технологическая карта и презентация к уроку русского языка УМК ПНШ 4 класс Написание О и Е после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тема: «Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)».
Цель: повторить и расширить знания учащихся о правописании О и Ё (е) после шипящих..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
60.rar | 490.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 60
Тема: «Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)».
Цель: повторить и расширить знания учащихся о правописании О и Ё (е) после шипящих..
Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при изучении того, что в суффиксах существительных под ударением пишется о, без ударения – е, если эти существительные образованы от других существительных; в суффиксах прилагательных пишется о – под ударением, е – без ударения; написании текста под диктовку с изученными орфограммами; - представление о единстве и многообразии русского языка при изучении написания о и ё после шипящих; что в суффиксах наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е; - позитивное отношение к правилам устной и письменной речи; - осознанное выполнение нравственно – этических норм при взаимодействии с одноклассниками и учителем на уроках русского языка.
Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками при объяснении орфограмм; написании текста под диктовку с изученными орфограммами; - прогнозирование и составление алгоритма решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками.
Познавательные УУД Общеучебные УУД: - знаково – символическое моделирование; - поиск и выделение необходимой информации при работе с толковым, обратным словарями; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме при написании изложения, подготовке научного сообщения; - выбор наиболее эффективных способов при проверке безударных гласных в различных частях слова; - смысловое чтение при определении понятия: «краткие прилагательные»; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем поискового характера, поставленными героями учебника.
Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при изучении того, что в суффиксах существительных под ударением пишется о, без ударения – е, если эти существительные образованы от других существительных; в суффиксах прилагательных пишется о – под ударением, е – без ударения; что в полных формах прилагательного ударение всегда неподвижное, а в кратких прилагательных ударение часто бывает подвижным, меняет свое место при изменении слова по числам и родам; что в суффиксах наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е; работе с картиной; со словарями.
Коммуникативные УУД. - осознанное построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками
Оборудование: учебник русского языка 4 класса Н.А. Чуракова.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Оргмомент (1 мин). Цель: организовать направленное внимание на начало урока. | Проверка готовности к уроку. Приветствие. | Проверка готовности к уроку. Приветствие. Запись числа и классной работы. | Личностные: понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место. |
Определение темы и цели урока. (1-3 мин). Цель: сформулировать представление о том, что нового узнают на уроке и чему научатся Слайд 1-2 | Выяснение темы (по учебнику) и целей урока. | Формулирование темы, цели урока, высказывают предположения о содержании урока, исходя из содержания параграфа. | Личностные: устанавливают связи между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы при сравнении личных окончаний глаголов, принадлежащих к разным спряжениям. Регулятивные: определяют тему и цель урока, волевая саморегуляция в условиях затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений. |
Актуализация знаний () Цель: повторить понятия, правила, алгоритм или способ использования алгоритма. Слайд 3 | Слова на доске (экране): ш…рох , ш…лковый, капюш…н, ш…пот, ш…ссе, ж…лтый, ш…рты, ш…л, пч…лка, ш…колад, ш…фёр. Просит прочитать слова и поставить в них ударение. Ребята видят, что в некоторых словах пропущенный гласный находится под ударением, а в других он безударный. естественно, если дети предположат: нужно написать букву о в словах, где пропущенный гласный стоит под ударением, и букву е– где гласный безударный. Тогда предлагаем ребятам сравнить данные слова со словами, написание которых регулировали предыдущие правила. Первое отличие: в предыдущих правилах речь шла только о существительных и прилагательных. Среди слов, написанных на доске, помимо этих частей речи, встречается еще и глагол (шёл). Второе отличие: предыдущие правила регулировали написание суффиксов и окончаний – в данном случае буквы пропущены в корнях слов. Третье отличие: в ранее изученных правилах вопрос стоял о выборе букв о или е. В словах на доске надо выбрать о или Ё. После того как ребята убедятся, что написание данных слов не подчиняется ранее изученным правилам, предлагаем прочитать правило на с. 138. Дети читают первую часть данного правила и среди слов, записанных на доске, находят те, написание которых подчиняется этой части правила. Существенная особенность данных слов: в формах этих слов и однокоренных словах после шипящего в корне слова всегда ударный гласный звук [о]. Предлагаем записать эти слова в столбик и подчеркнуть букву о после шипящего, поставить ударение и выделить корень. Рядом с каждым из этих слов можно предложить написать либо родственное слово, либо другую форму этого же слова, в котором также подчеркивается буква о после шипящего. Прочитав вторую часть данного правила, ребята замечают, что многие слова, написание которых регулирует эта часть, им уже знакомы – это словарные слова. Необходимо обратить внимание детей на то, что в этих словах в корне после шипящего гласный всегда безударный, но в них также пишется буква о. Именно поэтому эти слова записаны во второй части данного правила и считаются словарными словами. С этими словами выполняется та же работа, что и со словами, выписанными ранее. | Читают, вставляют буквы и ставят ударение. Находят отличия. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной письменной речи с учетом учебной ситуации; сотрудничают в совместном решении проблемы. |
Применение и закрепление теоретических положений в условиях выполнения упражнений (13-15 мин). Цель: сформировать учебные действия по использованию алгоритмов, правил. | Далее ребята читают правило на с. 139, так же по частям, и выполняют те же действия со словами, что и в предыдущем правиле. Школьники должны выделить отличительные особенности слов, написание которых регулирует данное правило: при изменении данных слов или в однокоренных словах появляется чередование гласных звуков. Упр. 108 и 109 направлены на отработку правописания слов с изученной орфограммой. В упр. 108 ребята записывают текст, вставляя нужные буквы, и устно объясняют выбор буквы в слове шёпот. Правильно объяснить выбор буквы в данном слове помогает беседа Миши, Маши и Евдокии Васильевны (с. 140). В упр. 109 школьники вставляют пропущенные буквы. В слове шёпот надо написать букву Ё, так как в родственном слове шепчется (есть в тексте) после шипящего в корне слова под ударением произносится другой звук. В слове шорох пишется буква о, так как при изменении формы слова (например, шорохи) ударение остается на прежнем месте и звук тот же. | Коллективное (фронтальный опрос) обсуждение задания. Выполнение задания в соответствии с заданием | Личностные: осознают свои возможности, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: общеучебные – проявляют познавательную инициативу, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы. Регулятивные: определяют план выполнения работы; соотносят выполненное задание с образцом. Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной письменной речи с учетом учебной ситуации; сотрудничают в совместном решении проблемы. |
Физпауза. Цель: смена вида деятельности, снятие напряжения. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | ||
Применение и закрепление теоретических положений в условиях выполнения упражнений (13-15 мин). Цель: сформировать учебные действия по использованию алгоритмов, правил. | Упр. 110. Цель – повторить ранее изученные орфограммы, учить писать слова с новой орфограммой. Школьники записывают текст, вставляя нужные буквы. Слово чёрный пишется с букой Ё – его написание подчиняется правилу со с. 139. В тексте встречается его словоформа – черней, в которой ударение переходит на другой слог. Далее ребята письменно показывают, как образованы слова котёнок, лисёнок, тигрёнок. Выясняют значение суффикса «-ёнок-» (детёныш животного) и записывают свои примеры слов, образованных с помощью данного суффикса. Слайд 4 | Записывают текст, вставляют нужные буквы Письменно показывают, как образованы слова котёнок, лисёнок, тигрёнок. Выясняют значение суффикса «-ёнок-» и записывают свои примеры слов, образованных с помощью данного суффикса | Личностные: осознают свои возможности, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: общеучебные – проявляют познавательную инициативу, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы. Регулятивные: определяют план выполнения работы; соотносят выполненное задание с образцом. Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной письменной речи с учетом учебной ситуации; сотрудничают в совместном решении проблемы. |
Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок. Цель: сформировать личную ответственность за результаты коллективной деятельности. Слайд 5 | - Что сегодня на уроке повторили? - Справились ли с поставленной целью и задачами урока? Рефлексия настроения: - Сегодня я доволен работой, так как… - Не совсем доволен, потому что… - Не доволен своей работой, ведь я … Выставление оценок. | Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учеб. деятельности; самооценка на основе критерия успешности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы. Коммуникативные: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
Домашнее задание. Слайд 6 | Тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 67 (с. 66-68). | Запись домашнего задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном» Технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 4 классе по системе "Школа России"
Открытый урок по Русскому языку в 4 классе на тему "Повторение изученного об имени существительном и прилагательном" по системе "Школа России" (Т.Г. Рамзаева)...
презентация к уроку русского языка в 4 классе Развитие орфографических умений (Ь – после шипящих у сущ. жен. рода)
презентация к уроку русского языка в 4 классе по школе 2100 по теме "Мягкий знак после шипящих на конце"...
Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."
Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."...
Презентация к уроку русского языка для 4 класса на тему "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода" Школа 2100
Презентация к уроку руссгого языка для 4 класса на тему "Мягкий знак после шипящих в конце существительных женского рода" содержит словарную работу , повторение изученного о мягком знаке, о пост...
Технологическая карта+ конспект +презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме « Правила обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова в двухсложных словах».
в соответствии с фгос...
Технологическая карта+ план+ презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме « Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».
в соответствии с фгос...
Технологическая карта и презентация к уроку русского языка для 3 класса на тему "Неизменяемые слова"
Технологическая карта и презентация к уроку русского языка для 3 класса на тему "Неизменяемые слова"...