Технологическая карта урока «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок способствует воспитанию интереса к предмету, умению аргументированно доказывать свою точку зрения, формирует коммуникативные навыки, навыки контроля, взаимоконтроля, самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 40.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Класс: 3, Система развивающего обучения академика Л.В. Занкова
Дата: 23.01.14
Вид урока: урок открытия нового знания.
Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных».
Цель: вывести алгоритм правописания имен существительных с шипящим звуком на конце путем организации исследовательской работы учащихся.
Задачи:
Образовательная
- выработать алгоритм правописания имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук;научить применять на практике правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих; формировать орфографические навыки, информационные навыки; учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника.
Развивающая
- развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, память, речь учащихся, интерес к предмету, умение анализировать свою деятельность.
Воспитательная
- воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к окружающему миру, культуру общения, аккуратность, усердие, взаимовыручку.
Оздоровительная
- создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.
Компетенции:
Учащиеся должны знать:
- правила правописания слов с изученными орфограммами;
Учащиеся должны уметь:
-видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы;
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- правильно писать имена существительные с шипящими на конце;
- применять изученную орфограмму при написании имен существительных;
- правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;
- работать в парах и группах;
- вести самостоятельный диалог между собой по вопросам решения учебной задачи.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I.Организационный момент. | Побудительная мотивация. - Встряхнулись, потянулись, улыбнулись друг другу и настроились на серьёзную работу.Итог урока во многом зависит от вашей работы. - Сегодня у нас на уроке гость. А кто? Вы узнаете, если правильно выполните задание. | Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация | Повторение о ь – разделительном и ь –показателе мягкости согласных. -Отгадайте загадки, отгадки напишите. А) Висит за окошком кулёк ледяной, Он полон капелью и пахнет весной. (сосулька) Б) Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой ярко-красный галстук мой. (снегирь) В) Рассыпала Лукерья серебряные перья, Закрутила, замела, стала улица бела.(метель, вьюга) Г) В голубеньких рубашках Бегут по дну овражка. (ручьи) -Чем похожи эти слова? - Какую роль играет мягкий знак в написанных словах? -Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? - Итак, кто же наш гость на уроке? Чистописание. ь ььььььь А что вы ещё знаете о мягком знаке? | Мотивация учащихся на изучение темы. Запись слов. (во всех словах пишется мягкий знак) (В словах сосулька, снегирь, метель – ь указывает на мягкость предыдущего согласного, а в словах вьюга, ручьи он разделяет согласный звук от гласного, не давая им сливаться.) ( в корне слова, перед гласными -е, -ё, -ю, -я, -и). (мягкий знак) Вывешивается карточка с мягким знаком (звука не обозначает) | Предметные результаты: |
III. Сообщение цели. | -А как вы думаете, всё ли мы знаем о мягком знаке?-Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке? - Сегодня на уроке мы узнаем, какую ещё роль ( работу) выполняет Ь. | Формулирование цели урока. - Будем развивать внимание, память, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, развивать речь; воспитывать аккуратность при работе в тетради, культуру общения и поведения на уроке. | Метапредметные результаты: |
IV. Постановка и решение учебной задачи. | 1. А сейчас мы узнаем, какую ещё работу может выполнять ь. Прочитайте слова: Рожь, меч, ночь, шалаш, сторож,дочь, ёж, чиж, мышь, стриж, молодёжь,грач. -Чем похожи эти слова? Проблема: Почему у одних существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак, а у других – нет? Можете дать ответ? - Вот эту проблему нам сегодня на уроке нужно решить.
- Молодцы, ребята, вы предложили несколько вариантов. - Я предлагаю мальчикам выписать имена существительные мужского рода, а девочкам –женского рода. -Сравните написание существительных. -Когда имена существительные с шипящим на конце пишутся с мягким знаком? -Значит, какова же новая роль (работа) мягкого знака? - Что нужно уметь, чтобы правильно написать имена существительные с шипящими на конце? | Высказывания учащихся. (это имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук) (дети сомневаются). Ответы - предположения детей.) - Это существительные, они оканчиваются на шипящий. (одушевлённые и неодушевлённые, мужского рода и женского рода, с мягким знаком на конце и без мягкого знака) Высказывания учащихся. (если они женского рода) (он указывает, что это существительные женского рода) (уметь определять род имён существительных) | Предметные результаты: |
V. Открытие детьми нового знания. (Работа в группах) |
- Объединитесь в группы. Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод, записав схематично. Алгоритм исследования:
Слова на карточках: Вещь, врач, плащ, ложь, еж, малыш, мелочь. - Какова же работа ь знака в этих словах? (Грамматическая, он указывает на род). - Как это показать схемой? 2.Составление правила по заданию в учебнике стр.27, упражнение 323. - Нам необходимо составить совместный план действий – алгоритм. - Сформулируйте правило о правописании мягкого знака после шипящих на конце существительных. | Работа в группах. Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов у доски. Высказывания учащихся. Обсуждение. В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм. Идет озвучивание алгоритма детьми. Формулируют правило. | Метапредметные результаты: |
VI.Физминутка. | Мы задание выполняли И немножечко устали. А теперь пришла пора Отдохнуть нам всем, друзья. - Я буду называть слова, а вы, если услышите слово женского рода, то хлопайте в ладоши, а мужского – топайте ногами. Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь. - Как напишите имена существительные женского рода с шипящими на конце? | Самоконтроль | Метапредметные результаты: |
VII.Применение знаний в знакомой и незнакомой ситуации.. | Упражнение в правописании имён существительных с шипящими на конце. 1.Работа с учебником.Стр. 26, упр.320 -Назовите существительные с шипящими на конце. -В первом предложении найдите главные члены предложения.Определите части речи. 2. Работа по карточке в парах. -Замени одним словом и напиши слова с шипящим на конце: Приспособление с помощью которого открывается замок (ключ) Часть суток от вечера до утра (ночь) Маленький ребёнок (малыш) Человек с высшим образованием, который лечит больных (врач) Каменное сооружение для отопления помещений (печь) Суп со свёклой и другими овощами (борщ) Растение, из зёрен которого выпекают ржаной хлеб (рожь) - Прочитайте существительные с мягким знаком на конце.Почему написали мягкий знак? - Что нужно уметь, чтобы грамотно писать существительные с шипящими на конце? - С одним из существительных составьте предложение и напишите его. - Чьё предложение вам понравилось?
К каждому имени существительному из левого столбика подбери близкие по значению существительные из правого столбика. У существительных с шипящим на конце определи род. Трепет экипаж… Старики товарищ… Сила клич… Команда дрож… Призыв мощ… Друг молодёж… | Работа в тетрадях. Записывают предложения с комментированием по цепочке. Указывают форму числа, род существительных. Самоанализ Самопроверка. Высказывания учащихся. (уметь определять род имён существительных) Работа в тетрадях. Запись и чтение предложений. Работа в тетрадях. Взаимопроверка | Метапредметные результаты: |
VIII. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков. | Выявление уровня усвоения новых знаний. (самостоятельная работа) Для контроля усвоения темы урока я предлагаю вам выполнить задания разной степени трудности. Три уровня 1,2,3. 1уровень Напиши имена существительные в единственном числе, укажи род. Чертежи, вещи, дочери, трубачи, гаражи, моржи, мелочи, богачи, коржи. 2 уровень Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце. Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий … 3 уровень Напиши мини- сочинение на тему «На реке», используя слова: Петрович, пейзаж, луч, тишь, камыш, лещ, помощь. - Выберите задание. Прочитайте его внимательно, определите задачу и приступайте к её решению. О результатах работы вы узнаете на следующем уроке русского языка. | Работа в тетрадях. Самоанализ | Метапредметные результаты: Метапредметные результаты: |
IX. Итог урока. Рефлексия. | - Давайте вернёмся к проблеме урока: почему у одних имён существительных, оканчивающихся на шипящий, пишется мягкий знак, а у других нет? - О какой новой функции(работе) мягкого знака вы узнали сегодня на уроке? - Что нужно уметь, чтобы правильно писать существительные с шипящими на конце? - Кому было легко? - Кто испытывал затруднения? В чём? Где пригодятся знания, которые вы сегодня получили на уроке? - Кого можно отметить за работу на уроке? - Оцените свою работу по шкале успеха. | Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок. (Мягкий знак на конце существительных после шипящих указывает, что они женского рода) (уметь определять род имён существительных) Самооценка. Взаимооценка. | Личностные результаты: |
X. Инструктаж по выполнению домашнего задания | Дома вы будете выполнять упражнение 321 на стр.26 учебника. - Из слов отгаданных в ребусах, вам нужно будет выбрать два существительных разного рода и изменить их форму по вопросам. | Учащиеся читают задание про себя. | Метапредметные результаты: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемный урок в 3 классе Тема урока: « Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».
Задачи урока: Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; Формировать умение различать слова мужского и жен...
Технологическая карта урока русского языка по теме « Род имён существительных»
Технологическая карта урока русского языка по теме « Род имён существительных»...
технологическая карта урока русского языка по теме "Числа имён существительных"
Это материал представлен по русскому языку по теме "Числа имён существительных" для 3 класса....
Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Род имён существительных»
Учащиеся знакомятся с приемами распознавания рода имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу. Тип урока: изучение нового материала Задачи: Обучающая: формировать умение опр...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Род имён существительных", 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока по теме "Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе" (русский язык, 4 класс)
Урок открытия новых знаний и способов действия. Цель: создать условие для знакомства с новым приёмом выбора букв в безударном падежном окончании имени существительного в единственном числе....