буквой у всегда дружны.

И заметить мы должны,

В иностранных лишь словах

Ю встречается в корнях:

Парашют, жюри, брошюра –

Вот такая в них структура.

Познавательные: слушают, извлекая нужную информацию (вспоминают такой фонетический процесс как ассимиляция). 

Регулятивные:

приобретение навыков работы со словарями , с дополнительной литературой.

Коммуникативные:

навыки публичного выступления, артистического мастерства.

8. Самостоятельная работа

Выборочный диктант.

-Послушайте текст определите его тему и основную мысль.

Петька пришел домой весь чумазый. Родители ворчали и качали головами. А мальчуган крутил рыжий чубчик и молчал.

-Какова же тема? (Про Петьку.)

-А какова основная мысль? (Стыдно приходить домой чумазым.)

-Выборочный диктант слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Распределить слова на 3 группы: 1) имена существительные, 2) имена прилагательные, 3) глаголы.

-Сколько сущ.?( 1) Прил.? (2)Глаг.?(3) Зачитайте.

Контролирует правильность работы детей. Создает условия для устранения перегрузки учащихся. ФИЗМИНУТКА

Игра «Охотники». Ваша задача поймать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Обратите внимание могут быть браконьеры – слова –исключения, которые вам не нужны.

Часовой, клещи, живот, жилище,  черный, жираф, чащоба, человек, овчарка, печаль, бочка,  пассажир, овощной,  пришить, урожай, зубчатый, щи,  обещание

Внимательно слушают. Определяют тему и основную мысль текта, проговаривают правила.

Работают самостоятельно. Поиск ошибок. Исправляют ошибки по эталону.

Личностные: учатся быть аккуратными, прислушиваться к мнению родителей.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции.

Самоконтроль (равнение на товарищей), внимание, быстрота реакции.

9. Включение в систему знаний и повторение

-Замените выделенное слово синонимом с орфограммой жи-ши, ча-ща, чу-щу. А что такое синонимы? (Слова близкие по смыслу, но разные по написанию.) Комментированное письмо (с проговариванием правил).

Ароматный чай –душистый чай, просторные улицы - широкие улицы, мохнатые ели – пушистые ели, огромные  лужи- большие лужи, красивая брошюра – чудесная брошюра, прекрасное жюри- замечательное жюри.

-Вставьте пропущенные буквы, составьте  предложения с данными словосочетаниями.

Чудесное утро, с первыми лучами, свежий ветерок.

 

Отвечают на вопросы, задают вопросы для уточнения информации.

Коммнетируют написание синонимов.

Отвечают на вопросы. Составляют текст.

Личностные: самоконтроль во время комментирования, развитие речи.

Познавательные: пополняют словарный запас.

Развитие речи, умение составлять текст.

10. Информация о домашнем задании

-Задание на дом: упр. 81, творческое задание: придумать сказку о том, почему ж , ш  не дружат с буквой ю.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции.

11. Рефлексия учебной деятельности

-Закончи предложение.

Я знаю ……………………………………..

Я умею …………………………………….

Выставление оценок.

Учитель называет наиболее активных на уроке.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Определяют уровень знаний. Подсчет  «талантов».

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка 4 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий" УМК «Начальная школа XXI века»

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.  Данный урок смоделирован с учётом основных поло...

технологическая карта урока по теме: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

Технологическая карта урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями....

Технологическая карта урока «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

Урок способствует воспитанию интереса к предмету, умению аргументированно доказывать свою точку зрения, формирует коммуникативные навыки, навыки контроля, взаимоконтроля, самоконтроля....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

Урок  русского языка  общеметодологической направленности  в 4 классе по теме  «Мягкий знак на конце слов после шипящих»  позволяет создать условия для систематизации и о...

технологическая карта и презентация к уроку русского языка УМК ПНШ 4 класс Написание О и Е после шипящих

Тема: «Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)».Цель: повторить и расширить знания учащихся о правописании О и Ё (е) после ш...

Технологическая карта урока русского языка в 3 - ем классе (УМК "21 век") на тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и « Ц»

Урок был составлен в рамках конкурса в сетевом издании "Образование:эффективность,качество,инновации"...