Этап урока и его цели |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя | Содержание урока
| Планируемые результаты |
I. Вводно-мотивационный этап Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; |
. |
Организует быстрое включение учащихся в урок. Мотивирует к учебной деятельности.
| - О том, что знаешь ты, О том, что мне известно Поговорим? Вам будет интересно 1. На доске скороговорка. Читаем. Поезд мчится скрежеща: же, че, ша, ща; же, че, ша, ща. На проговаривание каких звуков направлены скороговорка? Шипящие – сигнал, что в слове есть орфограмма. |
Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке. (Личностные УУД)
Оформлять свои мысли в устной форме. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цели: - организовать актуализацию умений; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. |
Проговаривают ответы.
Высказывают своё предположение.
Фиксируют индивидуальное затруднение.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. | Организует актуализацию умений ставить ударение существительных ,определять части слова, падеж;
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. | 1.Постановка учебной проблемы.
-На доске записаны слова. В чем будет состоять ваша задача? (Вставить орфограммы, объяснить их) -А что поможет нам не ошибиться в выборе букв? На доске: ..с багаж… ш..рты мужич..к с экипаж.. пч..лка овраж..к
-Проверку мы будем осуществлять сигнальными карточками(О,Е) Проверка |
|
Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место затруднения; - зафиксировать причину затруднения.
| Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
| В каком месте возникло затруднение? -А как же быть со словом шорты, пчелка, какую букву надо вставить? -Сколько же в классе мнений? Почему? Возникает спор в написании нужной буквы учитель предлагает нарисовать смайлик на полях тетради (знаю - не знаю – хочу узнать) -Что особенного вы заметили в словах? ( Мы не можем объяснить написание)
(обратите в какой части слова находится пропущенная буква На какие буквы оканчивается основа. -Кто же сформулирует тему урока? (Правописание О и Е в корне после шипящих). слайд | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
|
Операционно-содержательный этап
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности.
| Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
Самостоятельно, при затруднении с помощью учителя, ставят цель урока.
| Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств. | Какую проблему ставим? (Когда в корне сущ-х будем писать «Е» и «О»? -Чтобы решить проблему и не ошибиться, давайте напишем похожие слова понаблюдаем, что общего? пчёлка шорты щётка жонглёр чёлка крыжовник шёпот шорох Чем различаются? Подчеркнём О –Ё. Поставьте себе цель: чему вы сегодня хотите научиться? ( Выбирать гласную О или Ё после шипящих в корне слова.) | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
|
Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока.
| Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать. Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.
Выполняют задание на карточках.
Проговаривают тему урока.
| Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует групповую работу.
Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.
Организует устранение затруднения.
Организует уточнение темы урока
На доске
|
Слова с гласными О –Ё распишем в 2 столбика Ё О Пчёлка шорты шёпот шорох щётка жонглёр чёлка крыжовник Найдите существенный признак, определяющий условия разного написания . пчёлка — пчела щётка — щетина чёлка — чело шёпот — шептать | шорты – шортики шорох-шорохи капюшон — капюшончик крыжовник — крыжовнику |
Вывод: Подбор однокоренного слова помогает определиться, что писать в корне (О или Ё). Если в безударном положении пишется Е, то под ударением Ё. Прочитаем информацию Летучей мыши Слово шёпот приводится 2 раза Почему? Мы оказались правы? Это открытие? Мало вывести правило, нужно уметь им пользоваться. Давайте составим алгоритм. Алгоритм 1. Определю часть слова. 2. Если в корне, поставлю ударение. 3. Если под ударением, проверю, не является ли слово исключением. 4. Если исключение, напишу О. 5. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении. 6. Если чередуется, то под ударением пишу Ё, без ударения Е. 7. Если не чередуется, О. Какое же новое знание мы открыли? | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). Регулятивные УУД
|
Физминутка для глаз |
|
| |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать взаимопроверку по эталону с последующей оценкой результатов; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| Выполняют задание самостоятельно.
Выполняют взаимопроверку по эталону. Фиксируют результаты.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует взаимопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Предлагаю самостоятельно выполнить упр 109
-Учащиеся проводят взаимопроверку выполненной работы. ( результат фиксируют смайлом)
У кого всё правильно? У кого есть ошибки? В каком месте ошибки? В чём причина? Исправьте ошибки.
| Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД) |
Рефлексивно-оценочный этап Включение в систему знаний Цели: - выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. | Выполняют задание | Организует повторение умений самостоятельной работы на новое знание.
| 1)Выполнение работы в группе: Придумайте и выполните задание используя слова ш..лк беч..вка ж..лудь ш..пот ш..рох ч..лка ж..нглер щ..тка 2)Работа 1 уч-ка на компьютере( учебный диск «Фраза») 3) Контрольный тест «Найди ошибку»: Записать только букву, за которой стоит слово. а) жёлудь б) решотка в) чёрточка г) жёнглёр д) жокей е) шорох ж) крыжовник з) шопот код: б г з | Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД)
Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать. |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Цели: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.
| Отвечают на вопросы учителя.
Делают самооценку. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. | Какую цель ставили? Достигли цели? Какая тема урока была? Вернемся к началу урока. Вспомните, какое задание у нас вызвало затруднение, сможем ли мы изменить смайлик на полях и решить эту орфографическую задачу.
Оцените свою деятельность на уроке. работу в группе. Ответы Д/з разноуровневое
Молодцы! У нас все получилось. Спасибо за урок. | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |