технологическая карта урока по теме: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему
Технологическая карта урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnolog_karta_rus.yaz_._3_klass_emelyanova_e.l.docx | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык, УМК « Школа России», 3 класс
Учитель: Емельянова Е.Л.
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.
Планируемые результаты обучения, формирование УУД:
- познавательные
- формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
- познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;
- выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.
2. развивающие
- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;
3. воспитывающие
- создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах.
Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.
Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Межпредметные связи: окружающий мир
Ресурсы для учителя:
-В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г.-с.31
-В.П.Канакина, Рабочая тетрадь «русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г, с.
Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие мл. школьников на уроках русского языка. 3 класс.- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г.-с.224
Ресурсы для учащихся:
-В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г.-с.31
-В.П.Канакина, Рабочая тетрадь «русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г, с.
-пословицы;
-карточки для работы в группах со словами грач, речь, малыш, ночь, вещь, мяч;
-ребусы;
-иллюстрации пейзажа для самостоятельной работы.
Этап урока | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Цель: Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | -Проверьте порядок на столе, всёли готовок уроку. Начинаем работать. Сегодня на уроке нам предстоит узнать новые сведения об именах существительных. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
Цель: Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила. |
«Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою дружу, На «отлично» напишу! -Ответьте на вопрос: -Какие согласные звуки встречаются чаще всего? -Как называются эти звуки? -Почему? -Какие шипящие звуки ещё знаете? -Дайте им характеристику. -Какие орфограммы связаны с этими звуками? -Вспомним написание букв, которые обозначают эти звуки. -Напишите цепочки букв, продолжите их. Доска!
Доска! Хорошую речь хорошо и слушать. Ученье-свет, а неученье - тьма. - Прочитайте пословицы, объясните их смысл. -Что общего в этих пословицах? -Что вы знаете о букве ь? -Найдите в пословицах слова, где мягкий знак указывает на мягкость согласного звука. - В каких словах ь предупреждает нас о том, что буквы е, ё, ю, я будут обозначать 2 звука. -В какую группу мы отнесём слово речь? Вывод: Слово речь ни в одну группу отнести нельзя, потому что буква мягкий знак выполняет какую-то другую работу. Попробуем разобраться. | Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения признаков шипящих звуков, проводит параллель с ранее изученного материала. Организует практическую работу по нахождению слов с мягким знаком. Создаёт условия для повторения знаний о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса, подводит уч. к выводу о новой роли мягкого знака в русском языке. | Работают с информацией, на слух определяют слова с шипящими звуками, дают характеристику звукам, называют орфограммы. Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Высказывают свои предположения по поводу написания мягкого знака в слове речь. | Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности. Познавательные: Развивают операции мышления (сходство и различие объектов) Коммуникативные: Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. |
Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных; согласовать тему и цель урока. | Доска! ГРАЧ, РЕЧЬ, МАЛЫШ, НОЧЬ, ВЕЩЬ, МЯЧ -Прочитайте слова. - К какой части речи относятся слова? -Что общего в этих словах? В чём отличие? -В чём нам предстоит разобраться? -Сформулируйте тему и цель урока. | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели. | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока. | Познавательные: Умение проводить сравнения по заданным критериям. Коммуникативные: Уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать тему и цель урока. |
Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знак после шипящего звука на конце имени существительного. Цель: Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. |
-А сейчас поработаем в группах. Задание написано на листах. Читаете его внимательно и сообща выполняете. -Проверим вашу работу. (Учащиеся вывешивают листы на доску, аргументируют свой ответ) - Что заметили? - Попробуйте сформулировать правило. Когда в существительных после шипящего звука будем писать мягкий знак на конце, у сущ. какого рода после шипящего Ь писать не будем? -Какую работу выполняет мягкий знак? - Сравним с правилом в учебнике. стр.31 -Вернёмся к слову речь. -Почему в этом слове пишется мягкий знак? Работа в парах -Сформулируйте ещё раз правило друг другу. -На что указывает ь?
ЁЖ, ЛЕЩ, ДОЧЬ, ПЛАЩ, РОЖЬ, СКРИПАЧ, МЫШЬ, ОБРУЧ, БРОШЬ -Я буду называть имена существительные с шипящим на конце слова, вы должны определить, надо писать или не надо мягкий знак в конце слова. Если в слове есть мягкий знак, вы приседаете, если его нет - прыгаете и хлопаете над головой.
-А сейчас мы попробуем составить алгоритм правильного написания слов с изученной сегодня орфограммой. -Что мы должны сделать, чтобы выяснить, нужно писать мягкий знак в имени существительном с шипящим звуком на конце слова или нет? Доска! Карточки перевёрнуты. По мере того, как дети называют пункты, учитель переворачивает карточки. Алгоритм
| Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило. Организует отдых. Контролирует процесс составления алгоритма, направляет учащихся на верный путь решения. | Выполняют работу в группах, доказывают свой ответ, пытаются сформулировать правило, сравнивают его с правилом в учебнике, проговаривают друг другу. Выясняют, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах. Выполняют упражнения. Составляют алгоритм под руководством учителя, в дальнейшем опираясь на него. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном. Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль. Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные: Планировать решение учебной задачи. |
Цель: Закрепить знания, полученные на уроке. | Доска!
ЛАНДЫШ… ? МЕЛОЧ… -Как будете решать орфографическую задачу? (по алгоритму) -Прочитаем памятку. Чтобы знать, как писать, Надо род определять. Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять. Если род мужской у слова- Нет знака никакого!
-Ребусы разгадали. Какая орфограмма во всех словах? -Запишем слова, объясняя правила правописания. | Проверяет понимание способа действия. | Проговаривают алгоритм работы с заданными словами. | Регулятивные Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии. |
Цель: Проверить навык усвоения новых знаний. | -На столах у вас иллюстрации. -Как можно назвать одним словом рисунок природы? Найдите слов, в которых спряталась наша орфограмма. -Сейчас будете работать самостоятельно. Выбираете уровень сложности. 1 уровень: придумать и записать 2 предложения со словами на изученную орфограмму. Выделить все орфограммы. 2 уровень: Придумать и записать небольшой текст по иллюстрации, используя слова на изученную орфограмму. Выделить все орфограммы. | Формулирует задание, позволяет выбрать уровень сложности самим учащимся. | Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания. | Регулятивные: Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Развивать операции мышления. Коммуникативные: Осуществлять самоконтроль. |
Цель: оценить результаты учебной деятельности. 8. Домашнее задание. | -Какие открытия мы с вами сделали?
-Оцените свою работу с помощью смайликов. Печатная тетрадь с. , упр. . | Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей. | Подводят итог под руководством учителя. | Личностные: Способность к самооценке. Регулятивные: Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности. |
Дополнительно:
Задание: вставь в предложения слова с изученной орфограммой, объясни правописание этих слов.
Доска! Охотник ночевал в домике лесника. В (…) он услышал жалобный (…).
Он накинул (…) и вышел во двор. Перед его глазами промелькнула летучая (…). И снова повторился (…).Охотник понял, что это кричит (…).
Слова: полночь, плач, плащ, мышь, сыч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в з классе по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода" УМК "Планета знаний"
Урок русского языка по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний" на тему "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"...
презентация к уроку русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных"
Презентация поспособствует обогащению урока яркими красками и лучшему усвоению материала....
Технологическая карта урока «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
Урок способствует воспитанию интереса к предмету, умению аргументированно доказывать свою точку зрения, формирует коммуникативные навыки, навыки контроля, взаимоконтроля, самоконтроля....
Урок русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
Представлена технологическая карта урока русского языка в 3-м классе по УМК «Гармония». В качестве дополнительного методического пособия конспект может быть использован учителями, работающими по...
Урок русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"...
Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...
методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных
методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных...