технологическая карта урока по теме: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему

Технологическая карта урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnolog_karta_rus.yaz_._3_klass_emelyanova_e.l.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык, УМК « Школа России», 3 класс

Учитель: Емельянова Е.Л.

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

  1. познавательные
  • формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
  • познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;
  • выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.

2. развивающие

  • развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;

3. воспитывающие

  • создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах.

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Межпредметные связи: окружающий мир

Ресурсы для учителя:

 -В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г.-с.31

-В.П.Канакина,  Рабочая тетрадь «русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г, с.

Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие мл. школьников на уроках русского языка. 3 класс.- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г.-с.224

Ресурсы для учащихся:

-В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г.-с.31

-В.П.Канакина, Рабочая тетрадь «русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г, с.

-пословицы;

-карточки для работы в группах со словами грач, речь, малыш, ночь, вещь, мяч;

-ребусы;

-иллюстрации пейзажа для самостоятельной работы.

Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

-Проверьте порядок на столе, всёли готовок уроку. Начинаем работать. Сегодня на уроке нам предстоит узнать новые сведения об именах существительных.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

  1. Актуализация знаний.

Цель:

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила.

  • минутка чистописания

«Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою дружу,

На «отлично» напишу!

-Ответьте на вопрос:

-Какие согласные звуки встречаются чаще всего?

-Как называются эти звуки?

-Почему?

-Какие шипящие звуки ещё знаете?

-Дайте им характеристику.

-Какие орфограммы связаны с этими звуками?

-Вспомним написание букв, которые обозначают эти звуки.

-Напишите цепочки букв, продолжите их. Доска!

  • Воспроизведение знаний о роли мягкого знака в слове. Создание проблемной ситуации.

Доска!

Хорошую речь хорошо и слушать.

Ученье-свет, а неученье - тьма.

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

-Что общего в этих пословицах?

-Что вы знаете о букве ь?

-Найдите в пословицах слова, где мягкий знак указывает на мягкость согласного звука.

- В каких словах ь предупреждает нас о том, что буквы е, ё, ю, я будут обозначать 2 звука.

-В какую группу мы отнесём слово речь?

Вывод: Слово речь ни в одну группу отнести нельзя, потому что буква мягкий знак выполняет какую-то другую работу. Попробуем разобраться.

Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения признаков шипящих звуков, проводит параллель с ранее изученного материала.

Организует практическую работу по нахождению слов с мягким знаком. Создаёт условия для повторения знаний о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса, подводит уч. к выводу о новой роли мягкого знака в русском языке.

Работают с информацией, на слух определяют слова с шипящими звуками, дают характеристику звукам, называют орфограммы.

Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Высказывают свои предположения по поводу написания мягкого знака в слове речь.

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивают операции мышления (сходство и различие объектов)

Коммуникативные:

Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

  1. Постановка учебной задачи.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных; согласовать тему и цель урока.

Доска! ГРАЧ, РЕЧЬ, МАЛЫШ, НОЧЬ, ВЕЩЬ, МЯЧ

-Прочитайте слова.

- К какой части речи относятся слова?

-Что общего в этих словах?

В чём отличие?

-В чём нам предстоит разобраться?

-Сформулируйте тему и цель урока.

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока.

Познавательные:

Умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные:

Уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать тему и цель урока.

  1. Решение проблемной ситуации.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знак после шипящего звука на конце имени существительного.

Цель: Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

  • Работа в группах

-А сейчас поработаем в группах. Задание написано на листах. Читаете его внимательно и сообща выполняете.

-Проверим вашу работу. (Учащиеся вывешивают листы на доску, аргументируют свой ответ)

- Что заметили?

- Попробуйте сформулировать правило. Когда в существительных после шипящего звука будем писать мягкий знак на конце, у сущ. какого рода после шипящего Ь писать не будем?

-Какую работу выполняет мягкий знак?

- Сравним с правилом в учебнике. стр.31

-Вернёмся к слову речь.

-Почему в этом слове пишется мягкий знак?

Работа в парах

-Сформулируйте ещё раз правило друг другу.

-На что указывает ь?

  • Физминутка

ЁЖ, ЛЕЩ, ДОЧЬ, ПЛАЩ, РОЖЬ, СКРИПАЧ, МЫШЬ, ОБРУЧ, БРОШЬ

-Я буду называть имена существительные с шипящим на конце слова, вы должны определить, надо писать или не надо мягкий знак в конце слова.

Если в слове есть мягкий знак, вы приседаете, если его нет - прыгаете и хлопаете над головой.

  • Составление алгоритма

-А сейчас мы попробуем составить алгоритм правильного написания слов с изученной сегодня орфограммой.

-Что мы должны сделать, чтобы выяснить, нужно писать мягкий знак в имени существительном с шипящим звуком на конце слова или нет?

Доска!

Карточки перевёрнуты. По мере того, как дети называют пункты, учитель переворачивает карточки.

Алгоритм

  1. Определить род имени существительного.
  2. Вспомнить правило.
  3. Записать слово, опираясь на правило.
  4. Выделить орфограмму.

Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило.

Организует отдых.

Контролирует процесс составления алгоритма, направляет учащихся на верный путь решения.

Выполняют работу в группах, доказывают свой ответ, пытаются сформулировать правило, сравнивают его с правилом в учебнике, проговаривают друг другу. Выясняют, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах.

Выполняют упражнения.

Составляют алгоритм под руководством учителя, в дальнейшем опираясь на него.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль.

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи.

  1. Первичное закрепление.

Цель: Закрепить знания, полученные на уроке.

Доска!

  • Решение орфографической задачи.

ЛАНДЫШ…    ?

МЕЛОЧ…

-Как будете решать орфографическую задачу? (по алгоритму)

-Прочитаем памятку.

Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

Если род мужской у слова-

Нет знака никакого!

  • Ребусы. Запись ответов в тетрадь с устным и письменным объяснением.

-Ребусы разгадали. Какая орфограмма во всех словах?

-Запишем слова, объясняя правила правописания.

Проверяет понимание способа действия.

Проговаривают алгоритм работы с заданными словами.

Регулятивные

Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии.

  1. Самостоятельная работа.

Цель: Проверить навык усвоения новых знаний.

-На столах у вас иллюстрации.

-Как можно назвать одним словом рисунок природы?

Найдите слов, в которых спряталась наша орфограмма.

-Сейчас будете работать самостоятельно. Выбираете уровень сложности.

1 уровень: придумать и записать 2 предложения со словами на изученную орфограмму. Выделить все орфограммы.

2 уровень: Придумать и записать небольшой текст по иллюстрации, используя слова на изученную орфограмму. Выделить все орфограммы.

Формулирует задание, позволяет выбрать уровень сложности самим учащимся.

Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания.

Регулятивные:

Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Развивать операции мышления.

Коммуникативные:

Осуществлять самоконтроль.

  1. Итог урока, рефлексия деятельности.

Цель: оценить результаты учебной деятельности.

8. Домашнее задание.

-Какие открытия мы с вами сделали?

  • (познакомились с новой орфограммой,
  •  научились писать слова с этой орфограммой,
  • составили алгоритм,
  •  узнали о новой работе мягкого знака.)

-Оцените свою работу с помощью смайликов.

Печатная тетрадь с.   , упр.   .

Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей.

Подводят итог под руководством  учителя.

Личностные: Способность  к самооценке.

Регулятивные:

Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности.

Дополнительно:

Задание: вставь в предложения слова с изученной орфограммой, объясни правописание этих слов.

Доска!  Охотник ночевал в домике лесника. В (…) он услышал жалобный (…).

Он накинул (…) и вышел во двор. Перед его глазами промелькнула летучая (…). И снова повторился (…).Охотник понял, что это кричит (…).

Слова: полночь, плач, плащ, мышь, сыч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в з классе по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода" УМК "Планета знаний"

Урок русского языка по русскому языку в 3 классе  УМК "Планета знаний" на тему "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"...

презентация к уроку русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных"

Презентация поспособствует обогащению урока яркими красками и лучшему усвоению материала....

Технологическая карта урока «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

Урок способствует воспитанию интереса к предмету, умению аргументированно доказывать свою точку зрения, формирует коммуникативные навыки, навыки контроля, взаимоконтроля, самоконтроля....

Урок русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

Представлена технологическая карта урока русского языка  в 3-м классе по УМК «Гармония». В качестве дополнительного методического пособия конспект может быть использован учителями, работающими по...

Урок русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"...

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...

методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных...